«ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»
статья по естествознанию по теме
Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в свои силы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_vyyavleniya_i_puti_razvitiya.doc_dlya_doklada.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»
Педагог-психолог Зарипова А.А.
МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ»
www.Zaripova_ann@mail.ru, Slk.pes@edu.tatar.ru
В национальной инициативе «Наша новая школа» направление «Система поддержки талантливых детей» определяется как ключевое в развитии общего образования. Раннее выявление, обучение и воспитание творчески одарѐнных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Согласно Рабочей концепции одаренности «одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности». В федеральных документах наряду с понятием «одаренный ребенок», используется термин «талантливые дети». С точки зрения психологических исследований одаренности, талант есть высшее проявление одаренности, выдающиеся достижения, значительно превышающие средний и высокий уровень проявления способностей. В контексте нормативных документов федерального уровня, талант рассматривается как ресурс социально-экономического развития (человеческий потенциал). Следовательно, талантливые дети – это дети, имеющие очевидные достижения в тех или иных видах деятельности, независимо от вида и направленности этой деятельности, талантливым является тот человек, который способен реализовать себя в той или иной профессиональной сфере, внести определенный вклад в развитие страны [2].
Можно ли сказать, сколько в нашей стране одарённых детей? У исследователей, занимающихся проблемами выявления одаренных детей нет единого представления о числе одаренных детей среди сверстников. Одни ученые считают, что одаренность встречается чрезвычайно редко (десятые и даже сотые доли процента всех детей), другие, наоборот, предполагают, что все дети от рождения являются одаренными, только не всегда воспитатели и педагоги справляются с задачей выявления и раскрытия потенциала их одаренности. Очевидно одно, чем выше социальный спрос на одаренных детей, тем их больше, например - древние Афины, где в 4 веке до н.э., в городе с населением 10 000 человек одновременно могли встретиться такие «гении всех времен», как Аристотель, Платон, Демосфен, Демокрит, Пифагор, и др.
В то же время, одаренность, как свойство психики, в принципе, должна подчиняться закону нормального распределения. Если это так, (а распределение большинства психических свойств нормально), большинство детей, (примерно, 70%) являются «середняками». 15% детей по разным причинам характеризуются большей или меньшей степенью неспособности к успешному овладению сложными видами деятельности. И, наконец, 15% детей являются одаренными, то есть обладают потенциалом, который может быть реализован в выдающихся достижениях культуры и искусства, открытиях [3].
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. С точки зрения современных представлений проблема диагностики одаренности должна рассматриваться как минимум на трех уровнях: концептуальном; организационно-педагогическом; психометрическом. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей [2].
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. И наша задача заключается в том, чтобы выявить одаренность каждого ребенка уже в детстве. С этой целью в нашей школе в начале каждого учебного года проводится анкетирование детей и родителей первоклассников. Посредством анкетирования родителей определяется их осведомленность о способностях детей, возможностях развития этих способностей. В качестве примера рассмотрим результаты анкетирования родителей учащихся 1-4 классов. Интеллектуально одаренными своих детей считают 36% родителей; творчески одаренными -42%; академически -27%; художественно одаренными -36%; музыкально -31%; литературно -31%; артистически- 58%; технически- 24%; с лидерскими склонностями -53%; спортивно одаренными -53%. По мнению родителей, у детей наиболее выражены артистическая, лидерская, спортивная одаренности. Более половины респондентов отмечают у своих детей соответствующие виды способностей. Наименьший процент учащихся начальных классов, по мнению родителей, обладают академической, литературной, музыкальной одаренностью. Тем не менее, данными видами одаренности обладает примерно треть учащихся. Следует отметить, что 11% родителей считают своих детей одаренными во всех сферах, и лишь 9% родителей отмечают отсутствие ярко выраженных способностей у своих детей.
Задача исследования детей состоит в том, чтобы определить их интересы к какому-либо виду деятельности и степень реализации их способностей. Рассмотрим один из способов изучения интересов детей. С помощью диагностической методики «Карта интересов» была получена информация о направленности младших школьников, что дает возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор и отправная точка способностей и одаренности. Результаты исследования интересов учащихся 1-4 классов следующие: математика и техника -39%; гуманитарная сфера- 69%; художественная деятельность- 78%; физкультура и спорт -77%; коммуникативные интересы- 40%; природа и естествознание -79%; домашние обязанности, труд -58%. Данные исследования показали, что проявляют интерес во всех сферах - 17% респондентов и лишь 3% не имеют ярко выраженных интересов.
Проведение данного исследования – первый этап комплексной диагностики одаренности учащихся. Далее изучается каждый вид одаренности с помощью специальных методик. Полученные результаты используются при создании образовательных программ, направленных на развитие одаренности и индивидуальных образовательных маршрутов.
Неправомерно осуществлять идентификацию одаренного ребенка на основе единой оценки (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных. При этом игнорируется тот факт, что применение тестов интеллекта и креативности имеет ряд ограничений.
Во-первых, большинство тестов интеллекта созданы не для выявления интеллектуальной одаренности, а для других целей. Интеллектуальная шкала Векслера для детей (оригинальный вариант WISC, а также его отечественные модификации) предназначалась для определения уровня общего интеллекта (в частности, выявления задержки в умственном развитии), тест структуры интеллекта Амтхауэра (SIT) — для целей профориентации и профессионального отбора, дифференциальный тест способностей (DAT) — для прогноза академической успеваемости и т.д. Только в рамках некоторых тестов была предусмотрена оценка максимально высоких результатов: культурно свободном тесте Кеттелла (CFT-C) и усложненном варианте теста «Прогрессивные матрицы» Равена (A-PMR). Но их применимость по отношению к диагностике одаренности также подвергается серьезной критике. Что касается тестов креативности, то показатели дивергентной продуктивности также не являются однозначными, единственными и достаточными индикаторами творческих возможностей ребенка.
Во-вторых, многие тесты интеллекта измеряют конкретную интеллектуальную способность, т.е. сформированность конкретных умственных операций. Таким образом, существующие психометрические тесты интеллекта, фиксируя его компоненты, не затрагивают связей между ними, не схватывают саму системность его проявления.
В-третьих, данные тестирования сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка. При этом, чем ребенок одареннее, тем эта зависимость больше. Поэтому психометрические тесты плохо прогнозируют уровень достижений именно одаренных детей.
В-четвертых, следует различать данные тестирования и решение о судьбе ребенка. Диагностическая ситуация является следствием влияния многих факторов, поэтому решение должно приниматься с учетом знания причин, приведших к тестовым результатам.
Традиционные психометрические тесты, будучи ориентированными на оценку результата деятельности, не пригодны для диагностики признаков одаренности, так как последние характеризуют способы деятельности одаренного человека. Уникальность одаренного человека состоит в том, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой. В данном случае речь идет о таком инструментальном признаке, как выраженность индивидуальных стилей деятельности, и в первую очередь познавательных стилей, таких, как кодирования информации, переработки информации, постановки и решения проблем, познавательного отношения к миру. К этому признаку одаренности — выраженности индивидуально-специфических способов изучения реальности — традиционные тестовые процедуры не чувствительны.
Природа одаренности объективно требует новых методов диагностики, поскольку традиционные психометрические методики (в виде тестов интеллекта и тестов креативности) невалидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одаренного ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы относительно сферы корректного применения психометрических тестов в работе с одаренными детьми:
- психометрические тесты, скорее, нужно применять не для и не до принятия решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи;
- психометрические тесты могут быть использованы для описания индивидуального своеобразия психической деятельности конкретного одаренного ребенка с точки зрения выраженности отдельных способностей, склонностей, эмоциональных состояний, личностных качеств и т.д. (при этом следует иметь в виду высокую вероятность несовпадения результатов тестирования и реальных проявлений одаренности ребенка в определенной предметной сфере);
- психометрические тесты могут использоваться для отслеживания динамики конкретных показателей психического развития одаренных детей.
Таким образом, психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но, ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным» [2].
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
Принцип комплексного оценивания. Обследование должно быть всесторонним, комплексным. Необходимо изучить, кроме уровня развития интеллектуальных, уровень развития творческих способностей, уровни психосоциального и физического развития. Важно помнить и о качественной стороне оценки, которая также имеет прямое отношение к принципу комплексного оценивания. Речь идет о выявлении соотношения уровней развития отдельных функций и способностей в структуре психики ребенка. Принцип долговременности. Диагностическое обследование, проводимое с целью выявления уровня детской одаренности, разовым быть не может. Этого не позволяют сделать ни современный уровень теоретической разработанности данной проблемы, ни существующий уровень методического обеспечения этого процесса.
Принцип использования тренинговых методов и заданий. Обычно диагностические методики, ориентированные на разовое обследование, требуют решения ребенком серий специальных, стандартизированных задач. Тренинговые методики делаются обычно с другими целями – это прежде всего цели коррекции и развития. В процессе этого развития можно реализовать долговременную диагностику и тем самым снять некоторые психологические преграды, неизбежно возникающие при разовых обследованиях. Например, впервые пришедший в школу ребенок находится во вполне естественном для его положения состоянии стресса (напряжения). Встреча с незнакомым взрослым (психологом, педагогом и др.), какого бы специалиста по общению с детьми он ни пытался из себя изобразить, для ребенка тоже стресс. Диагностические задания тренингового типа позволят избавиться от этих проблем. Ребенок, включенный в длительное обследование, может постепенно избавиться от вышеперечисленных стрессов и проявить свои истинные способности.
Принцип учета потенциальных возможностей ребенка. Большинство специалистов склоняются к тому, что при оценке уровня одаренности ребенка следует оценивать не только и не столько актуальные, сколько его потенциальные возможности. И, кроме того, в педагогическом и социальном плане значительно важнее не то, что демонстрирует ребенок в данный момент, а то, чего следует ожидать от него в будущем.
Правда, следует учитывать, что здесь мы сталкиваемся с проблематикой прогнозирования, а следовательно, и с серьезными трудностями. Как прогнозировать будущее? Ведь, став взрослым и занимаясь даже одной деятельностью в течение жизни, человек попадает в условия, где от него требуются разные, часто прямо противоположные качества.
Принцип опоры на экологически валидные методы диагностики. К экологически валидным обычно относят методы оценки реального поведения и деятельности ребенка в реальных, а не в искусственных, лабораторных (обычно создаваемых в процессе тестирования) ситуациях.
Принцип участия разных специалистов. В диагностическом обследовании должны принимать участие, кроме психологов, педагоги, физиологи, родители и дети. Причем последние – не только в роли "подопытных". Для каждой из этих категорий участников необходим свой специально разработанный методический инструментарий. Только сопоставление этих данных может дать картину, максимально приближенную к истине.
Принцип участия детей в оценке собственной одаренности. Обычно дети участвуют в психодиагностической работе в роли обследуемых. Их собственная оценка своих возможностей обычно никого не интересует. При этом экспериментальная работа свидетельствует о том, что эта оценка необходима[4,5].
С целью выявления потенциальных возможностей учащихся нами было проведено исследование, направленное на изучение обучаемости учащихся. Исследование проводилось двумя методиками: методом опроса педагогов; методикой «Интеллектуальная лабильность». Методика «Интеллектуальная лабильность» позволяет диагностировать способность ребенка переключать внимание, умение точно выполнять предъявляемые требования и указания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. Таким образом, методика «Интеллектуальная лабильность» позволяет в целом оценить способность учащегося к обучению. Исследование проводилось в форме тестирования учащихся 5-9 классов, всего было обследовано 145 человек. В результате тестирования высокая лабильность, хорошая способность к обучению выявлена у 22 учащихся (15 %). По данным опроса классных руководителей и предметников было названо только 12 учащихся. Полученные данные дают основание для вывода о том, что выявить одаренного ребенка очень сложно. Для этого необходимо знать основные признаки одаренности, которые проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный (могу) и мотивационный (хочу).
Возникает естественный вопрос: почему в ходе исследования психолога школы разными методами получены различные результаты? Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, необходимо глубже заглянуть в теорию вопроса одаренности. Рассмотрим виды одаренности по степени ее сформированности и по форме проявления. По степени сформированности выделяют актуальную одаренность и потенциальную одаренность. Актуальная одаренность - психологическая характеристика ребенка с такими уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети, или вундеркинды. Так, например, выпускники этого года Бердникова Алина – художественная одаренность, Закиров Радмир – спортивная одаренность на высоком уровне. Потенциальная одаренность—это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенный потенциал для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка. Ученик находится в сложных неблагополучных социальных условиях, часто проявляющий инфантильное поведение, имеет проблемы в саморегуляции, эмоционально нестабилен, плохо учится. Ситуация развития складывается так, что он занимается только деятельностью, достаточно интересной и легкой для него, составляющей суть его одаренности – он пишет стихи. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей.
По форме проявления можно судить о явной одаренности или скрытой.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому учителю с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком».
Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления. Выявление детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения.
Исследование способствовало выявлению учащихся с потенциальной и скрытой одаренностью. Классные руководители отметили только учащихся с явной одаренностью. Этим можно объяснить расхождения в результатах исследования.
С целью выявления одаренных детей у нас в школе проводится психолого-педагогический мониторинг, в результате которого нам необходимо:
1) комплексно оценивать с разных сторон поведение и деятельность ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) проанализировать поведение ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включать ученика в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлекать его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
3) дать экспертную оценку продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов — специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, химиков и т.д.);
4) выявить признаки одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка).
5) многократно и многоэтапно обследовать с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
6) проводить диагностическое обследование в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);
7) использовать такие предметные ситуации, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
8) анализировать реальные достижения учащихся в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях;
9) делать опору на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
Однако следует учесть, что и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
При выявлении одаренных детей рекомендуется дифференцировать:
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; 2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка к развитию [2].
Одаренность нередко становится тяжелым испытанием для зарождающейся личности, она может раскрываться в ущерб ее гармоничному развитию. «…зачастую складывается впечатление будто творческая личность вырастает за счет гуманной… Существует немало одаренных людей, польза от которых сведена на нет или даже обращена в свою противоположность их человеческими недостатками. Творческий потенциал, к сожалению, может с таким же успехом действовать и деструктивно. Обратится он добром или злом – это решает моральная личность». (К.Г.Юнг «Феномен одаренности»).
Конечно, наибольшая ответственность при воспитании одаренных детей возлагается на родителей и педагогов, тесно взаимодействующих с юными дарованиями. Однако, кроме раскрытия способностей ребенка, в особом внимании нуждаются его личностные черты, которые и определяют ценностную ориентацию его будущего таланта.
Ежегодный мониторинг жизненных ценностей учащихся школы показывает, что, к сожалению, материальные ценности для наших детей зачастую оказываются важнее нравственных. И это тревожит. Ведь без нравственных ориентиров личность человека будет хаотически неустойчива, не целостна и психологически противоречива. Иначе говоря, личность не может быть законом самой в себе, она должна иметь основание большее ее самой – это именно нравственный закон, как внутрипсихическое явление, являющееся стержнем при формировании личности, без которого личность распадается и деградирует. Подобно тому, как есть законы в природе, обществе, так и в человеке есть непреложный нравственный закон, уклонение от исполнения которого приводит к психологическим последствиям не очевидным, но ощутимым самим человеком. Нравственный выбор оказывается радикально значимым для становления личности ребенка. Сфера нравственного выбора – это всегда напряжение между двумя крайностями (в пределе добра и зла), и именно оно дает импульс развитию личности или становится его тормозом. Нравственный выбор как вектор поступка определяет его направленность на развитие или саморазрушение личности. Одаренный ребенок становится при этом защищенным в душевной сфере, в области своих чувств, а его творческая сила приобретает «умного» руководителя в себе самом [1]. Умение с детства слышать «голос совести» в своей душе делает ребенка способным как к самосохранению своей целостности, к наилучшей социальной адаптации, так и к максимальной творческой реализации своей одаренности.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. В нашей школе год работает научное общество учащихся по различным предметным областям: география, химия, история, литература, информатика. Занятия в НОУ позволяют реализовать совместную исследовательскую деятельность учителя и учащихся. Следует отметить, что занимаются в рамках НОУ учащиеся различных возрастных групп, объединенных одной проблематикой, это снимает основную сложность положения одаренных детей, которые могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь коллектив, и это не только помогает росту остальных детей, но и укрепляет авторитет данного ученика и, что не мало важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает универсальное образование детей.
В нашей школе апробируется пропедевтический курс Химия -7. Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического профиля для дальнейшего образования и направляет на выбор профессии. Участники эксперимента по пропедевтике, активисты школьного научного общества «Юный химик». Ребята ежегодно стают призерами районных химических олимпиад; дипломантами научно-практических конференций; а в 2011 г. на всероссийском конкурсе инновационных проектов РОСТ-ISEF в городе Нижний Новгород стали победителями.
Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в свои силы.
Литература.
1. Борисенко И.Л. Нравственный выбор как психологический вектор развития одаренности. - СПб АППО., 2011.
2. Рабочая концепция одаренности. – М., 2003.
3. Курбатова И.А. Сколько у нас одаренных детей?- СПб АППО., 2011.
4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., 2004.
5.Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»
Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в св...
Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей
Творческая работа, содержащая как теоретический так и практический материал по выявлению иразвитию одаренных детей на примере предметной недели по английскому языку...
Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.
Предметная неделя в школе и ее попенциал...
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе
В статье описано как можно создать условия для для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Одна из форм методической работы – работа с одаренными детьми. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. Особенность нашего времени – это потребность в грамотных людях,...
Принципы выявления и пути развития одарённых детей
Статья посвящена принципам и путям выявления, отбора и развития одаренных детей в спортивной школе....
Статья "Проектно-исследовательская деятельность как механизм выявления и средство развития одаренности детей"
В представленной статье рассматриваются психолого – педагогические условия, механизмы выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно &nda...