Восхождение к культуре
методическая разработка (7 класс) на тему
Сегодня мы становимся свидетелями и участниками значимых перемен в содержании и формах образовательно-воспитательного процесса Российской школы. Государство реформирует школу в соответствии с новой концепцией развития общества: политические ориентиры, обозначенные современными лидерами России, направляют ее экономику, общество и образование к идеалам современной постиндустриальной цивилизации. Ключевое место в решении данных задач отводится модернизации системы образования и в частности воспитательной работе в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности | 54.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности «Восхождение к культуре».
(Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; реализуется посредством проведения часов классного руководителя в рамках внеурочной деятельности).
Пояснительная записка.
Обоснование проблемы.
Сегодня мы становимся свидетелями и участниками значимых перемен в содержании и формах образовательно-воспитательного процесса Российской школы. Государство реформирует школу в соответствии с новой концепцией развития общества: политические ориентиры, обозначенные современными лидерами России, направляют ее экономику, общество и образование к идеалам современной постиндустриальной цивилизации. Ключевое место в решении данных задач отводится модернизации системы образования и в частности воспитательной работе в школе.
Современное общество предъявляет новые требования в системе образования – воспитать личность, способную к адекватной адаптации в современных условиях, требуя развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Воспитание, как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу. Культурологический подход к воспитанию обеспечивает каждому ребенку наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе, оснащая его способностью к жизнедеятельности на современном уровне достижений культуры, помогая индивиду становиться личностью и сознательно выстраивать свое бытие, видеть целостную картину мира и определять свое место в нем.
Сейчас культурный уровень общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения школьников. Ключевыми проблемами качества окружающей среды выступают культурное наполнение этой среды и ценностное отношение к ней. Данные исследований, проведенных в школе в 2004-2007 годах, показывают, что у 57% обучающихся низкий уровень воспитанности, у 51% школьников не сформированы положительные отношения к духовным ценностям. В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов, влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь обуславливает увеличение количества обучающихся с девиантным поведением.
Таким образом, одной из важнейших задач на сегодняшний день является также формирование духовно богатой и высоконравственной личности. Важная роль в этом, безусловно, принадлежит внеклассной работе, направленной на глубокое погружение в культуру. Причем культуру разноплановую: мировую художественную культуру, культуру общения, культуру поведения, экологическую культуру, литературу, творчество.
Противоречие между задачами, поставленными перед школой, обусловленными потребностями общества, и наличием эффективных технологий воспитания позволяет сформулировать проблему, на решение которой направлена настоящее программа: создания системы совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей и общественности для воспитания личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека.
С целью разрешения обозначенных противоречий и поиска путей решения сформулированной проблемы была разработана настоящая программа: «Восхождение к культуре».
Восхождение к культуре, так же как и погружение в культуру, с одной стороны многогранно раскрывает творческие способности учащихся, а с другой стороны – невозможно без творческой деятельности.
Опыт творческой деятельности - один из компонентов содержания образования. Необходимость приобретения такого опыта в первую очередь связана с запросами личности. Каждый ученик, как правило, стремится раскрыть свой потенциал, данный ему природой. Но самореализоваться в современном обществе можно лишь умея эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания, грамотно работать с информацией, т.е. иметь определенный опыт творческой деятельности.
Внеклассная работа имеет свои особенности и преимущества перед урочной системой. Вот лишь некоторые из них:
- она носит занимательный характер, ведь первым шагом познания мира всегда был вопрос, а вопросы детей говорят об их любопытстве и любознательности;
- участие во внеклассных мероприятиях способствуют формированию нравственных качеств личности;
- она дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика;
- добровольное участие школьников во внеклассных мероприятиях воспитывает ответственность за порученное дело;
- внеклассная работа развивает творческие способности учащихся, такие, как изобретательность, воображение;
- она дает большую свободу в выборе форм самообразования.
Цель и задачи реализации программы.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основную цель и поэтапные задачи данной программы. Цель формулируется на все пять лет реализации программы.
Цель программы: Воспитание личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека, посредством создания системы совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей и общественности.
Задачи программы
Обучающие:
- обеспечить выработку у учащихся приемов и навыков самостоятельной деятельности;
- научить ребят правилам обращения в коллективе;
- развить у учащихся абстрактное мышление, необходимое для реализации творческого потенциала;
- привить способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
- выработать умения общаться с аудиторией, участвуя в подготовке внеклассных мероприятий;
- освоение культуры окружающего мира ребенком путем выделения существенных ключевых отношений к окружающему миру, через воздействие рекреационных технологий;
- присвоение подрастающей личностью субъективных норм поведения путем расширения поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка, через создание центров активности.
Развивающие:
- в процессе становления учащихся способствовать укреплению их здоровья;
- создавать условия для проведения рационального досуга школьников и условия для их самореализации ;
- способствовать эффективному использованию средств физической культуры и спорта по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений среди молодежи;
- развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданской ответственности;
- формировать и развивать у детей навыки самостоятельной организации и планирования внеклассной деятельности;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности учащихся в формировании индивидуальных ключевых компетенций;
- воспитать уверенность в себе, развивать сознание собственной значимости в коллективе;
- формировать чувства ответственности за порученное дело;
- развивать коммуникативную компетентность учащихся, их умение общаться, слушать и быть услышанным;
- вхождение ребёнка в «особый» мир, который представляет собой наш регион, чтобы научить младшего школьника умению ориентироваться в нем, посредством введения в курс региональной составляющей;
Воспитывающие:
- прививать учащимся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
- усвоение учениками ценностей, формирование у них знаний, убеждений и чувств, присущих современному культурно образованному человеку, через структуру учебно-образовательного пространства;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения друг к другу;
- воспитывать потребность в общении с коллективом;
- способствовать формированию компетентностного восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению спортивных и массовых мероприятий на свежем воздухе.
Теоретико-методологическое обоснование программы
Данная программа разработана на основе технологии воспитания с позиций культурологического подхода, разработанной д.п.н., профессором Н.Е. Щурковой, как результат многолетней практической апробации элементов технологии под ее руководством.
В основу программы положены также личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению и воспитанию. Культурологический подход (Н.Е. Щуркова) усилен за счет синтеза с методами социальной педагогики (А.В. Мудрик) - создание на практике системы мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социально-культурной среды, воспитание человека в социуме: формирование самостоятельно действующей нравственно гармоничной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений во всех сферах взаимодействия.
Структура программы.
Данная программа рассчитана на реализацию в течение 5 лет с 5 по 9 класс (дети и подростки с 11 до 15 лет). Первый и второй годы обучения – по 153 часа (4,5 часа в неделю) Третий, четвертый и пятый – 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Всего на реализацию программы отводится 408 часов.
Программа «Восхождение к культуре», как уже ясно из изложенного носит открытый, примерный характер
Принципы воспитательной работы программы:
- личностно-ориентированные принципы: предполагают целостное развитие личности (физическое, интеллектуальное, духовное); психологический комфорт (атмосфера свободы, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
- культурно-ориентированные принципы: смысловое отношение к окружающему миру; опора на культуру как на основу мировоззрения; толерантность, целостная картина мира;
- деятельностно-ориентированные принципы: овладение деятельностью, навыками целеполагания, контроль, опора на самостоятельное развитие; креативность
Предполагается, что учащиеся станут более:
- коммуникабельными;
- культурными;
- организованными;
- ответственными;
- духовно богатыми.
Планируемая результативность:
- повышение моральной составляющей деятельности учащихся;
- развитие высокой гражданской ответственности и патриотизма;
- формирование четких потребностей в самоуважении, одобрении со стороны товарищей;
- проявление мотивированной потребности в самореализации и самоутверждении;
- формирование потребности в достижении успеха в различных видах деятельности;
Данная программа направлена на познание окружающего ребенка мира и социума, и своего «Я» в нем. В рамках работы программы, вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать его как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся гармонично существовать в нем на высоком культурном уровне.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо пространство (классная комната, актовый зал, спортивный зал). Для отдельных мероприятий необходимо оборудование: ПК, проектор, монитор, музыкальная и видеоаппаратура. Для поездок за пределы города, специально оборудованные автобусы.
Прогнозируемые результаты
- понимание учащимися вопроса сопряжения жизни природы и жизни человека;
- освоение, усвоение и присвоение учащимися социальных норм, внедрение их в жизнь;
- осознание ответственности человека за свою жизнь перед самим собой;
- осознание роли личности в развитии общества и роли общественных коммуникаций в жизни отдельного человека;
- сформирована способность к оценке собственной жизни и деятельности с позиции Добра, Истины, Красоты;
- сформирована способность отдавать отчет в собственной жизни;
- создание эмоционально – привлекательной воспитывающей среды.
Форма проведения:
Посредством реализации часов классного руководителя, тематика часов определена на весь год.
Использованная литература и документы, на которых основана программа:
- Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002.
- Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб.: СВЕТ, 1996.
- Беспалько Б.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) М., 2012.
- Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. //Информатика и образование. 2004., №5//
- Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. (Проблемы методологии и теории) / под ред. В.А. Извозчикова. – СПб.: Образование, 1996.
- Информатизация общего и среднего образования: Научно-методическое пособие
- / Под ред. Д.Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2012.
- Монина Г.Б.,Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб, Речь, 2003.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. СПб, Речь, 2005.
- Монина Г.Б. Возможен ли индивидуальный подход при групповом методе обучения. СПб, АППО, 2009.
- Никандров Н.Д. 60 лет РАО: итоги и перспективы// Вопросы психологии, 2003, № 6//.
- Прасонова Е.А. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе) М., Просвещение, 1987г.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., Смысл, 2002.
- Степанова М.И., Куинджи Н.Н., ильин А.Г. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария, 2000. № 1//.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ, Эксперимент, 1995г.
- Шепетис А.К. Человек и эстетическая среда. М, 1985.
- Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками). М., 2004г.
- Щуркова Н.Е. Игровые методики. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004
- Щуркова Н.Е. Школа и семья. Педагогический альянс. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника./М.; Центр «Педагогический поиск», 2010.- 80с.
- Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников СПб: Речь, 2013г.
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-213 с.
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон Краснодарского края №1539
- Инновационный проект, реализуемый в МБОУ гимназии №23 г. Краснодара «Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС».
Содержание программы.
Направления программы
Внеурочная деятельность программы «Восхождение к культуре» реализуется по пяти направлениям развития личности:
- спортивно – оздоровительное;
- духовно – нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Данные пять направлений внеурочной деятельности реализуются в ее девяти видах:
- Игровая деятельность.
- Познавательная деятельность.
- Проблемно-ценностное общение.
- Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение).
- Художественное творчество.
- Социальное творчество (социально – преобразующая добровольческая деятельность).
- Трудовая (производственная деятельность).
- Спортивно – оздоровительная деятельность.
- Туристско – краеведческая деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Целью духовно – нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность и любознательность.
Общекультурное направление ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Возрастная модификация воспитания
Согласно возрастным особенностям выдвигается в качестве задачи-доминанты формирование отношения к одной из наивысших ценностей жизни. Данная задача-доминанта определяет лейтмотив работы педагога с детьми в течение одного периода (учебного года). Выдвижение задачи-доминанты никак не закрывает возможностей обращения любому вопросу жизни. Уровень осмысления детьми жизни неуклонно поднимается вверх. В младшем возрасте педагог организует для детей рассмотрение вопросов жизни на конкретных примерах, выведение простых и четких правил поведения. В подростковый период правила и нормы жизни располагаются на периферии сознания, в центре же сознания размещается понятие Человек. Духовное восхождение личности школьника совершается за счет выхода на все более обобщенный уровень представления о жизни и себе как человеке в этом мире поэтапно:
Первый этап «Младший подросток» (5-6 классы)
(Задача-доминанта этапа: формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Ведущая идея этапа - Я – Человек.
Второй этап «Старший подросток» (7-8 классы)
Задача-доминанта этапа: формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Ведущая идея этапа -народное благо – высший закон.
Третий этап «Старшеклассник» (9класс)
Задача-доминанта этапа: формирование образа жизни, достойной Человека. Ведущая идея этапа - образ жизни.
Указанные задачи-доминанты решаются одновременно в нескольких направлениях:
- воздействие рекреационных технологий: аллея «Под облаками вежливости», рекреации «Мы – дети галактики», «У камина», «Люблю тебя, мой край родной», «Хобби – это серьезно», «Науки юношей питают», «Здесь ты познаешь тайны наук», холл «Наш вернисаж», выставочный зал, смотровая площадка, Аллея звезд;
- структура учебно-образовательного пространства: Краснодарский музей истории и краеведения им. Фелицина, художественный музей им. Коваленко, библиотеки и читальные залы, Краснодарский Эколого-биологический центр, Чистяковская роща, театры и выставочные центры Краснодара, учебные кабинеты гимназии, актовый и лекционный залы, в которых помимо уроков проводятся классные часы, занятия кружков, лектории для родителей и другие внеучебные занятия и мероприятия.
- создание центров активности:
- детей - участие в олимпиадах, телекоммуникационных проектах, конкурсы «Самое синее в мире…», «Самый творческий ребенок», «Книга и я», Совет старшеклассников, газета, «KNOW HOW», студия танца «,Жемчужинка» вокальный коллектив «Мелодия», и др.
- педагогов (программа «Новое в образовании: региональный компонент в преподавании литературы», семинары ведущих ученых страны, школьный хор и др.);
- родителей обучающихся (Совет гимназии, родительский комитет, Совет отцов и др.).
Учебно–тематическое планирование
1 год обучения (5 класс)
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
О спорт – ты мир! | 50 | 10 | 40 | |
Культура поведения в обществе | 53 | 23 | 30 | |
Театр в моей жизни. | 50 | 20 | 30 | |
ИТОГО | 153 | 53 | 100 |
2 год обучения (6 класс)
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Кубань олимпийская. | 35 | 5 | 30 | |
Культура поведения в обществе | 20 | 10 | 10 | |
Театр в моей жизни. | 40 | 10 | 30 | |
Моя родина - Кубань. | 58 | 28 | 30 | |
ИТОГО | 153 | 53 | 100 |
3 год обучения (7 класс)
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
В здоровом теле – здоровый дух. | 10 | 2 | 8 | |
Милосердие и нравственность | 8 | 4 | 4 | |
Книга в моей жизни | 10 | 4 | 6 | |
Я – гражданин России. | 6 | 3 | 3 | |
ИТОГО | 34 | 13 | 21 |
4 год обучения (8 класс)
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Быстрее! Выше! Сильнее! | 10 | 2 | 8 | |
Помогаю тем, кто нуждается. | 8 | 4 | 4 | |
Литература и театр. | 8 | 2 | 6 | |
Я – гражданин России. | 8 | 2 | 6 | |
ИТОГО | 34 | 10 | 24 |
5 год обучения (9 класс)
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Сдам нормы ГТО | 8 | 2 | 6 | |
Мое место в обществе | 8 | 2 | 6 | |
«Науки юношей питают….» | 8 | 2 | 6 | |
Мое будущее – будущее страны. | 10 | 4 | 6 | |
ИТОГО | 34 | 10 | 24 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 7 «Б» класса
№ | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Оборудование | Планируемые УУД | |
План | Факт | |||||
1. Велоэкскурсия в Чистяковскую рощу «Я и мир» | 5. 09. | 3 | Велосипеды, самокаты, фотокамеры. | Умение эффективного взаимодействия в команде. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Формирование экологически-целесообразного поведения и экологической культуры. | ||
Подготовка и участие в праздновании «Дня города» | 26. 09 | 4 | Компьютер, проектор, литература по теме | |||
Подготовка к участию в «Дне Гимназии» | 17. 10 | 3 | Компьютер, проектор, фотокамера, видеоаппаратура, музыкальная аппаратура, экран, интерактивная доска | Умение эффективного взаимодействия в команде. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Слушать и понимать речь других. Формирование положительного отношения к окружающим. | ||
«Самое синее в мире…» | 31. 10 | 2 | ||||
Учусь делать добро | 28. 11 | 2 | ||||
Книга в моей жизни (диспут) (1). | 19. 12 | 1 | Компьютер, проектор | Развитие монологической и диалогической речи. Делать предварительный отбор источников информации. Формирование положительного отношения к книге | ||
«Новогоднее окно». Участие в школьном конкурсе. | 26. 12 | 4 | Краски, кисти, материалы для творчества | Формирование общей культуры. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | ||
Милосердие – обязанность или сопричастность? (диспут) | 06. 02 | 2 | Социальная адаптация, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Компетентностное восприятие социальных обязанностей и сознания общественной активности | |||
Защитник отечества должен быть здоров. Спортивный праздник. | 20. 02 | 3 | Спортивный инвентарь. | Навыки эмоциональной оценки деятельности, формирование патриотизма. Умение эффективного взаимодействия в команде. | ||
Нет женщины прекрасней. Оббраз женщины в литературе. Исследование. | 19. 03 | 4 | Компьютер, проектор, фотокамера, музыкальная аппаратура, экран | Умение общаться с аудиторией. Делать предварительный отбор источников информации. Слушать и понимать речь других. | ||
Посещение художественного музея им. Коваленко | 23. 04 | 3 | Школьный автобус. | Формирование положительного отношения к образу культурного человека. | ||
«Светлой памяти….» Поход в Чистяковскую рощу, возложение цветов. | 07. 09 | 3 | Навыки эмоциональной оценки деятельности, формирование патриотизма. | |||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра «Восхождение на Пик знаний о производной»
В ходе игры проверяются знания по теме "Производная"...
Урок математики в 5 классе "Восхождение на пик "Хочу всё знать!"
Действия с натуральными числами и десятичными дробями. На уроке используются межпредметные связи. Материал содержит конспект урока и презентацию....
физико-математическая игра по подготовке к ЕГЭ "Восхождение"
Представлен материал, где испльзуются задания ЕГЭ "В"по математике и задания "С" по физике, показывающий связь математики и физики. "Слеп физик без математики" М.В.Ломоносов...
Звездный час « Восхождение к вершине»
Внимание! Начинаем наше состязание умных и смекалистых, находчивых и умелых!...
Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.
Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...
Сообщение по теме семинара «Обеспечение восхождения - от социальной культуры взрослого к социальной культуре ребенка»
В статье раскрываются понятия "культура", "социальная культура", "культурный человек". Описывается система внутришкольной культуры....
Программа воспитательной системы «Школа – восхождение к культуре» 5 – 8 классы.
Данная программа разработана на основе технологии воспитания с позиций культурологического подхода. Новизна программы заключается в осуществлении процесса социализации и интеграции личности учащи...