«Никто не забыт, ничто не забыто»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

 В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю нашей страны и всего мира, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи и  укрепления связей поколений.

Причем эту работу нужно вести очень деликатно, т.к. любой нажим может вызвать противодействие, т.е., можно получить прямо противоположный эффект.

Современную молодежь часто упрекают в том, что она не знает историю нашей страны, и в том числе и историю Великой Отечественной войны. Для многих нынешних подростков эта война и в самом деле далекая история. Но вместе с тем оказывается, что ребята немало знают о Великой Отечественной войне, в чём мы вам и предлагаем убедиться, проведя классный час в форме конкурса, т.к. момент соревнования способствует активизации учащихся и на этапе подготовки, и во время проведения самого классного мероприятия.

Конкурсные задания сформулированы таким образом, чтобы, с одной стороны, ребята могли вспомнить и применить знания отечественной истории, полученные ими на предыдущих занятиях , а с другой стороны, хотелось нацелить их на поисковую работу, как в библиотеках, так и в своих семьях, в беседах со своими близкими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_nichto_ne_zabyto.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МХК Богачёва Л.В.

КЛАССНЫЙ ЧАС

для учащихся 5 классов

«Никто не забыт,  ничто не забыто»

Предисловие

(объяснительная записка)

В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю нашей страны и всего мира, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи и  укрепления связей поколений.

Причем эту работу нужно вести очень деликатно, т.к. любой нажим может вызвать противодействие, т.е., можно получить прямо противоположный эффект.

Современную молодежь часто упрекают в том, что она не знает историю нашей страны, и в том числе и историю Великой Отечественной войны. Для многих нынешних подростков эта война и в самом деле далекая история. Но вместе с тем оказывается, что ребята немало знают о Великой Отечественной войне, в чём мы вам и предлагаем убедиться, проведя классный час в форме конкурса, т.к. момент соревнования способствует активизации учащихся и на этапе подготовки, и во время проведения самого классного мероприятия.

Конкурсные задания сформулированы таким образом, чтобы, с одной стороны, ребята могли вспомнить и применить знания отечественной истории, полученные ими на предыдущих занятиях , а с другой стороны, хотелось нацелить их на поисковую работу, как в библиотеках, так и в своих семьях, в беседах со своими близкими.

    Цели и задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за свой народ и достижения своей страны;
  • прививать нравственно-эстетические качества,  уважение к историческому прошлому  государства и  народной памяти;
  • обогащать опыт поисковой работы.

Оборудование: 

  1. карта России
  2.  флажки с названиями великих сражений
  3.  звездочки
  4. толковый словарь
  5. портреты героев Советского союза
  6. карты с битвами ВОВ
  7. сообщения детей о близких в годы ВОВ
  8. диск с военными песнями для музыкального сопровождения
  9. счетная таблица для жюри (листок учета баллов в конкурсах)

План

1.Вступительное слово классного руководителя.

      2.Содержание конкурсной части классного класса :

(представление команд, жюри)

  • Конкурс «Великие битвы»
  • Конкурс «Герои Великой Отечественной войны»
  • Конкурс «Города – герои»
  • Конкурс одной песни «Песни ВОВ»
  • Конкурс  «Мои близкие в годы ВОВ»

      3.Подведение итогов конкурса .

      4.Экскурсия –представление школьного музея.

      5.Заключительное слово классного руководителя.

 

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк…нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…Для нас Великая отечественная война – история. Далёкая и не очень…Эта война является историей нашей родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг – помнить об этом всегда.

Ребята, я просила, вас найти в толковом словаре, что значит «подвиг»?

Подвиг - доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.

.  (детям предлагается зачитать определение  понятия)

Правильно. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был для людей подвигом, проявлением беспредельного мужества, стойкости  и верности Родине. У каждого поколения – своя война: Великая отечественная, Афганистан, Нагорный Карабах, Чеченская … Все эти войны болью отзывают в наших сердцах. Но ВОВ – это славная страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, духом.

Перед тем как я сообщу вам тему классного часа мне хочется, чтобы вы прослушали небольшое стихотворение Михаила Львова.

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй
Поклонимся за тот великий бой.

Наш открытый классный час мы проведем в форме конкурса, который назвали строкой Ольги Берргольц: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Содержание конкурсной части классного класса

 «Никто не забыт, ничто не забыто».

представление команд, жюри

Сегодня соревнуются 2 команды (учащиеся выбирают название своей команды заранее).  Давайте познакомимся с командами…

Судьями конкурсов мы попросили быть присутствующих на нашем классном часе  гостей  (члены жюри  получают счетную таблицу - листок учета баллов в конкурсах  и простые карандаши).

     Конкурс «Герои Великой Отечественной войны»

     Ребята, посмотрите на доску и скажите, что это такое?

(Медаль «Золотая Звезда»)

      Что вам известно о ней?

(Медаль «Золотая Звезда» является знаком отличия лиц, удостоенных звания «Героя Советского Союза»).

(Эскиз медали разработал главный художник Госзнак  Иван Иванович Дубасов).

(Первоначально медаль  называлась «Герой Советского Союза», но после октября 1939 года она стала именоваться как  медаль «Золотая Звезда»).

В своих ответах вы часто повторяли слово «герой» - давайте снова обратимся к толковому словарю и выясним значение слова «герой».

(Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию).

Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия. Почётное звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.

В первом задании нашего конкурса команды должны поочередно назвать   имена Героев Советского Союза, получивших это высокое звание на фронтах ВОВ. Та команда, которая не даст ответ в течение трех секунд, считается проигравшей.

(на доске висят портреты героев Советского союза – задача детей назвать фамилию, имя и отчество человека, получившего данный орден;

дополнительные сведения – это за что он был удостоен данной награды;

на протяжении этого конкурса тихо звучит музыкальная композиция без слов  (фон)

Героями становились не только люди, но и города.

 Конкурс №1 «Города-герои»

(во втором задании  участники команд поочерёдно выходят к карте, называют и отмечают  звёздочками на карте  города – герои)

Конкурс №2 «Песни ВОВ»

(прослушивание куплета гимна победы)

Кто узнал это музыкальное произведение ?

(Это гимн победы).

Гимном праздника Победы стала песня Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова «День Победы». (прослушивание куплета )

Эту песню любят и поют все: известные певцы, ветераны, молодежь.

А в нашем задании мы вспомним другие песни ВОВ, которые  поддерживали в людях уверенность в победе и укрепляли их дух.

(ребята дома вместе с родителями вспоминали песни военных лет и составили список этих песен; побеждает та команда , которая вспомнила больше всего песен)

Конкурс№3 «Мои близкие в годы Великой Отечественной войны»

Трудно найти семью, которую бы не обошла горем война. Ребята  провели поисковую работу и сейчас расскажут о - ее результатах.

(участники обеих команд по очереди подходят к доске и рассказывают о членах своей семьи во время ВОВ)

Плескалось багровое знамя,

Горели багровые звезды,

Слепая пурга накрывала

Багровый от крови закат.

И слышалась поступь дивизий,

Великая поступь дивизий,

Железная поступь дивизий,

Точная поступь солдат!

А. Сурков

В великих сражениях решалась судьба войны, судьба Родины, судьба всего мира.

    Конкурс №4 «Великие битвы»

(в задании  «Великие битвы» капитаны команд выбирают по 2 флажка с названиями решающих битв Великой Отечественной войны; эти флажки нужно закрепить на карте на месте битвы, назвать дату этой битвы – за правильное выполнения задания дается по 1 баллу, а за дополнительные сведения начисляются дополнительные баллы).

Подведение итогов конкурсов

№ п\п

Наименование конкурса

1 команда

2 команда

1

2

3

4

1

 Конкурс

 «Герои Великой Отечественной войны»

(по 1б. за имя героя + 1б. за дополнение)

 

 

2

 Конкурс

«Города - герои» (1б. за название города и 1б. за дополнение)

 

 

3

Конкурс

«Песни ВОВ» (1б. за название города и 1б. за дополнение :автор слов, композитор)

 

 

4

Конкурс

« Мои близкие в годы ВОВ » (по 1б. за имя )

 

 

5

Конкурс

«Великие битвы» (по 1б. за название битвы + 1б. за дополнение)

 

 

 

ИТОГИ:

 

 

Ребята все материалы, которые мы с вами собрали за время подготовки к этому классному часу связаны с 1 –ой гвардейской танковой бригадой. И в нашей школе в прошлом году открылся музей посвященный этой бригаде. Я приглашаю вас на небольшую экскурсию- представление нашего школьного музея.

( в музее детей встречают два чтеца)

Я не напрасно беспокоюсь.

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она

Как сила нам нужна…

Мемориал. Как взятое взаймы

У вечного солдатского бессмертья,

Вмонтировано в ратные шумы

Биенье человеческого сердца.

Ты этому значенья не придал,

Но вслушайся, насколько это надо,

Чтоб каждый сердца сдвоенный удар

Перекрывал звучанье канонады.

Ведь так и впрямь бывает в блиндажах,

Когда сигнал к атаке подпирает,

И кровь волной горячею в ушах,

Гремя, снарядный гул перекрывает…

А сейчас , пройдите вдоль витрин , в которых находятся исторические источники, рассказывающие о  тех далёких временах и постарайтесь ответить самим себе : «А смог бы я совершить подвиг?..  А смог бы я стать героем?…»

Следующий наш классный час мы посвятим вашим ответам на эти вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никто не забыт, ничто не забыто.

Классный час посвященный Дню Победы. Используется краеведческий материал. Приглашен ветеран ВОВ. Используется музыкальное сопровождение. Проводится в библиотеке школы. Библиотекарь помогает в подборке...

Классный час в форме устного журнала "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Тема: 60-летие победыЦели:1.  Показать мужество русских солдат, жестокость войны.2.  Прививать чувство патриотизма, гордость за русских солдат....

Педагогический проект "Никто не забыт , ничто не забыто!"

Педагогический проект на тему "Никто не забыт, ничто не забыто", расчитан на воспитанников коррекционных школ интернатного типа....

Никто не забыт, ничто не забыто.

10 класс. Интегрированный урок по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие..."...

"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая

Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....