урок внеклассного чтения в 5 классе "Опять я в деревне"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Прядко Ольга Владимировна

Урок посвящен 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekrasov.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

в 5 классе

«Опять я в деревне»,

посвящённый 190 летию со дня рождения Н.А. Некрасова

Разработала учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ

с. Наумовка Прядко О.В.

В декабре 2011 года исполняется 190 лет со дня рождения великого русского поэта Н.А.Некрасова.

Детство Николай Алексеевич провёл в ярославской усадьбе своего отца, небогатого помещика. Сельцо Грешнево было расположено невдалеке от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки – Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая:

О, Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один по утренним зарям,

Когда ещё всё в мире спит…

И алый свет едва скользит

По бледно- голубым волнам.

Я убегал к родной реке.

                            («На волге»)

Так написал он в одном из своих стихотворений, передавая те чувства, которые зародились в его душе ещё в раннем детстве…

Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, там, в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры Некрасова, как магнит привлекало к себе будущего поэта. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через неё пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх и прогулках своих друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему «Зеленому Шуму» зародилась у него ранние детские годы и развилась позднее в его поэзии.

Идет, гуляет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят…

                          («Зеленый шум»)

        

Зеленый Шум – так народ называл пробуждение природы весной.

Как – то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нем,

А разразилась жестоким дождем!

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В земли вонзались струи дождевые

С силой смертельной…

                                     («Дедушка Мазай и зайцы»)

Это летний дождь. А вот картина осенней природы:

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как  тающий сахар лежит;

   …   …   …   …  

Листья поблекнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

                                              («Железная Дорога»)

Песня Мороза  – воеводы рисует нам русскую зиму:

Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-океяны

Построю дворец изо льда.

Задумаю – реки большие

 Надолго  упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

                                        («Мороз.  Красный нос»)

        Уже в раннем детстве Н.А. Некрасов был сильным и смелым, умел и грести, и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал с восемнадцать раз подряд, но, в конце концов, добился своего: сделался хорошим наездником.

        Будущему поэту было семь или восемь лет, когда няня, крепостная крестьянка, вздумала запугать его чертями. Некрасов рассказывает об этом приключении так:

Я страха смолоду не знал,

Считал я братьями людей,

И даже скоро перестал

Бояться леших и чертей.

Однажды няня говорит:

«Не бегай ночью – волк сидит

За нашей ригой, а в саду

Гуляют черти на пруду!»

И в ту же ночь пошел я в сад.

Не то, чтоб я чертям был рад,

А так - хотелось видеть их.

Я постоял на берегу,

Послушал – черти ни гу – гу!

Я пруд три раза обошёл,

Но чёрт не выплыл, не пришёл!

                                                          («На Волге»)

        Не всякий семилетний ребенок решился бы на такой храбрый поступок: выйти одному ночью в сад, чтобы взглянуть на страшилище, которым взрослые пугают его! Товарищами Николая были крестьянские дети, привыкшие с раннего детства не отступать ни перед какими опасностями, и это у них он научился смелости.

        Мальчик был рад целые дни, с утра до вечера, проводить под открытым небом, в лесах и полях. Но осенью 1832 года, незадолго до того как Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Там он учился 6 лет. В эти годы Н.А.Некрасов пристрастился к чтению. Он с увлечением читал Пушкина, Жуковского, Байрона, произведения современных ему авторов, печатавшиеся в журналах. Под влиянием он и сам начал сочинять стихи, а школьные товарищи Некрасова заслушивались его устными рассказами о народной жизни.

        Когда Н.А.Некрасову исполнилось 16 лет, он стал серьезно думать о будущем.

        И вскоре решил поехать в Петербург (этот город был тогда столицей России).

Я отроком покинул отчий дом.

(За славой в столицу торопился.)

В шестнадцать лет я жил своим трудом

И между тем урывками учился.

                                        (Из поэмы «Мать».1877)

        

В 1838 году он был уже в Петербурге. Там ему жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а Николай стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки денег. Так с первых же дней приезда в столицу, ему пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. В это время ему удалось напечатать несколько своих стихотворений. Н.А. Некрасов много работал, писал стихи, рассказы, сказки, водевили (весёлые пьесы). В1856 году вышел первый сборник стихотворений Некрасова. Книга имела большой успех. Но Некрасов был не только и поэтом, он был и редактором известных в России журналов «Современник» и «Отечественные записки». Когда Некрасов чувствовал себя утомлённым работой над новыми произведениями и бесчисленными хлопотами о журнале, он уезжал в деревню, в родные ярославские края – в Грешнево, а позже в Карабиху или Чудовскую Луку (под Птербургом). Это были лучшие дни в его жизни:

          Опять я в деревне,

Хожу на охоту,

Пишу мои вирши-

Живётся легко.

                    («Крестьянские дети»)

Виршами Н.А. Некрасов называет стихи.

Охота была давним увлечением Николая Алексеевича, к ней он пристрастился еще с детства. Сестра Некрасова вспоминала такой случай. Однажды поздней осенью случилось Некрасову подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись холодной воды , заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всем, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её. «Это стоило ему горячки (простуды), но от охоты не отвадило», – писала его сестра в воспоминаниях.

Охота в России издавна была популярна. Богатые люди охотились ради забавы, бедные - ради добычи пропитания и шкурок зверей, которые использовали ради добычи для одежды. Страстными охотниками были и многие известные писатели: С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Д.Н. Мамин-Сибиряк, М.М.Пришвин, В.В. Бианки и др. Это отразилось и на их творчестве.

С.Т. Аксаковым написаны «Записки ружейного охотника Оренбургской Губернии» и  «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Тургенев написал «Записки охотника»,  Мамин - Сибиряк  – «Емеля – охотник» и другие рассказы. У М.М. Пришвина мы можем прочитать «Рассказы егеря» (т.е. охотника) и «Охотничьи были».

Войдя в городскую квартиру Николая Алексеевича Некрасова ( в Петербурге, на Литейном проспекте), скорее можно было подумать, что здесь обитает какой- то спортсмен, который весь ушел в охотничий промысел; во всех комнатах стояли огромные шкапы, в которых вместо книг красовались штуцера ( это охотничьи ружья) и винтовки», – вспоминал один из литераторов (А.М. Скабичевский). На шкафах стояли чучела птиц и зверей. А в большой комнате, между окнами, стояла, опираясь на дубину, громадная медведица.

Охота – целый мир со своими традициями, языком, обрядами, верованиями. В 1846 году Н.А Некрасовым написано стихотворение «Псовая охота», где он великолепно описывает этот вид охоты. Описание знатоком псовой  охоты без специальных знаний до конца понять трудно, но настроение ощутить вполне возможно:

«В строгом порядке, ускоренным шагом

Едут псари по холмам и оврагам.

Ближе и лай, и порсканье и крик-

Вылетел бойкий русак- материк.

Гикнул помещик и ринулся в поле…

То–то раздолье помещичьей воле!

Через ручьи, буераки и рвы

Бешено мчится, не жаль головы!»

К этому стихотворению Некрасовым даже был составлен словарь- примечание с объяснением непонятных нам охотничьих терминов. Например, что такое «порсканье». «Порскать» - это значит криками гнать собак по следу. А кто такой «русак –материк»? Это – старый заяц, матерый.

Охоты бывают разные: широко известна соколиная (такую охоту– с соколами  – предпочитали многие русские цари), ловчая (или псовая) охота с собаками

(на ловчую охоту ходили с собаками разных пород: бесстрастными английскими бульдогами, которыми травили медведей, гончими, борзыми собаками), охота с ружьём и легавой собакой. В соколиной или ловчей охоте- охотник не главное действующее лицо, успех зависит более от резвости собак или хищных птиц. В ружейной же охоте главное сам охотник, его умение метко стрелять. И ещё большую роль в такой охоте играет собака. Легавая собака, по словам С.Т.Аксакова- « это жизнь, душа ружейной охоты». Эта собака должна быть хорошо дрессированная. Вся дичь, таящаяся,  укрывающаяся  от человека в траве, кустах, камышах без помощи собаки почти недоступна. При ружейной охоте используются сеттеры или пойнтеры – эти собаки умеют делают «стойку», т.е. останавливаются и замирают у места, где скрывается дичь. Иногда охотник не может голосом отдать команду (чтобы не вспугнуть дичь), поэтому легавая должна понимать язык жестов. Такая собака подносит убитую дичь охотнику и отдаёт её по команде, по дороге она не должна мять или трепать птицу.

Именно ружейную охоту предпочитал Н.А. Некрасов. В стихотворении «Крестьянские дети» Некрасов рассказывает о собаке по имени Фингал:

Эй! Воры идут! – закричал я Фингалу: –

Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей! –

Фингалушка скорчил серьёзную мину,

Под сено пожитки мои закопал,

С особым стараньем припрятал  дичину,

У ног моих лёг – и сердито рычал.

Обширная область собачьей науки ему в совершенстве знакома была…

К своим четвероногим спутникам и помощникам, охотничьим собакам, Некрасов испытывал большую нежность и привязанность.  Особенно он любил собаку по имени Кадо.

Умная и красивая собака бывала с хозяином не только на охоте. Кадо чувствовал себя дома и в квартире, на Литейном, в Петербурге. С этой собакой случилась беда.  Однажды жена Некрасова Зинаида Николаева во время охоты выстрелила неудачно и попала в Кадо. Собака умерла. Хозяин велел её закопать её в саду. И до сих пор неподалёку от некрасовского дома в Чудовской Луке (под Петербургом) можно увидеть тёмно- серую каменную плиту, на которой выбито: «Кадо. Чёрный пойнтер. Был превосходен на охоте. Незаменимый друг дома. Родился 15 июля 1886 г., убит случайно на охоте  2 мая 1875 г.»

После гибели Кадо Николай Алексеевич бросил охоту. Но недолго- без привычной тяжести ружья на плече, без долгих неторопливых бесед с крестьянами – охотниками ему уже  было не обойтись. Приезжая на родину, Некрасов сразу окунался в деревенскую жизнь, а охота помогала поэту быстро стряхнуть с себя все петербургские заботы и волнения.

Какой восторг! За перелётной птицей

Гонюсь с ружьём, а вольный ветер нив

Сметает сор, навеянный столицей,

С души моей. Я  духом бодр и жив,

Я телом здрав. Я  думаю…мечтаю…

                                                          («Уныние».1874)

Охота была для Н.А.Некрасова не только забавою, но и средством знакомства с народной жизнью. У Некрасова было много друзей среди крестьян– охотников: Гаврила Захаров, Кузьма Солнцев, Николай Осорин, дед Мазай Мироныч. Николай Алексеевич умел найти к каждому  свой подход, умел вызвать на откровенность. Именно на охоте черпал поэт материал для своего творчества.  Почти всегда из своих охотничьих  странствий он привозил запас впечатлений для будущих произведений. Одно из них (поэму «Коробейники») Некрасов посвятил Гавриле Яковлевичу  Захарову, крестьянину из деревни Шоды, охотнику и «другу– приятелю». Она начиналась такими строчками:

 

Как с тобою я похаживал

По болотинам вдвоём,

Ты меня почасту спрашивал:

Что строчишь Карандашом?

Почитай– ка!  Не прославиться,

Угодить тебе хочу.

Буду рад, коли понравится,

Не понравится – смолчу.

                                             («Коробейники».1861)

В другой раз, вернувшись  с  охоты,  он засел за работу,  и появилось стихотворение «Крестьянские дети».  Некрасов в своем стихотворении ведет рассказ не только о крестьянских детях, но и о собственном детстве, проведённом среди деревенских приятелей:

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

…   …   …   …

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они,

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко

А утром не мог ни за что отыскать.

…   …   …   …      

 

Грибная пора  отойти  не  успела,

Гляди -  уж  чернёхоньки   губы  у  всех,

Набили  оскому:   черница  поспела!  

А  там  и  малина,  брусника,  орех!

Ребяческий  крик,  повторяемый  эхом,

С  утра и  до  ночи  гремит  по  лесам.

В  этом  стихотворении  перед  нами предстаёт  жизнь  природы,   слитая  с детской  жизнью  поэзия крестьянского труда,  воспринятая  глазами  ребёнка:

Он  видит,  как  поле отцу удобряет,

Как в рыхлую  землю  бросает  зерно,

Как в поле потом зеленеть начинает,

Как  колос растёт, наливает зерно;

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят– колотят цепами,

          На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребёнок

И в поле охотней бежит за отцом.

Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти – шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В семь – восемь лет помогал на пашне– управлял лошадью. В девять лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки,  стрелять, ловить рыбу. К 14 – ти годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в шесть лет начинали осваивать прялку, в десять – работали серпом, шили. К 12 – 13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец.

Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Дети бедняков могли получить только начальную грамоту – научиться читать, писать, считать. Одна из таких школ для крестьянских детей была открыта благодаря хлопотам Н.А Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе Абакумцево (в четырёх  километрах от Грешнева). Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 году было постоено отдельное здание. Сам поэт и его петербургские друзья внесли деньги на постройку этого здания. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей.  Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных сёл и деревень. Ученики были освобождены от всякой платы и пользовались бесплатно книгами и другими учебными пособиями.

Одному из таких крестьянских школьников посвятил Н.А. Некрасов стихотворение «Школьник».

Встреча с этими голодным и оборванным школьником на пустынной проезжей дороге напомнила Н.А. Некрасову   Михаила Васильевича  Ломоносова, великого «архангельского мужика» (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки,  и в конце концов стал знаменитейшим русским учёным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...