Бой эрудитов по русскому языку и литературе
методическая разработка (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boy_eruditov.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий боя эрудитов по русскому языку и литературе в 5-х классах
Цель мероприятия:
- пробудить интерес к изучению русского языка, литературы,
- воспитать любовь к родному слову,
- стимулировать и поощрять развитие творческой инициативы учащихся.
Место проведения мероприятия: актовый зал
Дата: 9 апреля 2014
Автор разработки: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 2063 Жиравова Ирина Михайловна
* В игре участвуют все пятиклассники: от каждого класса представляется команда из 6 человек, все остальные – болельщики.
- Командам заранее объявить, что от них требуется придумать название, девиз (возможно речевку), выбрать капитана, продумать форму команды (по возможности), эмблему.
- Всем остальным ученикам каждого класса (болельщикам) дать задание - найти и подготовить чтение наизусть стихотворений на темы: «Русский язык», «Чтение», «Книги».
Вступление
Ирина: - Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русской словесности. Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки 5-х классов. Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больших знающих, находчивых и остроумных любителей русской словесности.
Максим: Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”
“Перед вами громада – русский язык.
Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”
(Н.В.Гоголь)
И: На экране плакат:
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
М: Прежде чем приступить к игре, позвольте представить наше многоуважаемое жюри и познакомить вас с правилами.
(представление жюри)
И: Правила:
- И: Во время игры соблюдать дисциплину, за выкрики и шум будут сниматься очки.
- М: Болельщики помогают командам зарабатывать баллы.
- И: Ответы принимаются только с поднятой руки.
- М: Знакомство
- У каждой команды есть свой девиз, название, эмблема, капитан. Сейчас в нашем первом конкурсе «знакомство» команды должны представиться. Максимальная оценка 5 баллов.
И: Для определения очередности выступления прошу выйти капитанов команд для жеребьевки.
Итак, для представления приглашаем команду…
На сцену приглашаются по очереди команды, а затем они занимают места за столами.
Жюри объявляет оценки за конкурс.
- Разминка
М: - Следующий конкурс называется «Разминка»
- Ваша задача выслушать шарады и правильно и быстро их разгадать.
- Ответы принимаются только с поднятой руки. Каждая отгаданная шарада- 1 балл. Шарады
- И: Первое- нота,
Второе- то же,
А целое на боб похоже.
(ФА-СОЛЬ)
- М: Две ноты, союз.
Все вместе - игра,
В которую любит играть детвора
(ДО-МИ-НО)
- И: Подряд три предлога возьмем, и целое на дереве найдем. (С-У-К)
- М: К предлогу две ноты прибавьте,
Согласную букву приставьте,
А целое, скажем мы точно,
И мягко, и красно, и сочно.
(ПО-МИ-ДО-Р)
- И: Мой первый слог- предлог,
Второй- сигнал беды,
А весь я иногда
Так нужен для воды.
(НА-СОС)
- М: К строению предлог прибавишь,
И в целом ты руду расплавишь.
(ДОМ-НА)
- И: Слог мой первый- предлог,
Второй - летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
(ЗА-ДАЧА)
- М: Мой первый слог - на дереве,
Второй мой слог- союз,
А в целом я - материя
И на костюм гожусь.
(СУК-НО)
- И: Первый слог - мужское имя,
Буква гласная- второй.
Слово в целом - знак почтовый,
Угадайте вы, какой?
(МАРК-А)
- Конкурсы.
И: Команды представились, провели разминку, а теперь
Первый конкурс – В поисках фразеологизмов.
Максимальное количество балов-4
Найти устойчивое сочетание слов и дать им толкование (фразеологические обороты):
Оказался молодцом, смог осилить ношу -
Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой - засучив рукава.
М: Пока команды выполняют задание, проведем Конкурс для болельщиков «Литературные чтения»
- Максимальное количество балов-3
Выступают болельщики с заранее подготовленным чтением наизусть стихотворений на тему «Русский язык, книги»
И: Второй конкурс знатоков фонетического разбора
Максимальное количество балов-3
брусья, Юрий, каяться
Участники команд выполняют задание на листочках, затем отдают листочки жюри.
М: Ребята, послушайте стихотворение Тимохиной Светланы «Мой родной край. Времена года». Она его сочинила сама.
И: Третий конкурс – От слова к предложению
Максимальное количество балов-3
Составить схему предложения. Задание выполняет вся команда.
а) Лес поредел, и земля покрылась разноцветными листьями.
б) Когда припекло солнышко, на пригорках появились бледные стебельки подснежников.
в) Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
М: А сейчас перед вами выступит Безручко Ксения. Она прочитает отрывок из рассказа М Шолохова «Судьба человека».
И: Четвертый конкурс – Юный поэт
Максимальное количество балов-3
По опорным словам сочинить четверостишие:
Ёлки – иголки
Ёж – не похож
Звонок – урок
Спешат – молчат
День – пень
Ночь – помочь
М: Просим жюри огласить итоги разминки, литературного чтения, первого конкурса В поисках фразеологизмов и второго знатоков фонетического разбора
И: А сейчас, пока команды составляют четверостишия, мы проведем Конкурс болельщиков - знатоков поговорок.
- М: В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.).
- И: Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).
- М: О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).
4. И: Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).
5.М: Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).
6.И: Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)
7.М: Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка)
8.И: В каких словах по сто согласных ? (сто – л, сто- г, сто – н)
9.М: Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
10.И: В каком глаголе “нет” слышится сто раз? (сто – нет)
11.М: Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс “ ик ” : дом-ик)
12.И: Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке)
М: Просим команды огласить свои стихотворные произведения.
И: Просим жюри огласить итоги третьего конкурса От слова к предложению и четвертого Юный поэт
М: Пятый конкурс - конкурс капитанов
- На сцену приглашаются капитаны
- За каждый правильный ответ –1 балл
- Если капитан затрудняется ответить, помочь ему может команда. Если же и команда не справляется, право ответа переходит соперникам.
«Продолжи пословицу» –
И: Гусь свинье… (не товарищ)
М: Правда с кривдой…(не уживаются)
И: Заставь дурака Богу молиться, он и …(лоб расшибет)
М: Встречают по одежке,…(провожают по уму)
И: Рыба ищет, где глубже, а…(человек, где лучше)
М: С миру по нитке,… (голому - рубаха)
И: Сколько волка не корми, он… (все равно в лес смотрит)
М: Не плюй в колодец…(пригодится воды напиться)
И: Не родись красивой, а…(родись счастливой)
М: Не зная броду -…(не лезь в воду)
И: Семь раз отмерь … ( один раз отрежь)
М: Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)
- «Знакомые незнакомцы» (по аннотации отгадать произведение)
- И: Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрая противница обманом лишает ее всего состояния. («ВОРОНА И ЛИСИЦА»)
- М: В произведении рассказывается о дружном коллективе, который сумел выполнить очень трудную работу. (РЕПКА)
- И: Веселый и ловкий герой этого произведения так привык к победам, что потерял бдительность и попал в беду. (КОЛОБОК)
- М: Повествование о том, как некогда свободную страну поработил злой тиран и как, в конце концов, один смельчак ее освободил. (ТАРАКАНИЩЕ)
И: Шестой конкурс - В мире пословиц.
Максимальное количество балов-5
Покажите жестами, телодвижениями, танцами смысл пословицы, отгадывают болельщики команды, за угаданную пословицу 5баллов
1 команда
1) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
2) Куй железо, пока горячо.
2 команда
1) Мягко стелет, да жестко спать.
2) Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
3 команда
1) Что посеешь, то и пожнешь.
2) Любишь кататься, люби и саночки возить.
4 команда
1)Слово не воробей - вылетит,не поймаешь.
2)Семь раз отмерь – один раз отрежь.
М: Седьмой конкурс «Исправленное меню»
Максимальное количество балов-5
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, — ответил официант.
- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, оформите грамотно меню:
- БулЬОн курИНый с фрикадельками.
- РаССольник с кОлбасой.
- Котлеты гОвяжьИ.
- ПЕльмени.
- Кисель клюквЕННый.
- КовриЖка ржаНая.
- ПИрожное бИсквитное.
- ПироЖки с печЁнкой.
М:Просим жюри огласить итоги за конкурс «В мире пословиц»
И: Конкурс для болельщиков «Хитрые вопросы»
- Пока команды выполняют задания, болельщики опять помогают им зарабатывать баллы.
- - Я буду задавать вопросы, на которые вам необходимо правильно ответить. Ответы принимаются только с поднятой руки. За каждый правильный ответ- 1 балл.
«Хитрые вопросы»
- Где край света? (где начинается тень)
- Кто целый век в клетке сидит? (сердце)
- Одноног и многорук. (дерево)
- Какое яблоко нельзя съесть? (глазное)
- Из каких двух нот можно сварить суп? (Фа-соль)
- Отчего утка плавает? (от берега)
- По какому пути никто не ходит? (по Млечному)
- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая)
- Что находится между горой и долиной? (союз «И»)
- Чем оканчивается день и ночь? («Ь»)
- Какие два местоимения портят дороги? (я-мы)
- Какой остров сам себя признает принадлежностью одежды?
(я-майка)
- О чем идет речь:
- Это черная?
- Нет, красная.
- А почему белая?
- Потому что зеленая. (смородина)
- Я хожу, а он остается. (след)
- Какой камень нельзя достать из реки? (сухой)
- Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)
- Какая земля не стареет? (Новая)
- Два брюшка, четыре ушка. (подушка)
- Полон хлевец белых овец. (рот и зубы)
- Бежит без ног, рукава без рук. (река)
- Сидит на окошке кошка.
И хвост - как у кошки,
И усы - как у кошки,
И ушки - как у кошки,
И шерсть - как у кошки,
А не кошка. (Кот)
Команды сдают листочки жюри.
М: Восьмой конкурс «Наборщики»
По одному баллу за правильно составленное слово
-Пока жюри подводит итоги игры, мы выполним следующее задание - из букв одного слова составить новые слова
С Л О В Е С Н О С Т Ь
И: Ребята, послушайте выступление Боева Д. и Курниковой В. Они представят отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины».
4.Подведение итогов игры. Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Конкурс эрудитов по русскому языку и чтению для 2 класса коррекционной школы 8 вида
Представлен занимательный материал по русскому языку и чтению...
Классный час "Игротека для эрудитов в области русского языка и литературы" 7-8 классы
Конспект классного часа. или внеклассного мероприятия для недели русского языка и литературы...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе
В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...