БРЕЙН - РИНГ ПО СТРАНИЦАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (ДЕНЬ ЗНАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ).
классный час (8 класс) на тему
2015 год объявлен президентом Годом литературы. Году литературы и будет посвящена наше сегодняшнее мероприятие - “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
БРЕЙН- РИНГ ПО СТРАНИЦАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
(ДЕНЬ ЗНАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ)
Ведущий: 2015 год объявлен президентом Годом литературы. Году литературы и будет посвящена наше сегодняшнее мероприятие - “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.
Правила игры (слайд 2)
- В игре принимают участие 2 команды. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде.
- За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
- За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить еще один балл.
Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)
1 тур
Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.
Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.
1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.
(Кукушка)
2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.
(Ворон)
3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.
(Петух)
4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.
(Сова)
5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.
(Орел)
Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.
Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.
1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.
(Волк)
2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.
(Медведь)
3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.
(Кот, кошка)
4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.
(Конь)
5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.
(Пес, собака).
На этом первый тур окончен.
Игру покидает команда №…..
2 тур
(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.
“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.
Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.
1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?
(“Царевна-лягушка”)
2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?
(“Колобок”)
3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?
(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.
1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?
(“Крокодил Гена и его друзья”)
Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.
В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?
Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.
Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.
1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.
(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)
2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.
(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.
(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)
Задание 4:
Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)
- Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
1. Серебро.
2. Железо.
3. Платина.
4. Золото.
(У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том…)
(Слайд 10)
- Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
1. Быть столбовой дворянкой.
2. Быть владычицей морской.
3. Быть вольной царицей.
4. Новое корыто.
(Слайд 11)
- Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
1. Ложь. - 2. Урок.
3. Намек.
4. Зарок.
(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)
(Слайд 12)
- Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
1. Горюшко ты моё.
2. Пустая твоя голова.
3. Дурачина ты, простофиля.
4. Ах ты, мерзкий старик.
Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Задание 5:
(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.
1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?
(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)
На этом заканчивается II тур.
3 тур
В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.
Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.
Задание 1:
(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.
- “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
- “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
- “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин
Задание 2:
(слайд 15) Определите, кто автор этих произведений?
- Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
- Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
- Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
- Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)
Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.
- “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
- “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
- “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)
Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:
1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)
(Слайд 18)
1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)
Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.
4 Тур
ПОСЛОВИЦА (слайд 20)
Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...
5 Тур-заключительный
"Писатели-юбиляры 2015 года".
Для проведения этого конкурса команда выбирает "художника", который вытягивает одну из бумажек с заданиями. В нашем случае это будут названия знаменитых литературных произведений, как отечественных, так и зарубежных.
Получив задание, художник должен быстро изобразить на ватмане простую картинку, увидев которую, его команда догадается о какой книге идет речь. Это может быть как буквальное "перерисовывание" названия (например, изобразить трех поросят из одноименной сказки), так и зарисовка запоминающегося момента сюжета (например, сцена с туфелькой из "Золушки"). Главное, чтобы товарищи художника по команде назвали правильный ответ. Использовать буквы и цифры в рисунке строго запрещается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное Году литературы "О важности книг и любви к чтению"
Мероприятие направлено на повышения инереса молодежи к чтению....
Внеклассное мероприятие, посвященное Году литературы "О важности книг и любви к чтению"
Мероприятие направлено на повышения инереса молодежи к чтению....
Классный час 1 сентября, посвященный Году литературы в РФ
Классный час включает себя викторину и беседу о творчестве Лермонтова М.Ю. Для учащихся 8 класса....
Литературный вечер, посвященный Году Литературы и дню Матери
литературные произведения на школьной сцене...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная году литературы и 70- летию Победы
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной закрытию года литературы и 70-летию Победы в ВОВ.Составлен классным руководителем 8 «А» класса Касторенской СОШ №1 Ковтун А.М.Для школьного мер...
Конкурс- викторина по литературному краеведению, посвященная Году литературы в России
Конкурс- викторинапо литературному краеведению, посвященная Году литературы в России...
Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...