Внеклассное мероприятие "Брейн-ринг"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
КГКОУ «Вечерняя школа №1»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРА БРЭЙН - РИНГ
"Почему мы так говорим?
Из истории слов и выражений"
Рубцовск
2015г.
Цели и задачи:
- Развитие познавательного интереса на уроках русского языка.
- Воспитание гармонически развитой личности на примерах истории языка.
- Расширение общего кругозора учащихся.
Приборы и материалы: 4 стола, таблички с названиями команд, бумага, авторучки.
Условия проведения игры:
класс предварительно разделить на 3-4 команды. Выбор капитанов команд.
Ход мероприятия.
Слово ведущего.
Как много самых разнообразных маршрутов предлагают нам сегодня туристические агентства! Гиды туристических агентств предлагают совершить увлекательное путешествие в прошлое, а именно в историю языка того или иного уголка Земли, того или иного государства, выбранного Вами для путешествия. Вы спросите: «Зачем?» Отвечу.
Еще со времен далекого прошлого в нашем языке сохранилось множество слов, выражений, употребляемых нами в различных спорах, разговорах и т. д. Но об истинном их значении и происхождении мало кто знает. Поэтому, чтобы лучше знать и любить свой язык, понять его, мы с вами и окунёмся в далекие времена. Итак… «Не спроста и не спустя слово молвится» - говорятся в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Почему, например, говорят…
1. «Их не разольешь водой» - о людях, которые очень дружны между собой.
Вопрос: откуда пошло это выражение?
- По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять.
- От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы.
- Так говорят о команде моряков, которые вместе долго плавали на одном судне.
(Правильный ответ — вариант a).
2. Я хочу сейчас обратиться к капитанам. Пожалуйста, проследите, чтобы никто из членов ваших команд не бил баклуши.
Вопрос: что означает это выражение?
- Бездельничать.
- Громко смеяться.
- Сидеть, нога на ногу.
(Правильный ответ - баклуши — чурки, откалываемые от чурбана, из которых изготовляют деревянные поделки. Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким делом. Поэтому, бить баклуши — бездельничать.)
3. Вопрос: что означает данное выражение? (Взялся за гуж – не говори, что не дюж).
(Правильный ответ: Для выполнения земляных работ рабочий, возивший землю на тачке, для облегчения своего труда привязывал к ручкам тачки веревку, которая называлась гуж. За такую тяжелую работу люди брались в крайних случаях, из-за большой нужды, например. А взявшись за нее, не должны были жаловаться на нездоровье, слабость и т.д. Отсюда пошло выражение, означающее следующее: если взялся за какое-нибудь дело, надо его выполнять, невзирая на трудности).
4. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда пошло выражение «засучив рукава», что значит “усердно приняться за работу”.
Вопрос: как можно сказать о человеке, который, наоборот, работал плохо?
- Задрал нос.
- Сел в калошу.
- Спустя рукава.
(Правильный ответ – вариант с).
5. Я хочу похвалить вас за то, что вы не тяните канитель. Что означает данное словоупотребление? Значение этого выражения “делать что-то очень медленно”.
Вопрос: что такое канитель?
- Грустная песня.
- Блюдо, на приготовление которого требуется много времени.
- Золотые нити.
Значение этого выражения «делать что-то очень медленно».
(В старину золотые и серебряные нити для одежды священнослужителей, офицерских эполет, для вышивки по бархату изготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить “тянуть канитель”, т. е. медлить, мешкать).
6. Вы, наверное, хорошо помните строки из песенки: «к сожаленью, день рожденья только раз в году».
Вопрос: а захотели ли бы вы иметь дело с человеком, у которого семь пятниц на неделе? Почему?
(Так можно сказать о человеке, который часто меняет свои решения, т. е. очень ненадежный).
7. «Зарыть талант в землю». Что обозначает это выражение?
Это выражение относится к человеку, который не желает применять свои способности на общественную пользу.
Вопрос: что такое талант?
(Талант в древней Греции был самой крупной денежной единицей. По библейскому преданию, один из древних рабовладельцев раздал своим рабам по одному таланту с тем условием, чтобы через год они вернули эти деньги вместе с прибылью, которую извлекут из данных талантов. Но один из рабов решил перехитрить своего хозяина и просто зарыл талант в землю, за что и был наказан своим хозяином).
8. Какими качествами должны обладать команды, чтобы победить? Т. е. у нас сейчас развернулась самая настоящая борьба, борьба за победу. Так и у наших предков суровые условия борьбы за существование воспитывали у человека храбрость, мужество. Робкими были дети, не столкнувшиеся еще лицом к лицу с жизнью.
Вопрос: как называли малолетнего человека древние русичи?
(Его называли ребенок, первоначально “робёнок”, от слова “робкий, несмелый”).
Подведение итогов игры.
/за каждый правильный ответ команда получает 1 балл/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...