Занятие кружка по изобразительному искусству. Тема: «Сказочная птица»
план-конспект по теме

Лукичёва Марина Анатольевна

Занятие кружка по  изобразительному искусству

 Цель: познакомить учащихся с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_kruzhka_-skazochnaya_ptitsa.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка по  изобразительному искусству

2 «А» класс

 Лукичёва Марина Анатольевна

Дата: 

Количество учащихся: 15 учеников

Тема: «Сказочная птица»

Цель: познакомить учащихся с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве.

 

Задачи:

- познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве; закрепить знания о тёплых тонах и холодных тонах;

- воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;

- развивать эстетическое отношение к действительности;

 -развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения коллективного  творческого задания;

 -воспитывать чувство красоты и бережного отношения к птицам.

 

Оборудование:

- слайды, рисунки, фотографии, картина М. Врубеля «Царевна Лебедь», незаконченное изображение сказочной Жар-птицы;

- наглядный дидактический материал;

- шаблоны перьев, листы бумаги, краски, кисточки, клей, салфетки.

ТСО: слайды; аудиотехника (запись голосов птиц); видеотехника (просмотр отрывка мультфильма «Сказка о царе Салтане»).

Задание:

- расписать перья и наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы (коллективная творческая работа)

Ход работы

I.Организационный момент 

     Сегодня нам предстоит интересная работа, и нам необходимо разработать наши пальчики.

1 упражнение: «Они вежливые и умеют здороваться друг с другом»:

Здравствуй, брат!

Здравствуй, брат!

Я, братишка, тоже рад!

Привет!

(Одноименные пальчики в ритм приговорки постукивают друг друга)

2 упражнение: « Наш кулачок умеет превращаться в яркое солнышко»:

Солнышко, поскорей

Всех ребяток обогрей!

Этот лучик золотой,         

Этот тоже не простой,

Этот теплый,

Этот светлый,

Этот самый маленький.         

(Пальчики разжимаются и сжимаются в кулачок)

II.Объявление темы 

(Дети слушают музыку, голоса птиц и рассматривают

 фотографии и рисунки с изображением птиц))

 -Мы слышим как поют птицы. А каких птиц вы знаете?

(Дикие и домашние птицы. Снегири, синицы, и т.д.)

-Хорошо. Скажите, чем похожи птицы друг на друга?

(У них есть клюв, лапки, крылья, туловище, головка, перья.)

-А чем отличаются они друг от друга?

(Цветом, размером, формами, оперением.)

-Вспомните, попугаев, которых вы видели. Опишите их, какие они? (Яркие, красивые.)

-Какую пользу приносят птицы людям?        

(Уничтожают вредных насекомых, которые наносят вред

урожаю на огородах и в саду.)

-Как человек должен относиться к птицам?

(Бережно, любить их, заботиться о них)

Загадки:

Отгадайте, что это за птица:

Не сидит она на месте

На хвосте разносит вести. (Сорока)

Зимой на - ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,        

Ведь это. (Снегири)

По ночам летает

На охоту.

Днём не видит

Да и спать охота. (Сова)

Тема занятия «Сказочная птица»          слайд 1

Мы с вами готовились к занятию. На столе у вас лежат ваши работы – фигурки птиц, которые вы вылепили из пластилина. Птички у вас сказочные. Послушайте сказку о добрых и злых птицах внимательно.

(прослушивание «Сказки о добрых и злых птицах»)

III.Вступительная беседа

1. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре

      Птичка эта не простая, она на своих крыльях нам тепло принесла. Народные мастера и сказители любили изображать птиц, ведь прилёт птиц весной всегда радует человека, птицы - гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла.

     В народных сказках и поверьях птицы – символ света, радости, счастья, удачи      

        Зарю в устном народном творчестве нередко сравнивают с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу – солнцу. Сказочные птицы – очень красивые, умные и добрые. Чтобы весна быстрее пришла, придумывались песни, поговорки, заклички.

         Жаворонки прилетите,

Весну – красну принесите.

Надоела нам зима,

Пусть приходит к нам весна.

2.Герои сказок часто отправляются в путь за Жар-птицей.

     Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ сказочной птицы.

(Царевна- Лебедь из  «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина;         Слайд

 Жар- птица из сказки «Конёк-Горбунок» П.П. Ершова;                                

«Финист- ясный сокол»;

птица Феникс в восточных сказках;

Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» Милна  и др.  Слайды 2-6

     Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?

  (вышивка, росписи, резьба по дереву)

Слайды 7-11

3.Птица-счастья

     

     На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: "Что же ты хочешь?"

     Тихо-тихо прошептал мальчик: "Хочу увидеть солнышко…". А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.

     Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.

     Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.

     Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: "Ну, вот и солнышко!"

С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её "святым духом", хранительницей детей, символом семейного счастья.

     Так объясняют на Севере появление щепной игрушки. И хотя это лишь красивое предание, не все в нем вымысел. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека.

(Рассматривание наглядного дидактического материала, детских рисунков)

     Вспомним: деревянные ковши, чаши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. К новогодним и весенним народным праздникам выпекалось фигурное печенье - «утушки», «петушки», «тетерки». Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив - в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают и одухотворяют облик зданий, щепная птица являлась частью внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный быт. Добрая хранительница дома парила на тонкой нити под потолком в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

(Рассматривание иллюстрации)

     Изготавливали их так:                          

     Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет.

Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов.

(Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия) 

Слайд 12

IV.Практическая работа

      Нарисуем вместе Жар-птицу.  В каких сказках встречалась вам Жар-птица?

(«Конек – Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк»,

 «Жар-птица и Василиса-царевна»)

     Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.

     Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду. Перья Жар-птицы блистают как золото на солнце или как яркое пламя, глаза ее напоминали драгоценные камни, питается она золотыми яблоками.

     Она создавалась народным воображением как небесный огонь-пламя, и сияние ее также слепит глаза, как солнце.

     Какая она красавица Жар-птица! Недаром в народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты.

 Вот тут как раз и нужна ваша помощь. Давайте вместе создадим нашу волшебную птицу. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая.

     Перед вами лежат шаблоны перышек. Обратите внимание, что не у всех шаблоны одинаковые. У одной группы маленькие, у другой чуть больше, а у третьей еще больше.

Способы получения цветов.

(рассматривание таблиц получения различных тонов)

       Существуют несколько способов получения цветов. Одни способы называются естественными, другие – механическими.

1.Перед вами чистые листы бумаги. Нанесите две линии кисточкой двух цветов, одна линия – красная, вторая – желтая. Линии проводите рядышком, кисточка с краской должна быть влажной, краска – погуще. Теперь проведите между этими линиями чистой, без краски, влажной кисточкой. Кисточку отложите, затем, взяв в руки лист наклоните бумагу так, чтобы краски перетекали одна в другую. Способ называется – вливанием (естественный). Обратите внимание, какие причудливые узоры получаются.

2.Следующий: на одну сторону листа нанесите несколько капелек синего, на другую желтого цветов, лист сложите пополам, прогладьте лист ладошкой в разные стороны, откройте и увидите, что получится.

3.Следующий: краски красного и синего цветов накладываем рядышком, кисточкой смешиваем эти два цвета.

      Какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить Жар-птицу?

(красный, желтый, оранжевый)

      Конечно же, за сходство с огнем, пламенем. Она горячая. Давайте сравним настоящий огонек свечи и Жар-птицу. Больше всего на пламя огонька похожи перышки хвоста.  

      Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.

 Физминутка:

Птицы летят    

Крыльями шумят      

Прогнулись над землей,

Качают головой.        

Прямо и гордо умеют держаться.

И очень бесшумно          

На место садятся.      

(Дети самостоятельно раскрашивают пёрышки и крепят их)

V.Итог работы. Выставка работы. Уборка рабочего места.

     Спасибо ребята за вашу работу. Вы старались. До конца работу мы с вами закончим, разукрасим нашу Жар-птицу и научимся делать птицу счастья из бумаги.

Слайд 17

Дополнительное домашнее задание:    

Практическая работа «Изготовление птицы - счастья»

            Безопасность.

       1. Строго следуй указаниям воспитателя.

       2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи.

           Длинную одежду заправь в брюки или юбку.

       3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.

       4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте

           в специальных футлярах.

       5. Бери инструменты только с разрешения.

       6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок

          после окончания работы.

 Работа по технологической карте – методическому пособию.                  

- Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его.

- Разметь и вырежи прямоугольники для крыльев и хвоста. Сложи их гармошкой.

- Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.

     Слайды 13-15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Искусство витража и современность" (Презентация для урока или занятия кружка)

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. У учащихся необходимо ...

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате. Тема: «Сказочное путешествие».

Конспект занятия для подгрупповой работы педагога-психолога в сенсорной комнате с возрастной группой детей 2-3 класса....

Конструкт занятия кружка "Оформительское искусство"

Искусство складывания салфетки как элемент оформления праздничного стола....

Психологическое занятие с младшими подростками. Тема: Сказочное путешествие “Звездная страна”.

Конспект психологического классного часа для младших подростков в коллективе низкой сплоченности и нарушенными взаимоотношениями. В основе повествования сказочная ситуация, а сказки любят слушать в лю...

"Буква как художественный символ" - методический материал по изобразительному искусству, МХК, может быть использован на занятиях кружков по изобразительному искусству.(ОДОД).

В презентации рассматривается история возникновения буквы как художественного символа, несущего смысловую нагрузку....

Занятие кружка по экологии "Кормушка для птиц"

Цель: Изготовить экологически безопасную кормушку для птиц.Задачи:продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;сформировать целостное представление у обучающихся о зимующих птицах и их ж...