"Одаренные дети или путь к творчеству"
статья на тему
Предварительный просмотр:
"Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни".
В.О.Ключевский
В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлений развития системы образования, на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей. Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют и окружные долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ. На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания.
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности».
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения.
Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Признаки одарённости:
- одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;
- его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребёнка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых;
- одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
- они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;
- интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;
- они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;
- одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.
В нашей школе внеурочная деятельность школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных ценностей.
Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее , но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности.
Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
- коммуникабельность – легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
- предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
- самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
- организационная и управленческая компетентность – знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой-либо задачи;
- конвенциональность – стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
- законность (легальность) – стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.
Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности школьников-подростков в сфере художественного творчества предполагает:
- рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
- рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
- рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества как диалога между авторами культурных текстов, исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности. Предпосылками формирования способности эстетического самоопределения у подростка служат обостренность (на фоне полового созревания) восприятия эстетического и возрастная сензитивность к самоопределению.
Инструментом управления социокультурным пространством существования человека являются философия и технология современного дизайна. Сегодня дизайн не ограничивается опредмечиванием материальных человеческих потребностей, современный дизайн обеспечивает овеществление духовных ценностей, реализует в дизайнерской форме сущностное содержание времени.
Цель примерной внеурочной программы художественного творчества школьников – формирование у них способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.
Задачи внеурочной программы:
- расширение общего и художественного кругозора учащихся подростковых классов, общей и специальной культуры, обогащение этнических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
- формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.
Результатом деятельности можно считать участие на первом этапе в школьных мероприятиях, затем в районных, областных и всероссийских: «Красота спасет мир», «Цветочная мозаика», «Я- гражданин России!», «Детство без границ», олимпиады по технологии, школьных проектах «Дети делают рекламу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»
Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в св...
«ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»
Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в св...
РАЗВИТИЕ ЭЙФОРИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ КАК ПУТЬ РАСКРЫТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Понятие одаренности - понятие не стабильное, меняющееся, в ходе истории приобретающее новые особенности и новое понимание. Феномен одаренности выступает не как застывшая константа, а как творческий пр...
Развитие «эйфорической» мотивации как путь раскрытия музыкальной одаренности детей и подростков.
Как учить музыке одаренных детей. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010. – С.158-171....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Одна из форм методической работы – работа с одаренными детьми. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. Особенность нашего времени – это потребность в грамотных людях,...
Статья "Креативность одаренных детей в объединениях технического творчества и шахмат"
Статья посвящена вопросам развития креативности у одаренных детей и подростков в доме детского творчества. Автор раскрывает задачу – развивать вместе с детьми их идеи для достижения цели -...
Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей
Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...