Классный час 1 сентября, посвященный Году литературы в РФ
классный час (8 класс) на тему

Классный час включает себя викторину и беседу о творчестве Лермонтова М.Ю. Для учащихся 8 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sentyabrya_2015_stsenariy_god_literatury.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

День знаний 1 сентября 2015 года

Цель: актуализировать знания учащихся по русской литературе, вспомнить изученные произведения, поэтов и писателей, воспитывать любовь к родной литературе и родному языку, интерес к чтению. расширить познавательный интерес учеников к литературе;
развить речь, мышление, внимание, память; выявить общую эрудицию участников.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые ребята, мамы  и папы! Поздравляю вас с наступающим учебным годом, Днем знаний!

-В этот день можно вспомнить много знаменательных дат-  

70 лет Победы в войне с милитаристской японией

1000 - летие святого равнопостольного Великого князя Владимира Крестителя руси

День славянской культуры и письменности

175-летие  со дня рождения композитора Чайковского

250-летие со дня рождения Карамзина

-Но мне хочется сегодня вспомнить с вами о том, что 2015 год объявлен годом Литературы в Российской Федерации. Ведь как говорил К. Паустовский:

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (на доске)

  1. Викторина
  1. Откуда эти строки?
    1) «Почтмейстер ...тоже добрый человек...» («Ревизор»)
    2) «Терпи, козак, - атаманом будешь!» («Тарас Бульба»)
    3) «Ну, мой верный слуга! Я твоей беде,
    Твоему горю пособить постараюся» («Песня про купца Калашникова»)
    4) «Тяжко, братья, голове без плеч,
    Горько телу, коль оно безглаво» («Слово о полку Игореве»)
    5) Науки юношей питают,
    Отраду старым подают...» («Ода на день восшествия...Елизаветы Петровны»)
    6) «Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире...» («Недоросль»)
    7) «Ты в ответе за тех, кого приручил» («Маленький принц»)
    8) «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград»)
    9) «И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь» («Я помню чудное мгновенье»)
    10) «Однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту...» («Муму»)
     
    2.«Эпиграф много говорит...»
    1) «Береги платье снову, а честь смолоду» («Капитанская дочка» Пушкин)
    2) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» («Ревизор» Гоголь)
    3) «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!» («Барышня-крестьянка» Пушкин)
    4) «-Кто строил эту дорогу? 
    - Князь Петр Андреич Клейнмихель, душенька» («Железная дорога» Некрасов)
    5) «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор» («Станционный смотритель» Пушкин)
    6) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» («Мцыри» Лермонтов)
    7) Вдруг метелица кругом,
    Снег валит клоками» («Метель» Пушкин)
  1. Продолжите басню:

8) «Ты все пела? это дело...» («Так поди же попляши!». «Стрекоза и Муравей».)
9) «Ай, Моська! знать она сильна...» («Что лает на Слона!». «Слон и Моська».)
10) «От ларчика отстал / И, как открыть его, никак не догадался...» («А Ларчик просто открывался». «Ларчик».)
11) «А вы, друзья, как ни садитесь...» («Все в музыканты не годитесь». «Квартет».)
12) «Кукушка хвалит Петуха...» («За то, что хвалит он Кукушку». «Кукушка и Петух».)
13) «Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам...» («Да только воз и ныне там». «Лебедь, Щука и Рак».)
14) «На взгляд-то он хорош, / Да зелен — ягодки нет зрелой...» («Тотчас оскомину набьешь». «Лисица и виноград».)

  1. . Назовите автора поэтических строк.  

А) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье.

Б)  Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя.

Богатыри – не вы.

В) Там царь Кащей над златом чахнет,

Там русский дух…  там Русью пахнет!

Г) «Сыр выпал – с ним была плутовка такова».

Е) Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Ж) Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

        

III. Беседа по творчеству М.Ю. Лермонтова

-На доске портреты некоторых из них. Вспомним их имена. (на доске портреты самых известных поэтов и писателей)

-Охватить всю русскую литературу за один урок невозможно. Поэтому сегодня я хотела бы остановиться на жизни и творчестве одного из величайших поэтов русских, чье имя знает любой ребенок и взрослый. Это Михаил Юрьевич Лермонтов. (портрет на доске)

Сообщение о детстве поэта (Таня К)

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт, драматург,  художник, офицер русской армии, родился 3 октября 1814 года в Москве.

В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера". Семейное их счастье продолжалось, по-видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г., оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему образов. "В слезах угасла моя мать",- говорил Лермонтов и помнил, как она певала над ним колыбельные песни.

 

Воспитание.

Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем,но тем хуже стала относиться к зятю; распри между ними приняли такой обостренный характер, что уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая ее своим намерением забрать сына к себе. До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребенку она причинила очень много страданий.. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Лермонтов сознавал всю неестественность своегоположения, и все время мучился в колебаниях между отцом и бабушкой. Он в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Ребёнок с самого начала должен был сознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.

Демонстрация раздаточного материала (Бабушка, имение, Лермонтов в детстве)

Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке). 

    Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. "Кавказ", (1830); "Синие горы Кавказа, приветствую вас!", (1832). 

    В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется   в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. Вспомним некоторые из его произведений.

Чтение стихотворений

Бородино (Контстантинова)

"Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!"

-- Да, были люди в наше время,

-- Не то, что нынешнее племя:

Богатыри -- не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики: "Что ж мы?

на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки --

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

 

Гроза (Минько)


Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Вкруг скал огнистой лентой вьется

Печальной молнии змея,

Стихий тревожный рой мятется --

И здесь стою недвижим я.

Стою -- ужель тому ужасно

Стремленье всех надземных сил,

Кто в жизни чувствовал напрасно

И жизнию обманут был?

Вокруг кого, сей яд сердечный,

Вились сужденья клеветы,

Как вкруг скалы остроконечной

Губитель-пламень, вьешься ты?

О нет! -- летай, огонь воздушный,

Свистите, ветры, над главой;

Я здесь, холодный, равнодушный,

И трепет не знаком со мной.

………………………

 
Когда волнуется желтеющая нива  (Бутко)

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

………………

В минуту жизни трудную  (Кравченко)

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко --

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

  Но закончить Московский университетский благородный пансион  поэту не пришлось: повздоривши с профессорами, он ушел из университета и поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

 В 1834 году, по окончании этой школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк. За стихи на смерть Пушкина поэта сослали на Кавказ. По возвращении из ссылки поэт стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Барантом, кстати, - на Черной речке, где стрелялся и Пушкин. После этой Дуэли его опять отправили на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявил незаурядную храбрость, но царь постоянно вычеркивал имя поэта из наградных листов. Хлопоты друзей Лермонтова о переводе его в Петербург терпели неудачу. Ссора поэта с Мартыновым - считается, что произошла она не без интриг жандармских чинов - закончилась дуэлью 15 июля 1841 года.

Мартынов в наказание за убийство на дуэли был на три месяца посажен в Киевскую крепость на гауптвахту и предан церковному покаянию: церковные власти назначили ему 15 лет покаяния (он должен был жить при монастыре, посещать церковные службы и ежедневно являться к своему духовнику), но, по просьбам Мартынова, срок этот сначала сбавили до 10 лет, а потом, в 1846 году, его освободили совсем. 
Д. Андреев говорил, что если бы не гибель поэта под Пятигорском, то Лермонтов- 
старец достиг бы тех вершин, где соединяются этика, религия и искусство в одно, где все блуждания и падения преодолены, осмыслены и послужили к обогащению духа, и где мудрость, прозорливость и просветленное величие таковы, что все человечество взирает на человека, достигшего тех вершин, с благоговением, любовью и трепетом. 

IV.Заключительная часть.

Конечно, творчество Михаила Юрьевича намного многограннее. Герцен назвал Лермонтова «одним из пророков русского народа». Жизнь его, такая короткая, но плодотворная, подарила нам сотни произведений, которые вам только предстоит изучить. Герои этих произведений, я надеюсь, вам полюбятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Году литературы "О важности книг и любви к чтению"

Мероприятие направлено на повышения инереса молодежи к чтению....

Внеклассное мероприятие, посвященное Году литературы "О важности книг и любви к чтению"

Мероприятие направлено на повышения инереса молодежи к чтению....

Сценарий, посвященный Году литературы в России

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году литературы в России, дает возможность детям ещё раз осмыслить мощь и силу русского слова, художественного произведения, понять, как оно влияет на...

Сценарий тематической линейки, посвященной Году литературы в России

Цель: знакомство учащихся с проведением в 2015 году Года литературы в РоссииЗадачи: 1. Познакомить учащихся с важным проектом РФ – проведением Года литературы в России.2. Рассказать о роли литературы ...

Литературный вечер, посвященный Году Литературы и дню Матери

литературные произведения на школьной сцене...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная году литературы и 70- летию Победы

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной закрытию года литературы и 70-летию Победы в ВОВ.Составлен классным руководителем 8 «А» класса Касторенской СОШ №1 Ковтун А.М.Для школьного мер...

Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...