Информационно-образовательная среда объединения «Интеллектуал» (12 – 14 лет) МБОУДОД ДДТ г. Донецка
проект (7, 8 класс) на тему
Описание информационно-образовательной среды объединения «Интеллектуал» (12 – 14 лет) МБУДО ДДТ г. Донецка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание информационно-образовательной среды объединения «Интеллектуал» (12 – 14 лет) МБОУДОД ДДТ г. Донецка
З.А. Космодемьянская
Направленность:
Активизация мотивационной и познавательной сфер участников объединения через становление информационной культуры личности в условиях сетевого взаимодействия:
- её информационного мировоззрения (система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, куда входят ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности)
- и информационной грамотности, компетентности (организация информационных процессов: владение приемами поиска, сбора, обработки, передачи информационных данных методами анализа и синтеза информации), в ходе участия в городской интегративной игре «Интеллектуальный марафон».
Содержание:
Социальный опыт человечества (культура, в том числе информационная) в процессе превращения в собственный опыт личности. Информационная культура – это интегративная способность личности, проявляющаяся в освоении, владении, применении, преобразовании информации с применением информационных технологий и применением этих умений в обучении и в дальнейшей профессиональной деятельности.Созданием новых ценностей
Ценности: Творчество – Познание – Сотрудничество – Событие – Культура личности – Социальная Компетентность и Ответственность – Самореализация в социуме – Самореализация в информационном обществе
Социальное взаимодействие:
Опирается на ценностно-целевые установки:
- признание ребенка в качестве субъекта познания,
- понимание образования как процесса самообучения и самообразования;
- признание индивидуальности, самобытности ребенка как активного носителя субъектного опыта, обогащаемого и преобразуемого в процессе совместной деятельности;
- формирование познавательных способностей как результата образования.
Реализуется через:
Сотрудничество, диалог, со-бытийность, поддержание субъектной позиции личности, развитие личностных структур сознания, педагогическую помощь и поддержку, поддержание позитивного настроя.
Действия педагога в информационно-образовательном пространстве:
- насыщение ИОС образовательными ресурсами,
- обеспечение качественной навигации личности в информационном пространстве,
- организация продуктивного взаимодействия, в том числе сетевого,
При соблюдении норм и правил поведения и деятельности:
активность;толерантность;сотрудничество и взаимопомощь;гражданская позиция;уважительное отношение к окружающим, к природе, к обществу, соблюдение этикета электронного общения.
Обеспечивает:
- формирование нормативно-поведенческого, эмоционально-ценностного и ценностно-смыслового отношения к окружающему миру;
- взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями, позитивное настроение;
- участие в управлении образовательным процессом;
- сплоченность и сознательность всех субъектов;
- продуктивность взаимодействий.
Мотивация субъектов
В качестве стимулов продуктивного развития личности используются и развиваются:
- позитивный эмоциональный фон,
- участие субъектов в отборе тематического содержанияпроектов и исследований (принятие, привлекательность, актуальность, продуктивность, практичность)
- социально-значимый характер проектно-исследовательской деятельности,
- умение и желание представлять свои знания и опыт познавательной, поисковой, проектной, интеллектуальной, творческой деятельности с помощью цифровых средств,
- соревновательный характер презентационных мероприятий игры «Интеллектуальный марафон»,
- ситуации успеха,
- признание сверстников и социума (презентациязнаний и опыта интеллектуальной деятельности школьному сообществу),
- стимулирование положительных переживаний личностной значимости для предупреждения переживаний и страха перед неудачей и неуверенности в себе.
Предметно-пространственное окружение
Обеспечивает:
- возможностьвыбора;
- возможность воспринимать различные виды деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга; проявление преобразующей активности;
- дополнительные возможности развития субъектов;
- возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве;
- возможность функционирования в ритме, соответствующем индивидуальным возможностям.
Информационное окружение
Характеризуется:
- открытостью, досупностью,
- наличиемвозможностей самоопределения личности и поисков собственных смыслов,
- актуальностью и новизной содержания;
- эмоциональностью;
- множеством индивидуальных форм развития и разнообразием образовательных возможностей.
Предполагает наличие:
-Качественного технического и программного обеспечения
-Банка информационных ресурсов:
- учебно-методических (совокупность учебных пособий, , программно-методических разработок) дидактических, социально-культурных (ресурсы, расположенные за пределами образовательных систем),
- создаваемых ресурсов (методические разработки педагогов, работы учащихся, публикации, результаты исследований и проектов, информация о мероприятиях)
- действующего сетевого сообщества.
Обеспечивает:
- целостное видение окружающих реальностей в виде современного научного знания, культуры, моделей повседневной жизни и обыденного знания, виртуальной реальности, мира человека в его связях и отношениях с другими людьми,
- удовлетворение потребностей в информации и способах ее обработки и передачи, для развития и саморазвития личности во взаимодействии с другими,
- формирование информационной культуры,
- развитие активности и личной свободы субъектов образовательного процесса
- развитие взаимодействия субъектов в условиях информационного сообщества.
Организационно-технологический компонент
Предполагает создание «зоны развивающих возможностей»:
- обеспечение психологической комфортности среды, поддержание защитно-игровой функции;
- возможность реализовать и совершенствовать свои способности в познавательной, исследовательской, поисковой, проектной деятельности
- обеспечение индивидуальной динамики развития и познавательных потребностей;
- организация исследовательской и проектной работы;
- удовлетворение потребности в самостоятельном упорядочивании индивидуальной картины мира.
Использование технологий и методов:
- исследовательские методы;
- проектные методы;
- групповая работа;
- развитие критического мышления;
-теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);
-игровые методы: ролевые игры (РИ), деловые игры (ДИ), организационно-деятельностные игры (ОДИ);
-здоровьесберегающие технологии,
-информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):
- Методы и методики, предполагающие выполнение детьми действий в реальном времени (экспериментальные задания, задания, связанные с манипулированием реальными предметами, чтением текста, сочинением истории, рисованием и так далее)
- медиа-уроки,
- совместные исследовательские и медиа проекты,
- интернет-тестирование
Характер деятельности: проблемно-поисковый, творческий, проектный.
Принципы организации деятельности:
1) самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2) применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
3) планирование совместной деятельности: определение цели, распределение функций и ролей участников, способов взаимодействия;
4) постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, при работе в группе;
5) разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
6)рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
7) управление своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности.
Критерии эффективности среды
Наличие опыта решения проблем, опыта исследовательской, проектной, творческой деятельности, опыта организации самостоятельной и совместной деятельности,
Изменение отношения к продуктам собственной деятельности, изменение мотивов учения - появляются такие феномены как:
- потребность в новых впечатлениях,
- Потребность в исследовании, в разрешении противоречий,
- Потребность в поиске истины, т.е. изменение познавательной позиции,
- Потребность в творческой деятельности, имеющей личностный смысл,
- Повышение социальной активности,
- Проявление лидерства подростков.
Обобщенные показатели сформированности информационной культуры - наличие следующих качеств личности:
- мотивационная направленность на познание себя как объекта информационного общества, осознанная установка на использование информационных технологий в учебной деятельности;
- умение мыслить формализованными структурами, умение создавать компьютерные разработки в виде программных продуктов;
- обладание перцептивными способностями к компьютерной графике; способностями включения в виртуальные ситуации; развитыми способностями к моделированию объектов с помощью компьютерных средств;
- свободное пользование информацией, предоставленной в сети Интернет: доступ к информации, ее оценка, использование систем связи;
- умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с использованием компьютера и применять эти результаты в практической деятельности;
- соблюдение этикета электронного общения и усвоения оптимального диалогового режима общения с помощью компьютера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
"Детское объединение по интересам как способ интеграции общего и дополнительного образования в условиях информационно-образовательной среды"
Целью работы является рассмотрение вопроса интеграции общего и дополнительного образования в сельской школе в современной информационно-образовательной среде....
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей
В статье представлен и обобщен опыт создания информационно-образовательной среды сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ". В статье указаны системообразующие ресурсы ИОС, описаны принципы реализации и...
Статья "Проблемы трансформации информационно-образовательной среды в цифровую образовательную среду"
Этапы формирования единой информационной среды в ОУ...
Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"
Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...