Природа-наш общий дом
план-конспект на тему

учит детей любить и беречь природу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda-_nash_obshchiy_dom.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: продолжить работу по сплочению школьного коллектива, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: знакомить учащихся с понятиями «экология», «заповедник», «Красная книга».

Оборудование: записи звуков природы, картинки животных и птиц, выставка книг,  интерактивная доска, презентация

Предварительная подготовка: заучивание наизусть стихотворений и загадок, рисунки о природе для стенда.

Ход мероприятия

  1. Орг. момент. Сообщение темы и цели. (Слайд 1)

            Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учителя! Мы рады видеть вас на конкурсно-познавательной программе «Природа – наш дом родной». Ребята! Сегодня  вы поучавствуете в конкурсах, узнаете много нового и интересного о природе.

  1. Воспитатель. Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Как вы думаете,  почему?
  2. Дети отвечают

          Воспитатель  А есть ли «природа» в нашем жилище?

           Ответы детей

 Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это ведь все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.

  1. Воспитатель  Что такое природа?
  2. Ответы детей  (Природа – это воздух, почва, вода, растительный и животный мир.)

          Воспитатель Какая наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу? (Экология)

Экология – это … (слайд 2).

Воспитатель  Знаете ли вы, что  с 1 марта 1981года  действует Закон «Об охране природы: животных, растений, воздуха, почвы».

Учёные экологи, биологи всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек своей хозяйственной деятельностью вредит природе. Обратимся к экологическому календарю и посмотрим, сколько календарных дат посвящено природе, бережному отношению к ней. (Слайд 3  - чтение)

        Всего 6 месяцев – и сколько экологических дат!  Почему их так много? (Потому что мы, люди,  должны напоминать себе: чтобы видеть окружающий мир прекрасным, его надо беречь. А чтобы знать, его надо изучать.)

          Воспитатель

Посмотрите картины прекрасного мира природы, послушайте  и определите удивительные его звуки. (Звуки природы и слайды 5-9)

Лес – наше богатство. Как выдумаете, почему? (Зелёный наряд нашей земли, чистый воздух, дом зверей и птиц). (Слайд 10)

Воспитатель  Далее викторина «Лес – наше богатство», будьте внимательны.

Что сделано из берёзы: спички или лыжи? (Слайд 11) 

Что сделано из ели: лыжи или пианино? (Слайд 12)

Что сделано из осины: пианино или спички? (Слайд 13)

Какое дерево считается символом России?  

Сок какого дерева сладок?  

Сколько было названо деревьев?

Воспитатель 

Птицы – наши друзья. Как вы думаете, почему?

Ответы детей ( Птицы уничтожают вредителей лесов, поедают семена сорняков, радуют нас своим пением, красивым видом).  Слайд 14

Всего на Земле насчитывают более 2000 птиц. Каких птиц вы знаете? Чтение  обучающимимся стихотворений о птицах и показ слайдов

Воробушки, как шарики на ёлку,  Уселись на балкон и без умолку Чирикают и скачут вниз и вверх!

М.Тахистова

(Слайд 15)                                    

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню звонкую запел

В лазури жаворонок звонкий.

                                          В.Жуковский

(Слайд 18)                                                                                                         

Синичка-невеличка

Прославилась трудом:

Похож на рукавичку

Её уютный дом.

О нём и песни пела                                

Птенцам синица-мать,

А пальчик не успела,

Как видно, довязать.

В.Брагин

(Слайд 16)                             

Посмотрите, сколько в роще желудей!

Собирает сойка жёлуди весь день.

В рытвины и щели прячет под листвой.

Жёлуди в метели не найти зимой.                                   В.Брагин

(Слайд 19)                                                                                                         

Ласточки пропали,                                  

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

А.Фет

(Слайд 17)                                                                                                         

Посмотри-ка, посмотри:

Прилетели снегири!

С братом мы бежим

Мимо ёлок и берёз…

                                                   В.Брагин

(Слайд 20)                                                                                                         

О, домовитая ласточка!

О, домовитая ласточка!

О, милосизая птичка!

Грудь краснобела, касаточка,

Летняя гостья, певичка!

                            Г.Державин

(Слайд 17)                                                                                                         

В лес скатилось красно-солнышко.

В небе вспыхнула звезда

Тихо вылетела совушка

 Из родимого гнезда.

                                                              Ю.Ширяев                  

(Слайд 21)                                                                                                         

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

А.Плещеев

(Слайд 17)                                                                                                                                                                           

Теперь прочтите загадки о птицах, а другие дети их будут отгадывать.(Слайды - птицы)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

А зовётся птица …

(грач, слайд 22)

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех …

(грач, слайд 22 )

Эту птицу всякий знает.

На шесте её  дворец:

Червяков птенцам толкает

Да трещит весь день …

(скворец, слайд 23)

Стоит ствол, на стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец.

Кто это?

(скворец, слайд 23)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплые края не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый …

(воробей, слайд 24)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

(соловей, слайд 25)

Тихой ночью лес уснул.

Кто-то ухнул и вспорхнул.

Да, не зря идёт молва –

В ночь охотится …

(сова, слайд 26)

Ходит птица по болоту,

Хочет высмотреть кого-то.

«Кап!» - сорвётся с клюва капля,

«Цап!» - лягушку схватит …

(цапля, слайд 27)

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?

(цапля, слайд 27)

Я в любую непогоду

уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый …

(гусь, слайд 28)

Игра «Прилетели птицы»

Ведущий читает стихотворение, обучающиеся должны найти лишние слова, затем на экране появляется слайд для проверки.

1. Прилетели птицы:

    Голуби, синицы, мухи и стрижи.

(слайд 29)

2. Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Аисты, вороны,

    Галки, макароны.

(слайд 30)

3. Прилетели птицы:

    Голуби, куницы.

(слайд 31)

4. Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Чибисы, чижи,

    Галки и стрижи,

              Комары, кукушки.

(слайд 32)

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Галки и стрижи,

    Чибисы, чижи,

    Аисты, кукушки,

    Совы-сплюшки,

   Лебеди, скворцы.

   Все вы молодцы.

Конкурс «Учимся сочинять стихи»

Вы хорошо читали отрывки из стихотворений, отгадали  загадки. А сами сочинять стихи или загадки умеете? Дело это непростое. Давайте попробуем. На интерактивной доске соедините линиями рифмующиеся слова из разных столбцов. (Слайд 34)

Слово о народном празднике Сороки

20 марта, по народному календарю, праздник под названием Сороки, праздник второй встречи весны. Этот праздник на Руси отмечается с давних пор. По народным наблюдениям, с этого дня начинаются утренники – утренние заморозки, которые продолжаются 40 дней. Народная поговорка гласит, что в этот день 40 пичуг на Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонки, чтобы они весну кликали. Этот обычай пришёл к нам от греков. И он не должен умереть, потому что в любом обычае заключается мудрость народная, наблюдения наших предков за особенностями природы.

Женщины пекут из теста жаворонки, а дети украшают их ленточками, выходят на улицу и сажают на самое высокое и сухое место – подоконник, забор, ветви деревьев, затем берутся за руки и поют зазывную песенку:

- Весна-красна, на чём пришла?

- На прутике, на хомутике,

На сохе, на бороне, на седой бороде.

- Кулички-жавороночки,

Прилетайте к нам на ладонечки

Овёс клевать.

Жаворонков потом снимают. Кто съедает их, а кто берёт на память об этом дне, о весне.

Обзор выставки книг «Дом по имени Земля»

Слово о Красной книге (сообщение ученика)

Кра́сная кни́га —список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. (Слайд 35)Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. (Слайд 35, 36, 37) 

Красная книга – это несколько толстых томов (книг). Цвет переплётов этих томов красный. А вот страницы разных цветов. На страницах  красного цвета расположены сведения об исчезающих видах и видах, которым грозит полное исчезновение. Этих животных осталось на Земле очень мало, их численность продолжает сокращаться. Страницы  красного цвета сообщают нам о видах, численность которых ещё достаточно велика, но продолжает сокращаться. На страницах  белого цвета мы можем прочесть о животных, которые редко встречаются или потому что их всегда было мало на Земле, или потому что они живут на небольших (ограниченных) территориях. Страницы  серого цвета рассказывают о видах малоизученных и очень редко встречающихся. На страницах  зелёного цвета расположены сведения о животных, которые были редкими, которым угрожала опасность исчезновения, но теперь численность этих животных, благодаря усилиям человека, восстановлена настолько, что они находятся уже вне опасности.

Слово о заповеднике «Галичья гора»(сообщение ученика)

Заповедник - участок территории, на котором сохраняются в естественном состоянии ценные в природные объекты (виды растений и животных, типы ландшафтов, минералы т.п.) . (Слайд 36).

«Га́личья Гора́» — государственный заповедник в центре Северо-Донского реликтового ботанического района. Памятник природы, ботанический феномен. Расположен на Среднерусской возвышенности в Липецкой области. Крупный региональный научно-исследовательский центр.

Воспитатель  Волнуется природа неспроста. Оказывается, в земле автопокрышка разлагается более 120 лет. Как решить такую проблему? (Слайд 38)

Дети ( об участии в школьном проекте « Наш двор»  Слайд 39)

Воспитатель  Помогите Земле! Отзовитесь! Стеклянная бутылка разлагается около 1 млн. лет!

Консервная банка - 80-100 лет

Пластмасса - 20-30 лет!

Полиэтиленовый пакет - 10-20

Слайды 40, 41

 Закрепление. Что вы узнали нового? Что запомнили? (ответы детей)

Что мы можем сделать с вами, ребята, чтобы защитить природу – наш дом ? (ответы детей).

Слайд 42(звучит песня « Дорогою добра», на экране – фотографии о школьном дворе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Природа-наш общий дом"

Аннотация(Кыскача  аңлатма)Конспект урока " Природа-наш общий дом"        Республика күләмендә  татар һәм инглиз телләрен концентрик ысул белән өйрәнү...

Экологический проект «Природа – наш общий дом»

Экологический проект «Природа – наш общий дом» написан для участия в республиканском педсовете....

Природа - наш общий дом

презентация к уроку природоведения в 5 классе. Можно использовать и на занятиях по внеурочке по экологии или биологии...

Программа экологического кружка «Природа – наш общий дом»

 Актуальность и практическая значимость программы реализуется через  связь с жизнью, изучение методик исследовательской деятельности, разработка учебных проектов, участие в работе лек...

Классный час – час диалога на тему « Природа – наш общий дом!»

Открытый классный час – час диалога Тема: «Природа – наш общий дом!» Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; по¬знакомить с Красной книгой, с экологическими правилами; учить бережно от...

Природа - наш общий дом

Презентация разработана  для использования на уроке немецкого языка в 7 классе по теме "Природа"...

Природа России. Общая характеристика.

Вступительная часть урока, актуализация знаний, обобщение изученного материала.материала...