Программа кружка "Физика вокруг нас".
рабочая программа (7 класс)

Филимонова Елена Владимировна

Рабочая программа кружка по физике "Физика вокруг нас" для обучающихся 7 - 8 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СТОДОЛИЩЕНСКАЯ

средняя школа

Рассмотрено на ШМО

Протокол № ______

от «__»_______2017 г.

Руководитель ШМО

______ (Юрченкова В.А.)

Согласовано

Заместитель директора

по ВР

______  (Степченкова Н.Г.)

«___»__________2017 г.

Принято на педсовете.

Протокол № 1

от 30.08.2017.

«Утверждаю»

Директор школы

_________       (Данченкова С.В.)

Приказ №____

от «__»________20__г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Лаборатория успеха»

для учащихся 3-х классов

Составитель:

Филимонова Е. В.,

учитель высшей категории

                                                                 

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Лаборатория успеха» разработана в соответствии с требованиями Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы внеурочной деятельности «Наука измерять» (авт. Рюмкина Н.Г.).

Данная программа относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности и является пропедевтическим курсом раннего изучения предмета «Физика» в основной школе.

Программа внеурочной деятельности направлена на формирование:

  • Методологических качеств обучающихся (умение поставить цель и организовать ее достижение);
  • Креативных качеств (гибкость ума, критичность мышления);
  • Коммуникативных качеств (умение взаимодействовать с другими людьми).

Актуальность данной программы заключается в том, что для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся  основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, требующими от обучающихся самостоятельной деятельности.

Целями изучения курса являются:

  1. развитие интереса и творческих способностей младших школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
  2. приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
  3. формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  1. знакомство  учащихся  с методом  научного  познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
  2. приобретение учащимися знаний о физических явлениях и физических величинах, характеризующих эти явления;
  3. формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
  4. овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.

Программа предназначена для учащихся 3-х классов и рассчитана на 34 занятия, из расчета 1 час в неделю.

Срок реализации программы: один учебный год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Разработанный пропедевтический курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире.

В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста, при этом учитываются такие дидактические принципы, как доступность, наглядность, достоверность, принцип «от простого к сложному». Содержание программы соответствует познавательным возможностям третьеклассников.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будут интересны задания посложнее, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.

Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию деловой атмосферы, сотрудничеству.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Она дается в форме бесед с просмотром наглядного иллюстративного материала, презентаций и демонстрационных экспериментов.

Практическая деятельность посвящена изготовлению разнообразных самоделок и постановке опытов. Она позволяет развивать творческие способности учащихся, дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся различных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

На занятиях применяются следующие технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, развивающее обучение.

Формы и средства контроля: составление альбома лучших работ; презентация проекта, проведение выставок работ в школе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение детьми программы «Лаборатория успеха» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  4. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  5. формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
  6. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  7. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;

Метапредметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах;
  3. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  4. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  5. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

  1. феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественное объяснение причин их возникновения;
  2. умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
  3. умение пользоваться простейшими измерительными приборами, собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений;
  4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни;
  5. формирование убеждения в познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  6. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы в конце года обучающиеся должны знать:

- роль физики в познании окружающего человека мира;

- основные методы и способы изучения явлений окружающей природы – наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.;

- наиболее часто встречающиеся в окружающей природе и технике явления – механические, тепловые, электрические и оптические;

- наиболее часто встречающиеся способы воздействия человека на природу с использованием физических и механических явлений;

- иметь понятия о конструировании и моделировании.

        Обучающиеся должны уметь:

- уметь находить в окружающей природе примеры известных им физических явлений;

- уметь определять, на каких физических явлениях основаны способы воздействия человека на окружающую природу;

- выполнять простейшие наблюдения за физическими явлениями в природе;

- производить простейшие эксперименты для определения характера физических явлений.

Содержание тем курса

№ п/п

Название раздела

Количество часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1.

 Мы познаем мир, в котором живем

6

          3,5

2,5

2.

 Пространство

6

2

4

3.

 Время

3

1

2

4.

 Движение

6

3

3

5.

Взаимодействия

12

5

7

6.

Обобщающее занятие

1

1

Всего

34

15,5

18,5

Календарно-тематический план занятий

урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

Мы познаем мир, в котором живем (6 часов)

1

Физика – наука о природе. История возникновения физики.

1

05.09

2

Как человек познает природу?  (о научном методе познания: наблюдения, опыты…)

1

12.09

3

О физических величинах и приборах. Разрешите с Вами познакомиться?

1

19.09

4

А что внутри? (О строении вещества: молекулы и атомы)

Почему так много веществ?

1

26.09

5

Почему вода, лед и пар – родственники? (Агрегатные состояния вещества)

1

03.10

6

Самое необыкновенное обыкновенное вещество. ( Вода и ее свойства в различных состояниях)

Как определить объем капли?

1

10.10

Пространство (6 часов)

7

Пространство  и его свойства. Для чего измеряют размеры тел?

1

17.10

8

Старые знакомые: метр, сантиметр, дециметр. А в попугаях я длиннее… (перевод единиц) Как измерить толщину волоса или диаметр провода с помощью линейки?

1

24.10

9

Работа над  мини-проектами:

1.Меры длины, массы, объема (старинные)                                                   2.История происхождения метра. 3.Пословицы и поговорки о мерах.                                          

1

07.11

10

Выступления с презентацией проектов

1

14.11

11

Как и для чего измеряется площадь поверхности? Практикум: « Изготовление палетки»

1

21.11

12

« Измерение площади ладони и стопы с помощью палетки»

1

28.11

Время (3 часа)

13

Время - основное понятие всех разделов физики. Единицы измерения времени: год, месяц, сутки.

1

05.12

14

Проекты:

1.История происхождения месяца (года, недели).

2.История календаря.

3.Родословная секунды.

4. От песочных до атомных часов.

1

12.12

15

Презентация проектов.

1

19.12

Движение (6 часов)

16

Едем, плаваем, летаем. (О механическом движении и его относительности.)

1

26.12

17

Траектория. Почему заяц «петляет?» Скорость.

1

16.01

18

Порешаем задачки на движение: « Кто быстрее?»

1

23.01

19

Движение планет Солнечной системы.            

1

30.01

20

Темы проектов:    

Самые « быстрые» и «самые медленные»  животные.  

Самые «быстрые» и самые «медленные»  явления.    

1

06.02

21

 Презентация проектов.

1

13.02

Взаимодействия (12 часов)

22

Почему мы падаем вниз? ( О Земном притяжении и силе тяжести).  

1

20.02

23

Очень важный закон. Эта загадочная масса. ( О законе Всемирного тяготения).  

1

27.02

24

О пухе, железе и многом другом. ( О плотности).      

1

06.03

25

Почему не тонет железный корабль? ( Об архимедовой силе)

1

13.03

26

Опыт с бочкой. (Закон Паскаля.  Давление жидкости на глубине.)

Подводное царство с точки зрения физики. О водолазах и глубоководных рыбах. ( Выталкивающая сила).  

1

20.03

27

Хитроумный фонтан.          

( о сообщающихся сосудах)

1

03.04

28

Проекты: 1.Изготовление действующей модели фонтана.                                               2.Фонтаны Петергофа.

3.О знаменитых фонтанах мира.                                        

1

10.04

29

Презентация проектов.

1

17.04

30

Космическая викторина.

1

24.04

31

Для чего нужен подшипник? Для чего – лыжи? (О силе трения)  

1

08.05

32

Проекты: 1.Я защищаю силу трения.  2. Я обвиняю силу трения.    

1

15.05

33

Защита проектов.

1

22.05

34

Обобщающее занятие.

1

29.05

Учебно-методическое обеспечение

  1. Ди Специо М. Занимательные опыты. М.: - АСТ Астрель, 2005.
  2. Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 1,2 изд. 20, стереотипное, М.: Наука, 1979.
  3. Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. М.: Просвещение, 1983.
  4. Рабиза Ф.В. Опыты без приборов. М.: - Детская литература, 1988.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СТОДОЛИЩЕНСКАЯ

средняя школа

Рассмотрено на ШМО

Протокол № ______

от «__»_______2019 г.

Руководитель ШМО

______ (Юрченкова В.А.)

Согласовано

Заместитель директора

по ВР

______  (Степченкова Н.Г.)

«___»__________2019 г.

Принято на педсовете.

Протокол № 1

от 30.08.2019.

«Утверждаю»

Директор школы

_________            (Скобляков В.А.)

Приказ №____

от «__»________2019 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

Кружок «Физика вокруг нас»

для учащихся 7 класса

Составитель:

Филимонова Е. В.,

учитель высшей категории

                                                                 

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Программа кружка «Физика вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и авторской программы Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы. Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Программа разработана для учеников, начинающих изучение курса физики – 7-8 классов. Особенностью программы является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в курсе физики, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах.  Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания.

Ребята через опыты и эксперименты, практические работы получат возможность расширить  свои знания об окружающем мире,  познакомиться с законами природы. Учащиеся приобретут навыки исследовательской деятельности, приобщатся к активным формам познания.

Описание места курса  в учебном плане

Программа предназначена для учащихся 7,8-х классов, рассчитана на 34 занятия, из расчета 1 час в неделю.

Срок реализации программы: один учебный год.

Цель программы: углубление теоретических и практических знаний учащихся, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;  

– развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  1. развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
  2. обеспечить возможности формирования целостного представления о природе посредством знакомства с объектами и явлениями природы, подходами к их классификации и основными закономерностями, доступными для восприятия.
  3. Освоение учениками базовых знаний, необходимых при изучении систематического курса физики.
  4. развивать умения и навыки учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, различными источниками информации, практически применять физические знания в жизни, развивать творческие способности, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы, развивать исследовательские умения учащихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа кружка «Физика вокруг нас» содержит материал, который знакомит учащихся с многочисленными явлениями физики, наиболее часто встречающимися в повседневной жизни, тем самым создавая прочную базу для усвоения предмета в 7-9 классах.

Внеклассные занятия в кружке «Физика вокруг нас» углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.

Особенностью работы кружка является изучение практического применения знаний, их связи с наукой и техникой, истории возникновения и развития научных представлений. На занятиях ученики должны убедиться в том, что использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности, что основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий. Занятия кружка предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.

Занятия в кружке приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.

Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сочетание классной и внеклассной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся. Сведения, полученные на занятиях кружка, позволяют ученику дополнять в классе ответы одноклассников, приводить интересные примеры или выполнять опыты. Пособия, изготовленные учащимися на занятиях кружка, следует демонстрировать на уроках. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.

Работая в кружке, ребята могут заниматься подготовкой докладов, проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, изготовлением и конструированием физических приборов и игр, организацией массовых мероприятий и т.д., не отдавая предпочтение какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор учащихся, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, техническим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества. В процессе обучения школьники получат представление об экспериментальном методе познания в физике, взаимосвязи теории и эксперимента. Курс рассчитан не просто на формирование у учащихся экспериментальных умений, расширение и углубление знания материала курса физики по программе основной школы, а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится обучению учащихся постановке и проведению физического эксперимента в домашних условиях и наблюдению за физическими явлениями в природе.

Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Весь материал доступен для учащихся и соответствует их уровню развития.  

Данный  курс создает благоприятные возможности для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся, так как их деятельность  может воспроизводить основные элементы творчества:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
  • использование этих знаний для поиска решения;
  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;
  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
  • нахождение различных решений данной проблемы.

Предложенный для изучения материал  предполагает тесную связь с математикой, биологией, технологией, способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить  и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у учащихся  целостное представление о природе и природных явлениях.

Основной формой работы являются учебные занятия. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Она дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий), демонстрационных опытов. На занятиях ученики знакомятся с этапами организации  учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки.

Практическая деятельность включает проведение опытов, исследований, изготовление и оформление самоделок. Практические занятия различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Перед практическими работами проводится инструктаж по правилам безопасности труда. Некоторые опыты являются демонстрационными (их проводит только учитель), а учащиеся на основании увиденного делают выводы, фиксируют результаты экспериментов в таблицах. Ребята через опыты и эксперименты, практические работы получат возможность расширить  свои знания об окружающем мире,  познакомиться с законами природы. Учащиеся приобретут навыки исследовательской деятельности, приобщатся к активным формам познания. После проведения опытов ребята исследуют возможность  практического применения полученных  знаний и навыков, ищут ответы на возникшие вопросы в различных источниках информации: словарях, справочниках, энциклопедиях, в сети Интернет.

   

Формы организации обучения: групповые и индивидуальные, работа в паре, в малых группах.

Форма проведения занятий кружка:

Теоретические:

  • Беседа;
  • Лекции с элементами беседы;
  • Викторины;
  • Сообщения учащихся;
  • Просмотр книг, журналов.

Практические:

  • Решение экспериментальных и расчетных задач;
  • Практикум;
  • Наблюдения и опыты;
  • Выпуск стенгазет;
  • Проектная работа;
  • Практические работы исследовательского характера;
  • Домашний эксперимент;
  • Изготовление самодельных приборов, пособий к урокам.

Методы обучения: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, словесные и наглядные методы, практические.

 На занятиях применяются следующие технологии:

  • технология развивающего обучения;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • ИКТ - технология;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии.

        Формы и средства контроля: презентации проектов, оформление выставок в школе.

 Планируемые результаты  освоения программы

дополнительного образования

В результате реализации программы в конце года обучающиеся научатся

  • работать с информацией; выделять и формулировать познавательную цель;
  • применять правила и пользоваться инструкциями;
  • использовать физические модели, знаки,   схемы для решения познавательных задач;
  • пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр, весы, штангенциркуль) и  объяснять их устройство;
  • определять размер физического тела;
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно - следственные связи, обобщать;
  • видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. устанавливать причинно-следственные связи; строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  2. видеть физику в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  3. выдвигать гипотезы при решении физических задач и понимать необходимость их проверки;
  4.  планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  5. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  6. описывать  физические явления и их признаки;
  • выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
  • понимать сходство и различие разных состояний веществ;
  • фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;
  • использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе.

У обучающихся будут сформированы:

-  положительное отношение к исследовательской деятельности;

-  интерес к новым способам познания.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;

- познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания.

Содержание курса

  1. Вводные занятия – 2 часа.

Организационное занятие. Правила безопасности на занятиях кружка.

Рассказы о физиках. Методы научного познания.

  1. Основы молекулярной теории. Тепловые явления – 6 часов.

Гипотеза о строении вещества. Первоначальные сведения о строении вещества.  Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия в жизни человека и животных. Модели газа, жидкости, твердого тела. Смачивание. Капиллярные явления.

Практические занятия:

- занимательные опыты: Диффузия. Нагреваем воздух. Стакан ползет. Нагреваем воду. Тепловые качели. Нагреваем спицу.

- практическая работа «Наблюдение зависимости температуры кипения воды от изменения атмосферного давления».

  1. Взаимодействие тел – 9 часов.

Механическое движение. Инерция. Использование в технике принципов движения живых существ. Силы. Силы в природе. Вес тела. Невесомость. Сила тяжести и размеры млекопитающих и деревьев. Взаимодействие тел во Вселенной.

Практические занятия:

Изготовление дидактических кубиков.

Изготовление физического лото по теме.

Изготовление самоделок по теме «Центр тяжести»: Воробей на ветке. Коробок с сюрпризом. Вверх по скату. Верхом на бочке. Бегемот и птичка.

  1. Давление – 8 часов.

Атмосферное давление. Мы живем на дне океана. Первые аэронавты. Атмосферное давление и жизнь на Земле. Гидростатический парадокс. Давление на службе человека.

Сообщающиеся сосуды и их модели. Глубоководные животные и их приспособленность к жизни на глубине. Водные растения.

Практические занятия:

- занимательные опыты: Загадочная редиска. Три опыта со стаканом. Сухим из воды.

Плавание тел.

- практическая работа «Измерение давления жидкости на дно сосуда».

- устный журнал «Атмосферное давление и жизнь на Земле».

- выставка «Физика и детская игрушка».

  1. Работа и мощность – 4 часа.

Работа и мощность. Простые механизмы. Подвижный и неподвижный блок.

Практические занятия:

- выставка «Простые механизмы у нас дома».

- практическая работа «Определение моей максимальной мощности»,  «Измерение быстроты реакции человека», «Определение выигрыша в силе при использовании подвижного блока».

  1. Электромагнетизм – 4 часа.

Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов. Магнитное поле. Электромагнетизм.

Практические занятия:

 - занимательные опыты: Электрический театр. Электрический кот. Электрический спрут.

Электротрусишка. Игра с железными опилками. Магнитная бригантина. Магнитная «инфекция». Разборчивый гусь. Магнитный рыболов.

- практическая работа «Исследование электропроводности водных растворов разных веществ».

  1. Заключительное занятие – 1 час.

Смотр работ кружковцев.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество

часов

Количество

часов

теоретических

Количество

часов

практических

1.

Вводные занятия.

Инструктаж по ТБ на занятиях

2

2

-

2.

Основы молекулярной теории. Тепловые явления.

6

2

4

3.

Взаимодействие тел.

9

3

6

4.

Давление.

8

3

5

5.

Работа и мощность.

4

1

3

6.

Электромагнетизм.

4

-

4

7.

Заключительное занятие.

1

-

1

Всего

34

11

23

Календарно-тематический план занятий

урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

Вводные занятия.  (2 часа)

1

Организационное занятие. Беседа о правилах безопасности на занятиях кружка.

1

03.09

2

Рассказы о физиках. Среди книг, журналов и справочников.

1

10.09

Основы молекулярной теории.

Тепловые явления. (6 часов)

3

Первоначальные сведения о строении вещества. Рассказы с физическими ошибками.

1

17.09

4

Диффузия в жизни человека и животных. Подготовка презентации.

1

24.09

5

Подготовка опытов по теме «Строение вещества. Диффузия».

1

01.10

6-7

Занимательные опыты (тепловые явления):

Нагреваем воздух. Стакан ползет. Нагреваем воду.

Тепловые качели. Нагреваем спицу.

2

08.10

15.10

8

Практическая работа. Наблюдение зависимости температуры кипения воды от изменения атмосферного давления.

1

22.10

Взаимодействие тел. (9 часов)

9

Механическое движение. Инерция.

Занимательные опыты.

1

29.10

10

Использование в технике принципов движения живых существ.

1

12.11

11-12

Изготовление самоделок по теме «Центр тяжести».

Воробей на ветке. Коробок с сюрпризом.

Вверх по скату. Верхом на бочке. Бегемот и птичка.

2

19.11

26.11

13

Силы. Изготовление физического лото по теме.

1

03.12

14

Силы в природе. Викторина.

1

10.12

15

Сила тяжести и размеры млекопитающих и деревьев.

1

17.12

16

Сочинение «Мир без трения».

1

24.12

17

Составление кроссвордов по изученному материалу.

Изготовление дидактических кубиков.

1

14.01

Давление. (8 часов)

18-19

Атмосферное давление. Мы живем на дне океана. Первые аэронавты.

Занимательные опыты. Загадочная редиска. Три опыта со стаканом. Сухим из воды.

2

21.01

28.01

20

Устный журнал «Атмосферное давление и жизнь на Земле».

1

04.02

21

Глубоководные животные и их приспособленность. Водные растения.

1

11.02

22

Занимательные опыты по теме «Плавание тел».

1

18.02

23

Практическая работа «Измерение давления жидкости на дно сосуда».

1

25.02

24-25

Выставка «Физика и детская игрушка».

2

03.03

10.03

Работа и мощность. (4 часа)

26

Простые механизмы у нас дома. Выставка.

1

24.03

27

Практическая работа «Определение выигрыша в силе при использовании подвижного блока».

1

27.03

28

Познай себя «Определение моей максимальной мощности».

1

31.03

29

Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека».

1

07.04

Электромагнетизм. (4 часа)

30-31

Электризация. Занимательные опыты по электризации. Электрический театр. Электрический кот. Электрический спрут. Электротрусишка. Игра с железными опилками.

2

14.04

17.04

32

Занимательные опыты по магнетизму. Магнитная бригантина. Магнитная «инфекция». Разборчивый гусь. Магнитный рыболов.

2

21.04

28.05

33

Практическая работа. Исследование электропроводности водных растворов разных веществ.

1

05.05

19.05

34

Заключительное занятие. Смотр работ кружковцев.

1

26.05

Учебно-методическое обеспечение

  1. Вечера по физике в средней школе. Э.В.Браверман. Москва, «Просвещение», 1989 г.
  2. Внеклассная работа по физике. И.Я.Ланина. Москва, «Просвещение», 1987 г.
  3. Внеурочная работа по физике. Под ред. О.Ф. Кабардина, Москва, «Просвещение», 1983 г.
  4. Забавная физика. Л.Гальперштейн. Москва, Детская литература, 1994 г.
  5. Занимательные вечера по физике в средней школе. И.Л.Юфанова. Москва, «Просвещение», 1990 г.
  6. Занимательные опыты. Свет и звук. М.Ди Специо. Москва, АСТ,2005 г.
  7. Физика: опыты, фокусы и развлечения. Москва, Астрель, 2007 г.
  8. Физические викторины. Б.Ф.Билимович. Москва, «Просвещение», 1977 г.
  9. Формирование познавательных интересов учащихся. И.Я Ланина. Москва, «Просвещение», 1987 г.
  10. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6–7 классах средней школы. Буров В.Б., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И.– М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС» Для учащихся 8 классов

Программа “Химия вокруг нас” ориентирована на учащихся 8 классов, рассчитана на 34 недели, по 1 часу в неделю. Курс состоит из пяти разделов: Тема № 1. Первоначальные химические понятия. Тема № ...

Образовательная программа "Химия вокруг нас"

Образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень освоения.Актуальность  данной программы состоит в том, что она...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Введение в образовательную программу «Мир вокруг нас» для детей 10-12 лет

Этот материал используется при проведении первого занятия в детском объединении у чреждения дополнительного образования детей, изучающем экологическую дисциплину....

Сценарий Шоу-программы "Мир вокруг парты"

Творчество всегда. везде и во всем!...

Дополнительная образовательная программа "Мир вокруг меня"

Психологическая компетентность - это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополу...

Образовательная программа «Математика вокруг нас».

Образовательная программа "Математика вокруг нас" рассчитана на детей 11 - 14 лет. Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на ур...

Программа "Природа вокруг нас"

Цель программы: содействие формированию экологического сознания и культуры в окружающей среде у дезадаптированных детей школьного возраста.Задачи: - Привить воспитанникам знания, умения, развити...