На пороге экологической катастрофы
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
На пороге экологической катастрофы.
Природа взывает о помощи. Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:
- загрязнение атмосферы;
- загрязнение вод мирового океана;
- загрязнение почв;
- парниковый эффект;
- радиоактивное загрязнение;
- истребление флоры и фауны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_poroge_ekologicheskoy_katastrofy.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа «На пороге экологической катастрофы»
«Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется».
Ф. Бэкон
Тема сегодняшнего классного часа - «На пороге экологической катастрофы». Катастрофа - это очень страшное слово - это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и крушение, и катаклизм. А экологическая катастрофа - это крушение жизни на Земле. И это, конечно же, может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека.
Ученик: Природа взывает о помощи. Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:
- загрязнение атмосферы;
- загрязнение вод мирового океана;
- загрязнение почв;
- парниковый эффект;
- радиоактивное загрязнение;
- истребление флоры и фауны.
Промышленность, котельные, транспорт - три основных источника загрязнения атмосферы. Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всем мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение - это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением.
В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете? Наш ответ - повышение экологической культуры каждого человека. Человек, обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что, помогая природе, он помогает самому себе.
КЛ. РУК: Тревожные факты. Что называют экологической катастрофой? Это крайне неблагоприятное изменение природной среды после стихийного бедствия или деятельности человека. Это большой экологический ущерб: гибель живых организмов, заражение воздуха, воды, почвы. Сегодня экологическая катастрофа угрожает всему человечеству. Мы познакомим вас с тревожными фактами, которые говорят о том, что Россия уже сегодня стоит на пороге экологической катастрофы.
Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения.
Водоемы России и питьевая вода некоторых городов загрязнены диоксинами - это вреднейшие для человека вещества. По мнению некоторых ученых, от диоксинового загрязнения водоемов в нашей стране ежегодно погибает около 20 тыс. человек. Деятельность человека стала угрожать существованию видов животных и растений. С 1600 г. исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев. Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц. 3а последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.
Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.
70% жителей России - это горожане. Горожанин нашей страны производит ежегодно примерно 300 кг бытового мусора. В итоге города обрастают свалками, территория которых быстро расширяется.
Для сравнения: в США на одного жителя приходится 70 кг мусора в год, а в благополучной Швеции - в 3 раза меньше. Граждане России должны осознать масштабы экологической угрозы и защитить природу, защитить будущие поколения.
Ученик: Доходы из отходов. Мусорная свалка за нашим городом когда-то представляла собой ужасное зрелище. Горы разнообразного мусора, над которыми летают тучи ворон и голубей, страшная вонь, крысы, а на фоне всего этого - жалкие лачуги из картона, целлофана и автомобильных шин и люди, которых привела сюда нужда.
Такую картину можно было видеть совсем недавно. Но вот возле свалки построили завод по переработке мусора, и картина изменилась. Чтобы ядовитые вещества не проникали в сточные воды и не травили природу, дно котлована, куда свозят мусор, устлано специальным материалом, бентафиксом. Вот приезжает мусоровоз и сваливает мусор в бункер. Оттуда мусор попадает на конвейер и сортируется рабочими. Отходы, которые невозможно переработать, собирают в пакеты и вывозят. Как вы думаете, куда? Все остальное идет в переработку. Металл отделяет магнитный сепаратор. Потом металлический лом прессуют и продают заводам. Полиэтиленовые бутылки бросают в машину, наподобие мясорубки, и через секунду из этих бутылок получается фарш - гранулы. Из этих гранул можно опять делать бутылки, игрушки и даже одежду. Очень много на свалке автомобильных шин. Раньше их сжигали, отравляя воздух ядовитым зловонным дымом. А теперь из этих шин производят самую настоящую нефть.
Во всем мире сбор и переработка мусора приносят прибыль. На специальных предприятиях перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен, делают строительные материалы, получают удобрения, сжиженный газ, метан и даже бензин. Из отходов вырабатывают тепло и электроэнергию. «Мусор приносит золото», - считают те, кто знает, что такое экологическая культура.
Первое, что бросается в глаза, - большое количество стеклянных и полиэтиленовых бутылок на газонах и возле деревьев.
Второе, Отсутствие урн и мусорных корзин на тротуарах.
Третье - огромное количество мусора под окнами жилых домов. По замечанию дворников, многие жители верхних этажей не выносят мусор, а просто выбрасывают его ночью из окон.
Четвертое - по всей улице кучи опавшей листвы. Ее не вывозят, а сжигают на месте, хотя это категорически запрещено санэпидстанцией.
Пятое - почти все жители выгуливают собак на газонах.
Шестое - большое количество бездомных кошек и собак во дворах.
Седьмое - некоторые водители моют свои машины прямо на газонах.
Эти факты говорят о том, что у многих жителей нашего микрорайона отсутствует экологическая культура.
Ученик: Преступления против природы. Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Об этом записано в Конституции Российской Федерации. Какие же наказания предусмотрены тем, кто нарушает это право?
Тот, кто нарушает это право, несет ответственность: материальную, административную, дисциплинарную или уголовную. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть целая глава, которая называется «Экологические преступления». В этой главе рассматриваются три вида экологических преступлений:
1. Нарушение правил экологической безопасности - все, что связано с производством, хранением, переработкой вредных и отравляющих веществ.
2. Преступления против неживой природы - загрязнение атмосферы, вод, почвы.
3.Преступления против живой природы - нарушение правил охоты, рыболовства, вырубка лесов, разрушение среды обитания животных.
А кто следит за соблюдением этих законов? За соблюдением этих законов следит экологическая милиция. Но ей должен помогать народ. Как помочь природе?
Предлагаю вам обсудить три вопроса. Первый вопрос: «Человек - часть природы или ее властелин?»
ЗДЕСЬ ОТВЕЧАЕТ КЛАСС:
- Конечно, часть природы, он потребляет продукты природы, он влияет на природу, и природа влияет на него.
- Конечно, не властелин: природа может существовать без человека, а человек без природы не выживет.
- Человек - властелин природы. Он покорил землю, воды, атмосферу и даже космос.
- Властелин - в природе нет ни одного живого существа, которое было бы сильнее человека.
- Конечно, не властелин - человек слаб, он может погибнуть от холода, голода, жажды.
- Человек очень сильно зависит от природы - как же он может быть ее властелином?
- Человек - это раб природы. Он приспосабливается к природе.
- Человек - хозяин природы, он, наоборот, приспосабливает ее для себя.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. Мы выслушали полярные точки зрения. Наверное, каждая точка зрения имеет право на существование. Человек, безусловно, часть природы. Конечно, он приспосабливает природу к своим нуждам и приспосабливается к природе сам. Об этом очень мудро сказал английский ученый Фрэнсис Бекон: «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется».
Теперь предлагаю вам обсудить еще один вопрос: согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа? Если да, то может ли человечество ее предотвратить?
Примерные ответы детей:
- Угрожает, предотвратить можно, если ввести очень строгие наказания за экологические преступления.
- У Земли большой запас прочности, никакой катастрофы нет, это выдумки экологов, чтобы брать деньги с фирм.
- Ничего нельзя сделать, катастрофа неизбежна. Потому что бизнесмены не откажутся от своих доходов.
- Катастрофы не будет - люди образумятся и поймут, что нужно умерить свои аппетиты.
- Сейчас уже не хватает чистой воды, а когда будет нечем дышать, тогда люди задумаются и остановят катастрофу.
- Когда окончательно угробят природу на Земле, перелетят на какую-нибудь другую планету.
Классный руководитель. В основном все-таки все согласились, что экологическая катастрофа - это не выдумка ученых, а реальная угроза человечеству. В чем же спасение?
Некоторые ученые так отвечают на этот вопрос: «Экологическая грамотность и экологическая культура». Как вы понимаете, что это такое?
ЗДЕСЬ ОТВЕЧАЕТ КЛАСС:
Экологическая грамотность:
- это знание экологических законов.
- это знание, что вредно для природы, а что полезно.
- это знания о растениях животных, об атмосфере, воде - обо всем, что нас окружает.
Экологическая культура:
- это умение предвидеть вредные последствия наших действии-
- это понимание, что в мире все взаимосвязано.
- это сознание ответственности за природу.
Классный руководитель. Представим себе, что мы все уже экологически грамотные и культурные люди. Что мы можем сделать; чтобы предотвратить экологическую катастрофу?
ЗДЕСЬ ОТВЕЧАЕТ КЛАСС:
- Мы можем соблюдать экологические законы.
- Можем отказаться от одежды из натурального меха, от кожаной обуви.
- Можем разъяснять нарушителям экологические законы.
- Можем экономить воду, тепло, электричество.
- Можем подкармливать птиц - ведь их так мало!
- Мы должны сообщать экологической милиции обо всех экологических нарушениях.
- Мы можем создать группы, которые будут патрулировать микрорайон.
Классный руководитель. Спасибо всем участникам дискуссии. Надеюсь, этот разговор заставит вас более серьезно и ответственно относиться к экологии.
Ученик. Внимание, начинаем викторину. (Ведущие задают вопросы командам по очереди.)
Знаете ли вы фауну и флору:
1. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя.)
2. Какое ядовитое растение помогает при болезнях сердца? (Ландыш.)
3. Из какого дерева делают лыжи? (Береза.)
4. Какая лесная птица может подражать голосам других птиц? (Скворец.)
5. Что птицам страшнее - голод или холод зимой? (Голод.)
6. В пруду купался, а сух остался. (Гусь, утка.)
7. У кого осенью детеныши родятся? (У зайцев.)
8. Листья каких наших деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена.)
9. Сколько крыльев у жука? (Две пары.)
10. Какая самая маленькая птица в России? (Королек.)
11. Кит - рыба или зверь? (Зверь морской.)
12. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек.)
Ученик: Народный прогноз погоды:
13. Если дым из трубы поднимается столбом... (будет мороз).
14. Если утром на траве роса... (дождя не будет).
15. Если длинные сосульки... (весна будет затяжной).
16. Если ночью был иней... (снега не будет).
17. Если птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне... (лето будет холодным).
18. Если рыба выскакивает из воды... (будет дождь).
19. Если вечером сильно кричат лягушки, сильно стрекочут кузнечики... (будет ясно).
20. Если иней на деревьях... (будет мороз).
21. Если грачи рано прилетели... (весна будет теплая).
22. Если зимой туман... (будет оттепель).
23. Если ласточки и стрижи летают низко над землей... (будет дождь).
24. Если с утра цветы одуванчика не раскрываются... (будет дождь).
Ученик: По материалам сегодняшнего классного часа:
25. Назовите три основных источника загрязнения атмосферы. (Промышленность, котельные, транспорт.)
26. Сколько видов животных может исчезнуть к концу нынешнего века, по прогнозам ученых? (От четверти до половины.)
27. Какое море на территории России уменьшилось вдвое? (Аральское.)
28. Сколько птиц приходится на каждого жителя планеты? (25.)
29. На сколько километров вокруг заражают почву промышленные предприятия? (От 5 до25.)
30. Сколько килограммов мусора в год производит средний российский горожанин? (300 кг.)
31. Что можно произвести из старых шин в результате переработки? (Нефть.)
32. Что можно делать из старых полиэтиленовых бутылок после переработки? (Мебель, посуду, бутылки, игрушки, одежду.)
33. Какой штраф заплатила компания Exxon за крушение свое танкера у берегов Аляски в 1989 г.? (125 млн долларов.)
34. Сколько животных может погибнуть в результате гибели одного вида растения? (До 35 видов.)
35. Как назвать одним словом весь растительный мир Земли? (Флора.)
36. Как назвать одним слово весь животный мир Земли? (Фауна.)
Ведущий 10. Вопросы викторины исчерпаны. Каковы результаты?
(Помощник объявляет результат.)
Ведущий 10. Как видим, в команде (название) собрались лучшие знатоки экологии. Поздравляем их с победой и закрываем наш журнал.
Классный руководитель. Экологическая катастрофа, экологическая культура, экологическая грамотность - вот содержание нашего сегодняшнего разговора - Тревога? Ощущение опасности? Вера в разум и совесть человека? Надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу?
ЗДЕСЬ ОТВЕЧАЕТ КЛАСС:
- Цифры и факты гибели природы производят гнетущее впечатление.
- Очень жалко птиц и зверей, которые страдают от человека.
- Появилось желание что-то делать, спасать природу.
- Подумал, что экологический милиционер - это очень нужная и интересная профессия.
Катастрофа Сибири.
Ученик. В Сибири с конца июля 2019 года горит больше миллиона гектаров леса.
В конце июля 2019 года - Сибирь охватили масштабные лесные пожары. На 23 июля этого года - пожарами охвачено более одного миллиона гектаров леса.
В Красноярском крае, Иркутской области и других частях России происходит настоящая экологическая катастрофа. Эксперты отмечают, что одной из причин стремительного распространения огня стал приказ Минприроды РФ «Об утверждении правил тушения лесных пожаров», действующий с 2015 года.
Ученик. Именно тогда появился термин «зона контроля» или «зона мониторинга»: так называют территории, на которых лесные пожары можно не тушить, если установлено, что огонь не представляет непосредственной угрозы для населенных пунктов и объектов экономики, а затраты на борьбу окажутся больше, чем потенциальный вред.
Площадь лесных пожаров в Иркутской области, Бурятии и Красноярском крае составила 1 миллион 151 тысяч 186 гектаров.
В Иркутской области горит 342 тысячи 084 гектаров леса. Из них тушат чуть больше четверти: 55 пожаров на площади 98 тысяч 079 га. Еще 40 пожаров на площади 244т. 005 га лишь наблюдают.
В Красноярском крае тушат всего 7,8% от всех пожаров: 58т. 409 га, при этом наблюдают 687т. 722 га. Общая площадь горящего леса в крае – 746т. 131 га.
Ученик. В Бурятии наблюдают 17 пожаров на площади 52т. 359 га, тушат 8 на площади 10т. 612 га, что составляет 16,8% от общей площади в 62т. 971 га.
Итого почти миллион гектаров леса просто горит.
По словам властей, весь этот лес находится в труднодоступных районах. Ценной древесины там нет, угрозы населенным пунктам - тоже. Затраты на его тушение превысят стоимость древесины, соответственно, тушить его экономически нецелесообразно. Так решили на заседаниях региональных комиссий по ЧС.
Изначально предполагалось, что к зонам контроля отнесут труднодоступные, отдаленные районы, в которые сложно, а то и невозможно добраться людям и технике. По факту такими зонами стали лесные площади.
Ученик: Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Радиомачты - ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья - лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Ученик: Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!
Ведущий: Сейчас вы увидите сценку «Два туриста». Ваша задача - определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами. На сцене - декорация(2-3 изготовленных из картона дерева). Выходят два туриста с рюкзаками: 1-й турист. Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью разведу костер. (На полную мощь включает транзистор, танцует).
2-й турист (подбегает). Там, среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде - крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенцов домой и выкормлю.
1-й турист. Предлагаю подкрепиться.
2-й турист. Ай, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.
1-й турист. А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой. потому как они ядовиты. Ответ. Нарушены следующие правила поведения в лесу: 1.Нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и режущими предметами.
2.Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней.
3.Нельзя в лесу поднимать шум, включать громко транзисторы и магнитофоны. Потревоженные птицы и звери покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и нередко гибнут.
4.Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда - это приводит их к гибели.
5.Нельзя загрязнять лес. Помните, что оставленная бумага до полного разложения лежит 2 года, консервная банка - более 90 лет, полиэтиленовые пакеты - более 200 лет, стекло - более 1000 лет.
6.Нельзя повреждать муравейники. Муравьи - санитары леса. Они уничтожают за день около 70-100 тысяч вредителей леса.
7.Грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать несъедобные грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор - лекарство для лосей.
Ведущий: читает обращение М. М. Пришвина.
"Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.
РИСОВАНИЕ ПЛАКАТА «СПАСТИ ПРИРОДУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок экологии по теме «На пороге экологической катастрофы» для 10 класса
Тема: НА ПОРОГЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ Цель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия. Задачи: Образовательные: Обеспечить усвоение и ...
На пороге экологической катастрофы
Катастрофа – это очень страшное слово. Синонимом к этому слово подходят слова: непоправимая беда, крушение, авария, катаклизм, трагедия, трагическое событие. А экологическая катастрофа – это крушение ...
На пороге экологической катастрофы...
Сценарий...
"На пороге экологической катастрофы"
Тема: На пороге экологической катастрофыЦель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия.Задачи:Образовательные: Обеспечить усвоение и развит...
Устный журнал «На пороге экологической катастрофы»
Цель: Расширение представлений ребят о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе.Задачи: Ознакомить с фактами уничтожения природы России.Способствовать формированию полож...
Разработка урока экологических знаний "Экологические катастрофы"
Цель: формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе; Задачи:Образовательные: создавать условия для освоения учащимися информации о причинах экологической...
Единый урок экологии "На пороге экологической катастрофы"
Урок проводится с целью привлечения внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем и помощи в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении ок...