Бой эрудитов по русскому языку и литературе
методическая разработка (5 класс) на тему

Жиравова Ирина Михайловна

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boy_eruditov.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  боя эрудитов по русскому языку и литературе в 5-х классах

Цель мероприятия:

  • пробудить интерес к изучению русского языка, литературы,
  • воспитать любовь к родному слову,
  • стимулировать и поощрять развитие творческой инициативы учащихся.

Место проведения мероприятия: актовый зал

Дата: 9 апреля 2014

Автор разработки: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 2063 Жиравова Ирина Михайловна

* В игре участвуют все пятиклассники: от каждого класса  представляется команда из 6 человек, все остальные – болельщики.

-  Командам заранее объявить, что от них требуется придумать название, девиз (возможно речевку), выбрать капитана, продумать форму команды (по возможности), эмблему.

-  Всем остальным ученикам каждого класса (болельщикам) дать задание - найти и подготовить чтение наизусть стихотворений на темы: «Русский язык», «Чтение», «Книги».

Вступление

Ирина:  - Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русской словесности. Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки 5-х  классов. Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больших знающих, находчивых и остроумных любителей русской словесности.

Максим:    Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”

“Перед вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”

(Н.В.Гоголь)

И:    На экране плакат:

Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.

М: Прежде чем приступить к игре, позвольте представить наше многоуважаемое жюри и познакомить вас с правилами.

(представление жюри)

И:  Правила:

  • И:  Во время игры соблюдать дисциплину, за выкрики и шум будут сниматься очки.
  • М:  Болельщики помогают командам зарабатывать баллы.
  • И:  Ответы принимаются только с поднятой руки.
  1. М:  Знакомство

 - У каждой команды есть свой девиз, название, эмблема, капитан. Сейчас в нашем первом конкурсе «знакомство» команды должны представиться. Максимальная оценка 5 баллов.

И:  Для определения очередности выступления прошу выйти капитанов команд для жеребьевки.

Итак, для представления приглашаем команду…

На сцену приглашаются  по очереди команды, а затем они занимают места за столами.

 Жюри объявляет оценки за конкурс.

  1. Разминка

М:   - Следующий конкурс называется «Разминка»

- Ваша задача выслушать шарады и правильно и быстро их разгадать.

- Ответы принимаются только с поднятой руки. Каждая отгаданная шарада- 1 балл. Шарады

  • И:  Первое- нота,

Второе- то же,

А целое на боб похоже.

                                  (ФА-СОЛЬ)

  • М:  Две ноты, союз.

Все вместе - игра,

В которую любит играть детвора

                                               (ДО-МИ-НО)

  • И:  Подряд три предлога возьмем, и целое на дереве найдем.  (С-У-К)
  • М:  К предлогу две ноты прибавьте,

Согласную букву приставьте,

А целое, скажем мы точно,

И мягко, и красно, и сочно.

                                   (ПО-МИ-ДО-Р)

  • И:  Мой первый слог- предлог,

Второй- сигнал беды,

А весь я иногда

Так нужен для воды.

                                     (НА-СОС)

  • М:  К строению предлог прибавишь,

И в целом ты руду расплавишь.

                                       (ДОМ-НА)

  • И:  Слог мой первый- предлог,

Второй - летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

                                     (ЗА-ДАЧА)

  • М:  Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог- союз,

А в целом я - материя

И на костюм гожусь.

                                   (СУК-НО)

  • И:  Первый слог - мужское имя,

Буква гласная- второй.

Слово в целом - знак почтовый,

Угадайте вы, какой?

                                (МАРК-А)

                       

  1. Конкурсы.

И:  Команды представились, провели разминку, а теперь 

 Первый конкурс – В поисках фразеологизмов.

Максимальное количество балов-4

Найти устойчивое сочетание слов и дать им толкование (фразеологические обороты):

Оказался молодцом, смог осилить ношу -

Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;

За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

     Другой - засучив рукава.

М:  Пока команды выполняют задание, проведем  Конкурс для болельщиков «Литературные чтения»

- Максимальное количество балов-3

Выступают болельщики с заранее подготовленным чтением наизусть стихотворений на тему «Русский язык, книги»

И:  Второй конкурс знатоков фонетического разбора 

Максимальное количество балов-3

 брусья, Юрий, каяться

 Участники команд выполняют задание на листочках, затем отдают листочки жюри.

М:   Ребята, послушайте стихотворение Тимохиной Светланы «Мой родной край. Времена года». Она его сочинила сама.

И:  Третий конкурс – От слова к предложению

Максимальное количество балов-3

Составить схему предложения. Задание выполняет вся команда.

а) Лес поредел, и земля покрылась разноцветными листьями.

б) Когда припекло солнышко, на пригорках появились бледные стебельки подснежников.

в) Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

М:  А сейчас перед вами выступит Безручко Ксения. Она прочитает отрывок из рассказа М Шолохова «Судьба человека».

И:  Четвертый конкурс –  Юный поэт

Максимальное количество балов-3

По опорным словам сочинить четверостишие:

Ёлки – иголки
Ёж – не похож

Звонок – урок

Спешат – молчат

День – пень

Ночь – помочь

М:  Просим жюри огласить итоги разминки, литературного чтения, первого конкурса   В поисках фразеологизмов и второго знатоков фонетического разбора

И:   А сейчас, пока команды составляют четверостишия,  мы проведем  Конкурс болельщиков - знатоков поговорок.

  1. М:  В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.). 
  2. И:  Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.). 
  3. М:  О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).

4.  И:  Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.). 

5.М:  Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.). 

6.И:  Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)

7.М:   Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка)

8.И:  В каких словах по сто согласных ? (сто – л, сто- г, сто – н)

9.М:  Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

10.И:   В каком глаголе “нет” слышится сто раз? (сто – нет)

11.М:  Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс “ ик ” : дом-ик)

12.И:   Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке)

 М:  Просим команды огласить свои стихотворные произведения.

И:  Просим жюри огласить итоги третьего конкурса  От слова к предложению и четвертого   Юный поэт

М:  Пятый конкурс - конкурс капитанов

- На сцену приглашаются  капитаны

- За каждый правильный ответ –1 балл

- Если капитан затрудняется ответить, помочь ему может команда. Если же и команда не справляется, право ответа переходит соперникам.

 «Продолжи пословицу» –

                         И:   Гусь свинье… (не товарищ)

                               М:  Правда с кривдой…(не уживаются)

                               И:  Заставь дурака Богу молиться, он и …(лоб расшибет)

    М:  Встречают по одежке,…(провожают по уму)

    И:  Рыба ищет, где глубже, а…(человек, где лучше)

    М:  С миру по нитке,… (голому - рубаха)

                              И:  Сколько волка не корми, он… (все равно в лес смотрит)

                              М:  Не плюй в колодец…(пригодится воды напиться)

    И:   Не родись красивой, а…(родись счастливой)

                             М:  Не зная броду -…(не лезь в воду)

   И:  Семь раз отмерь … ( один раз отрежь)

   М:  Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)

  • «Знакомые незнакомцы» (по аннотации отгадать произведение)
  1. И:  Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрая противница обманом лишает ее всего состояния.   («ВОРОНА И ЛИСИЦА»)
  2. М:  В произведении рассказывается о дружном коллективе, который сумел выполнить очень трудную работу.     (РЕПКА)
  3. И:  Веселый и ловкий герой этого произведения так привык к победам, что потерял бдительность и попал в беду.      (КОЛОБОК)
  4. М: Повествование о том, как некогда свободную страну поработил злой тиран и как, в конце концов, один смельчак ее освободил.       (ТАРАКАНИЩЕ)

 И:  Шестой конкурс - В мире пословиц.

Максимальное количество балов-5

Покажите жестами, телодвижениями, танцами смысл пословицы, отгадывают болельщики команды, за угаданную пословицу 5баллов

1 команда

1) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

2) Куй железо, пока горячо.

2 команда

1) Мягко стелет, да жестко спать.

2) Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

3 команда

1) Что посеешь, то и пожнешь.

2) Любишь кататься, люби и саночки возить.

4 команда

1)Слово не воробей - вылетит,не поймаешь.

2)Семь раз отмерь – один раз отрежь.

М:  Седьмой конкурс «Исправленное меню»

Максимальное количество балов-5

 Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:

  • Шесть порций орфографических ошибок.
  • Этого подать не можем, не держим, — ответил официант.
  • Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, оформите грамотно меню:

  1. БулЬОн курИНый с фрикадельками.
  2. РаССольник с кОлбасой.
  3. Котлеты гОвяжьИ.
  4. ПЕльмени.
  5. Кисель клюквЕННый.
  6. КовриЖка ржаНая.
  7. ПИрожное бИсквитное.
  8. ПироЖки с печЁнкой.

М:Просим жюри огласить итоги за конкурс «В мире пословиц»

И:   Конкурс для болельщиков «Хитрые вопросы»

- Пока команды выполняют задания, болельщики опять помогают им зарабатывать баллы.

  1. -  Я буду задавать вопросы, на которые вам необходимо правильно ответить. Ответы принимаются только с поднятой руки. За каждый правильный ответ- 1 балл.

 «Хитрые вопросы»

  • Где край света? (где начинается тень)
  • Кто целый век в клетке сидит?  (сердце)
  • Одноног и многорук. (дерево)
  • Какое яблоко нельзя съесть?  (глазное)
  • Из каких двух нот можно сварить суп?      (Фа-соль)
  • Отчего утка плавает? (от берега)
  • По какому пути никто не ходит?     (по Млечному)
  • Когда лошадь покупают, какая она бывает?     (мокрая)
  • Что находится между горой и долиной?    (союз «И»)
  • Чем оканчивается день и ночь?     («Ь»)
  • Какие два местоимения портят дороги?  (я-мы)
  • Какой остров сам себя признает принадлежностью одежды?  

                                                                                           (я-майка)

  • О чем идет речь:

- Это черная?

- Нет, красная.

- А почему белая?

- Потому что зеленая. (смородина)

  • Я хожу, а он остается. (след)
  • Какой камень нельзя достать из реки?   (сухой)
  • Как написать слово «мышеловка» пятью буквами?     (Кошка)
  • Какая земля не стареет?     (Новая)
  • Два брюшка, четыре ушка. (подушка)
  • Полон хлевец белых овец. (рот и зубы)
  • Бежит без ног, рукава без рук. (река)
  • Сидит на окошке кошка.

И хвост - как у кошки,

И усы - как у кошки,

И ушки - как у кошки,

И шерсть - как у кошки,

А не кошка.               (Кот)

Команды сдают  листочки жюри.

М:  Восьмой конкурс    «Наборщики»

По одному баллу за правильно составленное слово

-Пока жюри подводит итоги игры,  мы  выполним следующее задание - из букв одного слова составить новые слова

С Л О В Е С Н О С Т Ь

И: Ребята, послушайте выступление Боева Д. и Курниковой В. Они представят отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины».  

4.Подведение итогов игры. Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конкурс эрудитов по русскому языку и чтению для 2 класса коррекционной школы 8 вида

Представлен занимательный материал по русскому языку и чтению...

Классный час "Игротека для эрудитов в области русского языка и литературы" 7-8 классы

Конспект классного часа. или внеклассного мероприятия для недели русского языка и литературы...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...