Литературная гостиная (для учащихся 9-10 классов). Листая страницы «Войны и мира».
план-конспект занятия (9, 10 класс) на тему
Предлагаемый материал содержит текстовый вариант разработки и презентацию к нему.
Цели и задачи внеклассного мероприятия:
- сформировать представление об отражении событий Отечественной войны1812г. На страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;
- развивать коммуникативные навыки;
- сопоставить исторические факты и их художественное изображение;
- прививать интерес к литературе и истории;
- продолжить воспитание гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_1812_literaturnaya_gostinaya.rar | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная (для учащихся 9-10 классов).
Листая страницы «Войны и мира».
Цели и задачи:
- сформировать представление об отражении событий Отечественной войны1812г. На страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;
- развивать коммуникативные навыки;
- сопоставить исторические факты и их художественное изображение;
- прививать интерес к литературе и истории;
- продолжить воспитание гражданственности и патриотизма.
Ход мероприятия:
Учитель: Ребята, наша сегодняшняя встреча приурочена к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Я думаю, вы знаете, что самым значимым событием этой войны является Бородинское сражение, 200-летие которого отмечалось в день воинской славы – 8 сентября.
События той войны нашли отражение в огромном количестве художественных произведений русских писателей и поэтов.
Главной темой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» является тема подвига русского народа в войне 1812 года. Толстой рисует войну как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман - эпопею, которому нет равных в мире.
Давайте прикоснемся к некоторым страницам этого великого произведения.
Кульминацией романа является Бородинское сражение.
В центре Бородинского поля находится Курганная высота, на которой было построено укрепление – ключ ко всей русской обороне. Там располагалась батарея, возглавляемая генералом Раевским. Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свои силы: пехоту, конницу, артиллерию. Но русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови.
В жарком бою, на батарее Раевского Толстой глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости простых солдат и ополченцев.
Батарея Раевского
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из-за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно-радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки. — Чиненка! — кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. — Не сюда! К пехотным! — с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия. — Что, знакомая? — смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
— И цепь сняли, видишь, назад прошли, — говорили они, указывая через вал.
— Свое дело гляди, — крикнул на них старый унтер-офицер. — Назад прошли, значит, назади дело есть. — И унтер-офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
— К пятому орудию накатывай! — кричали с одной стороны.
— Разом, дружнее, по-бурлацки, — слышались веселые крики переменявших пушку.
— Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, — показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. — Эх, нескладная, — укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
— Ну вы, лисицы! — смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
— Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! — кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
— Тое кое, малый, — передразнивали мужиков. — Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Историки назовут впоследствии эту битву Битвой Гигантов, т.к. на Бородинском поле сошлись в смертельной схватке две великие армии и два великих полководца: Наполеон и М.И.Кутузов.
Подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Кутузов знал, что русский народ победит, потому что отлично понимал в чем превосходство русского войска над французским. Вот как пишет об этом Толстой.
Второй выступающий
Кутузов во время Бородинской битвы
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, — отвечал он на различные предложения. — Да, да, съезди, голубчик, посмотри, — обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: — Нет, не надо, лучше подождем», — говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Наполеон не знал поражений до вторжения в Россию. Вот каким видит его Толстой на Бородинском поле.
Третий выступающий
Наполеон во время Бородинской битвы.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употребленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь — на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, — погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно-печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, — страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
— Что? Что вы говорите? — сказал Наполеон. — Да, велите подать мне лошадь.
Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, — в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Историки , да и современники тех событий до сих пор спорят о том, за кем же победа. Лев Николаевич в романе дал следующую оценку битве.
Четвёртый выступающий
Оценка Бородинского сражения Толстым
Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.
Учитель. После битвы состоялся известный в истории совет в Филях, на котором решился вопрос дальнейших действий русской армии. Вот как описывается это событие в романе.
Пятый выступающий
Военный Совет в Филях (Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).
«В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и со своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что-то быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши руку на свою широкую, со смелыми чертами и блестящими глазами голову граф Остерман-Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться...
Беннигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжало недолго.
— Священную древнюю столицу России! — вдруг заговорил он сердитым голосом, повторяя слова Беннигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов.— Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, этот вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла)».
Учитель. Но не только русская армия оказывала решительное сопротивление незваным гостям. Движение партизан началось уже после вступления наполеоновских войск в Смоленск.
Шестой выступающий
Партизаны 1812 года (Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).
«Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войны. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам встать в позицию... — дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью...
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший за месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».
Беседа.
Насколько достоверно, по вашему мнению, передаёт писатель события истории?
О каких фактах вам захотелось узнать подробнее?
Какую задачу, по вашему мнению, ставил перед собой автор, описывая события Отечественной войны?
Как вы расцениваете поступки героев произведения? Как поступили бы вы в подобной ситуации?
Вывод:
Учитель: Толстой глубоко раскрывает тему подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Писатель считает, что именно народ является носителем высокого нравственного начала. Народ у Толстого выступает как творец истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературной гостиной для учащихся 11 класса
Литературная гостиная в форме "Заседания литературного кружка "И жизнь, и слёзы, и любовь..."...
Сценарий литературной гостиной для учащихся 8 класса "Мой Пушкин" 2012.
Материал может быть применен для внеклассной работы по литературе и в качестве творческого зачета в 8 классе после изучения раздела "А. С. Пушкин. "Капитанская дочка". Неформальная обстановка, з...
А.К.Толстой - поэт, прозаик, драматург (литературная гостиная для учащихся 8 - 11 классов).
Данная разработка поможет представить А. К. Толстого как личность талантливую, разностороннюю, независимую, благородную, высоко нравственную.Показать, как отразилось большое светлое чувство А. К. Толс...
А.К.Толстой - поэт, прозаик, драматург (литературная гостиная для учащихся 8 - 11 классов).
Данная разработка поможет представить А. К. Толстого как личность талантливую, разностороннюю, независимую, благородную, высоко нравственную.Показать, как отразилось большое светлое чувство А. К. Толс...
Музыкально-литературная гостиная "Кто сказал, что нету места песням на войне"
Материал раскрывает духовную силу и мощь песен военных лет, способствовавших победе над фашизмом. формирует у школьников патриотическую позицию, воспитывает любвь к Родине, к ...
Литературная гостиная для учащихся 8 - 9 классов "Поэты русские свершают жребий свой, не кончив песни лебединой..."
Литературная гостиная "Поэты русские свершают жребий свой, не кончив песни лебединой..." предназначена для учащихся 8 - 9 классов и посвящена творчеству М. Ю. Лермонтова. В ходе подготовительного этап...
Внеклассное мероприятие "Листая страницы войны"
Внеклассное мероприятие "Листая страницы войны"...