Конкурс «По тропинкам математики»
методическая разработка (5,6,7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конкурс «По тропинкам математики»
Зал красочно оформлен, плакаты о математике, выставка классных газет, рисунков, кроссвордов, сочинений.
Цели игры:
- Повышение познавательной активности у учащихся.
- Развитие творчества, любознательности, инициативы, культуры мышления.
- Привитие интереса учащихся к предмету – математика, расширение кругозора
учащихся.
Оформление:
1. Красочное убранство зала.
- Магнитные доски, магниты.
- Музыка (песни, в которых встречаются числа).
- Столы и стулья для участников команд, для жюри.
- Названия команд (на листе).
- 3 листа для конкурса «Математический словарь».
- Вопросы в конвертах для конкурса капитанов.
- Таблица – квадраты с числами для конкурса «Самый быстрый».
- Указки.
- «Капитанский мостик».
- Ножницы – 3 шт., листы для конкурса «Математическое окно чудес».
- Цветные мелки.
- Книга – подарок для проведения игры с болельщиками.
- Конверты с карточками для конкурса «Что ни шаг, то название».
- Буквы на листе для кроссворда.
- Призы, грамоты.
Домашнее задание каждому классу:
- Команда из 6 учащихся, выбрать капитана.
- Название, эмблема (название команды написать на листе).
- Приветствие (не более 3 минут).
- 1 вопрос соперникам (учитывается смекалка вопросов, их несложность рассуждения в уме, требующие на обдумывание от 10 секунд до 1 минуты).
- Номер художественной самодеятельности (желательно связанный с математикой).
- Выпуск газеты о математике.
- Плакаты для болельщиков.
Вступление.
Звучит музыкальный сигнал. Входит «зажигательный» ученик и «толкает» речь:
Раскрывайте шире двери!
Заходите поскорее!
Конкурс –М скликает тут
Всех друзей и всех подруг.
Что за чудо?
Что за диво?
Зал наряжен так красиво!
С чего такой переполох?
Здесь, наверное, подвох…
Эх, я! Рубаха новая,
А голова садовая!
Надо же соображать:
Пора конкурс «По тропинкам математики» НАЧИНАТЬ!
Ведущая:
- Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые взрослые!
Я рада приветствовать вас всех на нашем празднике «По тропинкам математики».
Математики тропинки
Приглашают всех нас в путь.
И смекалку, и смешинки
Взять с собою не забудь.
И начнёт наш конкурс собственным стихотворением ученик 5 класса…..
Математика – царица
Среди множества наук!
Ей не просто научиться,
Очень сложен этот путь.
Если с нею ты подружишь
Знай, что это навсегда.
Математика – наука
Всем и каждому нужна!
Ведущая:
-Сегодня здесь будут звучать самые необычные, самые нелогичные, самые запутанные, словом самые весёлые вопросы.
И пусть на нашем празднике царят
Эрудиция, остроумие и юмор!
Я команды всем представлю,
Их сегодня ровно три: 5…, 5…, 5….
Мы сегодня искренне вам, дорогие участники всех команд, посылаем гром …. (вместе) аплодисментов!
Пусть острый юмор, шутки, смех
Сопутствуют борьбе.
И будет лозунгом для всех:
«Пусть победит сильнейший!»
(взгляд ведущего в сторону жюри)
Здесь сидят не папы, мамы –
Очень строгое жюри.
Итак, представляю жюри:
Председатель –….
Члены жюри: …
I тур «Приветствие команд»:
Первый тур мы начинаем,
Где название всех команд узнаем.
Капитаны команд, прошу подойти для жеребьёвки.
1-ми приветствует нас команда 5_____
2-ми приветствует нас команда 5_____
3-ми приветствует нас команда 5_____
(приветствие команд)
Итак, перед нами 3 команды:
- команда 5а класса ___________________
- команда 5б класса ____________________
- команда 5к класса ___________________
II тур «Конкурс эмблем»
Второй тур пора начать
Эмблемы свои показать.
Художников наших узнать.
Каждая команда сделала математическую эмблему. Сейчас капитан каждой команды представит жюри свою эмблему для подведения итогов (звучит музыкальная пауза).
III тур Разминка «Дальше, дальше, дальше…»
Тур «Разминка» начинаем,
Победителей узнаем!
Кто же лучше всех считает?
И ответ быстрее скажет?
За 1 минуту отгадать как можно больше слов. За правильный ответ – 1 очко.
Вопросы 1 команде:
- Нижняя часть дроби? (знаменатель)
- Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
- Какие диагонали квадрата? (равны)
- Ставят в журнале? (оценки)
- Что используют при счёте ? (цифры)
- Плюсик без палочки ? (минус)
- Неприятная школьная оценка? (два)
- Числа, употребляемые при счёте предметов? (натуральные)
- Как называется результат сложения ? (сумма)
- Сколько минут в одном часе? (60)
- Третий месяц летних каникул? (август)
- Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
- Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)
- О каком геометрическом теле даёт представление чум ненцев? (конус)
- Придумал «Начала….» (Евклид)
Вопросы 2 команде:
- Верхняя часть дроби? (числитель)
- Какую математическую фигуру украшают брильянтами? (кольцо)
- Сумма всех сторон прямоугольника – это? (периметр)
- Высший балл в шкале России? (5)
- Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
- Знак сложения? (плюс)
- Школьная оценка между приятной и неприятной? (три)
- Самое маленькое натуральное число? (1)
- Как называется результат умножения (произведение)
- Сколько грамм в 1 килограмме? (1000)
- Первый месяц зимы? (декабрь)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
- Форма футбольного мяча? (шар)
- Царица математики? (арифметика)
Вопросы 3 команде:
- У двузначного числа их две? (цифры)
- Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется ? (квадрат)
- Несчастливое число? (13)
- Этот инструмент используют при построении окружности? (циркуль)
- Знак вычитания? (минус)
- Самая приятная школьная оценка? (5)
- Является ли число 0 натуральным? (нет)
- Как называется результат деления? (частное)
- Сколько миллиметров в 1 см? (100)
- Какой месяц короче всех (май)
- Сколько музыкантов в квадрате? (4)
- Сколько горошин может войти в пустой стакан? (ни одной, горошины не ходят)
- Какое дно у стакана? (круглое)
- В арифметике – цифра, в геометрии - ..? (точка)
IV тур «Самый быстрый»
Четвёртый тур мы начинаем,
самых быстрых счётчиков узнаем.
(по 1 участнику от команды и по 1 болельщику).
На табло вы видите цифры от 2 до 50. Расположены они вперемежку. Вам нужно посчитать их от 2 до 50 и при этом находить цифры на табло и показать указкой.
9 | 45 | 14 | 25 | 34 | 3 | 31 |
20 | 43 | 30 | 7 | 18 | 40 | 12 |
37 | 24 | 2 | 47 | 10 | 27 | 39 |
6 | 41 | 33 | 15 | 49 | 22 | 8 |
29 | 21 | 48 | 36 | 17 | 13 | 44 |
16 | 50 | 11 | 26 | 4 | 38 | 28 |
35 | 32 | 46 | 19 | 42 | 23 | 5 |
Кто же самый быстрый? За каждое число 1 балл (болельщик команды следит за ответом участника другой команды):
5а – 5б
5б – 5к
5к – 5 а
V тур Тур капитанов.
Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!
Как вы уже догадались, следующий тур – капитанов.
Прошу капитанов на «капитанский мостик».
1.
Встану рядышком я с вами,
Вместе с вами постою.
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней - погляжу!
Отгадайте, о каких понятиях идёт речь?
- Она любит всё делить (дробная черта).
- Он сам не знает, что хочет: то уменьшает, то увеличивает (масштаб).
- У него стороны идут в разные стороны (развёрнутый угол).
- Как «мышеловку» записать пятью буквами? ( кошка)
- Что случилось 31 февраля? (ничего, 31 февраля не бывает)
- Что идёт, не двигаясь с места? (время)
2. Каждый капитан команды по очереди задает капитанам других команд по 1 вопросу (домашняя заготовка).
Жюри оценивает дополнительными очками интересные вопросы, обращая внимание на их смекалку, на несложность рассуждения в уме, требующие на обдумывание от 10 секунд до 1 минуты (капитаны по очереди задают вопросы).
3. Конкурс «Математическое окно чудес».
Капитанам выдаются лист бумаги и ножницы.
«В этой маленькой бумажке надо сделать такое отверстие, чтобы можно было через него пролезть».
Линия сгиба
Линии разреза
(Пока команды выполняют задание конкурса «Математическое окно чудес» мы проведём следующий тур).
VI тур «Математический словарь».
Шестой тур команда начинает.
Все слова математические
В порядке алфавитном вспоминает.
Каждая команда получает лист, на котором должна будет записать математические слова, в порядке алфавита.
Желательно, не пропускать слова, записывая их поочерёдно.
За каждое математическое слово – очко. Учитывается и грамотность письма.
Команда, выполнившая правильно задание и справившаяся быстрее других, получает дополнительный балл.
(Пока команды выполняют задания, проведём следующий тур).
А вы, болельщики, что призадумались?
Призадумались, закручинились?
Вижу, вижу, что и вам играть захотелось!
И для вас у меня – седьмой тур «Игра!»
VII тур «Игра с болельщиками» (на выбор)
- Каждой руке - своё дело. Права рука чертит окружность, левая – треугольник.
- Конкурс «Знатоков пословиц и поговорок», в которых встречаются числа».
- Весёлые задачки.
- Конкурс «Лейся песня».
- Игры–аттракционы.
- Конкурс «Мимо».
- Конкурс «Что ни шаг, то название»
- Отгадай кроссворд.
Конкурс «Знатоков пословиц и поговорок».
Я начинаю, вы заканчиваете (отвечают болельщики команд по очереди).
За каждый правильный ответ – 1 балл команде:
- Мели, Емеля, … (твоя неделя).
- Не имей сто рублей, ….. (а имей сто друзей).
- Семь раз отмерь, …. (один раз отрежь).
- Делу время - …. (потехе час).
- Семь бед - …. (один ответ).
- Один с сошкой … (семеро с ложкой).
- Цыплят по … (осени считают).
- У семи нянек - … (дитя без глазу).
- Одним махом …. (семерых).
Весёлые задачки.
(за правильный ответ на вопрос команде присуждается дополнительное очко)
Кто быстрее ответит на вопрос:
- Курица, стоящая на 2-х ногах, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на одной ноге? (2 кг.)
- Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (20 км.)
- Два сына и 2 отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (съели по одному яйцу, т.к. их было трое: дед, отец, сын).
- Сколько концов у двух с половиной палок? (6)
- Что без головы выше, чем с головою? (подушка)
- Как далеко можно зайти в лес? (только до середины, а дальше идёшь уже из леса).
- Кто не задаёт вопросов, но требует ответа? (телефонный звонок)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках (50).
- Врач прописал больному 3 укола, через каждые полчаса. Первый укол сделали в 8 часов. В какое время сделают последний укол? (в 9 часов)
- В какой стране родился кубик Рубика (в Венгрии).
- Кран горячей воды слева или справа? (справа)
- Какого цвета верхний огонь светофора? (красный)
- Сколько граней у гранёного карандаша? (6)
- Чтобы зажечь свет, нужно щёлкнуть выключателем вниз или вверх? (вверх)
- В какую сторону крутится пластинка проигрывателя – по часовой стрелке или против? (по часовой)
Конкурс «Лейся, песня»
Болельщики каждой команды должны спеть 2 строчки из песни, где встречаются имена числительные.
Например:
«Миллион, миллион, миллион алых роз.
Из окна, из окна, из окна видишь ты…»
«Дважды два четыре, дважды два четыре,
Это всем известно в целом мире…»
1-ми начинает команда …………….
2-ми начинает команда …………….
3-ми начинает команда …………….
Игры- аттракционы.
- На какой странице закладка?
(В новую книгу вложена закладка. Зрители должны узнать на какой странице заложена закладка. Кто отгадал – получает в качестве приза данную книгу).
- Сколько скрепок?
(В банке лежат скрепки. Болельщики должны отгадать, сколько в банке скрепок?)
Конкурс «Мимо».
Ведущий приглашает по одному болельщику от каждой команды.
Проводится игра, которая называется: «Мимо».
Вам нужно по очереди считать от единицы до тех пор, пока кто-то не собьется со счёта.
Условия: некоторые числа называть нельзя, а вместо них говорить слово «мимо»!
Например, мы выбираем число «5». То есть, это число не должно звучать при счёте, а кроме того нельзя называть цифры, которые делятся на «5».
Ведём счёт: 1, 2, 3, 4, мимо, 6, 7, 8, 9, мимо, и т.д.
Но цифра «5» - это слишком просто. Поэтому сегодня мы выбираем цифру «4». Итак, начали…
Тот, кто ошибается – выходит из игры. Победитель приносит очко команде.
Конкурс «Что ни шаг, то название».
Для участия в следующем конкурсе приглашается по одному болельщику команды. А название чего – каждый болельщик узнает, выбрав карточку (на карточках:
- назвать геометрические фигуры;
- назвать единицы измерения длины;
- назвать единицы измерения массы.
Условия конкурса: идя по залу, с каждым шагом называть то, что указать в карточке.
Сколько слов назвали – столько очков присуждается команде. Останавливаться нельзя.
Кроссворд.
Найдите имена трёх учёных-математиков (буквы имён записаны подряд):
П П
А Л И Д
О Т К Ф А Г
Н Е В Р О
Ответ: Пифагор, Евклид, Платон.
(После проведения игры с болельщиками подведение итогов:
- конкурса капитанов «Математическое окно чудес»;
- конкурса «Математический словарь».
VIII тур Конкурс «Художники»
Восьмой тур мы начинаем.
Конкурс художников объявляем.
Нарисовать из цифр человека.
IX тур Конкурс художественной самодеятельности (домашнее задание):
От всей души мы, друзья,
Сейчас будем веселиться.
Песни петь, в танце кружиться.
Сценки показывать, стихи читать
Все о математике – царице рассказывать.
(капитанов команд прошу подойти для жеребьевки).
Подведение итогов.
(Пока жюри подводит окончательный итог, можно сообщить учащимся ряд сведений «Знаете ли вы?» или зачитать выдержки из сочинений, например: сочинение «Нужна ли в жизни математика?»)
Наш конкурс «По тропинкам математики» подходит к концу.
Сегодня все команды показали себя не только знающими, но и находчивыми и смекалистыми.
И сегодня на конкурсе,
Подведя состязаний черту,
Победителей мы награждаем
За смекалку и быстроту.
Жюри объявляет результаты, называет лучших участников. Награждение, вручение призов, медалей.
Поблагодарить участников команд, классных руководителей, болельщиков, жюри.
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставание,
Говорим мы: «До свидания».
А на прощанье вам песня наша!
В заключение звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВМ "По тропинкам математики"
Проведение внеклассоного мероприятия...
По тропинкам математики
Разработка урока , позволяющая повысить интерес учащихся к изучаемому предмету...
Внеклассное мероприятие "По тропинкам математики".
Данное мероприятие можно проводить в рамках декады математики для учащихся 5 класса. Проводится в форме соревнования между командами учащихся пятых классов, способствует развитию позновательной активн...
конкурс "По тропинкам математики"
Материал может быть использован на последних уроках учебного года в 5 классе. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность ученика, оживляют изучение материала и помогают его...
программа факультатива по математике "Тропинками математики" для учащихся 5 класса
Предлагаемые факультативные занятия разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное рассмотрение содержания курса математики V класса по многи...
Внеклассное мероприятие по математике. «По тропинкам математики»
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов...
Конкурс Экологическая тропа
Экологический конкурс для учащижся 6-8 классов....