Занятие кружка по изобразительному искусству. Тема: «Сказочная птица»
план-конспект по теме
Занятие кружка по изобразительному искусству
Цель: познакомить учащихся с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kruzhka_-skazochnaya_ptitsa.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка по изобразительному искусству
2 «А» класс
Лукичёва Марина Анатольевна
Дата:
Количество учащихся: 15 учеников
Тема: «Сказочная птица»
Цель: познакомить учащихся с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
- познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве; закрепить знания о тёплых тонах и холодных тонах;
- воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;
- развивать эстетическое отношение к действительности;
-развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения коллективного творческого задания;
-воспитывать чувство красоты и бережного отношения к птицам.
Оборудование:
- слайды, рисунки, фотографии, картина М. Врубеля «Царевна Лебедь», незаконченное изображение сказочной Жар-птицы;
- наглядный дидактический материал;
- шаблоны перьев, листы бумаги, краски, кисточки, клей, салфетки.
ТСО: слайды; аудиотехника (запись голосов птиц); видеотехника (просмотр отрывка мультфильма «Сказка о царе Салтане»).
Задание:
- расписать перья и наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы (коллективная творческая работа)
Ход работы
I.Организационный момент
Сегодня нам предстоит интересная работа, и нам необходимо разработать наши пальчики.
1 упражнение: «Они вежливые и умеют здороваться друг с другом»:
Здравствуй, брат!
Здравствуй, брат!
Я, братишка, тоже рад!
Привет!
(Одноименные пальчики в ритм приговорки постукивают друг друга)
2 упражнение: « Наш кулачок умеет превращаться в яркое солнышко»:
Солнышко, поскорей
Всех ребяток обогрей!
Этот лучик золотой,
Этот тоже не простой,
Этот теплый,
Этот светлый,
Этот самый маленький.
(Пальчики разжимаются и сжимаются в кулачок)
II.Объявление темы
(Дети слушают музыку, голоса птиц и рассматривают
фотографии и рисунки с изображением птиц))
-Мы слышим как поют птицы. А каких птиц вы знаете?
(Дикие и домашние птицы. Снегири, синицы, и т.д.)
-Хорошо. Скажите, чем похожи птицы друг на друга?
(У них есть клюв, лапки, крылья, туловище, головка, перья.)
-А чем отличаются они друг от друга?
(Цветом, размером, формами, оперением.)
-Вспомните, попугаев, которых вы видели. Опишите их, какие они? (Яркие, красивые.)
-Какую пользу приносят птицы людям?
(Уничтожают вредных насекомых, которые наносят вред
урожаю на огородах и в саду.)
-Как человек должен относиться к птицам?
(Бережно, любить их, заботиться о них)
Загадки:
Отгадайте, что это за птица:
Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести. (Сорока)
Зимой на - ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
По ночам летает
На охоту.
Днём не видит
Да и спать охота. (Сова)
Тема занятия «Сказочная птица» слайд 1
Мы с вами готовились к занятию. На столе у вас лежат ваши работы – фигурки птиц, которые вы вылепили из пластилина. Птички у вас сказочные. Послушайте сказку о добрых и злых птицах внимательно.
(прослушивание «Сказки о добрых и злых птицах»)
III.Вступительная беседа
1. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре
Птичка эта не простая, она на своих крыльях нам тепло принесла. Народные мастера и сказители любили изображать птиц, ведь прилёт птиц весной всегда радует человека, птицы - гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла.
В народных сказках и поверьях птицы – символ света, радости, счастья, удачи
Зарю в устном народном творчестве нередко сравнивают с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу – солнцу. Сказочные птицы – очень красивые, умные и добрые. Чтобы весна быстрее пришла, придумывались песни, поговорки, заклички.
Жаворонки прилетите,
Весну – красну принесите.
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
2.Герои сказок часто отправляются в путь за Жар-птицей.
Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ сказочной птицы.
(Царевна- Лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина; Слайд
Жар- птица из сказки «Конёк-Горбунок» П.П. Ершова;
«Финист- ясный сокол»;
птица Феникс в восточных сказках;
Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» Милна и др. Слайды 2-6
Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?
(вышивка, росписи, резьба по дереву)
Слайды 7-11
3.Птица-счастья
На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: "Что же ты хочешь?"
Тихо-тихо прошептал мальчик: "Хочу увидеть солнышко…". А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.
Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.
Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.
Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: "Ну, вот и солнышко!"
С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её "святым духом", хранительницей детей, символом семейного счастья.
Так объясняют на Севере появление щепной игрушки. И хотя это лишь красивое предание, не все в нем вымысел. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека.
(Рассматривание наглядного дидактического материала, детских рисунков)
Вспомним: деревянные ковши, чаши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. К новогодним и весенним народным праздникам выпекалось фигурное печенье - «утушки», «петушки», «тетерки». Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив - в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают и одухотворяют облик зданий, щепная птица являлась частью внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный быт. Добрая хранительница дома парила на тонкой нити под потолком в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.
(Рассматривание иллюстрации)
Изготавливали их так:
Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет.
Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов.
(Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия)
Слайд 12
IV.Практическая работа
Нарисуем вместе Жар-птицу. В каких сказках встречалась вам Жар-птица?
(«Конек – Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк»,
«Жар-птица и Василиса-царевна»)
Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.
Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду. Перья Жар-птицы блистают как золото на солнце или как яркое пламя, глаза ее напоминали драгоценные камни, питается она золотыми яблоками.
Она создавалась народным воображением как небесный огонь-пламя, и сияние ее также слепит глаза, как солнце.
Какая она красавица Жар-птица! Недаром в народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты.
Вот тут как раз и нужна ваша помощь. Давайте вместе создадим нашу волшебную птицу. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая.
Перед вами лежат шаблоны перышек. Обратите внимание, что не у всех шаблоны одинаковые. У одной группы маленькие, у другой чуть больше, а у третьей еще больше.
Способы получения цветов.
(рассматривание таблиц получения различных тонов)
Существуют несколько способов получения цветов. Одни способы называются естественными, другие – механическими.
1.Перед вами чистые листы бумаги. Нанесите две линии кисточкой двух цветов, одна линия – красная, вторая – желтая. Линии проводите рядышком, кисточка с краской должна быть влажной, краска – погуще. Теперь проведите между этими линиями чистой, без краски, влажной кисточкой. Кисточку отложите, затем, взяв в руки лист наклоните бумагу так, чтобы краски перетекали одна в другую. Способ называется – вливанием (естественный). Обратите внимание, какие причудливые узоры получаются.
2.Следующий: на одну сторону листа нанесите несколько капелек синего, на другую желтого цветов, лист сложите пополам, прогладьте лист ладошкой в разные стороны, откройте и увидите, что получится.
3.Следующий: краски красного и синего цветов накладываем рядышком, кисточкой смешиваем эти два цвета.
Какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить Жар-птицу?
(красный, желтый, оранжевый)
Конечно же, за сходство с огнем, пламенем. Она горячая. Давайте сравним настоящий огонек свечи и Жар-птицу. Больше всего на пламя огонька похожи перышки хвоста.
Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.
Физминутка:
Птицы летят
Крыльями шумят
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
И очень бесшумно
На место садятся.
(Дети самостоятельно раскрашивают пёрышки и крепят их)
V.Итог работы. Выставка работы. Уборка рабочего места.
Спасибо ребята за вашу работу. Вы старались. До конца работу мы с вами закончим, разукрасим нашу Жар-птицу и научимся делать птицу счастья из бумаги.
Слайд 17
Дополнительное домашнее задание:
Практическая работа «Изготовление птицы - счастья»
Безопасность.
1. Строго следуй указаниям воспитателя.
2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи.
Длинную одежду заправь в брюки или юбку.
3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.
4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте
в специальных футлярах.
5. Бери инструменты только с разрешения.
6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок
после окончания работы.
Работа по технологической карте – методическому пособию.
- Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его.
- Разметь и вырежи прямоугольники для крыльев и хвоста. Сложи их гармошкой.
- Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.
Слайды 13-15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Искусство витража и современность" (Презентация для урока или занятия кружка)
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. У учащихся необходимо ...
Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате. Тема: «Сказочное путешествие».
Конспект занятия для подгрупповой работы педагога-психолога в сенсорной комнате с возрастной группой детей 2-3 класса....
Проект с использованием ИКТ 5 класс, технология Тема: «Сказочные птицы в интерьере дома»
Сайт проекта:https://sites.google.com/site/...
Конструкт занятия кружка "Оформительское искусство"
Искусство складывания салфетки как элемент оформления праздничного стола....
Психологическое занятие с младшими подростками. Тема: Сказочное путешествие “Звездная страна”.
Конспект психологического классного часа для младших подростков в коллективе низкой сплоченности и нарушенными взаимоотношениями. В основе повествования сказочная ситуация, а сказки любят слушать в лю...
"Буква как художественный символ" - методический материал по изобразительному искусству, МХК, может быть использован на занятиях кружков по изобразительному искусству.(ОДОД).
В презентации рассматривается история возникновения буквы как художественного символа, несущего смысловую нагрузку....
Занятие кружка по экологии "Кормушка для птиц"
Цель: Изготовить экологически безопасную кормушку для птиц.Задачи:продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;сформировать целостное представление у обучающихся о зимующих птицах и их ж...