Хакерство – профессионализм или хулиганство?
проект на тему

Шестопалова Ольга Александровна

Во вступительной статье журнала хакеров редактор пишет: "Мы должны быть очень осторожны, чтобы не поддаться соблазну настоящего преступления. Если вы ему поддадитесь, то дух приключений и открытий будет вытеснен жаждой наживы... не говоря уже о том, что вы превратитесь в низкопробную дешевку". Этот призыв выражает этику хакеров, согласно которой основная мотивация хакера - это "приключения и открытия", а не злонамеренные действия. И, тем не менее, в СМИ встречается достаточно много  сообщений о злоумышленных взломах компьютерных систем.

Кто же они, сегодняшние хакеры – любознательные исследователи мира или  скрытые преступники?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_9b_-_5_.doc510 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра  (Тюменская область)

Научно-исследовательская работа
на VIII городской Слёт
научных обществ обучающихся образовательных учреждений

города Нижневартовска

                            Хакерство – профессионализм или хулиганство?

Автор:

Иванова Елизавета 9 «Б» класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 34

Руководитель:

Шестопалова Ольга Александровна

учитель информатики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 34

Нижневартовск 2012г.

                           

Иванова Елизавета Витальевна

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра  (Тюменская область)

город Нижневартовск Муниципальная средняя бюджетное 

общеобразовательная школа № 34 10 Б класс

Задачи проекта:

1. Обобщенная формулировка задачи

Во вступительной статье журнала хакеров редактор пишет: "Мы должны быть очень осторожны, чтобы не поддаться соблазну настоящего преступления. Если вы ему поддадитесь, то дух приключений и открытий будет вытеснен жаждой наживы... не говоря уже о том, что вы превратитесь в низкопробную дешевку". Этот призыв выражает этику хакеров, согласно которой основная мотивация хакера - это "приключения и открытия", а не злонамеренные действия. И, тем не менее, в СМИ встречается достаточно много  сообщений о злоумышленных взломах компьютерных систем.

Кто же они, сегодняшние хакеры – любознательные исследователи мира или  скрытые преступники?

2. Ключевое задание

Разработайте проект объединения  юных хакеров в легальный кружок и использования их знаний в «мирных» целях.

3. Контекст решения задачи

В Вашей школе сложился небольшой кружок учеников, отлично разбирающихся в работе компьютерных сетей. Их знания помогли им взломать сайт Вашей школы и оставить там свои комментарии.

4. Задания, которые приведут к решению:

  • Познакомьтесь с существующими школами хакеров;
  • Изучите мировой опыт борьбы с хакерами;
  • Перечислите действия хакеров, которые являются уголовно наказуемыми;
  • Продумайте возможные формы организации и направления работы с юными хакерами;
  • Оформите свой вариант решения задачи в виде проекта. Оформите приложение.

Где есть созидание, вместе с ним рука об руку идет и разрушение, интернет-среда не исключение. Чем можно обусловить явление хакерства в сети?

Ровно тем же, чем можно обусловить все иные грехи человека – человеческой слабостью и недочеловечностью, в данном случае.

Хакер – это лицо, совершающее систематический несанкционированный доступ в защищенную информационную среду, но основное значение этого слова, перевод с английского – «дилетант, непрофессионал» в какой-то области.

Последнее десятилетие характеризуется резким изменением структуры преступности   в России,   ее ростом, появлением с принятием нового Уголовного кодекса РФ  новых видов преступлений и способов их совершения. В их числе и преступления в сфере компьютерной информации.

Необходимость борьбы с незаконными деяниями в области компьютерных технологий во многом обусловлена стремительным развитием  научно-технического прогресса.  Глобальная компьютеризация современного общества, затрагивающая практически все стороны деятельности людей, предприятий и организаций, государства породила новую сферу общественных отношений, которая, к сожалению, нередко становится объектом противоправных действий.

Однако новизна и специфичность преступлений в сфере компьютерной информации,  многообразие предметов и способов преступных посягательств, их высокая латентность создали для правоохранительных органов существенные преграды на пути к защите прав и интересов общества и государства. Положение усугубляется общим снижением эффективности деятельности в сфере раскрытия и расследования преступлений. Российские правоохранительные органы крайне медленно адаптируются к новым условиям борьбы с преступностью.

В этом отношении  пока в долгу перед практиками криминалистическая наука,  призванная разработать научно обоснованные рекомендации, соответствующие особенностям раскрытия и расследования преступлений в современных условиях.

Изучение проблем расследования преступлений в сфере компьютерной  информации выступает одной из острейших задач современной криминалистической науки. Несмотря на то, что в последние годы в криминалистической литературе уделяется повышенное внимание методике расследования компьютерных преступлений, в этой области еще остается ряд нерешенных и дискуссионных вопросов. В частности, нуждается в уточнении криминалистическая характеристика лиц, совершающих преступления в сфере компьютерной информации.

Классификация лиц, совершающих преступления в сфере компьютерной информации, неоднократно рассматривалась в криминалистической  литературе. В их числе обычно особо выделяется группа так называемых «хакеров». Эти лица характеризуется в криминалистической литературе как профессионалы высокого класса, использующие   свои   интеллектуальные   способности для разработки способов преступных посягательств  на компьютерную информацию (преимущественно «взломов» систем компьютерной защиты и безопасности). Иногда их еще называют компьютерными хулиганами. В качестве основных признаков, указывающих на совершение компьютерных преступлений именно этой группой лиц, выделяются:

-        отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению;

-        оригинальность способа совершения преступления;

-        использование в качестве орудий совершения преступления бытовых технических средств и предметов;

-        непринятие мер к сокрытию преступления;

-        факты немотивированного озорства.

Однако, и это представляется важным, используемый в криминалистике   термин   «хакер», не совсем точно характеризует рассматриваемую группу лиц, совершающих компьютерные преступления. Исследуя специальную литературу по вопросам компьютерной безопасности, мы обратили внимание на разделение всех профессионалов-компьютерщиков на две группы: уже упоминавшихся «хакеров» и так называемых «кракеров». Фактически и те, и другие занимаются поиском уязвимых мест в вычислительных системах и осуществлением атак на данные системы («взломы»). Однако основная задача «хакера» состоит в том, чтобы, исследуя вычислительную систему, обнаружить слабые места в ее системе безопасности и информировать пользователей и разработчиков системы с целью последующего устранения найденных недостатков, внести предложения по ее усовершенствованию]. «Слово «хакер» во многих случаях обозначает талантливого законопослушного программиста». «Кракер» же, осуществляя взлом компьютерной системы, действует с целью получения несанкционированного доступа к чужой информации. Мотивы этого могут быть различными: хулиганские побуждения, озорство, месть, орыстные побуждения, промышленный и иной шпионаж и пр.    Таким образом, на наш взгляд,  для обозначения одной из основных групп лиц, совершающих преступления в сфере компьютерной информации, более правильно использовать термин «кракер».

Всех «кракеров» в свою очередь можно подразделить на три группы:

1) «Вандалы» – наверно самая известная группа преступников (во многом благодаря огромной распространенности вредоносных программ- вирусов, авторами которых они чаще всего выступают). Их основная цель заключается во взломе компьютерной системы для ее последующего разрушения (уничтожение файлов, форматирование жесткого диска компьютера, влекущего потерю хранящейся на нем информации и пр.).

2)  «Шутники» - наиболее безобидная с точки зрения ущерба для компьютерной информации часть «кракеров». Их основная цель – взлом компьютерной системы и внесение в нее различных звуковых, шумовых, визуальных эффектов (музыка, дрожание, переворачивание изображения, появление различных надписей, всевозможных картинок и т.п.). По оценкам специалистов в системе «Интернет» - это наиболее распространенная группа «кракеров»

3)  «Взломщики» - профессиональные «кракеры», осуществляющие взлом компьютерной системы с целью хищений денежных средств, промышленного и коммерческого шпионажа, хищений дорогостоящего программного обеспечения и т.д.  Эта группа лиц обладает  устойчивыми преступными навыками. Совершаемые ими преступления носят   серийный характер. Профессиональный «кракер» может действовать как в своих интересах, так и интересах других лиц.

Как показывает проведенное исследование большинство «кракеров»- это молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет (в этой возрастной группе «кракеры» составляют около 80%, на их долю приходится приблизительно 30% всех случаев незаконного удаленного доступа к компьютерной информации) В научной литературе справедливо отмечается, что именно в этом возрасте способность к восприятию информации наиболее высока, что особенно важно для компьютерных преступлений. Кроме того, в этом возрасте молодые люди активно ищут пути самовыражения, при этом одни начинают писать стихи, другие уходят из дома, третьи погружаются в мир компьютерных сетей. Они образуют свою особую субкультуру, наподобие объединения рокеров, металлистов, панков и пр. Носители этой субкультуры со временем претерпевают серьезную психологическую трансформацию, связанную со сменой ценностных ориентацией. Эта трансформация вызвана тем, что объективной реальностью для хакера является компьютерная сеть – основная среда их обитания. Настоящая объективная реальность для них скучна и неинтересна, однако биологически необходима.

Помимо профессиональных взломщиков компьютерных сетей и программ («кракеров»), в числе лиц, совершающих компьютерные преступления выделяют: - лиц, не обладающих серьезными познаниями в области программирования и компьютерной техники, имеющих лишь некоторые пользовательские навыки работы с ЭВМ. Как правило, их действия направлены на уничтожение, блокирование, модификацию, копирование ничем не защищенной информации (например, если компьютер не имеет пароля доступа или пароль известен широкому кругу лиц);

- лиц, имеющих психические отклонения. К их числу относят лиц, страдающих различными компьютерными фобиями. Эта категория заболеваний связана с нарушениями в информационном режиме человека под воздействием внешних или внутренних дестабилизирующих факторов как врожденного, так и приобретенного свойства.

Отметим, что, как показывает проведенное нами эмпирическое исследование, в 78,4% случаев лица, совершающие компьютерные преступления, - мужчины. Среди  субъектов преступления преобладают лица с высшим и неоконченным высшим техническим образованием – 52,9%      (иное высшее и неоконченное высшее образованием имеют 20% субъектов  компьютерных преступлений, средне-специальное техническое образование –11,4%, иное образование – 15,7%).

Как показывает проведенное эмпирическое исследование, целями и мотивами, которыми руководствовался преступник, совершая компьютерное преступление,  выступают:

1.  Корысть. Отметим, что корыстные цели преследовались преступниками в большинстве изученных нами случаев совершения компьютерных преступлений (55,7%).

Преобладающими в числе компьютерных преступлений, совершенных с корыстными мотивами, выступают деяния, связанные с распространением вредоносных программ (18,6% изученных случаев).

Реже  компьютерные преступления совершаются в целях получения безвозмездного программного обеспечения (7,1%) либо последующей продажи похищенного программного обеспечения или иной информации (5,7%). Содержание информации при этом может быть различным. Так, например,  Соломатин, работая оператором ЭВМ городского противотуберкулезного диспансера, совершил неправомерный доступ к охраняемой законом информации – базе данных о флюорографических осмотрах граждан и сбыл ее третьим лицам.

В 8,6% изученных случаев преступник преследовал цель получения бесплатного доступа к сети «Интернет», а в 7,1% случаев – к иным техническим каналам связи (например, бесплатного пользования средствами мобильной связи).

В 5,7% изученных случаев целью совершения компьютерного преступления выступало манипулирование денежными средствами в электронных системах безналичных расчетов.  Например, Тетерина, работая оператором ЭВМ АКБ «СБС-АГРО», имея личную электронную подпись, совершила хищение денежных средств, принадлежащих «СБС-АГРО», путем завышения сумм по начисленным процентам по вкладам физических лиц с целью присвоения разницы в сумме, а также присвоения мемориальным ордерам вымышленных номеров с искажением данных электронного учета. С целью обналичивания похищенных средств она открыла в отделении Сбербанка РФ личный именной счет, перечисляя на него денежные средства по фиктивным проводкам.

В 2,9% изученных случаев лица, совершая компьютерное преступление, внесли изменения в различные электронные реестры имущества (имущественных прав). Например,  осталось нераскрытым преступление, в ходе которого преступник внес изменения в реестр акционеров ОАО «Российский инсулин», который велся в электронном виде, в результате чего со счета президента данного предприятия были списаны 16144 акции и необоснованно зачислены на счет исполнительного директора того же ОАО.

2. Хулиганские побуждения. Подобный мотив совершения компьютерных преступлений был выявлен при изучении 17,1% уголовных дел. Приведем пример подобных действий. 26 июня 1998 года неустановленное следствием лицо совершило неправомерный доступ к компьютерной информации, хранящейся на ЭВМ-сервере, и уничтожило информацию музыкальной группы «Руки вверх».

3. Месть. Подобными побуждениями преступники руководствовались в 12,9% изученных нами по материалам уголовных дел компьютерных преступлений. Преимущественно, совершая неправомерные действия,  лица пытались отомстить за необоснованное, по их мнению, увольнение с работы. Так, подлежащая увольнению по сокращению штатов из городского управления жилищно-коммунальных услуг г.Курчатова Григорова, недовольная этим фактом, решила осложнить работу подразделений городской администрации. Используя свое служебное положение, Григорова, занимавшая должность инженера-программиста, под разными предлогами получила  доступ к ЭВМ пяти ЖЭУ города и уничтожила содержавшуюся на них программу «Квартплата».

4. Коммерческие шпионаж, диверсия. Преступления, совершенные с подобной целью, были выявлены в 10% изученных уголовных дел. Например, в торговых точках г.Санкт-Петербург в октябре-ноябре 1997 г. стала распространяться база данных абонентов компании сотовой связи «Дельта-Телеком». Эти данные носили характер коммерческой тайны, в официальных источниках не публиковались и были похищены с электронных носителей информации компании. В результате распространения подобных сведений, ряд клиентов компании были вынуждены отказаться от услуг данной компании, так как были нарушены условия конфиденциальности информации. Кроме того, в некоторых городских газетах были опубликованы статьи об утечке сведений об абонентах мобильных телефонов, что существенно подорвало престиж фирмы.

Иными целями и мотивами преступники руководствовались всего в 2,9% изученных случаев.

Криминалистическая характеристика лиц , совершающих компьютерные преступления, подкрепленная результатами эмпирических исследований, может быть положены в основу концепции предупреждения и профилактики преступлений в сфере компьютерной информации,  использована при разработке криминалистических методик их расследования, применена в процессе расследования конкретных компьютерных преступлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 165 с.

2. Горявский Ю. Назад в будущее // Мир Internet. №10.- М., 2001.- 35 с.

3. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 117 с.

4. Искусство общения в Интернет, или сказкотерапия в действии // Мир ПК. - 2003. - 215 с.

5. Крол Эд. Всё об Internet: Руководство и каталог. - Киев: BHV, 2002. - 156 с.

6. Мэтт Гофф. Сетевой ликбез // Спецвыпуск Хакера. - 2001. - №7.

7. Образование. Коммуникация. Ценности. (Проблемы, дискуссии, перспективы). По материалам круглого стола «Коммуникативные практики в образовании»./ Под ред. Дудника С.И.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.- 465 с.

8. Петрова Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? //Hard'n'Soft. - 2006. - N7.

9. Петров К. Мобильная революция // Мир Internet. - 2001. - №5

10. Симонович С.В., Евсеев Г. А., Мураховский В. И. Вы купили компьютер: Полное руководство для начинающих в вопросах и ответах. - М.: АСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс, 2006. - 544с

11. Anthes C.H. Интернет: история будущего // ComputerWorld. - 1999. - № 45.

12. Http://internet.strana.ru/.

13. Http://www.gumer.info.ru/

14. WWW.expert.ru/

15. WWW.psychology.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему : «Что я хочу предпринять для повышения своего профессионального имиджа (профессионализма)».

Что я хочу предпринять для повышения своего профессионального имиджа (профессионализма)?         В российском обществе данная тема приобрела особую актуальность...

Городской конкурс эссе: "Учитель: предназначение, профессионализм, признание"

Профессия  учителя - одна из  трудных. В последнее время в школе почти нет  молодых учителей, не помогают ни  повышение зарплаты, ни реформы в области образования.  Чтоб...

Профессионализмы

Данную методическую разработку для 6 класса можно использовать, как при изучении новой темы, так и при закреплении, несколько изменив некоторые элементы урока.  Разработка содержит системное повт...

Профессионализм и педагогическое мастерство учителя

Сегодня педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений.  Для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач п...

Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов

В статье описан один из способов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении....

Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы.

 «Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в ...

Профессионализм - основа успешной карьеры.

Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это у...