Никто не забыт, ничто не забыто.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
10 класс. Интегрированный урок по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nilto_ne_zabyt....doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
Г. КОНАКОВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка урока, внеклассного мероприятия, посвященного 65-летию Победы.
Методическая разработка интегрированного урока
(русский язык и литература)
для 10 класса
«Никто не забыт…». Лингвистический анализ текста.
Чаповская Иветта Павловна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №8 г. Конаково
Конаково, 2010
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе
Тема урока «Никто не забыт…» (лингвистический анализ текста:
отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» и из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». (2 урока).
- ОБОРУДОВАНИЕ: а) диски с кадрами фильмов «Освобождение», « А зори здесь тихие…», б) видеоаппаратура, в) плакат «Родина-мать зовёт!», г)диски с записью песен «Священная война» и «Журавли», д) выставка книг о войне:
а) М. Шолохов «Судьба человека».
б) А.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…».
в) А.Дементьев «Баллада о матери».
г) М.Дудин «Подвиг твой бессмертен».
д) В.Белов «Такая война».
е) С. Алексиевич « У войны не женское лицо».
ж) Г.Бакланов «Вещие сны».
з) Р. Гамзатов «Журавли».
Цель урока:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬННАЯ: обобщение работы элективного курса «Лингвистический анализ текста»;повторение сложных вопросов по фонетике, морфологии и пунктуации.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание у молодого поколения чувства патриотизма через уроки русского языка и литературы, воспитание уважения к героям, отдавшим свои жизни за счастье других, воспитание любви к русскому языку и литературе, воспитание дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие устной и письменной речи учащихся, развитие умения логически мыслить, используя литературный язык, развитие умения слушания, умения применять полученные знания в любой ситуации, развитие умения выделять главное, сравнивать и обобщать.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.
Дидактические.
- Систематичность и последовательность обучения.
- Обобщение и систематизация полученных знаний в процессе обучения на элективном курсе по теме « Лингвистический анализ текста».
- Доступность (контроль базовых знаний и умений).
- Принцип научности (использование теоретических знаний по лингвистике и литературе).
- Связь теории с практикой.
Общеметодические.
- Структурно-семантические (задания на выявление знаний по фонетике, морфологии, синтаксису).
- Стилистические (работа с художественными текстами - лирика и проза).
Формы организации: групповая
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Формирование коммуникативных навыков в процессе лингвистического анализа текста.
- Развитие умения логически мыслить и обобщать собственный опыт.
- Всем ходом урока показать учащимся связь русского языка и литературы и роль фонетики, морфологии и синтаксиса в раскрытии основной мысли художественного текста.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Ученики самостоятельно формулируют темы и подтемы, делают выводы и обобщения; ребята должны погрузиться в эпоху 1941-1945 годов и проникнуться духом грозного времени войны и проникнуться уважением к тем, кто ушёл в 20 лет, « недолюбив, не докурив последней папиросы»
ХОД УРОКА.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие с полей,
Не в землю полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Р.Гамзатов.
1. Вступительное слово учителя.
Мы только изучили роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Связь времён никогда не заглохнет. Война-это страшное слово. И вот сегодня мы продолжаем говорить о том, что несёт война-гибель, ненависть, сиротство, обездоленность. Герои Л.Н.Толстого в тяжёлые минуты думали о доме, о небе, о близких.
И вот Р.Рождественский и Б Васильев продолжают рассуждать о смысле и цели жизни на Земле, о памяти погибших, о тех, « кто уже не придёт никогда…».
Сегодня мы продолжаем с вами разговор о войне, о памяти, об уважении к прошлому. И нашими помощниками сегодня будут фонетика, морфология, синтаксис.
Пояснение. Класс разделён на 2 группы: лирики (поэма Р. Рождественского « Реквием») и прозаики (повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие...). Каждая группа получила отпечатанное задание.
Задание 1-й группы (лирики).
Значение слова «реквием» (заупокойная месса).
- Определите основную мысль текста и выпишите ключевые слова и сочетания слов.
- Определите темы и подтемы.
- Определить роль звуков, помогающих передать все происходящие события.
- Сколько восклицательных предложений? Почему?
- А какова роль тире?
- Какие преобладают предложения по составу и почему (по вашему мнению)?
- Определите роль концовки - заключительной части поэмы.
Задания 2-й группы ( повесть Б.Васильева « А зори здесь тихие…).
- Определите темы и подтемы поэмы.
- Выпишите ключевые слова и выражения, связанные с темой и идеей поэмы.
- А почему именно эти слова и выражения ключевые?
- Выпишите глаголы и определите их роль в тексте.
- А почему так много глаголов в такой небольшой главе? (глава 13).
- Определите роль лексических повторов.
- Определите, какие преобладают согласные по твёрдости-мягкости? Почему?
- Определите роль многоточия в названии повести и объясните смысл названия произведения.
- Выразительное чтение отрывка с соблюдением всех фонетических, синтаксических особенностей текста.
Продолжение урока после вступительного слова учителя.
Тихо звучит мелодия « Хотят ли русские войны?» На экране проходят кадры из фильма «Освобождение»
Работает 1-я группа-отрывок из поэмы от слов « Плескалось багровое знамя…» до конца.
1-й вопрос. Учащиеся определяют основную мысль текста, темы и выписывают ключевые слова и сочетания слов.
Тематика: 1. Тема войны и мира. 2. Тема памяти. 3. Воспитание у молодого поколения чувства долга и уважения к погибшим. 4. Тема патриотизма.
2-й вопрос. Ключевые слова и выражения: «тяжёлые могилы», «бессмертные гимны», «желание выжить», «в горле сдержите стоны», «вспомним всех поимённо», «это надо-живым», «багровое знамя», «войну мы должны сокрушить».
3-й вопрос. Анализ отрывка «Плескалось багровое знамя…».
Учащиеся определяют роль звуков, помогающих передать атмосферу происходящих событий:
«багровое знамя», «багровые звёзды», «пурга накрывала», « багровый от крови закат», «раскатам ревущего грома», «светло и сурово», «начертано слово», «в горле сдержите стоны», «горькие стоны», «расскажите о них».
Вывод. Повторяются твёрдые звуки. Звук Р повторяется 15 раз, что помогает услышать звуки войны, услышать беду, боль, стон.
4-й вопрос. Учащиеся определяют роль знаков препинания в тексте.
В отрывке 38 восклицательных предложений, в которых звучит призыв и обращение к людям Земли. Автор с волнением обращается и к читателям, и к павшим, и к молодому поколению- ведь о войне невозможно спокойно говорить.
А какова роль тире?
В отрывке 21 тире.
Во имя Отчизны-
победа!
Во имя живущих-
победа!
Во имя грядущих-
победа!
Это неполные предложения. Тире-пауза. В горле слёзы, невозможно говорить на одном дыхании. Спазм перехватывает горло.
5-й вопрос. Учащиеся определяют вид предложений по составу и делают выводы. Какие преобладают предложения?
Примеры. «Помните!», «…будьте достойны!», «…расскажите о них», ««мечту пронесите…». Очень много предложений обобщённо-личные, так как поэт обращается к каждому из нас.
6-й вопрос. Учащиеся определяют роль заключительной части поэмы.
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!...
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда,-
заклинаю,-
помните!
1960 год.
В заключительной части мы слышим тревогу поэта за будущее детей, страх перед войной, призыв к памяти.
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА.
Работа 2-й группы ( повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…) глава 13.
1-й вопрос. Учащиеся определяют тему и подтемы повести.
1. Тема войны и мира.
2. Тема семьи и материнства.
3. Тема ответственности человека за ближнего.
4. Тема природы.
5. Тема всенародного горя.
2-й вопрос. Учащиеся выписывают ключевые слова и сочетания слов, связанные с темой произведения: «горе», «отобьёмся», «как ни тяжело…», «полоснула очередь», «птицы примолкли», «не отступать», «ранили вслепую», «добили в упор».
3-й вопрос. -А почему именно эти слова вы считаете ключевыми?
- В них слышится и боль, и скорбь, и решительность, тяжесть, жестокость, порождённая войной.
4-й вопрос. Учащиеся выписывают глаголы и определяют их роль в тексте:
навалится, не взвидишь, отвалит, повторялось, не прошли, оставила, смыкались, слушал, ударил, умирать, стреляла, уходили(силы), убегать.
5-й вопрос. – А почему в такой небольшой главе так много глаголов?
- Глаголы передают динамику движения, борьбы жизни и смерти.
Вырисовывается такая картина: война - враг не дремлет - нужно быстро принять решение – гибель – страх - скорбь.
6-й вопрос. Учащиеся определяют роль лексических повторов в раскрытии основного содержания главы.
ПРИМЕРЫ. « не отступать», « не отдавать ни клочка земли», «держат фронт», «держат Россию», «бьют винтовки», «бьют - значит живы».
Лексические повторы передают напряжение, патриотизм, силу «русского характера».
7-й вопрос. Учащиеся подсчитывают количество согласных по твёрдости-мягкости и делают определённый вывод: « гранаты начали рваться», «сорока надрывалась», « рука проклятая ныла», «ударил», «бежал», «затяжной бой», «передышка» и т.д. В данных примерах больше твёрдых звонких согласных», что передаёт опасность, неминуемые жертвы, решительность русских солдат.
8-й вопрос. Тяжело читать последние строчки 13 главы.
«И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно было умирать в 19 лет….
А немцы ранили её вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо».
А зори-то здесь тихие… В этом многоточии - боль и скорбь. Погибли девочки, которые не успели полюбить, спеть свои песни, порадоваться жизни. Молчит природа… Она скорбит и помнит страшные дни, опалённые войной.
ПРОСМОТР ОТРЫВКА КИНОФИЛЬМА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…».
Вопрос-обобщение двум группам.
Что же объединяет поэму и повесть?
Скорбь и боль писателя и поэта.
Призыв мастеров слова помнить о тех, кто «превратился в белых журавлей».
А какова же роль грамматики?
- Это звуки жизни-войны и мира.
- Это движение в душе и природе.
- Это чувства радости и боли, это слёзы ветеранов и смех детей.
Звучит песня на стихи Р. Гамзатова « Журавли».
Список использованной литературы.
1.Б. Васильев. Повесть « А зори здесь тихие…».
2.Р. Рождественский. Поэма « Реквием».
3.«Педагогика». Под редакцией К. Бабанского. М.Просвещение.1983г.
4.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М. Просвещение. 1988 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Никто не забыт, ничто не забыто.
Классный час посвященный Дню Победы. Используется краеведческий материал. Приглашен ветеран ВОВ. Используется музыкальное сопровождение. Проводится в библиотеке школы. Библиотекарь помогает в подборке...
Классный час в форме устного журнала "Никто не забыт, ничто не забыто!"
Тема: 60-летие победыЦели:1. Показать мужество русских солдат, жестокость войны.2. Прививать чувство патриотизма, гордость за русских солдат....
Педагогический проект "Никто не забыт , ничто не забыто!"
Педагогический проект на тему "Никто не забыт, ничто не забыто", расчитан на воспитанников коррекционных школ интернатного типа....
Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"
Классный час посвящев ВОВ....
Методическая разработка праздника, посвященного Дню Победы на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Праздник,посвященный дню Победы...
"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая
Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....
Презентация "Никто не забыт, ничто не забыто"
данная презентация представляет собой викторину по истории ВОВ, которая подойдёт для проведения классного часа, а также для уроков по истории Великой войны...