Этнографический праздник малых народов России ( кацкари)
занимательные факты (9 класс) на тему
Этот сценарий предназначен для выступления на празднике народов мира. Кацкари - люди, живущие по берегам речки Кадки ( возле городка Мышкин) . У них до сих пор сохранён свой быт и говор. Общение с ними доставляет истинное удовольствие. Ребятам будет интересно познакомиться со своими предками, послушать кацкакрскую, особенную, речь. Данный сценарий рассчитан для учащихся 9 - 11 классов. Если вы еще не были у кацкарей, то вы очень многое потеряли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этнографический праздник малых народов России ( кацкари) | 13.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Этнографический праздник малых народов России ( кацкари)
Из зала по бокам зрительских мест выходят одновременно два человека и ведут беседу со зрителями.
АСЯ: Вздравствуйте , рАжие гляжЁные!
ЕЛЕНА: Небось, все завОлосные .ПримаскАлили побахОрить по – кАцкиё!
АСЯ: Ты гляди, сколько примаскАлило гляжЁных?!Прямо цЕльнёё голоменО!
ЕЛЕНА: (задать вопрос учитею) ДрягАлись – то небось долго, упЕтались ,а?
АСЯ:Ох, рАжие завОлосны е гляжЁные?ДрягАлись, дрягАлись , да к нам и примАскалили !
ЕЛЕНА: ( лучше этот вопрос задать учителю) Не говЁно ли Вам? (подождать ответ)
Ну, раз не говЁно, то поглядите на нас, про Кадку нашу послушайте!
АСЯ: ПобахОрьте с нами, и умаскАливать от нас вам не захочется.
ВМЕСТЕ: Итак… СЛУШАЙТЕ!
Начинается презентация ( слайды о географическом положении Кадки, история кацкарей, герб кацкарей, местные красоты). На фоне первого слайда звучит голос из-за сцены:
НИКИТА: КАК ДАВНО ЭТО БЫЛО…( как только раздаются первые слова, из зала клином выходят ребята и встают на сцене (клином).
НИКИТА: ( как только все встали, продолжает): Напали на землю русскую страшные враги .Все, кто
вышли с ними сражаться, погибли.
ЛИЗА: Некому было хоронить героев - так и лежали без погребения. И уже разлагались, и стоял над землёй смрад великий.
НАСТЯ: И воды напитались смертельным ядом. Немногие уцелевшие люди страдали от жажды.
АСЯ: Всех спас какой – то сообразительный мужичок В русле реки нашёл он родник – студёная
водица била со дна, но тут же мешалась с отравленной речной водой.
АЛЁНА: Взял он тогда КАДКУ ( кадушку) – большую деревянную бочку – выбил из неё днище и по-
садил на родник. Ядовитую воду вычерпал, и вскоре наполнилась кадушка чистой ключе-
вой водой.
НИКИТА: Все туда ходили, говоря: « Пошли на кадку!»
ЭЛГУН: Потому и назвали реку КАДКА. И местность, по которой она течёт, тоже КАДКА нпзвали.
ЛЕНА: А нас, жителей порЕчин, стало быть, с той поры и зовут КАЦКАРЯМИ.
НАСТЯ: У нас и герб свой имеется ( презентация). Православный мы народ, верой и правдой зем-
ле Русской с той поры и до сих пор служим.
ПАША: А топор на нашем гербе говорит о том, что кАцкари – люди храбрые и честно в битвах
рубились, от врагов оборонялись.
НИКИТА: Здесь люди вроде русские, но всё-то у них – кАцкое: дуршлаги из еловых кореньев, и
погремушки из бычьего пузыря, и мифы кАцкие о Белой Корове, приносящей счастье.
АЛЁНА: Я покОна кацкого!!! Кацкари – люди РУССКИЕ, да непростые: сами себя называют кацка-
рями, а всех остальных – заволОсные, то есть за волостью Кадкой живущие.
ЭЛГУН: Особенностей у кацкарей – « цЕльнёё голоменО».
НИКИТА: кацких диалектных слов, например, около 2000, и если «бахОрить» по – кАцкиё, заво-
лОсные – не бОльнё и смУстят ,про што розговОр.
АСЯ: А ещё у нас фольклор представлен « прибАйкями» (небольшими стихами), « укорОнами»
( мифами) и « комЕнничьями» ( пьесами деревенского театра).
НАСТЯ: Согласитесь, все мы отлично знаем мифы Древней Греции, изучаем их в школах, но
кто сегодня сможет рассказать мифы своих предков – славян? А кАцкар и сво и укорОны
рассказывают!
ЛИЗА: Один из укорОнов вы сейчас и услышите…Давным – давно, во времена глумЯные, как
говорят, жили на белом свете сестрицы – не разлей водица: КАДКА и ПОЙГА.
ПАША: Жили дружно. Торили каждая свою дорогу самостоятельно. Но однажды расшумелись
сёстры, рассорились, ухватились за косы, обвились вокруг друг дружки…
НАСТ: На землю повалились… и обернулись реками. И КАДКА вЫспорила .А когда поняла, что на-
творила, взвалила на плечи младшенькую ПОЙГУ и потекла дальше.
АСЯ: НИ на глобусе, ни на карте
Ни в учебниках не найдешь
Этот край ДОРОГОЙ и ЖЕЛАННЫЙ,
Где с младенчества ты живешь.
НИКИТА: Это место с названием странным
Описать я , друзья, не берусь.
Здесь рассветы встают да туманы,
Здесь преданий и сказок – тайны…
ЛЕНА: УГАДАЛИ? Конечно, КАДКА,
КАЦКИЙ СТАН – моя малая РУСЬ!
АЛЁНА: Синеокая вОлость КАДКА хороша!
Да о том и речь:
Здесь такие пылают зорьки,
Словно небо хотят поджечь!
ПАША: АХ, застенчива, безоглядна,
Тихой прелестью нам мила
Несравненна и необычна
КАДКА – древняя сторона!
После этих слов все( кроме ЛЕНЫ И АСИ) уходят со сцены так, как и вышли, клином, а девочки встают рядом и продолжают разговор ( после того, как все усядутся).
АСЯ: А сейчас по старинном у кАцкому обычаю мы хоти м провести ва с по – кАцкиё!
ЛЕНА: рАжие гляжЁные, заволОсные! Пусть к вам примаскАлит СОнцо – Белая Корова!
АСЯ: И назЫкает цЕльнёё голоменО свЕтляди с тЕплядью.
ЛЕНА: Щастья, богатства и ладИх всевозмОжныех!
АСЯ :Мир сейчас, конечно, сузился, но КАДКА жива и ждёт гостей !ПРИЕЗЖАЙТЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Сказки народов мира, в том числе сказки народов России, как дополнительный воспитывающий, развивающий и обучающий ресурс.
Особенно дети младшего школьного возраста чутки и восприимчивы к чужой кеультуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренее расположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредни...
БРЕЙН-РИНГ «PROнацию» в рамках цикла городских мероприятий посвященных знакомству с культурой народов России "Народы Средней Азии"
laquo;Брэйн ринг» — это интеллектуальная игра, в рамках которой участники соревнуются друг с другом в знании и умении быстро и правильно отвечать на вопросы. Быстрый ход брейн-ринга помог...