" Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека"
статья на тему

Кусиди Наталья Михайловна

В этой статье представлены основные тезисы концепции образования и воспитания, которую я использую как модель в работе классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_obraza_zhizni.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование образа жизни, достойной человека»

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные положения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника». В названии концепции слились главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт практической деятельности автора

«Образ жизни, достойной Человека» — это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами—стремлением к истине, добру и красоте.

Как отмечает Н.Е. Щуркова, образ жизни—это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.

Понятие «воспитание»

В любой концепции воспитания существенны два момента: во-первых, определение понятия воспитания и, во-вторых, цель воспитательного процесса.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом- педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека

Позиция воспитателя - не воздействовать, формировать и тем более формовать ученика Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий — учитель-воспитатель как «предьявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принципы воспитательного процесса которые ориентированы на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

Цель и принципы воспитания

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Если говорить о «Личности и его социальном составляющем», по мнению автора Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).

Другим целевым блоком в концепции Н.Е. Щурковой является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага добра к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек — существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа.

Таким образом, в цели воспитания заключено единство разумного, духовного и творческого.

Другими словами, жизнь, достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте.

Как реализовать эту цель на практике? Действительно, каким правилам должен подчинить свои действия учитель, формируя у своих уч-ся образ жизни, достойной Человека?! Этих правил много. Одни рождаются в той или иной педагогической ситуации и «умирают», когда ситуация разрешается. Но существуют «заглавные», основополагающие принципы, лежащие в основании всех других. Н.Е. Щуркова называет следующие:

  1. принцип ориентации на социально-ценностные отношения, когда педагог в повседневных предметных ситуациях раскрывает человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
  2. принцип субъектности, когда педагог содействует развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
  3. принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, и признание права ребенка на д анное поведение и производимый им выбор. Содержание воспитательного процесса

Основу воспит-нош процесса составляют такие направления, как философическое диалогическое и этическое воспитание.

Философическое воспитание — эго воспитание мышления, которое предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека

Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.

Первое — обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе — предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем глубоком значении».

Третье направление — расширять социальный кругозор воспитанников, уметь предъявлять им исторические события, социальные зарисовки, художественные образы, говорить с детьми о жизни доступно «поставляя» им таким образом достойный «материал» для того, чтобы строить собственную дорогу жизни, достойной Человека Научить школьников искусству поиска смысла жизни профессиональный долг истинного воспитателя.

Четвертое методическое направление — это организация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями.

И пятое направление— это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Философическое воспитание дополняется и органично соединяется с диалогическим воспитанием

Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с книгой, музыкой, другим человеком и т.п.

Стремление к диалогу — родовое, природное качество человека. Действительно, ребенок говорит и с неодушевленными предметами, часами беседует с плюшевым мишкой, отвечая и за него. Да это же философическая беседа, диалог с самим собой! Важно лишь сохранить и развивать эту способность! В этих диалогах нет правильного и неправильного — есть разные мнения, есть индивидуальное восприятие жизни. Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал.

Диалогическое воспитание может осуществляться и в коллективных дискуссиях, когда разворачивается анализ проблемы, где каждое мнение важно. Диалогическое воспитание не может и не должно ставить цель «общего знаменателя». На самом деле важен факт самовыражения и познания себя, без чего образ жизни, достойной Человека, состояться не может.

Теперь остановимся на этическом воспитании, при осуществлении которого ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик — Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Следуя логике и позиции Н.Е. Щурковой, основные направления мысли в этическом воспитании школьников.

  1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.
  2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко—о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко».
  3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой.

Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника

В Программе определены следующие педагогические задачи:

  • формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;
  • формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
  • формирование представлений о человеке как наивысшей ценности на Земле;
  • формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
  • формирование образа жизни, достойной Человека;
  • формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Результат влияния этих принципов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю — люблю.

Приведем простой пример. Благодаря воспитательным усилиям наши подопечные знают, что место в общественном транспорте следует уступать людям старшим по возрасту. Я знаю, я умею, но делаю это от случая к случаю либо не делаю вообще. Стало быть, остановиться даже на уровне «умею» нельзя, ибо это тоже промежуточный результат. Важно, чтобы сознательно и эмоционально «созрела» постоянная готовность уступать место. Позитивное отношение, любовь к стилю подобного поведения — и есть результат, воплощенный в «люблю».

По мнению Н.Е. Щурковой, классный руководитель имеет три основные функции в школе. Они следующие:

  1. обустройство жизни ребенка в школе;
  2. организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
  3. организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Для определения эффективности процесса воспитания, как полагает Н.Е. Щуркова, необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. Истина, добро и красота — могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.

Для более целостного и детального анализа и оценки результативности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова предлагает использовать и такие показатели, как:

  • внешний облик ребенка;
  • физическое и психическое развитие детей;
  • их поведение;
  • качественность разнообразной деятельности;
  • способности и самочувствие детей;
  • ценностные предпочтения;
  • отношение ребенка к своему Я

_ диагностическая деятельность

Итак, концепция «Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека» — это не инструкция к обязательному исполнению, не административное предписание. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой.

Это касается и нас, классных руководителей. Если мы видим смысл в том, чтобы наши воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то эта концепция как система целей, содержания, методов и форм — НАША.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".Кочеткова С.В. МБОУ-СОШ№168 зам. директора по ПРЗдоровье – не всё, но всё без зд...

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников

Проект направлен на воспитание и развитие обучающихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков...

«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».

«Формирование целостного отношения к физической культуре  в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: -  формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...

РОЛЬ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

Этот материал подготовлен к семинару учителей физической культуры. Поднятый вопрос "Какова роль массовых спортивных мероприятий для формирования культуры здорового образа жизни" актуальна для нашего р...

Статья «Формирование у школьников образа сельского труженика, как успешного человека».

Востребованных профессий, связанных с сельским хозяйством, существует множество. И, разумеется, все они требуют наличия определенных знаний и умений....