Природа-наш общий дом
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Цель: продолжить работу по сплочению школьного коллектива, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: знакомить учащихся с понятиями «экология», «заповедник», «Красная книга».
Оборудование: записи звуков природы, картинки животных и птиц, выставка книг, интерактивная доска, презентация
Предварительная подготовка: заучивание наизусть стихотворений и загадок, рисунки о природе для стенда.
Ход мероприятия
- Орг. момент. Сообщение темы и цели. (Слайд 1)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учителя! Мы рады видеть вас на конкурсно-познавательной программе «Природа – наш дом родной». Ребята! Сегодня вы поучавствуете в конкурсах, узнаете много нового и интересного о природе.
- Воспитатель. Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Как вы думаете, почему?
- Дети отвечают
Воспитатель А есть ли «природа» в нашем жилище?
Ответы детей
Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это ведь все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.
- Воспитатель Что такое природа?
- Ответы детей (Природа – это воздух, почва, вода, растительный и животный мир.)
Воспитатель Какая наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу? (Экология)
Экология – это … (слайд 2).
Воспитатель Знаете ли вы, что с 1 марта 1981года действует Закон «Об охране природы: животных, растений, воздуха, почвы».
Учёные экологи, биологи всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек своей хозяйственной деятельностью вредит природе. Обратимся к экологическому календарю и посмотрим, сколько календарных дат посвящено природе, бережному отношению к ней. (Слайд 3 - чтение)
Всего 6 месяцев – и сколько экологических дат! Почему их так много? (Потому что мы, люди, должны напоминать себе: чтобы видеть окружающий мир прекрасным, его надо беречь. А чтобы знать, его надо изучать.)
Воспитатель
Посмотрите картины прекрасного мира природы, послушайте и определите удивительные его звуки. (Звуки природы и слайды 5-9)
Лес – наше богатство. Как выдумаете, почему? (Зелёный наряд нашей земли, чистый воздух, дом зверей и птиц). (Слайд 10)
Воспитатель Далее викторина «Лес – наше богатство», будьте внимательны.
Что сделано из берёзы: спички или лыжи? (Слайд 11)
Что сделано из ели: лыжи или пианино? (Слайд 12)
Что сделано из осины: пианино или спички? (Слайд 13)
Какое дерево считается символом России?
Сок какого дерева сладок?
Сколько было названо деревьев?
Воспитатель
Птицы – наши друзья. Как вы думаете, почему?
Ответы детей ( Птицы уничтожают вредителей лесов, поедают семена сорняков, радуют нас своим пением, красивым видом). Слайд 14
Всего на Земле насчитывают более 2000 птиц. Каких птиц вы знаете? Чтение обучающимимся стихотворений о птицах и показ слайдов
Воробушки, как шарики на ёлку, Уселись на балкон и без умолку Чирикают и скачут вниз и вверх! М.Тахистова (Слайд 15) | На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню звонкую запел В лазури жаворонок звонкий. В.Жуковский (Слайд 18) |
Синичка-невеличка Прославилась трудом: Похож на рукавичку Её уютный дом. О нём и песни пела Птенцам синица-мать, А пальчик не успела, Как видно, довязать. В.Брагин (Слайд 16) | Посмотрите, сколько в роще желудей! Собирает сойка жёлуди весь день. В рытвины и щели прячет под листвой. Жёлуди в метели не найти зимой. В.Брагин (Слайд 19) |
Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. А.Фет (Слайд 17) | Посмотри-ка, посмотри: Прилетели снегири! С братом мы бежим Мимо ёлок и берёз… В.Брагин (Слайд 20) |
О, домовитая ласточка! О, домовитая ласточка! О, милосизая птичка! Грудь краснобела, касаточка, Летняя гостья, певичка! Г.Державин (Слайд 17) | В лес скатилось красно-солнышко. В небе вспыхнула звезда Тихо вылетела совушка Из родимого гнезда. Ю.Ширяев (Слайд 21) |
Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. А.Плещеев (Слайд 17) |
Теперь прочтите загадки о птицах, а другие дети их будут отгадывать.(Слайды - птицы)
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, А зовётся птица … (грач, слайд 22) По весне к нам с юга мчится Чёрная, как ворон, птица. Для деревьев наших врач, Насекомых ест всех … (грач, слайд 22 ) Эту птицу всякий знает. На шесте её дворец: Червяков птенцам толкает Да трещит весь день … (скворец, слайд 23) Стоит ствол, на стволе кол, На колу дворец, Во дворце певец. Кто это? (скворец, слайд 23) Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплые края не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей, слайд 24) | Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей, слайд 25) Тихой ночью лес уснул. Кто-то ухнул и вспорхнул. Да, не зря идёт молва – В ночь охотится … (сова, слайд 26) Ходит птица по болоту, Хочет высмотреть кого-то. «Кап!» - сорвётся с клюва капля, «Цап!» - лягушку схватит … (цапля, слайд 27) Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это? (цапля, слайд 27) Я в любую непогоду уважаю очень воду. Я от грязи берегусь, Чистоплотный серый … (гусь, слайд 28) |
Игра «Прилетели птицы»
Ведущий читает стихотворение, обучающиеся должны найти лишние слова, затем на экране появляется слайд для проверки.
1. Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи. (слайд 29) 2. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. (слайд 30) 3. Прилетели птицы: Голуби, куницы. (слайд 31) | 4. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки. (слайд 32) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Совы-сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы. |
Конкурс «Учимся сочинять стихи»
Вы хорошо читали отрывки из стихотворений, отгадали загадки. А сами сочинять стихи или загадки умеете? Дело это непростое. Давайте попробуем. На интерактивной доске соедините линиями рифмующиеся слова из разных столбцов. (Слайд 34)
Слово о народном празднике Сороки
20 марта, по народному календарю, праздник под названием Сороки, праздник второй встречи весны. Этот праздник на Руси отмечается с давних пор. По народным наблюдениям, с этого дня начинаются утренники – утренние заморозки, которые продолжаются 40 дней. Народная поговорка гласит, что в этот день 40 пичуг на Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонки, чтобы они весну кликали. Этот обычай пришёл к нам от греков. И он не должен умереть, потому что в любом обычае заключается мудрость народная, наблюдения наших предков за особенностями природы.
Женщины пекут из теста жаворонки, а дети украшают их ленточками, выходят на улицу и сажают на самое высокое и сухое место – подоконник, забор, ветви деревьев, затем берутся за руки и поют зазывную песенку:
- Весна-красна, на чём пришла?
- На прутике, на хомутике,
На сохе, на бороне, на седой бороде.
- Кулички-жавороночки,
Прилетайте к нам на ладонечки
Овёс клевать.
Жаворонков потом снимают. Кто съедает их, а кто берёт на память об этом дне, о весне.
Обзор выставки книг «Дом по имени Земля»
Слово о Красной книге (сообщение ученика)
Кра́сная кни́га —список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. (Слайд 35)Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. (Слайд 35, 36, 37)
Красная книга – это несколько толстых томов (книг). Цвет переплётов этих томов красный. А вот страницы разных цветов. На страницах красного цвета расположены сведения об исчезающих видах и видах, которым грозит полное исчезновение. Этих животных осталось на Земле очень мало, их численность продолжает сокращаться. Страницы красного цвета сообщают нам о видах, численность которых ещё достаточно велика, но продолжает сокращаться. На страницах белого цвета мы можем прочесть о животных, которые редко встречаются или потому что их всегда было мало на Земле, или потому что они живут на небольших (ограниченных) территориях. Страницы серого цвета рассказывают о видах малоизученных и очень редко встречающихся. На страницах зелёного цвета расположены сведения о животных, которые были редкими, которым угрожала опасность исчезновения, но теперь численность этих животных, благодаря усилиям человека, восстановлена настолько, что они находятся уже вне опасности.
Слово о заповеднике «Галичья гора»(сообщение ученика)
Заповедник - участок территории, на котором сохраняются в естественном состоянии ценные в природные объекты (виды растений и животных, типы ландшафтов, минералы т.п.) . (Слайд 36).
«Га́личья Гора́» — государственный заповедник в центре Северо-Донского реликтового ботанического района. Памятник природы, ботанический феномен. Расположен на Среднерусской возвышенности в Липецкой области. Крупный региональный научно-исследовательский центр.
Воспитатель Волнуется природа неспроста. Оказывается, в земле автопокрышка разлагается более 120 лет. Как решить такую проблему? (Слайд 38)
Дети ( об участии в школьном проекте « Наш двор» Слайд 39)
Воспитатель Помогите Земле! Отзовитесь! Стеклянная бутылка разлагается около 1 млн. лет!
Консервная банка - 80-100 лет
Пластмасса - 20-30 лет!
Полиэтиленовый пакет - 10-20
Слайды 40, 41
Закрепление. Что вы узнали нового? Что запомнили? (ответы детей)
Что мы можем сделать с вами, ребята, чтобы защитить природу – наш дом ? (ответы детей).
Слайд 42(звучит песня « Дорогою добра», на экране – фотографии о школьном дворе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Природа-наш общий дом"
Аннотация(Кыскача аңлатма)Конспект урока " Природа-наш общий дом" Республика күләмендә татар һәм инглиз телләрен концентрик ысул белән өйрәнү...
Экологический проект «Природа – наш общий дом»
Экологический проект «Природа – наш общий дом» написан для участия в республиканском педсовете....
Природа - наш общий дом
презентация к уроку природоведения в 5 классе. Можно использовать и на занятиях по внеурочке по экологии или биологии...
Программа экологического кружка «Природа – наш общий дом»
Актуальность и практическая значимость программы реализуется через связь с жизнью, изучение методик исследовательской деятельности, разработка учебных проектов, участие в работе лек...
Классный час – час диалога на тему « Природа – наш общий дом!»
Открытый классный час – час диалога Тема: «Природа – наш общий дом!» Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; по¬знакомить с Красной книгой, с экологическими правилами; учить бережно от...
Природа - наш общий дом
Презентация разработана для использования на уроке немецкого языка в 7 классе по теме "Природа"...
Природа России. Общая характеристика.
Вступительная часть урока, актуализация знаний, обобщение изученного материала.материала...