Сообщение по теме семинара «Обеспечение восхождения - от социальной культуры взрослого к социальной культуре ребенка»
статья на тему

В статье раскрываются понятия "культура", "социальная культура", "культурный человек". Описывается система внутришкольной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_2014.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение по теме семинара   «Обеспечение восхождения - от социальной культуры взрослого к социальной культуре ребенка»

Заместитель директора по ВР Князева Т.В.

 «Понятие о культуре очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли.»               

М.И. Калинин

 В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач школы. Так по мнению профессора Е.В.Бондаревской: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура?

Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

Культурный человек – тот, кто впитал духовные ценности общества(язык, искусство,науку, моральные нормы, правила поведения), развил в себе способность понимать состояние других людей и поступать таким образом, чтобы окружающие испытывали радость от общения с ним.

Социальная культура — это только значения, которые люди приписывают разнообразным знакам: предметам, действиям или явлениям.  Палка-копалка или картина С.Дали всегда являются произведениями (артефактами, элементами культуры), но они обретают социокультурный смысл только тогда, когда значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло.

Социальная культура — это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия между людьми.

Культурное развитие личности - формирование и развитие его общей культуры, важнейшими составляющими которой являются:

  • культура умственного труда; 
  • нравственная культура (духовность);
  • физическая культура;
  • правовая культура;
  • художественно-эстетическая культура;
  • политическая культура;
  • экологическая и валеологическая культура;
  • этнокультура;
  • культура поведения;
  • культура труда;
  • культура внешнего вида;
  • культура речи, общения, межличностных и деловых отношений.

Социально культурные условия:

 1. Культурный социум (педагогический, студенческий, ученический, детская группа, неформальные группы и творческие объединения, клубы по интересам, секции)

2. Культурное общение

3. Культурный досуг.

Организационно-педагогические условия:

1. Эффективное воодушевляющее управление (соуправление и самоуправление)

2. Организация воспитательных мероприятий

3. Учебно-научно-методическое, информационно-технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Культурно-валеологические условия (санитарно-гигиенические, социально-медицинские) 

Морально-психологические условия:

1. Благоприятная морально- психологическая (духовная) атмосфера.

2. Культурные взаимоотношения

3. Творческая атмосфера в коллективах

4. Работа психологической службы.

Культурно-эстетические условия: Эстетика, дизайн. Культура внешнего вида, быта, отношений.

Существует понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев)В каждой школе они свои.

Культура школы зависит прежде всего от культуры каждого члена школьного коллектива или другими словами, каждого  участника образовательного процесса

Система внутришкольной культуры

Миссия школы

Возможность удовлетворить образовательную потребность населения.

Цель

Формирование и развитие свободной, организованной, культурной,

нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему

самосовершенствованию и самоопределению.

Общая педагогическая политика школы.

Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к

формированию личности, совершенствующие технологии обучения и воспитания.

Кодекс поведения педагогов.

  1. Отношение к школе
  2. Отношение к ребенку
  3. Отношение к работе
  4. Отношение друг к другу
  5. Отношение к самому себе

Кодекс внутришкольного менеджмента

  1. Создавать условия
  2. Оценивать
  3. Корректировать
  4. Прогнозировать

Система принципов управления школой.

Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека,

принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода.

Взгляд на урок.

Урок – средство формирования и развития личности ребенка

Методы обучения.

Методы не только на развитие новых знаний, но и на развитие личности в целом.

Идеология воспитания.

Четыре подхода:

- отношенческий

- деятельностный

- личностный

- комплексный

Из чего складывается культура школы? Из многого. Из культур ее долгожителей. Из кустов сирени на школьном дворе. Из городской улочки, где разместилась сама школа. Из связей, которыми школа незримо связана с внешним миром, изречений и анекдотов, маленьких открытий и удивительных поступков, происходящих здесь. Так со временем складывается собственная школьная культура и соответствующая ей школьная ментальность. В школе есть среди педагогов уникальные люди, которых на всю жизнь запоминают выпускники. Эти люди несут в себе, в своем образе, в манере думать, мыслить, делать что-то такое замечательное, скрывающее какую-ту тайну, а истинная педагогика есть тайна.       Эти педагоги живут своей замечательной внутренней жизнью, увлеченно служа и поклоняясь какому-то тайному или явному идолу, будь то свой трепетно любимый предмет или собирательный предмет или собирательство, сопровождаемое глубоким и взволнованным знанием о каждом предмете. Еще их отличает почти интуитивное понимание и знание человеческое психологии, которое позволяет им всегда быть на том перекрестке, где они нужны, где их слово спасет и возвеличит, подарит надежду.

Особая возвышенно-созидательная коллективная и индивидуальная ментальность складывается там, где удается вырастить достойный педагогический коллектив, где обычно не задерживается склока и смысл совместной деятельности лежит вне постоянных конфликтов, а познавательно-творческая активность присутствует перманентно. Там не завидуют, а радуются успеху. Там накапливаются восторженные впечатления от увиденного, услышанного и сделанного. И всегда властвует и приветствуется насыщенная оригинальная мысль.

Ведь известно, что там, где учитель формирует у детей восторженное отношение к торжеству мысли, к ее красоте, значимости, удивительности, где так красивы школьные вечера, а свободное время - это время интереса и поиска, именно там становятся нормой жизни высокие гуманистические принципы: говори о людях хорошо, думай о них хорошо, ищи в жизни хорошее, делай хорошее для других, коллекционируй удивительных людей, удивительные места, удивительные памятники, удивительные мысли. Поэтому неизменно перед школой и семьей стоит задача - создать условия для восторга, для участия, для разнообразия, для ответственности, для авторских суждений.

Для обеспечения социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина нам педагогам необходимо решить следующие задачи в области формирования социальной культуры:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • знание законов, провозглашенных Конституцией РФ и адекватное восприятие прав и обязанностей человека в правовом государстве;
  • приобретение лидерских качеств,  участие в общественной деятельности  в решении социально значимых проблем;
  • формирование активной жизненной  позиции, чувства ответственности за свою страну, приобретение навыков гражданского участия в решении актуальных социальных проблем местного сообщества через социальные проекты, акции;

готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи, поддержать межэтнический мир и согласие.

    «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников. Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя. Кто такой Педагог? Он отнюдь не «урокодатель». Он – просветитель, наставник, духовник и друг. Таковы лучшие учителя. Таков идеал педагога, взращивающий, назидающий и укрепляющий юную душу, ведущий ее к высоким целям. 
«Для того, чтобы та или иная духовная ценность стала объектом потребности личности, - пишет Ю.В. Шаров, - необходима социальная опосредующая деятельность общества по организации и отбору этих объектов, нужны определенные факторы, которые ее вызывают». А также «осознание [образовательным учреждением] необходимости овладения ими, понимание их значимости» .Но осознание ценности - лишь первый шаг на пути ее признания. Для того, чтобы оно могло повлиять на другого человека, осознание должно перейти в убеждение, то есть в осознанную потребность, побуждающую действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Поэтому одним из главных «факторов» результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей.
Как и чему учить в наше непростое время? Какие нравственно - духовные ценности воспитывать в детях? Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно – нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам. Безусловно, это тяжело. Личностная позиция педагога, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию - все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитии личности учащихся
   
 1. Духовно – нравственное развитие педагога как основа его профессиональнойкультуры. 
В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся непосредственно к педагогу:

- социальные и общеличностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура); 
- профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности, психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая), развитость практических педагогических умений и способностей);
- индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.); эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья
Профессия учителя требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Поэтому необходимо развитие у педагога эмоционально-мотивационной сферы, чему уделяется недостаточно внимания в системе подготовки и переподготовки учителя. Это является одной из главных личностных задач в гуманистической парадигме образования и предпосылкой эффективности осуществления духовно-нравственного воспитания. Есть некоторый особенный путь общения души через сердце. Если учитель малоэмоционален, если у него неразвита «сердечная сфера», неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка. Возращение сокровищницы православной культуры в профессиональное педагогическое образование делает процесс подготовки учителей логически завершённым и осмысленным.
Педагогические исследования последних лет показывают устойчивую динамику зависимости духовно-нравственной культуры педагогов от того, насколько они знакомы с основами православной культуры.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей.Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно - нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. 
 2.Взаимосвязь духовно – нравственной культуры педагога и социальной атмосферы общества.Как заметил Феофан Затворник, «наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жестокое, чёрствое сердце человека ей не дано… Наука бессильна против нравственного зла». Основой, стержнем образовательного процесса, на который «нанизываются» научные знания, должны стать духовные, нравственные и моральные ценности. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. 
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А.Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. Необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество - всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Это реализуется нашим образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами
Ценностные ориентации педагога позволяют с большой степенью эффективности противостоять разлагающему влиянию СМИ. В информационном поле, которое давно уже утратило нравственную систему координат, где добро и зло - всё стало тенью, заблудиться нетрудно не только ребёнку, но и взрослому человеку. Абсолютные ценности размываются, оказываются не столь уж и абсолютными, а вполне относительными - рождается мода на предательство. Устоять при такой массированной атаке  способен человек с крепким нравственным стержнем. Именно такие люди могут укрепить детские души в противостоянии приманкам информационных технологий, проповедующих ложь и тиражирующих пороки.
Напряжённая сфера межнациональных отношений также нуждается в специалистах, знающих цену национальной культуре и воспринимающих границы национального и религиозного факторов в жизнедеятельности человека. Отсутствие элементарных представлений о духовных основаниях национальной культуры, о взаимосвязи особенностей национального характерами религиозной жизни народа приводит порой к страшным событиям.
Здоровое и благополучное общество состоит и здоровых и благополучных граждан. Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути – понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию (лучше, если это побуждение будет внутренним, а не внешним). Духовно-нравственное здоровье педагога определяет основу его профессиональной культуры.

Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям).По существу своего призвания учитель является верным гражданином своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций представляет собой великую воспитательную силу, поэтому педагог должен сам быть патриотом и пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся

 Если для взрослого человека пространством жизни и профессии является окружающая действительность, в которой он в состоянии создавать условия собственного развития, то ребенку необходима искусственная среда-модель культурно-образовательного вида, где будут развиваться его универсальные возможности. Взаимодействие между педагогами и детьми в урочной и неурочной деятельности базируется на единстве интересов, которые формируют микросреду, насыщают школьные будни и праздники. В школе сложилась «плановая» культурная жизнь с традициями. Все внеурочное пространство ориентировано на творческую событийность.

Модель  внеурочной деятельности  школы включает  5 компонентов.

Нами разработана основная образовательная  программа начального общего образования ,программа духовно – нравственного воспитания школьников, комплексно - целевая программа внеурочной деятельности , разработана нормативно – правовая база ОУ,  заключены дополнительные трудовые соглашения с педагогическими работниками, совместителями,  обеспечены материально – технические условия, созданы и реализуются  рабочие программы  по 5 направлениям, разработано содержание функционала всех категорий работников ОУ, занятых во ВД, подобраны кадры, заключены договора с учреждениями социума.

Реализуя модель  внеурочной деятельности  мы  используем дополнительные образовательные модули, а также ресурсы Центра дополнительного образования –ЦВР, музыкальной школы №1, Детской – юношеской спортивной школы, Центральной библиотеки, Историко –краеведческого музея, картинной галереи. Основная цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребёнка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

С 2013 года реализуется  инновационная программа по теме: «Развитие социальной культуры обучающихся как результат освоения ФГОС», цель  которой  создание условий для эффективного становления социальной культуры обучающихся. Для достижения цели  наш коллектив разрабатывает новую программу воспитательной системы школы «Школа социальной культуры».  Разработана подпрограмма 1 ступени «Школа как семья – залог успеха в жизни»; в разработке подпрограммы : 2 ступени - «Школа восхождения к культуре», 3 ступени – «Школа самоэффективности».

В программах есть модули, обеспечивающие формирование социальной культуры субъектов образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогов) в урочное и внеурочное время в соответствии с ФГОС.

Классными руководителями реализуются программы воспитания и социализации учащихся «Школа добрых волшебников», «Планета детства», «Радуга».  Программы направлены на развитие воспитательных результатов.

Администрация школы изыскивает возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателей группы продленного дня.

 ФГОС прямо указывает на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды». Педагоги школы реализуют проект «Город мастеров» через систему мастер – классов таких как :«Давайте познакомимся» «Птица - символ новой жизни» - «Цветочный хоровод.

Одна из проблем духовно –нравственное  воспитание школьников. Решение данной  проблемы мы видим в создании единого духовно – нравственного пространства школы через реализацию   программ: «Духовно – нравственное воспитание школьников», «Семейная культура: ценности духовно – нравственного обновления», «Здоровье – это жизнь». Единое духовно –нравственное пространство школы состоит из 6 блоков:

Пространство физического развития осуществляется через      организацию походов, экскурсий, «Дней здоровья», турслетов, соревнований по семейному туризму, реализацию проекта «Здоровый я – здоровая семья», в результате которого сформирована  здоровьесберегающая культура детей и родителей.

Пространство восхождения к культуре   осуществляется через  организацию экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;    проведение тематических классных часов по  культуре поведения и речи, традиционного школьного конкурса танца

          Пространство познания и науки  осуществляется через    предметные недели;  библиотечные уроки;    конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры;   участие в международной  игре «Эрудиты планеты», «Совенок»

Пространство гражданственности и патриотизма осуществляется через  встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;    выставки рисунков,   оказание помощи ветеранам ВОВ и труда,участие в  фестивалях и конкурсах патриотической направленности, участие в традиционном школьном мероприятии - митинге «Факельное шествие»

Пространство практической деятельности и самореализации осуществляется через   проведение субботников;       акцию «Посади дерево», «Помоги птицам», , реализацию проектов «Твори добро на радость людям», «Под крышей дома твоего»

Пространство социальной практики: осуществляется через проект «Содружество семьи и школы - ключ к успеху», «Семейные традиции и реликвии», «О моих близких с любовью.

     

Результатом реализации программ внеурочной деятельности стали эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей; улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве; укрепление здоровья обучающихся; развитие творческой активности каждого ребёнка; укрепление связи между семьёй и школой. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Взрослый взгляд на культуру ребенка

Многие подростки считают, что родители ничего не понимают в современной моде, культуре. Что большинство взрослых думают о подростках, которые ходят, повязав голову банданой, нацепляют на себя мн...

сообщение на тему "Формирование культуры здоровья на уроках швейного дела"

Принципы и методы здоровьесберегающего обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдени...

Сообщение на тему «Воспитание личностных качеств и культуры здоровья на уроках швейного дела».

·        Сообщение на тему «Воспитание личностных качеств и культуры здоровья на уроках швейного дела»....

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка" ПУБЛИКАЦИЯ  https://urok.1sept.ru/articles/641820...

Сообщение по теме: "Профилактика травматизма на уроках физической культуры."

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление про...