Перспективные аспекты патриотического воспитания
методическая разработка на тему
Данный материал характеризует современные аспекты патриотического воспитания, актуальность и востребованность патриотизма у сегодняшних школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnye_aspekty_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Горяйновка
Духовницкого района Саратовской области»
Перспективные аспекты патриотического воспитания.
Заместитель директора по ВР:
Татьяна Валентиновна Самохвалова
2015
Сквозь века пройдя победным шагом,
Русь в себе уверенной была.
Прославляя волю и отвагу,
Рукоплещут ей колокола!
Сколько раз над ней сгущались тучи,
Разряжаясь бурей грозовой –
Оставалась Родина могучей,
И, надеюсь, будет таковой.
Изменились символы и флаги,
Неизменна,только жизни суть:
Сыновья родные - наши!
За страну ответственность несут.
У России – сила, ум и слово!
Может нынче ценности не те?
Счёт ведём от Рождества Христова,
Значит не забыли о Христе!
Древние божественные лики
Излучают чудотворный свет…
Вера есть – и есть народ великий,
Остальное – суета сует!
Остальное – парадоксы жизни.
Заблужденья, умыслы врага…
От рожденья и до самой тризны
Нам земля родная дорога.
Не исправить разрушений века,
Можно лишь осколки подобрать.
Главная задача человека –
Сотворенье на Земле Добра.
Ольга Якушева (г.Балаково)
Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.
Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций обучающихся, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.
В учреждениях общего среднего образования патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения Отечеству, его защиты. В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка. Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся среднего школьного возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них.
В дальнейшем для школьников особую роль играют практическая направленность в сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа. Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру.
Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего «Я» как гражданина, патриота, Человека. В концептуально - программных документах, определяющих развитие национальной системы образования, предполагается создание эффективной системы патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания.
Нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.
Остановить многие негативные процессы, происходящие сегодня, может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности (участие в ученическом самоуправлении, участие в социально – значимых проектах, акциях ), так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов. Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.
Патриотическое воспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости(поисковая работа, встречи с интересными людьми, обновление информации Стены Памяти…) В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну.
Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизма, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения. Свидетельство тому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у школьников.
Работа по патриотическому воспитанию может быть организована по 3 основным направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувство гордости за свой народ, формирует правовую культуру, четкую гражданскую позицию, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу.
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Это направление предполагает не столько ознакомление с военной историей, сколько со славными страницами истории в условиях мирной жизни.
Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект образовательного процесса.
Остановлюсь на мотивационных аспектах. Они с моей точки зрения являются наиболее значимыми в эффективности гражданско-патриотического воспитания, так как любое воздействие, не затронувшее внутренний мир человека, не принесёт желаемого результата. Мотивационные установки могут возникать на основе
- возрастных особенностей (младшие школьники активно познают окружающий мир, поэтому любая информация на доступном уровне будет восприниматься ими; школьники среднего звена стремятся к самоутверждению, поэтому их затронет то, что пополнит их арсенал личностного роста; старшеклассники с удовлетворением осваивают процессы поиска ответов на философские вопросы). Таким образом, не столь важно о ком говорить, сколь о чем говорить;
- интеллектуальных способностей (любое педагогическое воздействие требует от учителя умения подняться на высоту воспитанника или с мгновенной скоростью опустить планку подачи информации;
- потребностей текущего момента (сколько раз приходилось автору этих строк в своей деятельности за несколько минут изменять не только методику воспитательного воздействия, но и тематику беседы);
- авторитета учителя, его способности быть искренним, признаваться в своих собственных просчетах и ошибках, быть снисходительным к другим и требовательным к себе;
- оптимизма воспитателя, его личной безграничной вере в возможность разрешения самых трудных проблем общественного и личностного развития. Такой подход вселяет веру в воспитанника, закладывает в него перспективы роста, повышает самооценку и укрепляет надежду.
Вывод: основными перспективными аспектами патриотического воспитания школьников являются:
методический – постановка цели и задач, разработка планов;
наличие детской организации и органов ученического самоуправления - формирование лидерских качеств, умение взаимодействовать в коллективе;
тесное взаимодействие всех институтов гражданского общества – формирование чёткой гражданской позиции;
деятельностный аспект образовательного процесса - эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии);
мотивационный аспект – учёт возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся, учёт потребностей текущего момента, авторитет и оптимизм педагога, воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание как аспект социализации ребёнка: организация учебной и внеурочной деятельности.
Воспитание патриотизма - одна из самых важных задач воспитания ребёнка. Особенно благодатная почва для такого воспитания имеется у учителя истории и литературы. Я в своей статье показываю, как это мож...
Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания
Научная статья. Проблемы педагогической науки и образования на современном этапе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «46-евсеньевские чтения» Г. Саранск. 19-20 мая 2010. С.24-27...
Правовой аспект гражданско-патриотического воспитания
Данная работа представлена в виде презентации по правовому аспекту...
Развитие интереса к родному языку и литературе как одного из аспектов патриотического воспитания
Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание....
Основные аспекты патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
СТАТЬЯ "Основные аспекты патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях"....
Перспективное планирование по гражданско-патриотическому воспитанию 1-4 классы «Я гражданин России »
Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей...
Перспективное планирование по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет
Планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-7 лет...