Классный час "Урок толерантности"
методическая разработка (6 класс) по теме

Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tolerance_czenarii.zip9.19 КБ
Package icon toler-tetr.zip3.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Урок толерантности»

Цель: формирования толерантного сознания учащихся.

Задачи:

Знакомство с основными понятиями и принципами толерантности;

Развитие навыков толерантного общения;

Создание условий для процесса осознания значимости своей личности.

Предварительная подготовка.

Учитель: подбирает теоретический материал, видеосюжет, готовит мультимедийную презентацию, готовит для каждого учащегося рабочую тетрадь для занятия.

Дети:

Оформления класса: проектор, компьютер, парты расставлены по группам, тема написана на доске, доска пока закрыта, у каждого учащегося на столах есть рабочая тетрадь для проведения занятия, альбомы, карандаши, магниты на доске, на полу в центре класса нарисован большой круг.

Ход классного часа:

  1. Мотивация познавательной деятельности (стихотворение Андрея Усачева «Гномик»).

У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.
- Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ
- Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.

Беседа:

-Как вы думаете, в чем глубинный смысл этого стихотворения? Почему гном сбрил бороду? Правильно ли он сделал? А правы ли были горожане, которые смеялись над гномом?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?  (угадывание темы)

Итак, тема нашего классного часа – терпимость к непохожим на нас людям (открываем доску с записанной заранее темой). Сегодня необычный классный час. И его необычность не только в том, что парты расставлены не так как надо, что присутствует много гостей, а в том, что сегодня классный час называется уроком, и работать мы будем как на уроке. Записываем тему занятия.

  1. Личностное целеполагание. Выбор учащимися целей занятия.  И, как на любом занятии, давайте определим его цели: чем мы сегодня будем заниматься и для чего? Важность заявленной проблемы несомненна: проблема во взаимоотношениях существуют и в нашем классе, и в нашей школе, и в нашем родном поселке. И дело здесь не только и не столько в различии людей по национальным признакам, но и в различии внешности, темперамента, взглядов на жизнь. Мы все разные, непохожие друг на друга, но разве это повод для конфликтов? Чтобы вам было легче определиться с целями, посмотрите небольшой видеосюжет (видеосюжет «Народов много, а страна одна»).

Итак, выбираем цели занятия и записываем их в рабочую тетрадь в порядке личной значимости:

(СЛАЙД 1)

Узнать, что такое толерантность;

Выяснить, насколько я толерантный человек;

Узнать мнение одноклассников о терпимости и доброте к чужим людям;

Показать своим одноклассникам свои знания по этой проблеме;

Найти пути решения проблемы толерантности в нашем классе;

  1. Самостоятельная проба – работа в группах.

Послушайте отрывок из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»:

« Никогда не забуду и не хочу забыть, как было со мной в Сталинграде… Самые-самые бои. Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставлю. Потом другого. И так тащу их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих… высоко отбиты ноги, они истекают кровью.
И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма,  я обнаружила, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца тащу. Там, в дыму, не разобралась, одежда на них полусгоревшая, они оба стонут, они же не разговаривают. Никак не разберешь. А тут я разглядела, что чужой комбинезон, все другое. Я потащила нашего раненого и думаю: «Возвращаться за немцем или нет?» А уже близко осталось тащить. И я знаю, что если его оставлю, то он через несколько часов умрет. Он истечет кровью… И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих…»

Вопросы для обсуждения в группах: Как вы оцениваете действия  медсестры? Как вы поступили бы на ее месте? (5 минут для работы). Не забывайте, что действие рассказа происходило во время Великой Отечественной войны, когда все советские люди ненавидели фашистов, и за малейшее к ним снисхождение можно было загреметь под трибунал.

Опрос представителей групп.

4. Спасибо. А теперь давайте поиграем. Я приглашаю в свой круг тех людей, которые чем-то на меня похожи, следующий приглашает в круг еще кого-нибудь, кто чем-то на него похож и так далее. Марина, я приглашаю тебя в свой круг, потому что у нас одинаковый цвет волос. (в итоге все должны оказаться в кругу). Смысл игры понятен?

  1. Мозговой штурм. Обратите внимание на слайды. Здесь я подобрала высказывания мудрых людей о толерантности, о доброте, о взаимопонимании между разными людьми.

Попробуйте и вы сформулировать хотя бы один принцип толерантности. (работа в группах, 5 минут). Опрос представителей групп.

  1. Творческое задание. На слайдах рисунки по теме толерантности, выполненные студентами Ярославского пединститута. Предлагаю вам в течение 5 минут нарисовать ваше представление о толерантности. Хорошо, если от каждой группы будет хотя бы по одному рисунку. (рисунки затем крепятся магнитами на доску).
  2. А теперь выясним, насколько вы толерантны. Посмотрите на слайд, как часто вы высказываетесь подобным образом? Оцените свой уровень толерантности.

Низкий уровень толерантности

Средний уровень толерантности

Высокий уровень толерантности

"терпеть не могу этого человека", "он меня раздражает своим присутствием", "меня трясет от него", "меня все в нем возмущает".

"не все я принимаю в этом человеке", "иногда он невыносим", "кое-что меня в нем раздражает"

"мне очень нравится этот человек", "с этим человеком легко общаться".

  1. Чтобы быть терпимым  к другому человеку, нужно знать о его хороших качествах. Давайте попробуем представить себя друг другу.  Поиграем в «имена». В течение 1 минуты напишите три прилагательных, начинающихся на первую букву вашего имени. Ответы детей.
  2. Рефлексия. Обратите внимание на свои первые записи в рабочих тетрадях о целях занятия. Запишите напротив каждой цели, достигли ли вы ее?
  3. Рефлексия. Напоследок еще одна игра. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка – данное слово, вторая строчка – два прилагательных к этому слову, третья строчка -  три глагола к данному слову, четвертая строчка – короткое предложение об этом слове, пятая – слово-ассоциация. Например, ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; Ребенок – это маленькое солнышко, Радость.

Предлагаю вам для игры слово  «друг». Опрос детей.

И в заключении классного часа хочу прочитать стихотворение Бориса Заходера «Про всех на свете»

Все–все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны,
чем Слоны.

Нельзя обойтись без чудищ
нелепых
И даже без хищников, –
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.

Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем–то
Не очень дружны,
Мы все–таки очень
Друг другу нужны!

А если нам кто–нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!


Резерв: конкурс песен о дружбе.



Предварительный просмотр:

Дата:________ Тема занятия:_________________________________________

Цели занятия (зачем я здесь?):

Цели (запиши 2-3 цели)

Достигнуты ли? (заполняется в конце занятия)

1

2

3

 1. Работа в группах по отрывку из книги С. Алексеевич «У войны не женское лицо». Вопросы для обсуждения:

- Одобряете ли вы действия медсестры?

- Как бы вы поступили на ее месте?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Работа в группах. Придумайте и запишите свой принцип (правило) толерантного поведения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Индивидуальное задание «Мое имя». Напиши три прилагательных, начинающихся с первой буквы твоего имени:______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Игра «Синквейн» (пятистрочие):

1.Заданное слово_______________

2.Два прилагательных_____________________________________________________

3.Три глагола____________________________________________________________

4.Слово-ассоциация_________________________________________________________

5.Короткое предложение____________________________________________________________

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Толерантность"

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...

Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»

Заседание МО классных руководителей совместно со  школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...

Презентация классного часа "Толерантность"

Собственная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность"

Интересная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность - это дружба!"

Разработка открытого классного часа (5 класс)...

классный час "Толерантность"

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...