Внеклассные мероприятия
классный час (5 класс) по теме

Куксова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!..»

1 чтец: Что случилось, скажи мне ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

2 чтец: Разве солнце не так уже светит?

Или вянут травы в лугах?

3 чтец: Разве звезды не так же искрятся?

Может тише у птиц голоса?

4 чтец: разве больше девчонкам не снятся

Счастья алые паруса?

5 чтец: Как тревожно стонет планета.

Как угрюмо висит тишина.

6 чтец: Скажи мне ветер, что случилось?

        Неужели это война?...

7 чтец: Война – жесточе нету слова.

8 чтец: Война – печальней нету слова.

9 чтец:  Война – святее нету слова.

10 чтец:  В тоске и славе этих лет.

1 чтец: И на устах у нас иного

ВСЕ    Еще не может быть и нет.

2 чтец: Такою все дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось

Аудиозапись «От Советского информбюро»

3 чтец:  (под фонограмму песни «Священная война»)

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною, С проклятою ордой!

10 чтец: Пусть ярость благородная  Вскипает как волна

Идёт война народная – Священная война!

4 чтец: Надпись защитников Брестской крепости на стене: «Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб,  Михайлов, Селеванов В. Мы приняли первый бой        22 июня 1941 – 3ч. 15 мин. Умрём, но не уйдём!»

5 чтец: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь  обещала, любовь  обещала, Родина.

Разве для смерти  рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты   нашей смерти, Родина?

Варварство (Архипенкова П.)

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, —

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

— Не бойся, мальчик мой. Сейчас

вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой1

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

6 чтец:  Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли –

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили        

и ушли, за солдатом - солдат...

3 чтец: До свидания, мальчики!        

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Песня «Вспомните, ребята»

  1. И когда над ними грянул смертный гром,

Нам судьба иное начертала.

Нам не призывному,  нам не выпускному

Воинству окрестного квартала.

Сирые метели след позамели,

Все календари пооблетели,

Годы нашей жизни как составы пролетели        

Как же мы давно осиротели!!!

Припев: Вспомните ребята, вспомните ребят,

Разве это выразить словами?

Как они стояли у военкомата

С бритыми навечно головами…        

  1. Вспомним их сегодня всех до одного,

Вымостивших страшную дорогу.

Скоро, кроме нас, уже не будет никого,

Кто вместе с ними слушал первую тревогу.

И когда над ними грянул смертный гром

Струнами районного оркестра,

Мы глотали звуки, ярости и муки,

Чтоб хотя бы музыка воскресла.

Припев. Вспомните ребята, вспомните ребята!

Это только мы видали с вами,

Как они шагали от военкомата

С бритыми навечно головами        

  1. И когда над ними грянул смертный гром

Струнами районного оркестра,

Мы глотали звуки, ярости и муки,

Чтоб хотя бы музыка воскресла

Припев. Вспомните ребята, вспомните ребята!

Это только мы видали с вами,

Как они шагали от военкомата

С бритыми навечно головами

7 чтец: Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв.  И умирает друг.

И значит, смерть проходит мимо.

10 чтец: Сейчас настанет мой черёд.

За мной одним идёт охота.

Будь проклят, сорок первый год

И вмёрзшая в снега пехота.

8 чтец: Вспомним всех поимённо,

Горем вспомним своим…

Это нужно – не мёртвым!

Это нужно – живым!

9 чтец: Возвращались солдаты с войны,

           По железным дорогам страны

           День и ночь поезда их везли.

           Гимнастерки их были в пыли

10 чтец:   Враги сожгли родную хату,

           Сгубили всю его семью.

           Куда ж теперь идти солдату,

           Кому нести печаль свою?

1 чтец: Пошёл солдат в глубоком горе

           На перекрёсток двух дорог,

           Нашёл солдат в широком поле

           Травой заросший бугорок.

2 чтец:  Стоит солдат – и словно комья

           Застряли в горле у него.

           Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

           Героя – мужа своего.

3 чтец: Готовь для  гостя угощенья,

           Накрой в избе широкий стол, -

           Свой день, свой праздник возвращенья

           К тебе я праздновать пришёл…

4 чтец: Никто солдату не ответил,

           Никто его не повстречал,

           И только тёплый летний вечер

           Траву могильную качал.        

Песня «Бухенвальдский набат»

  1. Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: Гудит со всех сторон –

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон, Колокольный звон.

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь, И восстали вновь,

И восстали, и восстали, И восстали вновь!

И восстали, и восстали, И восстали вновь!

  1. Сотни тысяч заживо сожжённых

Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.        

Интернациональные колонны

С нами говорят, С нами говорят.

Слышите громовые раскаты?

Это не гроза, не ураган.

Это вихрем атомным объятый,

Стонет океан, Тихий океан.

Это стонет, это стонет Тихий океан.

Это стонет, это стонет Тихий океан.

  1. Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: Гудит со всех сторон –

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон, Колокольный звон.

Звон плывёт, плывёт над всей землёю,

И гудит взволнованно эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир,

Берегите, берегите, Берегите мир!

Берегите, берегите, Берегите мир!

5 чтец: Вы думаете, павшие молчат?

          Конечно, да – вы скажите. Неверно!

          Они кричат,  Пока ещё стучат

         Сердца живых.  И осязают нервы,

4 чтец: Они кричат не где–нибудь,  А в нас.

         За нас кричат.  Особенно ночами,

         Когда стоит бессонница у глаз

         И прошлое толпится за плечами

6 чтец: Они кричат,  когда покой.  Когда

         Приходят в город ветры полевые,

         И со звездою говорит звезда,

         И памятники дышат, как живые.

5 чтец: Они кричат и будят нас, живых

         Невидимыми, чуткими руками.

         Они хотят,  чтоб памятником их

         Была Земля  с пятью материками.

7 чтец: Великая!  Она лежит во мгле,

         Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.

         Жилая вся. И ходит по земле

         Босая Память –  маленькая женщина. (Егор Исаев)

8 чтец:  Хотят ли русские войны?

           Спросите вы у тишины

           над ширью пашен и полей

           и у берез и тополей.

           Спросите вы у тех солдат,

           что под березами лежат,

           и вам ответят их сыны,

           Хотят ли русские войны.

9 чтец: Не только за свою страну

           солдаты гибли в ту войну,

           а чтобы люди всей земли

           спокойно видеть сны могли.

           Да, мы умеем воевать,

           но не хотим, чтобы опять

           солдаты падали в бою

           на землю грустную свою.

10 чтец:  Спросите вы у матерей.

           Спросите у жены моей.

           И вы  тогда понять должны

           Хотят ли русские войны.                  (Евг. Евтушенко)

1 чтец: Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют школы, улицы, площади. В их честь зажигают «вечный огонь»

2 чтец: Их теперь не обнять, не пожать им ладони.

Но восстал из земли негасимый огонь –

6 чтец: Скорбный огонь, гордый огонь, светлый огонь.

7 чтец: Это павших сердца отдают до конца

8 чтец: Свое яркое пламя живущим.



Предварительный просмотр:

Живут слова, пока душа жива…

Цели: формирование культуры восприятия стихотворений; развитие нравственно-эстетического воспитания обучающихся; воспитание любви и уважения к русской поэзии, чувства патриотизма.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Оформление: книжная выставка по теме “Поэзия серебряного века”.

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
А.Ахматова

Ведущий 1. Дорогие друзья, сегодня мы хотим приподнять вуаль времени и перенестись вместе с вами в удивительный мир конца ХIХ – начала ХХ столетия, который называют Серебряным веком русской поэзии (Слайд 1).

Ведущий 2. Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. В этот период произошла переоценка ценностей.

Ведущий 1. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком свете. Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое, ждущее красоты и самоутверждения. Именно это время было самой творческой эпохой в российской истории.

Ведущий 2. Поэты Серебряного века – это созвездия в русской национальной стихийной галактике: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Александр Блок, Сергей Есенин, Константин Бальмонт, Игорь Северянин и др.. Они говорили о том, что было всегда: о духовных ценностях, о добре, красоте, о душе, вечной и прекрасной, о любви (Слайд 2–4).

Говорить о них хочется много, а кратко их можно охарактеризовать словами В. К. Кюхельбекера: (Слайд 5)

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
И чувства в них восторженны и пылки.

Ведущий 1. Мы живем в очень стремительном ритме. Некогда остановиться, оглянуться, задуматься, побыть наедине с собой. Мы забываем, как шелестит трава и какое над головой необыкновенно звездное небо! Мы стали жить без поэтических ассоциаций, стали забывать, что есть другой язык, удивительный язык сравнений и метафоры.

Ведущий 2. В еженедельнике “Комсомольская правда” от 25.12.2008г есть статья Д. Завгородней “Перечитывая заново. В Сети – очередная сенсация”. Сайт “Целую. ру” задумывался как романтическая библиотека для девочек и мальчиков. Подростки немедленно начали строчить в этот виртуальный альбом свои первые стихи. А кто-то вставил в этот альбом лирику великих, давно почивших поэтов, причем авторство скрывать не стал. Стихи лежат вперемешку. Народу кажется, что Костян Бальмонт, Борька Пастернак – свои в доску ребята “с района”. Катаются на скейте, потягивают пивко и строчат стишата между делом.

Ведущий 1. Итак, кого же выбирает поколение neхt?

Ведущий 2. Стихи Константина Бальмонта попали в верхнюю строчку рейтинга. Молодежь и этого века, и прошлого поддержали его песнь свободной любви (Слайд 6).

Она отдалась без упрека,
Она целовала без слов…
…Она не твердила: “Не надо”,
Обетов она не ждала.
– Как сладостно дышит прохлада,
Как тает вечерняя мгла!..

Ведущий 1. На экране приведены комментарии, орфография и пунктуация участников сохранена.

Дымка сочувствует героине: Девушку ты эту не бросил?

Ксюша: Костя, напеши мне! Я тебе отдамся!

Даша: После таких слов я бы тоже отдалась любому.

BREATH: Давай Костяныч, жги глаголом.

Пшяшка: А Бальмонт это у тебя настоящая фамилия?

Ведущий 2. Яков Полонский по рейтингу обставил Пушкина. Яше Полонскому написали многие. Правда, слегка попеняли на стиль и посоветовали быть “посовременнее” (Слайд 7).

Затворница

…Никто не знал, какая там
Затворница жила,
Какая сила тайная
Меня туда влекла…

Комментарии:

Лапочка: Да у него же талант. Который стих уже читаю – все супер Редкость в наше время.

Айсылу: Яков, у меня нет слов…

Ася и Ксюня: Яша – ты будущий Пушкин который стих у тебя уже читаем!

Ведущий 1. Несколько следующих строк в рейтинге занимает Борис Пастернак (Слайд 8).

Нежность

Чувству на свободе
Вольно налегке,
Точно рвет поводья
Лошадь в мундштуке…

Комментарии:

Юля: а я тебе так скажу – МОЛОДЕЦ!!!!! Пиши и раскрывай свои чувства!

Валерия: а сколько тебе лет что пишешь такие классные стихи молодец

Ведущий 1. А вот еще несколько образчиков литературного анализа Пастернака.

Не плачь, не морщь опухших губ,
Не собирай их в складки.
Разбередишь присохший струп
Весенней лихорадки…

Комментарии: (Слайд 9)

Дивчонка: тупасть бессмысленная я обычна ценю любовные стихи на эта проста ужас не повезло тебе Борис Пастернак.

Надя: наверно, если подключить фантазию, то получится лучшее…!!!!!!

Витек: прикольные стихи! Молодец чувак! Пастернак СУПЕР!!!!!!

Стерва: Не могу себе такого даже представить. А слова СТРУП ваще на ТРУП похоже!

Ведущий 2. Когда сайт набрал популярность в интернете, туда зашли взрослые. И ужаснулись. Некоторые приколисты вступили в переписку с подростками от имени безвременно – как оказалось – ушедших от нас поэтов. Другие потребовали жестких мер: “Дети!!!! Милые, срочно покажите этот сайт родителям!!! Пусть отключают вам интернет и посадят читать книжки!!!”

Ведущий 1. А может, это и неплохо, что поэты прошлого оказались для подростков живее всех живых. Ведь и их изучают в школе. И скоро забывают этих скучных классиков, словно сошедших с конвейера: учились хорошо, влюблялись платонически, боролись с режимом и чего – то там писали.

Ведущий 2. Мы провели опрос среди учащихся нашей школы. Ребятам были заданы вопросы:

  1. К какому времени относится Серебряный век русской поэзии?
  2. Каких поэтов Серебряного века вы знаете?
  3. Стихотворение какого поэта о любви вы знаете наизусть?

Варианты ответов вы видите на экране (слайд 10–12).

Ведущий 1. Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте. Но все в их стихах – Любовь. Любовь– это сама жизнь, это сердце всего. И здесь невольно вспоминается утверждение великого Шекспира:

На всей земле не встретится поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви.

Ведущий 2. Мы расскажем вам несколько историй о любви поэтов “Серебряного века” (слайд 13).

Ученик. В лирике Николая Гумилева звучит мотив неразделенной любви. Впервые он увидел Анну Горенко в 1903 году в Царском Селе. Ему было семнадцать, ей – четырнадцать. Спустя два года он сделал Анне предложение, но получил отказ. Анна, девушка редкой красоты и таланта, не разделяла его пылких чувств. Очередной отказ поверг влюбленного в состояние глубокого отчаяния. Он надолго уезжает из России, странствует по свету. Насколько сложными были взаимоотношения Николая Гумилева и Анны Горенко (Ахматовой), можно судить по их стихам, в которых звучит “Жизнь сердца”.

Ученик. Николай Гумилев

Кто объяснит нам, почему
У той жены всегда печальной
Глаза являют полутьму,
Хотя и кроют отблеск дальний?

Зачем высокое чело
Дрожит морщинами сомненья,
И меж бровями залегло
Веков тяжелое томленье?

И улыбаются уста
Зачем загадочно и зыбко?
И страстно требует мечта,
Чтоб этой не было улыбки?

Зачем в ней столько тихих чар?
Зачем в очах огонь пожара?
Она для нас больной кошмар
Иль правда горестней кошмара,

Зачем в отчаянье мечты,
Она склонилась на ступени?
Что надо ей от высоты
И от воздушно– белой тени.

Ученик. Анна Ахматова

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой злой судьбой”.
И ответила: “Милый, милый!
И я тоже умру с тобой…”

Гумилев был так настойчив, что Анна дала наконец согласие. Это произошло 29 ноября 1909 года в Киеве.

Из письма Анны Горенко Штейну: “Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, кажется мне, что люблю…”

Ученик. Анна Ахматова. Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

Они поженились. У них родился единственный сын Лев.
В 1928г. Николая Гумилева арестовали, обвинили в контрреволюционном заговоре. Он был расстрелян тридцати пяти лет от роду, в расцвете жизни и таланта. Место погребения его не известно до сих пор (
слайд 13).

Ученик.

Анна Ахматова

Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна, как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли…
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, лаковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отравна.
Он был со мной совсем еще недавно…

Я слышу: легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк…

Ученик. А вот одна из историй любви в жизни Александра Блока. Он всю жизнь писал о любви. Вот строки 18– летнего поэта: (слайд 14)

Одной тебе, тебе одной
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы!

Александр Блок был женат на Любови Менделеевой. Через много лет после их первой встречи он посвятил Любе стихи, равных которым по красоте и пронзительности мало в мировой поэзии.

Что же ты потупилась в смущении?
Погляди, как прежде, на меня.
Вот какой ты стала в униженьи,
В резком, неподкупном свете дня!
Я и сам ведь не такой – не прежний,
Недоступный, гордый, чистый, злой.
Я смотрю добрей и безнадежней
На простой и скучный путь земной…

В философских сочинениях Блок рассуждал о Прекрасной Даме, Вечной Женственности. Люба была Прекрасной Дамой Александра Блока и в жизни, и в стихах. А ей хотелось жить и быть любимой обыкновенной земной любовью. Но влечение Блока к ней было похоже на вспышку, которая быстро угасла. И вскоре супружеские отношения сошли на нет. Александр продолжал верить, что данная ему Богом Невеста, а потом Жена – всего лишь земное воплощение божественного начала.
Люба, далекая от мистических философствований, хотела любить и быть любимой тем, кто стал бы за ней настойчиво ухаживать. Ухаживать стал русский писатель и поэт Андрей Белый. Белый и Люба решили ехать в Италию. Александр Блок не сделал ни единого шага, чтобы воспрепятствовать этой затее. Вскоре у Любы переменилось настроение, и она решила остаться с Блоком. Но все, же семейный круг распался, начались Любины увлечения. Александр Блок все чаще возвращался в воспоминаниях к своей первой любви (
слайд 14).

Ученик. Однажды Александр Блок пришел в новый театр Музыкальной драмы на “Кармен.” Он влюбился в оперную диву Андрееву-Дельмас. Блок написал ей анонимное письмо, в котором признавался в любви. Но он скрыл, что при виде ее испытывает робость. 35-летний поэт бродил вокруг ее дома и никак не решался познакомиться с нею (слайд 14).
Его представили Любови Александровне. Но он опять, как мальчишка, не решился на знакомство и убежал из театра. Но на следующий день послал ей розы, а через швейцара передал первые, посвященные ей стихи.

Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, –
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явлением Карменситы.

Когда “Кармен” шла в сезоне последний раз, Блок оставил для нее номер телефона с просьбой позвонить. Она позвонила во втором часу ночи. Два месяца они почти не расставались. Любовь Андреева-Дельмас вернула его к жизни. Все стало музыкой и светом. Блок сходил с ума и был готов на безрассудные поступки. Но она не могла любить так, как он. В его орбите сгорали все, женщины не выдерживали силы его чувства.

Ученик. Он искренне мечтал о счастье, но у него ничего не получалось. Любовь Андреева-Дельмас сумела продержать его в плену у счастья, но только в плену, так как само счастье ему, художнику, было недоступно. И они расстались…

Чтец. Перед судом

Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?

Не до нас ей, жизни торопливой,
И мечта права, что нам лгала, –
Все-таки когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?

Эта прядь – такая золотая
Разве не от прежнего огня? –
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!

Женщины восхищались им, боготворили, преклонялись, но любили ли? Наверно нет, и по – человечески их понять можно. Все на какие-то высоты тянул, а им, земным, было так холодно там, неуютно и страшно.

Ученик. Марина Цветаева очень рано начала писать и печатать свои стихи. При вхождении ее в литературу особенно поддержал Цветаеву Максимилиан Волошин, с которым она вскоре, несмотря на большую разницу в возрасте, подружилась. В 1911 г. Цветаева жила в Коктебеле у Волошина (Слайд 15). Лежа на пляже, Марина делилась с Волошиным сокровенным: “Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает мой любимый камень”. “Марина,– отвечал он.– Влюбленные глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно поверишь, что это твой любимый камень”. И с камушком сбылось.

“Они встретились, – пишет Ариадна, дочь Цветаевой, – пятого мая 1911 года на пустынном, усеянном галькой, коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик…– с поразительными, огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!
Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленных,– и вложил ей в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день…” (
слайд 15). За Сергея Эфрона Марина вышла замуж через полгода после его восемнадцатилетия.

Чтец.

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в Вечности – жена, не на
бумаге.
– Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей-
Две, бездны
В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и умирал без
страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

Тогда им казалось, что судьба подарила им неслыханную удачу. В сентябре 1912 г. у них родилась дочь Ариадна (слайд 15).

В 1917 г. любимый муж Марины, студент Московского университета, уходит на фронт.

Чтец. 

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала?”

И слезы ей – вода, и кровь –
Вода – в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
“Мой милый, что тебе я сделала?!”…

Она как будто предсказала разлуку со своим мужем. За четыре года Марина не получила от мужа ни одной весточки. Младшая дочь Ирина умирает в возрасте трех лет от голода, Ариадну от голода спасают в приюте.
Марина пишет стихи, называя мужа “белым лебедем”.
Весной 1921 года по просьбе Марины Илья Эренбург находит Сергея, живого и здорового, в Константинополе. Потом Эфрон приезжает в Прагу, начинает учиться на филологическом факультете университета. У Цветаевой нет сомнений – надо ехать к мужу. Уезжает налегке, все вещи проданы или раздарены.

Чтец.

Ты, меня любивший фальшью.
Истины – и правдой лжи,
Ты, меня любивший – дальше
Некуда! – За рубежи!
Ты, меня любивший дольше
Времени.– Десницы взмах! –
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах.

Ученик. Семнадцать лет провела Цветаева на чужбине. Марина стойко переносила нужды, нехватку средств (слайд 15). В 1925 году у Цветаевой родился давно желанный сын Георгий. Она почти все время посвящает сыну. Цветаева написала очень много стихотворений, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм. Интересны и письма Цветаевой. Это своего рода заочные романы с незнакомыми или почти незнакомыми людьми. Марина увлекалась, не только стихами, но и поэтами. Эту способность ее ценил Осип Мандельштам и говорил, что таким образом проявляется ее удивительное бескорыстие. Такие увлечения были недолговечными, но бурными, как ураган. Это были “романы души”, а не романы тела, но Марину никто не хотел понять. По-настоящему она любила только Эфрона и была однолюбкой.

Исполнение песни “Мне нравится ” слова М.Цветаевой, музыка Микаэла Таривердиева.

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши негулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, –
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!

Ведущий 1. Поэзия Серебряного века – это полное солнечного сияния творческое пространство, светлое, ждущее красоты и самоутверждения.

Ведущий 2. Именно это время было самой творческой эпохой в российской истории.

Ведущий 1. Хотела бы закончить сегодняшнюю нашу встречу стихотворением Роберта Рождественского:

Все начинается с любви…
Твердят:
Вначале было слово!..
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви.

Ведущий 2. Мы надеемся, что вам было сегодня интересно и вам захочется перечитать стихи самостоятельно. Мы подготовили для вас выставку книг, в которых вы сможете найти понравившиеся стихотворения. До свидания.



Предварительный просмотр:

  1. Главный герой этого романа чистосердечен, мягок. Он не утратил главного-совести. Дороже всякого ума в нам «честное верное сердце». Но конец в романе трагичен. Кто главный герой этого романа?   (Обломов)
  2. Стиль этого произведения - сатирическая фантастика, гротеск, доходящий до абсурда, герои нелепы, ситуации зачастую гепербаличны. Как называется это произведение? («История одного города»)
  3. Это из семьи Ростовых погибает на поле боя? (Петя)
  4. Умом Россию не понять,  Аршином общим не измерить…

У ней особенная стать В Россию можно только верить.

Кому принадлежат эти строки? (Тютчеву)

5. Как зовут старого слугу в пьесе «Вишневый сад», которого забыли в заколоченном доме?

6. Назовите писателя, годы жизни которого 1828-1910 (Толстой)

7. Глава семьи - веселый добрый человек. Часто устраивает благотворительные вечера, жена пишет романы, дочь играет на рояле, часто принимает гостей. Это одна из самых образованных семей в городе. О какой семье идет речь? (Туркины, «Ионыч»)

8. Небо, дуб, образ Наполеона, реформы Сперанского, прощение и примирение перед смертью. С кем связаны эти жизненные моменты? (Болконский)

9.Сколько больных лежало в палате №6? (Пятеро)

10. Тушин, Каратаев, Долохов. Кто из писателей придумал этих героев?

11. Кто в пьесе «Вишневый сад» символизирует торжествующее настоящее? ( Лопахин)

12. Чем увлекается Гаев из пьесы «Вишневый сад»? (бильярдом)  

13. Кто из русских писателей был отлучен от церкви? (Толстой)

14. Как назывался пароход в пьесе «Бесприданница», на котором проходят заключительные трагические события? («Ласточка»)  

15. Что нарисовано на занавесе МХАТа?  (чайка)  

16. Кто написал произведение «Медведь на воеводстве», «Коняга», «Самоотверженный заяц»? (Салтыков-Щедрин)

17. Кому принадлежат строки: «Я лиру посвятил народу своему»  (Некрасов)

18. Кто спас девочку в горящей Москве, увлекался масонством, хотел убить Наполеона?  (Пьер Безухов)

19. Кто за шесть дней до смерти  произнёс: «Я исчезаю, исчезаю»  (Тютчев)

20. Кто написал поему «Кому на Руси жить хорошо»?  (Некрасов)

21. Кто из писателей сочетался браком в г. Бердичеве с Эвелиной Ганской?   (Бальзак)

22. В 11 лет этот мальчик попадёт на фабрику ваксы , где целый день закупоривает баночки и наклеивает этикетки ,а вечером приходилось бежать, чтобы успеть в тюрьму, пока не закрыли ворота, потому что семья жила там арестованным отцом. Детство какого будущего писателя перед вами?  (Дикеннса)

23. Агафья Матвеевна , Илья Ильич, Ольга Сергеевна , Андрей Иванович. Из какого изученного романа герои?   («Обломов»)

24. Как называет сам Базаров свои взгляды, свое отрицание?   (нигилизм)

25. Скромность и простота, близость к простым людям, проявление мудрости и таланта полководца – чьи это черты в романе «Война и мир»?  (Кутузов)

26. Основоположник «новой драматургии» в Европе? (Ибсен)

27.Автор сборника «Листья травы»,певец труда людей , всемирного братства народов? (Уитмен)

28. Одно из сражений в романе «Война и мир»- Шенграбнское, второе – Бородинское, а какое было первое?   (Аустерлицкое)



Предварительный просмотр:

ИГРА-КОНКУРС "ЗНАТОКИ СКАЗОК"

Оформление: а) портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин, Г. X. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.);

б) иллюстрации и поделки к сказкам;

в) выставка книг.

Эпиграф.

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

А. С. Пушкин

Ведущий (учитель или хорошо подготовленный ученик).

Задание 1. Назовите сказку.

Итак, начинает сказка сказываться.

  • В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

(Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо".)

  • Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

(Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)

  • Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

(А. С. Пушкин. " Сказка о золотом петушке".)

  • За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба - на земле

Жил старик в своем селе.

.. П. Ершов. "Конек-горбунок".)

  • Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

(А. Я. Гайдар. "Горячий камень".)

Награждаются победители медалью "Лучшему знатоку зачина сказок".

Ведущий. Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

  • На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая — Русская народная сказка. "Царевна-лягушка".)

 

  • Княгиня-диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)

  • Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыплёнка.

(Царь-девица - П. П. Ершов. "Конек-горбунок".)

  • Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское - С. Т.Аксаков. "Аленький цветочек".)

  • Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: "Здравствуйте, меня зовут..."

(Пьеро А. Н. Толстой. "Золотой ключик, или Приключения Буратино".)

  • Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...

(Незнайка - Н. Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей".)

Вручается медаль "Лучшему знатоку героев сказок".

Ведущий. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

  • Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою.

(Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек".

)

  • Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

 Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама - доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. "Айболит".)

  • Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.

(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. — С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев".)

  • В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять этажей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.

(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города. –

Э. Н. Успенский.  "Крокодил Гена и его друзья".)

Вручается медаль "Лучшему почтальону".

Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поёт: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

А вот петушок спасает котика-братика:

Иду на пятах, несу косу на плечах,

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.

Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы:

  • Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

И от тебя, лиса,

Нехитро уйти!

(Колобок. - Русская народная сказка "Колобок".)

  • Козлятушки, ребятушки!

Отопритесь, отворитесь!

А я, коза, в бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную.

(Коза. - Русская народная сказка "Волк и коза".)

  • Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

 Хвост налево, нос направо -

Это полька Карабас.                                               

(Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстой "Золотой ключик, .или Приключения Буратино".)

  • Хоть полсвета обойдешь,

Лучше дома не найдешь

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь.

(Поросята. — С. В. Михалков "Три поросенка".)

  • Кто и в какой сказке "при честном при всем народе" поет песню

 "Во саду ли, в огороде"?

{Белка. -А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане".)

Вручается медаль "Участнику сказочного концерта". 

Ведущий. Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?

  • Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя. - Русская народная сказка "Царевна-Лягушка".)

  • Наварила манной каши и размазала по тарелке:

- Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!

(Лиса - журавлю, -г Русская народная сказка "Лиса и журавль".)

  • - Съешь моего ржаного пирожка.

-  Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Пгчка - девочке. - Русская народная сказка "Гуси-лебеди".)

  • Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила.

(Семь богатырей — царевну. - А. С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)

Вручается медаль "Участнику сказочного обеда". 

 Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас "по усам текло, а в рот не попало", но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?

  • Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи. —А. С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".)

  • В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

(Терем семи богатырей. - А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)

  • Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, княжество Гвидона. -А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)

  • Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,                                       

Между глаз мальчишки пляшут...

(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. - П. П. Ершов. "Конёк-горбунок".)

Ведущий. Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы участвовать в игре, но и сами представляют героев сказок. Давайте угадаем, кто они?

(Дети в костюмах сказочных героев приглашаются для защиты костюмов.)

 Если останется время, - лучшие сказочники класса читают свои сказки.

Подводится итог, награждаются победители.

Игра окончена.

Учитель благодарит родителей и детей за подготовку к празднику.



Предварительный просмотр:

ОБОРУДОВАНИЕ:  плакаты с высказываниями о русском языке, портреты любимых писателей, иллюстрации к произведениям писателей.

Цель: формировать культуру речи, расширять кругозор, развивать внимание, память, воспитывать любовь к родному языку

Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией.

В ней вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников.

М. Горький

Слово – дело великое. Великое поэтому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.                                                Л.Н. Толстой

Пушкин у нас – начало всех начал.                                        М. Горький

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.                        А.П.Сумароков

Русский язык чрезвычайно, гибок и живописен  для выражения простых, естественных понятий.                                                        В.Г. Белинский

Слово учителя. Мы приветствуем в этом зале всех, кто любит язык и литературу .Начинаем наш брейн-ринг, на котором  встречаются сильнейшие представители 7-9 классов. Брейн-ринг состоит из 4-х туров. Вы должны показать свою смекалку, ум, находчивость, эрудицию и самое главное любовь к русскому языку и литературе.

Выступление библиотекаря.

І ТУР    Герб моей команды

Герб – эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение. Элементы геральдики

1.Форма герба

2.Символика цвета: Голубой - величие, красота, ясность. Красный – храбрость. Золотой – богатство, сила, верность, постоянство. Зеленый – надежда, изобилие, свобода.

3.Символика изображений: Лев – сила, мужество. Муравей – трудолюбие. Пальма – долговечность. Кошка – независимость. Дуб – крепость, сила. Оливковое дерево – мир.

4. Краткое сообщение

(Выбираются из команды 2 участника и работают над созданием герба о вечности  русского языка и литературы)

ІІ ТУР   КТО ТАКОЙ?

1.Лицо, руководящее коллективным исполнением музыкального произведения или хором (дирижер).

2. Опытный, бывалый, испытанный в боях воин (ветеран)

3.Звание или чин высшего командного состава армии (генерал)

4.Человек, самоотверженно совершающий подвиги (герой).

5.Руководитель  предприятия или учебного заведения (директор)

6.Работник,.  ведущий деловую  переписку в учреждении (секретарь)

7.Действующее лицо в драме, романе, повести, поэме (персонаж)

8.Человек, который совершает поездку на поезде, теплоходе, самолете или  ином виде транспорта (пассажир)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

11.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство города, страны, континента, мира (чемпион).

12. Тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты (ростовщик)

ЧТО ТАКОЕ?

1.Способ счисления дней в году   (календарь)

2. Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов (каламбур)

3.Минерал ярко-зеленого цвета (малахит)

4.Временное помещение из натянутой на остов ткани, обычно брезента (палатка)

5.Торжественный смотр войск (парад).

6.Дарование, выдающиеся природные способности (талант)

7. Устное народное творчество (фольклор)

8. научный опыт (эксперимент)

9. Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря (энциклопедия)

10.Вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почтительного отношения (реликвия).

11.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев (манекен).

12. Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

ІІІ    ТУР      НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

1.Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений (растениеводство)

2.Частый кустарник, которым заросло какое -либо место (заросли)

3.Отдельная область деятельности, науки, производства (отрасль)

4. Крупный, высокого роста  (рослый)

5.Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет   (подросток)

6 Болотное растение, которое росло в Египте по берегам Нила (папирус)

7.Дыхание моря (отлив)                                Воздушное пирожное (Бизе)

9.Царский кошелек (казна)                                Русский гусляр (садко)

  1. Часть пленки (кадр)                                Край материка (мыс)
  2. Начало весны (март)                                Греческий сосуд (амфора)
  3. Дикая свинья (кабан)                                Ветки винограда( лоза)
  4. Вид произведения (жанр)                        Летчик (ас)
  5. Украинский полуостров (Крым)                Царь зверей (лев)
  6. Земля  по- гречески (Гея)

ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ

Наводнение-- -потоп                        Преступление –проступок

Лилипут – карлик                        Бревно –колода

Руководитель –глава.                        Хозяйство –ферма.

Граница –кордон.                        Насмешка – ирония

Боязливый –трусливый.                Гостиница –готель.

Помощь –пособие.                        Потеря – утрата.

Прирост – приплод.                        Переустройство –переворот.

Богатый –кулак.                        Войско –армия.

Одновременно –попутно.                Управлять – править

Лоск –глянец.                        Тире –черточка        Учитель – преподаватель.

ІV  ТУР     МАСКА, Я ВАС ЗНАЮ!

(какие литературные персонажи скрыты под масками)

1.Любил прекрасную даму больше, чем своих родителей, родственников и Единоверцев    (Андрий «Тарас Бульба»)

2.Виде прекрасную даму и в простой деревенской девушке («Дон Кихот» М.де Сервантес)

3.Вперыве увидел свою возлюбленную на балу (В.Шекспир «Ромео и Джульетта»

4.Дружил с лисом, путешествовал от планеты к планете («Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери)

5. Чуть не заблудился в буранной степи (Гринев «Капитанская дочка»)

6. Сидел на печи 33 года  (Илья Муромец)

7. Слишком поздно затрубил в свой рог   (Роланд «Песнь о Роланде»)

8. Всегда размышлял о смысле жизни. Хотел отомстить за смерть своего  отца     (Гамлет  В.Шекспир)

9. Самостоятельно довел самолет до Каира       (Деви «Последний дюйм»)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ



Предварительный просмотр:

Написание синквейнов и работа с ними.

 

1. Что такое синквейн. Правила составления синквейна.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

      Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.

     Составляя синквейн, учащийся может обращаться к тексту содержания изучаемой  темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна. Такой же схемой ООД является для него структура всего синквейна. Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

     Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Сочетание разных систем и

     Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

-         знает содержание учебного материала темы;

-         умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;  

-         умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

 

2. Образцы синквейнов. 

Синквейн1.

                   Мутация

                 Случайная, стойкая

Изменяет, проявляется, наследуется

Не было счастья, да несчастье помогло!

                       Эволюция

Синквейн 2

 Митохондрия

    Эллипсоидновидная, двумембранная

      Окисляет, размножается, снабжает

             Энергия бьет ключом!

                           АТФ

Синквейн 3

             Стволовая клетка

      Неспециализированная, пластичная

 Делится, дифференцируется, мигрирует

   Стволовая клетка – это доктор внутри тебя!

                     Регенерация       

Синквейн 4.

                Апоптоз

     Физиологический, необратимый

   программировать, разрушать, погибать

Что наша жизнь – игра!

                                Каспаза

Синквейн  5                              

                     Протеосома

        Бочонковидная, избирательная

      Узнает, расщепляет, регулирует

   Ущербный белок клетке не товарищ!

                       Терминатор

Синквейн 6

             Оперон

          Бактериальный, сложный

Объединяет, регулируется, экспрессируется

Один для всех – и все для одного!

                         Система!

Синквейн 7

Свиной цепень

            Лентовидный, гермафродитный

   Присасывается, развивается, размножается

                Вооружен и очень опасен!

                         Цистецеркоз!

Синквейн 8

                        Пол

                      Мужской, женский

            Привораживать, идентифицировать, созревать

Пол как силы Ван-дер-Ваальса: на далеком расстоянии притягивает, а на близком -отталкивает

                            Раздельнополость

Синквейн 9

                Микротрубочка

                  Растущая, полая

     Двигаться, опираться, транспортировать

            Без микротрубочек клетке труба!

                            Тубулин

Синквейн 10

                                Белки

               Трехмерные, уникальные

          Ускоряют, регулируют, защищают

      Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

                             Трудяги!

 

 Синквейн 11

                                  Паразиты

                     Опасные, адаптированные

                        Угнетают, грызут, сосут

                   Ребята, давайте жить дружно!

                                  Коэволюция

Синквейн 12

                               Ядро

               Большое, двумембранное

     Регулирует, контролирует, передает

 \   Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

                             Голова!

 

3. Как работать с синквейнами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:

  Составление нового синквейна.

  Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.

  Коррекция и совершенствование готового синквейна.

  Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример 1. Составление краткого рассказа по синквейну.

Синквейн  9.

                         Модификация

                     Адаптивная, обратимая

 Варьировать, приспосабливаться, формировать

 Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

                               Эволюция

Рассказ.

Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака.  Модификации являются результатом эволюции вида.

Пример 2. Коррекция синквейна

Синквейн 10.

                             Клетка

   Эукариотическая, прокариотическая

      Делится, размножается, обновляется

 Клетка – элементарная частица живой материи

                                   Жизнь

Измененный синквейн 10

                  Клетка

   Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, специализироваться, обновляться

 Элементарная частица жизни

                              Гук

Пример 3. Определение темы синквейна.

Синквейн 11.

…..?…..

                  Длинная, спиралевидная

              Хранит, кодирует, передает

                            Книга жизни

                               Матрица

 

4. Организационные формы работы с синквейнами.

  Самостоятельно при выполнении домашней работы

  Самостоятельно на практическом занятии

  В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме

  В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн

  При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...