Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
методическая разработка (7, 8 класс) на тему
- Повторение изученного материала.
- Развитие памяти, логического мышления, слухового аппарата, речи, интонации.
- Воспитание интереса к предмету (русскому языку и литературе), чувству коллективизма, ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_chto_gde_kogda.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Кудряшова В.В.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Цель:
- Повторение изученного материала.
- Развитие памяти, логического мышления, слухового аппарата, речи, интонации.
- Воспитание интереса к предмету (русскому языку и литературе), чувству коллективизма, ответственности.
Команда «Знатоки»
1. Они есть у всех образованных людей;
2. Их считают лучшим подарком;
3. Они бывают в мягком и твёрдом переплёте.
«К Н И Г И»
Команда « Любители»
1. Ими бывают мужчины и женщины разных национальностей;
2. Они иногда сами являются героями;
3. Их трудами являются рассказы, повести, романы.
«П И С А Т Е Л И»
Команда «Эрудиты»
1. Они бывают большими и маленькими;
2. Находятся в специальных местах и у любого жителя;
3. Название получили от «Первой книги»
«Б И Б Л И О Т Е К А»
З А Д А Н И Я.
1. Определите в чём особенность построения стихотворения В.Брюсова
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.
2. Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного русского поэта XIX века Э. Минаева?
В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где, на сене
Лёжа, слушал песню Сени:
«Ах вы, сени, мои сени…»
3. Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Традиция –
Атеист –
Банкротство –
Маркетинг –
Триумф –
Атлет-
Шеф –
4. Найдите фразеологические обороты и раскройте их значение.
Три загадки.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
- Ишь разошёлся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать.
А они на него напустились:
- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте три загадки!
- Какие ещё загадки? – удивились ребята и кулаки разжали.
- А вот какие, - сказал дежурный. – Слушайте: где раки зимуют, кто из кожи вон везет и спит с открытыми глазами?
(По Н. Сладкому)
5. Укажите, в чём особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.А.Некрасова «Рыцарь на час»
От ликующих праздно болтающих,
обагряющих руки в крови
уведи меня в стан погибающих
за великое дело любви.
6. Укажите глагол, который в единственном числе имеет окончания I спряжения, а во множественном числе – II спряжения.
1. Строить. 2 . Хотеть. 3. Читать. 4. Нести. 5. Прыгнуть.
7. В каком слове ударение падает на первый слог?
1. Каучук. 2. Маляр. 3. Силос. 4. Партер. 5. Звонит.
8. Вставьте пропущенные слова, раскройте скобки.
Вера купила три килограмма (яблоки) ___________________ и пятьсот (грамм)
_____________________ (помидоры), а также полтора (килограмм) ___________________
(апельсины) ______________________ .
9. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
«____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».
10. Узнай героя по описанию.
«…из числа челяди он был самым замечательным лицом: мужчина двенадцати вершков ростом, сложенный богатырь и глухонемой от рождения…»
11. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое?
Найдите его в реплике А.Чацкого.
Когда в делах – я от веселий прячусь.
Когда дурачиться – дурачусь,
А смешивать два этих ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(А. Грибоедов «Горе от ума»)
12. Перепишите, прочитайте, оформив числительные словами.
Альбом с 888 иллюстрациями;
Экскурсия продолжалась 24 суток;
755-миллионный вклад;
Переписка с 98 странами.
13. Меня зовут Тёма. Мне 10 лет. Я живу в Санкт-Петербурге. Разгадай шараду и узнаешь название среднего учебного заведения XIX века.
Первая часть слова –
торжественная песня,
Вторая – часть света.
Целое – учебное заведение
Для будущих чиновников,
учёных, поэтов.
14. Императора Александра II в народе называли царём-Освободителем. Когда произошли столь важные изменения в стране (назовите дату).
Разгадав шараду, сможешь назвать эти перемены.
Слог первый – нота музыкальная,
Два следующих – одежда специальная,
Целое преобразует устои и нормы,
И улучшает жизнь –
15. Учитель С.А. Рачинский учил своих учеников арифметике. Особенно он старался развивать память детей. Для других учителей он написал книгу «Тысяча и одна задача для умственных вычислений». Рачинский говорил, «… если запомнить квадраты всех чисел от одного до двадцати пяти, а большинство учеников их помнили, то легко найти квадрат любого двузначного число, превышающего 25».
А теперь попробуй решить задачу из его учебника.
С этой задачей легко справлялись крестьянские дети. А ты справишься за минуту?
2 2 2 2 2
(10 + 11 + 12 ) + (13 + 14 ) =
365
16. В настоящее время учеников одного класса называют одноклассниками. Как называли их в XIX веке и почему именно так?
17. Найдите в тексте сложносокращённые слова. Расшифруйте их за минуту.
В том НИИ был народ увлечённый,
Но с обильем расчётов и тем
Стало трудно справляться учёным,
И поставили им ЭВМ.
(В.Подкопаев)
18. Замените устаревшие слова современными:
Очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.
19. 1 вопрос. Его называют «отцом космонавтики».
2 вопрос. Её называют «матерью всех пороков».
3 вопрос. А.П.Чехов называл её – «сестрой таланта».
20 1 вопрос. А.В.Суворов называл её «матерью победы».
2 вопрос Эту планету называют «сестрой Земли
3 вопрос Его называют «отцом истории»
21. Назовите имена трёх зарубежных писателей-сказочников.»
22. Назовите трёх героев поэмы Гомера «Одиссея».
23. Разыскивается невеста:
1. «В ней было две девушки…Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов…»
2. «Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русскими волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».
24. Красота – это страшная сила. Из-за этой красавицы один человек убит, другой – казнён. Такова цена её доброго имени. Кто она?
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно, будто лебёдушка;
Смотрит сладко, как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие, заплетённые,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
25. Мы разыскиваем человека, который не выполняет условия договора. Послушайте показания свидетеля.
«Его выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. По контракту обязан он был учить меня по-немецки, по-французски и всем наукам, но он предпочёл наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, и потом каждый из нас занимался уже своим делом».
26. Много профессий есть в мире. Сейчас мы с вами вместе попробует ту, которую выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст называл «поистине праведным искусством».
- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог;
- Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку;
- Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха;
- Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех.
(ЗЕМЛЕДЕЛИЕ)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, сто это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся её.
А между тем Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: (продолжите цитату)
27. Есть музеи, посвящённые одному человеку. Таков Музей А.В.Суворова в Санкт-Петербурге. Он был заложен в день столетия его смерти и открыт в 1904 году. Здание очень красивое, фасад его украшают две большие мозаичные картины. Одну из них, изображающую отъезд Суворова из села Кончанского в победоносный поход 1799 года, выкладывал известный художник-мозаичист. Его маленький трёхлетний сын Миша помогал отцу и даже положил несколько цветных камней в изображение ёлочек. Через много лет Миша стал замечательным писателем.
А вопрос такой? Назовите фамилию писателя и его отца художника. Подсказка: им написаны рассказы
28. Соедините фразеологическое сочетание из левой части с его объяснением в правой.
1. Не ударить в грязь лицом. | А. Занятие, которое себя не оправдывает. |
2 Держать себя в руках. | Б. Обязательно. |
3 Мелькнуть как молния. | В. Очень быстро. |
4 Игра не стоит свеч. | Г. Точно в цель. |
5 Стрелять без промаха. | Д. Сохранять самообладание. |
6 Во что бы то ни стало. | Е. Показать себя с лучшей стороны. |
7 Не находить себе места. | Ж. Быть в состоянии большого волнения. |
8 Вешать голову. | З. Огорчаться. |
Ответы: 1 ___ , 2 _____ , 3 _______ , 4 _____ ,
5 _____ , 6 ______ , 7 _______ , 8 ______
Неделя русского языка и литературы 2014 .
Учитель Кудряшова В.В.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Цель:
- Повторение изученного материала.
- Развитие памяти, логики, слухового аппарата, речи, интонации.
- Воспитание интереса к предмету (русскому языку и литературе), чувству коллективизма, ответственности.
Команда «Знатоки»
1. Они есть у всех образованных людей;
2. их считают лучшим подарком;
3. Они бывают в мягком и твёрдом переплёте.
«К Н И Г И»
Команда « Умники»
1. Ими бывают мужчины и женщины разных национальностей;
2. Они иногда сами являются героями;
3. Их трудами являются рассказы, повести, романы.
«П И С А Т Е Л И»
Команда «
1. Они бывают большие и маленькие»
2. Находятся в специальных местах и у любого жителя;
3. Название получили от «Первой книги»
«Б И Б Л И О Т Е К А»
З А Д А Н И Я ( ответы)
1. Определите в чём особенность построения стихотворения В.Брюсова
Необычность стихотворения В.Брюсова заключается в том, что каждое следующее слово начинается с очередной буквы алфавита (А – алый, Б – бархат, В – вечереет и т.д.)
2. Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного русского поэта XIX века Э. Минаева?
Омонимы, в частности омофоны (неполные омонимы), совпадающие только в произношении:
На Сене (река); сени (сенцы), на сене (сухая трава), песню Сени (мужское имя Семён).
3. Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Традиция – обычай;
Атеист – безбожник;
Банкротство – несостоятельность;
Маркетинг – рынок, сбыт;
Триумф – победа;
Атлет- борец;
Шеф – начальник.
4. Найдите фразеологические обороты и раскройте их значение.
Из кожи (вон) лезть (вылезать) - разг. Стараться изо всех сил, чрезмерно усердствовать.
Где раки зимуют – проучить, показать кому-либо, чтобы не захотелось повторить в другой раз, чтобы впредь было неповадно. Выражение угрозы.
Спать с открытыми глазами – употребляется при подлежащем со значением лица. Следить за чем-нибудь или кем-нибудь.
5. Укажите, в чём особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.А.Некрасова «Рыцарь на час».
Причастия ЛИКУЮЩИХ, БОЛТАЮЩИХ, ОБАГРЯЮЩИХ воспринимаются здесь как существительные.
От ликующих, праздно болтающих,
обагряющих руки в крови
уведи меня в стан погибающих
за великое дело любви.
6. Укажите глагол, который в единственном числе имеет окончания I спряжения, а во множественном числе – II спряжения.
1. Строить. 2 . Хотеть. 3. Читать. 4. Нести. 5. Прыгнуть.
7. В каком слове ударение падает на первый слог?
1. Каучук. 2. Маляр. 3. Силос. 4. Партер. 5. Звонит.
8. Вставьте пропущенные слова, раскройте скобки.
Вера купила три килограмма (яблоки) ЯБЛОК и пятьсот (грамм) ПОМИДОРОВ (помидоры), а также полтора (килограмм) КИЛОГРАММА АПЕЛЬСИНОВ,
9. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
« И я там был, мёд пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»,
10. Узнай героя по описанию.
Герасим.
И.С.Тургенев «Муму».
11. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое?
Найдите его в реплике А.Чацкого.
Слово, которое обозначало в древнерусском языке 10 000 – «тьма».
12. Перепишите, прочитайте, оформив числительные словами.
Альбом с восьмьюстами восьмьюдесятью восьмью иллюстрациями;
Экскурсия продолжалась двадцать четверо суток;
Семисот пятидесяти пятимиллионный вклад;
Переписка с девяноста восьмью странами.
13. Меня зовут Тёма. Мне 10 лет. Я живу в Санкт-Петербурге. Разгадай шараду и узнаешь название среднего учебного заведения XIX века.
г | и | м | н | а | з | и | я |
14. Императора Александра II в народе называли царём-Освободителем. Когда произошли столь важные изменения в стране (назовите дату).
Разгадав шараду, сможешь назвать эти перемены.
Р Е Ф О Р М А отмены крепостного права в 1861 году.
По указу Александра II совершилась реформа образования. Изменилась армия – солдаты стали служить шесть лет, а не 25, как было раньше. Время Великих реформ вызвало развитие промышленности, расцвет культуры, привело к знаменитым
Научным открытиям.
15. Учитель С.А. Рачинский учил своих учеников арифметике. Особенно он старался развивать память детей. Для других учителей он написал книгу «Тысяча и одна задача для умственных вычислений». Рачинский говорил, «… если запомнить квадраты всех чисел от одного до двадцати пяти, а большинство учеников их помнили, то легко найти квадрат любого двузначного число, превышающего 25».
А теперь попробуй решить задачу из его учебника.
С этой задачей легко справлялись крестьянские дети. А ты справишься за минуту?
2 2 2 2 2
(10 + 11 + 12 ) + (13 + 14 ) =
365
16. В настоящее время учеников одного класса называют одноклассниками. Как называли их в XIX веке и почему именно так?
По старинной традиции каждый из учеников преподносил учителю за науку горшок каши. Учитель раздавал детям деревянные ложки, и все вместе ели одну кашу, поэтому называли себя ОДНОКАШНИКАМИ.
17. Найдите в тексте сложносокращённые слова. Расшифруйте их за минуту.
НИИ – научно-исследовательский институт.
ЭВМ – электронно-вычислительная машина.
18. Замените устаревшие слова современными:
Очи – глаза;
Чело – лоб;
Ланиты – щёки;
Уста – губы;
Перст – палец;
Брань – битва;
Глаголет – говорит;
Льзя – можно;
Зрачный – видный;
Брадобрей – парикмахер.
19. 1 вопрос. Циолковский.
2 вопрос. Лень.
3 вопрос. Краткость.
20. 1 вопрос. Дисциплина.
2 вопрос. Венера.
3 вопрос. Геродот.
21. Назовите имена трёх зарубежных писателей-сказочников?
(Андерсен, Гримм, Перро…)
22. Назовите трёх героев поэмы Гомера «Одиссея».
(Одиссей, Пенелопа, Циклоп, Телемах, Калипсо)
23. Разыскивается невеста:
1. «В ней было две девушки…Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов…»
Ассоль. А. Грин. «Алые паруса»
2. «Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русскими волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».
Маша Миронова. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
24. Красота – это страшная сила. Из-за этой красавицы один человек убит, другой – казнён. Такова цена её доброго имени. Кто она?
(Алёна Дмитриевна. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
25. Мы разыскиваем человека, который не выполняет условия договора. Послушайте показания свидетеля.
( Француз Бопре. А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
26. Много профессий есть в мире. Сейчас мы с вами вместе попробует ту, которую выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст называл «поистине праведным искусством».
(ЗЕМЛЕДЕЛИЕ)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, сто это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся её.
А между тем Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
27. Фамилия писателя – Михаил Зощенко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов
Цели математического мероприятия: 1. Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"
Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики. игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...