КВМ "По тропинкам математики"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Конспект внеклассного мероприятия по математике для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_5_kl.docx98.07 КБ

Предварительный просмотр:

КВМ «По тропинкам математики» ( слайд 1)

Цели проведения игры:

  1. Стимулирование  интереса к математике;
  2. Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;
  3. Развитие сообразительности, внимания, интуиции и находчивости учащихся.

Ход мероприятия:

Звучит песня:

Снова в нашем зале,

в нашем зале нет пустого места.

Это значит юмор,

Школьный юмор приглашает вас,

Здесь не просто вечер,

Интересной будет встреча,

Клуб свой открывают

Математики для вас.

Припев:

Мы начинаем КВН

Для кого? Для ребят!

Не оставайся в стороне,

Математик, на старт!

Пусть не решить нам всех задач,

Всех задач не решить,

Наступит полоса удач,

Веселей станет жить.

Ведущий 1: Почему торжественность вокруг?

                  Слышите, как быстро смолкла речь?

                  Это о царице всех наук

                  Поведем сегодня с вами речь.

                  Не случайно ей такой почет.

                  Это ей дано давать ответы,

                  Как хороший выполнить расчет

                  Для постройки здания, ракеты.

         Ведущий 2: Есть о математике молва,

                               Что она в порядок ум приводит.

                                Потому хорошие слова

                                Часто говорят о ней в народе.

                                 Ты нам, математика, даешь

                                 Для победы трудностей закалку,

                                 Учится с тобою молодежь

                                 Развивать и волю, и смекалку.

   Вед 1:   Итак, начинаем встречу в клубе веселых и находчивых. Через несколько  минут здесь начнутся состязания по 3 предметам: знанию,  сообразительности и быстроте.

Вед 2: Представляю вам Совет Мудрейших:

                   Чтоб игра пошла как надо,

                   Я жюри представить рада:

                   Тот, что справа – Ломоносов –

                    Математик и философ.

                    Лобачевский слева здесь, -

                    Гордость русская и честь!

                    Третья – им как раз под стать,

                    Софьей Ковалевской звать.

Вед 1:  А сейчас я представляю команды, которые являются участниками сегодняшнего КВМ.(слайд 2)

Первая команда – команда «Единички»

Вторая команда – команда «Нулики»

Вед 2: Слово для приветствия  предоставляется команде «Нулики» (Выступление команды «Нулики»)

Вед 1: Слово для приветствия  предоставляется команде «Единички» (Выступление команды «Единички»)

Вед 2: Слово предоставляется жюри.(максимальный балл – 5)

      Вед1:    А сейчас первый тур – разминка. (слайд 3)

От каждой команды требуется по одному участнику.

До скольких вы умеете считать? Ну, смелее. До 100? До 1000000000? Я попрошу вас посчитать вслух до 30. Сумеете? Начнем, но с одним условием. Вы не должны называть «три», числа, делящиеся на три, и в название которых входит «три», например, 13; 30 и т.п. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь!»

Вед 2: Слово предоставляется жюри.(максимальный балл – 5)

       Вед 1:    Второй тур – «Ребусный»  (слайд 4)

 (Командам раздаются листы с заданиями , 1 правильный ответ – 1 балл, время – 5 мин)

  1. Задача    ( задача)
  2. Точка ( точка)
  3. Диаметр(диаметр)
  4. Осень (осень)

  1. Родина (Родина)

  1. Вектор(вектор)

  1. Вершина (вершина)

  1. Минус (минус)

    Вед 2: Пока команды заняты делом поиграем с болельщиками ( назвать пословицы и поговорки в которых есть числа)

   Вед 1:     Третий тур  (слайд 5)

Ералаш

Заточите, карандаш,

Уничтожьте ералаш!

Я приказываю вам

Всех расставить по местам!

(Ведущий читает стихотворение.)

Вед 2:    Задание:                                                                              

Злой кабан сидел на ветке,

Пароход томился в клетке,

Соловей точил клыки,

Дикобраз давал гудки,

Кошка физику учила,

Маша хвостик свой ловила,

Буратино ел штаны,

Шил портной себе блины,

Ёж накрыт к обеду был,

Чиж усами шевелил,

Рак летал под облаками,

Стол гонялся за мышами,

Чайник прыгал во дворе,

Мальчик булькал на костре

.

     Ребята, вы со всем согласны? За 5 минут  вы должны составить стихотворение в правильной последовательности.

(Время – 5 минут, максимальный балл -5)

Вед 1:    (листочки отдать жюри, вед. читает правильный ответ, жюри проверяют)

Ответ:

Злой кабан точил клыки,

Пароход давал гудки,

Соловей сидел на ветке,

Дикобраз томился в клетке,

Кошка хвостик свой ловила,

Маша физику учила,

Буратино ел блины,

Шил портной себе штаны,

Ёж гонялся за мышами,

Чиж летал под облаками,

Рак усами шевелил,

Стол накрыт к обеду был,

Чайник булькал на костре                                                                                                   Мальчик прыгал во дворе.

Вед 2: Слово предоставляется  жюри:

Четвертый тур (слайд 6)

Ведущий 1 : Вы наверно успели заметить, что в каждой команде у нас по 7 человек. Это не зря. То, что 7 – число особое, люди стали считать очень давно.

         Ещё древние охотники, а потом древние земледельцы и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы. Изображение семи звёзд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях.

2 вед:

Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звёзды не меняют своего положения относительно других звёзд. И только пять светил: сияющая утренняя звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн перемещаются относительно других звёзд. Эти светила получили имя «планеты» («блуждающие») и стали считаться богами.

1вед:

Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий – богом торговли, Марс – богом войны, Юпитер – богом громовержцем, а Сатурн был богом посева. И, конечно, богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь, связанных с небом богов.

2 вед:

Особенно число 7 чтили на Древнем  Востоке. Несколько тысячелетий назад между Тигром и Евфратом жили шумеры. Они обозначали число 7 тем же знаком, что и всю вселенную. Некоторые учёные думают, что они выражали этим числом 6 главных направлений (вверх-вниз, вперёд-назад, влево-вправо), да ещё то место, от которого идёт этот отсчёт. По их сказаниям, в подземном царстве было семь ворот, через которые проходили души умерших

Вопрос командам: Вспомните пословицы и поговорки в которых упоминается число 7. (Время – 5 мин, за 1пословицу – 1 балл) )

Ответы зачитываются по очереди.


        Вед 1: Пятый тур (слайд 7)    Конкурс капитанов 

Попросим капитанов выйти. Перед вами на экране записаны числа от 1 до  25. Вы должны  назвать и показать  все числа  по порядку , начиная с 1.Кто быстрее покажет все числа, тот и победит.                       ( Максимальный балл – 5 )

      Вед 2: Предоставим слово капитану команды «Нулики»   (слайд 8)

    А сейчас послушаем капитана команды «Единички»   (слайд 9)

Вед 1:  Шестой тур        Разгадайте кроссворд  (слайд 10)

Прежде чем перейти к разгадыванию кроссворда посмотрим презентацию «Старинные единицы измерения». Будьте внимательны.

Презентация

Вед 1:  А сейчас приступаем к разгадыванию кроссворда.(На разгадывание кроссворда дается 5 минут. Каждое верно отгаданное слово – 1 балл.)

12

11

 1

15

   10

  9

2

   14

  3

4

5

 6

 7

13

8

                                                   

По горизонтали: 1. Большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д. 2. Старинная  русская  мера  веса  (массы),  равная  16 килограммам (Человека узнаешь, когда с ним … соли съешь). 3. Денежная единица на Руси, равная 10 копейкам. 4. Монета достоинством в 3 копейки. 5. Расстояние, равное  длине руки от пальцев до локтя («Близок …  да не укусишь»). 6. Первоначально обозначал длину человеческого шага («Мерить на свой …»). 7. Расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев («Семи … во лбу»). 8. Это слово, первоначально обозначало золотую монету, а затем стало обозначать меру веса  4,26 г. («Мал … да дорг»).

По вертикали: 9. Монета достоинством 2 копейки. 10. В старину в России в торговле пользовались этой мерой веса, которую по-другому еще называли гривна  («Узнать почем … лиха»). 11. Мера длины, равная  ширине двух пальцев (указательного и среднего) («От горшка три …»). 12. Русская дометрическая мера объема жидкостей, равная 12 литров. 13. Название этой меры длины происходит от голландского - ''большой палец''. Равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 14. Одна из наиболее распространенных на Руси мер длины («Косая … в плечах»). 15. Старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты («От слова до дела – целая …»)

Вед 2:    Седьмой тур    «Шифровальщик»  (слайд 11, слайд 12)

Посмотрите на экран и попробуйте расшифровать фразу

(Ответ: «Никогда не предавайте друзей»)

     Вед 1:         Восьмой  тур          Заключительный этап «Марафон»  (слайд 14)

Ваша задача как можно больше дать правильных ответов на вопросы за 2 минуты

              Отвечаем на вопросы очень быстро, каждый правильный ответ один балл. Жюри считает правильные ответы.

Вопросы для команды «Нулики»

1.​ Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)

2.​ Из какой посуды не едят? (Из пустой)

3.​ Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

4.​ Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)

5.​ На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

6.​ У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)

7.​ Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)

8.​ Какое число приказывает? (Три)

9.​ Сколько единиц в дюжине? (12)

10.​ Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)

11.​ Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)

12.​ Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)

13.​ Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)

14.​ Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)

15.​ Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)

16.​ К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( в 11 раз)

17.​ Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)

18.​ Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (20 км)

19.​ Самолет летит от Москвы  до Санкт-Петербурга один час, а обратно из Санкт-Петербурга 60 минут. Почему такая разница? (1 час = 60 минут)

20.​ 6 картофелин сварились за 30 минут в кастрюле. За сколько минут сварилась каждая картошина? (30 мин)

Вед 2: Вопросы для команды «Единички

  1. Сколько гномов у Белоснежки? (7)
  2. Какие числа называют натуральными? (Которые используют при счете)
  3. Чем прямая отличается от луча? (нет начала)
  4. Как называют результат вычитания? (разность)
  5. Сколько букв в названии нашей страны? (6)
  6. Сколько цифр ты знаешь? (10)
  7. Сколько козлят попытался съесть злой волк? (7)
  8. Чему равно количество букв в имени Есенина? (6)
  9. Что такое периметр треугольника? (сумма длин всех сторон)
  10.  Как называют результат сложения? (сумма)
  11.  Найди площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 4 см. (12 см2)
  12.  Есть ли края у плоскости? (нет)
  13. Сколько сантиметров в дециметре? (10)
  14.  Какое из натуральных чисел наименьшее? (1)
  15.  От прямоугольной доски отрезали один угол. Сколько стало углов? (5)
  16.  Назови единицу длины, в 1000 раз большую метра. (километр)
  17.  Как называется результат умножения? (произведение)
  18.  Какое натуральное число следует за числом 999? (1000)
  19.  Какое равенство называют уравнением? (равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой)
  20.  Сколько килограммов в центнере? (100)
  21.  Какой порядковый номер месяца мая в году? (5)
  22.  Сколько лет было 20-летнему человеку 4 года назад? (16)
  23.  Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (7)
  24.  Чему равна сумма цифр нынешнего года? (3)
  25.  Найди периметр прямоугольника, если его длина 10 см, а ширина 5 см. (30 см)

Вед 1: Пока жюри подводит итоги для вас звучит песня «Дважды два - четыре»в исполнении Захаровой Ирины (   автор слов М.Пляцовский, композитор – В.Шаинский. )

 

Дважды два – четыре,

Дважды два – четыре,

Это всем известно в целом мире,

Дважды два – четыре,

Дважды два – четыре,

Это всем известно в целом мире!

Дважды два – четыре,

Дважды два – четыре,

А не три, а не пять – это надо знать!

Дважды два – четыре,

Дважды два – четыре,

А не шесть, а не семь – это ясно всем!

 

Трижды три навеки – девять,

Ничего тут не поделать!

И нетрудно сосчитать,

Сколько будет пятью пять!

Пятью пять – двадцать пять!

Пятью пять – двадцать пять!

 Совершенно верно!

 

У кого, друзья, не спросим,

Шестью восемь – сорок восемь!

Шестью шесть – прошу учесть,

Неизменно тридцать шесть!

Шестью шесть – тридцать шесть!

Шестью шесть – тридцать шесть!

Совершенно верно!

Подведение итогов. Награждение команд. (слайд 15)

Вопросы для конкурса капитанов.

1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (Ответ: 50)

2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую? (Ответ: 5 минут)

3. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить? (Ответ: 1 час 40 мин. = 100 мин.)

4. Сёмга весит 8 кг плюс половина её собственного веса. Сколько весит сёмга? (Ответ: 16 кг)

5.  Двое подошли к реке Печоре. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться? (Ответ: они подошли к разным берегам)

6. Упряжка из трёх оленей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежал каждый олень? (Ответ: 30 км)

7. Врач прописал 3 укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы? (Ответ: через 1 час)

8. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться? (Ответ: дед-отец-сын)

9. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье? (Ответ: 8 детей)

10. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов? (Ответ: 11)

11. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться? (Ответ: последнюю птицу отдал вместе с клеткой)

12. Профессор ложится спать в восемь часов вечера. Будильник заводит на девять утра. Через сколько часов прозвонит будильник? (Ответ: через 1 час)

Жюри подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВМ "По тропинкам математики"

Проведение внеклассоного мероприятия...

Конкурс «По тропинкам математики»

Внекласное мероприятие по математике...

По тропинкам математики

Разработка урока , позволяющая повысить интерес учащихся к изучаемому предмету...

Внеклассное мероприятие "По тропинкам математики".

Данное мероприятие можно проводить в рамках декады математики для учащихся 5 класса. Проводится в форме соревнования между командами учащихся пятых классов, способствует развитию позновательной активн...

Викторина "По тропинкам математики"

Викторина "По тропинкам математики" в которой участвуют три команды,  состоит из 5 туров....

конкурс "По тропинкам математики"

Материал может быть использован на последних уроках учебного года в 5 классе. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность ученика, оживляют изучение материала и помогают его...

программа факультатива по математике "Тропинками математики" для учащихся 5 класса

Предлагаемые факультативные занятия разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное рассмотрение содержания курса математики V класса по многи...