Урок толерантности
классный час (5 класс) на тему
воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tolerannost.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок толерантности
Тема: «Урок толерантности»
Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.
Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Оформление доски: плакат «День толерантности»
План
- Вводная беседа
- Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек» Анализ высказываний и ситуаций.
- Итоги.
Ход урока
Вводная беседа (выявление опыта у детей)
Представьте себе, что ваш друг или подруга получили плохую оценку и очень расстроились.
Уч-ль: Как вы поступите в такой ситуации?
Уч-ся: Будем успокаивать.
Уч-ль: Другими словами вы будете сочувствовать своему другу. А почему? Уч-ся: Друзья
Уч-ль: Вспомните, пожалуйста, ситуации из своей жизни, в которых бы вы сочувствовали бы кому-либо.
Уч-ся: пытаются вспомнить и привести примеры.
Уч-ль: Молодцы, ребята! Тема нашего урока «Урок толерантности или учимся сочувствовать». Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.
Основная часть
- Введение понятия толерантности
Уч-ль: У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово - «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужими мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Итак, сочувствие=толерантность.
А как вы понимаете «умение терпеть, мириться с чужими мнением»?
Уч-ся: Выслушивать других людей.
Уч-ль: Правильно. Другими словами, это значит, уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость.
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Упражнение «Приветствия».
Задача: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:
- сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
- обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.
Обсуждение упражнения: какую роль играют приветствия в нашей жизни? попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными?
Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.
Упражнение « А я считаю …».
Упражнение «Разный старт».
Задача: познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру; обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию.
Оборудование: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага.
Вам потребуется придумать составить коллаж фотографий из старых журналов. Разделите группу на четыре подгруппы. Раздайте материалы. Рассадите группы в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите задание – сделать коллаж о весне. Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето. Подойдите к четвертой группе и скажите: "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей последней группы. Охотно помогайте остальным участникам.
Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали или сделали неправильно. Поругайте участников.
Когда первые три группы закончили работу, похвалите их. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом.
Обсуждение.
Начните обсуждение с чувств участников четвертой группы, позвольте им выразить свои все чувства. Что они чувствовали, когда получили непонятное задание? когда их ругали и игнорировали? Как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим? Как чувствовали себя члены остальных групп? Хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали? Почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации)? Можно ли было нарушить запрет? Если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить? Как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка? Как ведут себя члены общества по отношению к ним? Можно ли что-то изменить в нашем обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче? Кто является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о беженцах, о людях из других республик, приехавших в наш город на работу (гастарбайтерах) и т.д.)?
Какими качествами должен обладать толерантный человек?
Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Сегодня начало нового учебного года. А скажите в чём может проявляться толерантность в учебное время по отношению со сверстниками. (учителями)? Какие школьные предметы по вашему мнению наиболее ярко учат быть толерантными? Почему?
Посмотрите на определение толерантности:
- Готовность мириться с чужим мнением;
- Уважение человеческого достоинства;
- Принятие другого таким какой он есть;
- Способность поставить себя на место другого;
- Уважение права быть другим;
- Терпимость к чужим мнениям, поведению;
- Отказ от причинения вреда и насилия.
Давайте обсудим их. Какими нам предлагают быть эти правила?
Посмотрите , пожалуйста на доску и выберите те черты, которые по вашему мнению подходят толерантному человеку:
- терпение
- чувство юмора
- расположенность к другим
- доверие
- умение владеть собой
- доброжелательность умение не осуждать других
- умение слущать
- любознательность способность к сопереживанию
Должны ли мы развивать в себе эти качества?
Творческое задание: дерево толерантности.
Итоги
Я надеюсь, наше занятие для вас было интересным и полезным, и вы будете стараться воспитывать в себе все те качества, которые сейчас перечислили, то есть будете толерантными к окружающим вас людям и событиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентазия к уроку "Толерантность"
Презентация содержит ключевые аспекты урока: высказывания о толерантности, критерии и формула толерантности....
Уроки толерантности
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгои...
Урок толерантности
На уроке толерантности в интерактивной, игровой форме ребята обсуждают вопросы:;1.Что такое толерантность?2 Можно ли научиться толерантности?3 Как преодолеть интолерантность в общении?4 Как созд...
Урок толерантности
Данный материал направлен на воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать....
Классный час "Урок толерантности"
Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....
Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной ...
ход урока " Уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка" с элементами ФГОС
пояснения и комментарии к презентации с тем же названием...