Классный час "Играем танцы"
классный час по теме
Материал на тему "Играем танцы" для проведения классного часа в ДМШ и ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_igraem_tantsy_dodelat.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Играем танцы»
Фортепианное отделение
Преподаватель - Воронежская С.А.
2001 год
История танцевальной музыки насчитывает многие тысячи лет. В первобытном обществе песня, танец и их звуковое сопровождение существовали, как единое целое искусство. Изначально танцевальная музыка, как и музыка вообще, - вокальная, а первыми музыкальными инструментами были простейшие ударные. Типовые ритмы имели, вероятно, внешние прообразы, поскольку были связаны с изобразительностью (например, подражание прыжкам кенгуру в танцевальной музыки аборигенов Австралии и так далее).
О широком распространении танцевальной музыки в странах древнего мира можно судить на основе мифологии, скульптуры и графических, а также немногих письменных музыкальных памятников.
Демонстрация рисунков из книги А. Кленова «Там, где музыка живет».
Упоминания о танцах содержатся в Библии. Высоким эпосом обладала танцевальная музыка в Древней Греции, где назначение танца видели в совершенствовании, облагораживании человека.
Само искусство выразительного движения уходит корнями в глубокую древность. У всех народов мира существовали песни – игры, в которых движения участников иллюстрировали слова песен. А слова говорили чаще всего о том, что занимало наибольшее место в жизни того или иного народа. Поэтому в самых различных странах существует много песен – игр, связанных с их повседневным трудом. Движения участников игры изображают посев или уборку хлеба, молотьбу и так далее.
Танцевальная музыка разных народов отличается. Если в русской хороводной изображают посев или обработку льна, то в узбекских мы увидим подражание движениям сборщиков хлопка, танцы народов Севера нередко изображают преследование охотниками зверей.
Таким образом, и повседневные занятия, и весь жизненный уклад, находит отражение не только в песне, но и в искусстве танцевальной музыки, танца. Об этом хорошо сказал в свое время Н.В. Гоголь: «Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, из его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную (военную) жизнь, выражает ту же гордость в своем танце, у народа бесконечного и вольного та же воля и поэтическое самозабвение отражается в танцевальной музыке, народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».
Эти слова сказаны о народных танцах. Но едва ли не все танцы в своих истоках - народного происхождения. Еще в эпоху Возрождения многие из них перекочевали с лужаек перед деревенскими трактирами и постоялыми дворами, со струн самодельных скрипок в рыцарские замки и дома богатых горожан, а некоторые стали частью придворного быта. Так, например, название когда-то очень популярного в городах Контрданса произошло от английского «кантри-дэнс» - сельский танец.
Как интересно было бы увидеть танцующих на каком-нибудь придворном бале или маскараде, например, во времена, когда М.Сервантес писал «Дон-Кихота» (1615) или еще более ранние танцы! Имя Сервантеса вспомнилось не случайно: в «Дон – Кихоте» упоминается один из самых старинных танцев – Сарабанда. Этот танец – испанского происхождения. Поступь – медлительная и даже тяжеловесная, потому - что кроме обычного ударения на первой доле трехдольного такта в ней появляется еще дополнительное ударение на второй доле.
Звучит «Сарабанда» Г. Генделя в исполнении учащегося.
В старые времена существовало немало таких медлительных, «важных» танцев: кроме Сарабанды можно было бы назвать еще Павану и Чакону. Это были танцы – шествия, танцы – прогулки. Их можно было бы назвать еще и «танцами – выставками»: проходя по анфиладе комнат замка, танцующие демонстрировали роскошь своих народов, а хозяин – роскошь убранства дома.
Костюмы танцующих были чрезвычайно сложными и пышными, и это, конечно, не способствовало легкости движений. Танец состоял главным образом из чередования красивых поз, реверансов – приседаний у дам, поклонов – мужчин.
По характеру движения Сарабанде близка Чакона. В музыке этого танца есть одна традиционная особенность: в басовом голосе многократно повторяется одна и та же последовательность звуков. Это как бы фундамент, на котором воздвигается вся музыкальная постройка. Композиторов привлекала возможность разнообразно варьировать эту постройку, стараясь сделать ее как можно богаче и красочнее.
Звучит «Чакона» Г. Генделя в исполнении учащегося.
Вопрос: какие танцы были распространены в Европе в 15, 16 веках?
Просмотр таблицы танцев.
Среди старинных танцев особенно долгая и интересная жизнь выпала на долю Менуэта. Танец этот – французского происхождения, его название связывают со словами «маленький шаг». Действительно, шаги танца легки, изящны; танцующие будто скользят, еле касаясь пола. Трехдольный размер тоже способствует впечатлению особой мягкости и плавности. Поклоны, реверансы – все это характерно для Менуэта. По традиции этот танец пишется в трехчастной форме. В первой части излагается главная тема, средняя часть – трио, его в старину исполнял не весь оркестр, а только три инструмента. Затем повторялась первая часть.
Звучит «Менуэт» В. Моцарта в исполнении учащегося.
Менуэт композиторы вводили в более сложные музыкальные формы – сюиты, сонаты, симфонии.
«Среди наследий прошлых лет
С мелькнувшим их очарованьем
Люблю старинный Менуэт
С его умильным замираньем!»
Звучит «Менуэт» из сонаты ля мажор Й. Гайдна в исполнении преподавателя.
Постепенно танцевальная музыка отделяется от танца – движения и становится музыкой для слушания, в домашней обстановке или в концерте.
Композиторы стали составлять крупные произведения из чередующихся медленных и быстрых, чинных и задорных танцев. Так возникла форма сюиты (слово это означает «ряд»). Самый быстрый и веселый танец приберегался для конца сюиты. Обычно это была Жига, танец английских моряков, быстрый и непринужденный, ровными триолями, как веселый ручеек, в размере 3/8, 6/8, 9/8 или 12/8. Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига – именно в таком порядке они вошли в старинную сюиту.
Звучит запись французской сюиты №5 И.С. Баха в исполнении И.Жукова (клавесин).
Задание: запомнить названия танцев 17 века ( изучение таблицы).
Красивы и очень отличны по характеру танцы разных народов.
Задание: вспомните и назовите танцы Италии, Испании, Венгрии, других стран.
Звучит «Чардаш» Поора в исполнении учащегося.
Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее известные из них – Полонез, Краковяк и Мазурка.
Самый древний - Полонез. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем и сначала танцевали только мужчины. В дальнейшем этим танцем-шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались балы. Это – горделивый, величественный, своеобразный торжественный танец в трехдольном размере. Кроме придворного, существовал и крестьянский Полонез – более спокойный и плавный.
Учащимся предлагается вспомнить композитора - автора Полонеза, наиболее часто исполняемого по телевидению и радиовещанию.
Излюбленный польский танец – Мазурка, точнее – Мазур (от названия одной из областей Польши – Мазовии). Народная Мазурка – с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере - это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. В дворянской же Мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль. В 19 веке этот танец стала одним из самых популярных бальных танцев.
«Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел Мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…»
В исполнении учащегося звучит «Мазурка» А. Гречанинова.
Краковяк – отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали только мужчины: один изображал в танце рыцаря, другой – его оруженосца. Затем – стали танцевать в паре с дамой: она плавно, изящно, он – с резким притопываниями.
В исполнении ансамбля учащихся звучит «Краковяк» М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин».
Зрители отгадывают название оперы.
Все эти танцы представлены в творчестве великого сына Польши – Ф. Шопена. Среди его танцев – и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и нежные поэтические. Кажется, сама душа Польши воплотилась в этих прекрасных творениях.
Народный танец Полька многим кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу – чехам. Название его происходит от слова pulka – половина, так как его танцевали мелкими шажками. Это живой, непринужденный танец в двухдольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский праздник, слыша ее веселые звуки, никто не мог устоять на месте. Этот танец завоевал широкую популярность во всей Европе в 19 веке.
В исполнении учащихся звучит «Полька» М.Глинки и «Анна – полька» Й. Штрауса.
Интересна судьба одного австрийского танца. Этот парный круговой трехдольный танец получил свое название от области Ландаль. Какой же он был в старину веселый! Смех, шутки, гомон! Сельские музыканты, выводя незатейливую мелодию на своих, похожих на дудочки, инструментах, тоже пляшут и одновременно подпрыгивают, поворачиваясь то в одну сторону, то в другую. Не было, наверное, такой деревни, где не любили эти танцы – прыжки, которые тогда – в эпоху Средневековья - называли гальярдами. Правда, в каждой местности их танцевали по – своему и при этом давали разные названия: «роллер», «дреер», «лендлер», «вальцер» или просто… «вальс».
В начале 19 века не было танца популярнее его. Вальс танцевали везде: на улицах и площадях, в домах бедняков и особняках богачей. Особенно любили Вальс в Вене. В каждом, даже совсем маленьком кабачке обязательно были музыканты, которые долгими часами играли и импровизировали вальсы. Вальсировали и в специальных роскошных танцевальных залах с блестящими паркетными полами и восковыми свечами, развешанными на стенах. А если у хозяев не было танцевального зала, из большой гостиной выносили мебель. И вот раздавались первые звуки танца. Музыканты начинали играть громко и весело, потом замедляли темп, затем – снова ускоряли. Странный это был танец. Казалось, будто он соткан из нескольких маленьких танцев. Но очень скоро буквально все стали легко и плавно кружиться под его звуки, не останавливаясь и не меняя темпа. Такими были обворожительные, пленяющие своей мелодичностью вальсы, от которых была без ума вся Вена.
В исполнении учащихся звучат «Вальсы» Д. Кабалевского, А. Гречанинова, Б. Дварионаса.
Русские танцы – и веселые пляски и плавные хороводы, часто сопровождались пением. Среди танцев нашей бывшей многонациональной страны - украинский Гопак и Казачок, Молдаванеска из Молдавии, грузинская Лезгинка, русский Трепак.
В исполнении ансамбля учащихся звучит «Украинский народный танец».
Звучит «Плясовая» А. Голоденвейзера, Зрители отгадывают, на тему какой песни она сочинена.
В 20 веке в европейскую музыку широкой волной стали вливаться мелодии и ритмы американского континента, в том числе и танцевальный. Главным источником была народная музыка ввезенных в Америку негров, очень быстро ставшая достоянием эстрады. Оттуда ведут свое происхождение Кекуок, Тустеп, а позже – Фокстрот, а Танго и Румба – от народной музыки латинской Америки.
Знакомство с таблицей танцев.
Вопрос: Какие танцы появились в этот период?
Так мелодии и ритмы народных танцев входят в самые разнообразные жанры, обогащая музыку не только своего родного края, но и других стран.
Мир танца и танцевальной музыки широк и разнообразен. Каждый танец имеет «дату рождения» и «биографию». Многие исчезают бесследно, но лучшие создания народного творчества и творчества великих мастеров надолго переживают свое время и остаются такими же бессмертными памятниками прошлого, как старинные здания, картины, книги.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- «Музыка и ты». Альманах. Выпуск 4 / ред. М.А. Зильберквит. М.,1984/.
- «Музыкальный словарь в рассказах». Изд.3./ред.М.Л. Гольденштейн. М.,1988/.
- «Пионерский музыкальный клуб». Вып.23./сост.О.Очаковская.М.,1989/.
- «Там, где музыка живет». Изд.3 / А.Кленов. М.,1994/.
12-14 вв. | 15 век | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 1900 г. | 1914г. | После 1945г. |
ЭСТАМПИ | БРАНЛЬ ГАЛЬЯРДА БАС-ДАНС САЛЬТА-РЕАЛО | ПАВАНА ТОРДЬОН ПАССАМЕЦЦО ХОФТАНЦ ВОЛЬТА ПАССАКАЛЬЯ ЧАКОНА АЛЛЕМАНДА КУРАНТА ЖИГА | РИГОДОН МЕНУЭТ ГАВОТ АНГЛЕЗ ЭКОСЕЗ КОНТДАНС БУРРЕ КАНАРИ ПАСПЬЕ САРАБАНДА | КАДРИЛЬ МАЗУРКА ПОЛОНЕЗ ЛЕНДЛЕР КОТИЛЬОН | КАНКАН ГАЛОП ЛАНСЬЕ ВАЛЬС ПОЛЬКА КРАКОВЯК | РЕГТАЙМ КЭК-УОК ТАНГО БОСТОН ПАСАДОБЛЬ | БАЮЗ ФОКСТРОТ РУМБА ЧАРЛЬСТОН САМБА УАНСТЕН ТУСТЕН | ЧА-ЧА-ЧА ТВИСТ КОНГА ХАЛЛИ-ГАЛЛИ ЛИПСИ МАМБО РОК-Н-РОЛЛ ШЕЙК СИРТАКИ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Танцы, танцы, танцы...
Показать ученикам 2 класса многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской....
Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"
Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
урок музыки во 2 классе "Танцы, танцы, танцы…"
Урок музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Цель - закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют....
2 класс. Танцы, танцы, танцы
"Презентация к уроку музыки во 2 классе на тему "Танцы, танцы, танцы". Раздел в учебнике "День, полный событий"П.И. Чайковский "Полька, Камаринская, Вальс", "Песенка-чудесенка"...
Презентация к уроку "Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы".
В презентации представлены определения танцев - мазурка, полонез, вальс. Каждый танец дополнен аудиозаписью и рисунком. Основные даты из жизни Шопена, фотографии рассказывают нам о творчестве великого...
Презентация "Танцы, танцы, танцы" (2 класс)
Презентация "Танцы, танцы, танцы..."...