Блиц - турнир "Оптические явления"
учебно-методический материал (11 класс) на тему
Это урок - игра, целями которого является:
Обобщить, повторить материал по теме «Оптика»;
Расширить знания учащихся путём вовлечения их в беседу с рассуждением и выявлением логических связей между описываемыми явлениями в литературных произведениях
Развивать устную речь, коммуникативные способности
Прививать интерес к изучению физики для умения объяснить природные явления, окружающие человека
Может быть использован как внеклассное мероприятие по одноимённыи названием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blits_-_turnir_opticheskie_yavleniya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Лосевская СОШ № 1
Разработка урока – игры:
Блиц – турнир: «Оптические явления»
Цель: обобщить, повторить материал по теме «Оптика»;
Расширить знания учащихся путём вовлечения их в беседу с рассуждением и выявлением логических связей между описываемыми явлениями в литературных произведениях
Развивать устную речь, коммуникативные способности
Прививать интерес к изучению физики для умения объяснить природные явления, окружающие
человека
Правила игры:
1)Вопросы подбираются по теме.
2)Урок идёт в среднем темпе.
3)Можно пользоваться любыми справочниками.
4)Учитель зачитывает вопрос. Игрок, готовый к ответу, поднимает руку. Первому, поднявшему руку, предоставляется право ответа.
Или вариант: класс делится на две команды
5)Правильный ответ равен 1 баллу (за исключением помеченных в 2 балла).
Оформление баллов:
1)Подготовить таблицу на доске согласно количеству учащихся и количеству вопросов. В таблице проставлять баллы.
Или вариант: две команды
2)Выдача жетонов с указанием «1 балл».
Подведение итогов:
1)Проводится подсчёт очков
2)Распределяются места, согласно набранным очкам.
Поощрение:
1)Выдача сертификатов за занятое место: 1 – е, 2 – е, 3 – е.
Или вариант: две команды
2)Выдача сертификатов: при одиночной игре
- «за участие»
- «за оригинальный ответ»
- «за умение отстаивать свою точку зрения»
- «за открытие «новых» законов в оптике»
Подготовил: учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна
2010 – 2011 гг
Тема: Оптические явления
1)Солнце без огня горит.
Вопрос: К какому источнику света можно отнести Солнце?
Ответ: К тепловому, естественному. Солнце генерирует электромагнитные волны.
2)Солнце сияет, а месяц светит.
Вопрос: Чем отличаются данные источники света?
Ответ: Солнце генерирует электромагнитные волны, а Луна лишь отражает свет.
3)«Длинные тени домов, деревьев, заборов ложились красиво по светлой пыльной дороге».
Вопрос: Где должен находиться источник света, чтобы тени были длинные?
Ответ: Недалеко от линии горизонта
4)«Знайка положил на стол перед коротышками лунный камень и принялся рассказывать о том, что в природе встречаются вещества, которые приобретают способность светиться в темноте, после того как подвергнутся действию лучей света».
Вопрос: О каком явлении рассказывал Знайка?
Н. Носов «Незнайка на луне»
Ответ: О люминесценции
5)О ней говорят:
Поутру – в сажень, Ты за ней – она от тебя, Чего с земли не поднимешь?
В полдень – с ладонь, Ты от неё – она за тобой.
К вечеру – через поле хватает.
Вопрос: Что это за явление? Объясните образование этого явления и изменение его размеров.
Ответ: Тень. Тень образуется вследствие прямолинейного распространения световых лучей. Длина тени в течение дня изменяется, потому что изменяется высота Солнца над горизонтом.
6)Впотьмах и гнилушка светит.
Вопрос: Объясните пословицу.
Ответ: Свечение вещества при протекании химических реакций называется хемилюминесценцией. Свечение, возникающее в различных живых организмах, тоже обусловлено химическими процессами, протекающими в них. Эта разновидность хемилюминесценции называется биологохемилюминесценцией (свечение светлячков, моллюсков…).
7)«Маркхейм в страхе огляделся по сторонам. Свеча стояла на прилавке, её огонёк с торжественной мерностью покачивался на сквозняке, и от этого чуть приметного движения вся лавка полнилась бесшумной суетой, и всё в ней колыхалось, как взбаламученное море: покачивались высокие тени, густые пласты тьмы вздымались и опадали в ритме дыхания, лица на портретах и фарфоровых божков меняли выражение и подёргивались зыбью…»
Р. Л. Стивенсон. «Маркхейм»
Вопрос: Можно ли пламя свечи отнести к точечным источникам света? Почему в этом мраке тени двигались?
Ответ: В данном случае можно. Тени двигались, потому что огонёк покачивался на сквозняке.
8)«Моксон сидел лицом ко мне за небольшим столиком, на котором горела одна-единственная свеча, тускло освещавшая комнату»
Э. Бирс «Хозяин Моксона»
Вопрос: Где должна находиться свеча, чтобы осветить равномерно всю комнату?
Ответ: В центре комнаты, ближе к потолку.
9)Последний солнца луч златой
На льдах сребристых догорает…
М. Ю. Лермонтов «Кавказский пленник»
Вопрос: О каком явлении идёт речь в этом отрывке?
Ответ: Отражение света
10)«Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце…»
И. С. Тургенев «Записки охотника»
Вопрос: Вследствие чего так ярко сверкал пруд?
Ответ: Вследствие отражения света
11)…Пронеслась буря –
И дождём, и градом
Пролилась туча
Над зелёным садом.
Боже! На листочках
Облетевшей розы,
Как алмазы, блещут
Не мои ли слёзы?
Я. П. Полонский
Вопрос: Почему капли воды, «как алмазы, блещут»?
Ответ: Капли воды отражают солнечный свет и поэтому сверкают на солнце, как алмазы».
12)Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
Вопрос: Что это за явление? Объясните его возникновение.
Ответ: Солнечный зайчик. Он возникает как следствие отражения света от зеркала.
13)Ржавое железо не блестит.
Вопрос: почему ржавое железо не блестит?
Ответ: Так как его поверхность матовая, не гладкая, а значит не может, как зеркальная отражать свет.
14)…На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне…
С. Есенин «Берёза»
Вопрос: Какое явление описывает поэт?
Ответ: Отражение света
15)И сияет, и блестит, Языка нет, а правду скажет.
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Всё, как есть, ему покажет.
Вопрос: Что это за таинственный предмет? Всегда ли оно «говорит» правду? Объясните.
Ответ: Это зеркало. Нет. Существуют сферические зеркала, в которых изображения получаются искажёнными.
16) – Больной вид? А мне кажется…(Бортоломео глядит в зеркало)…Во-первых, ваше зеркало придаёт лицу зелёный оттенок…а я чувствую себя прекрасно…идя к вам, дитя моё, я надел даже новую рясу.
П. Мериме «Небо и ад»
Вопрос: Может ли зеркало придавать изображению зелёный оттенок? Можете ли вы припомнить пословицу на этот счёт?
Ответ: Да, если предмет имеет зелёный оттенок.
На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.
17)«Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всё Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки».
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Вопрос: Как образуется радуга?
Ответ: Свет преломляется в капельках воды, которые находятся в воздухе и при этом наблюдается ещё и явление дисперсии.
18)«Здесь, среди причудливого переплетения белых, как бы покрытых инеем елей и пальм, распускались невиданные цветы и мерцали радужным светом огромные, словно сотканные из тончайших ледяных лучиков, звёзды…»
Н. Носов «Незнайка на Луне»
Вопрос: Какое явление наблюдал Незнайка?
Ответ: Явление отражения и преломления света. А радужный свет – явление дисперсии света.
19)Очки грамоте не научат.
Вопрос: Для чего необходимы очки? Помогут ли очки при чтении здоровому человеку?
Ответ: Для коррекции зрения. Нет. Здоровому глазу они только мешают.
20)Сидит Пахом на коне верхом,
Книги читает, а грамоты не знает.
Вопрос: Только лишь для коррекции зрения человек пользуется очками? Одинаковыми ли пользуются очками в солнечный день, для чтения, рыбаки?
Ответ: Нет.
В солнечный день человек надевает тёмные очки (светозащитные), для того, чтобы уменьшить световой поток, падающий на сетчатку глаза.
Рыбаки надевают поляризационные очки, чтобы на глаз не действовали отблески от воды.
Для чтения книг многие люди одевают очки с рассеивающими линзами (если они близоруки) или собирающими (если они дальнозорки).
21)«В пятницу Ипполит Матвеевич проснулся в половине восьмого и сразу же просунул нос в старомодное пенсне с золотой дужкой. Очков он не носил, решив, что это негигиенично. Ипполит Матвеевич направился в оптику и купил очки без оправы, с позолоченными оглоблями. Очки с первого раза ему понравились, но жена нашла, что в очках он – вылитый Милюков, и он отдал очки дворнику. Дворник, хотя и не был близорук, к очкам привык и носил их с удовольствием…»
И. Ильф, Ев. Петров «Двенадцать стульев»
Вопрос: Сделайте оценку оптической силы и фокусного расстояния очков, купленных Ипполитом Матвеевичем.
Ответ: Оптическая сила и фокусное расстояние имеют «-» величину и небольшую.
22)В магазин «Оптика» заходит покупатель.
Продавец: « - Вам нужны очки минус 9».
Покупатель: « - Как вы догадались?»
Продавец: « - Очень просто. Вместо дверей вы вошли в окно».
Вопрос: Какой болезнью страдает покупатель? Как ему помочь?
Ответ: Близорукостью. Выписать очки с «-» линзами (рассеивающие).
23)Ночное небо так угрюмо
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
Как по условленному знаку,
Вдруг неба вспыхнет полоса,
И быстро выступят из мрака
Поля и дальние леса.
И вот опять всё потемнело,
Всё стихло в чуткой темноте –
Как бы таинственное дело
Решалось там – на высоте.
Ф. И. Тютчев
Вопрос: Объясните явление, описанное поэтом.
Ответ: Описана заря. Это явление связано с рассеянием света. При восходе и заходе Солнца световые лучи рассеиваются вблизи горизонта наиболее сильно в короткой части видимого диапазона (фиолетовые, синие..). Поэтому зарницы имеют красноватый оттенок.
24)Синие крылья веси мир накрыли.
Вопрос: Почему небо мы видим синим?
Ответ: Вся атмосфера в целом создаёт голубой купол небосвода. Происходит это благодаря огромной толщине атмосферы и молекулярному рассеянию света.
25)Почему иногда солнце мы видим красным?
Ответ: Солнечный свет при прохождении через атмосферу в основном теряет за счёт рассеяния коротковолновые лучи (фиолетовые, синие, голубые). Чем больше толщина атмосферы, тем больше рассеивается коротковолновая часть спектра, и до нас доходят преимущественно длинноволновые лучи (оранжевые, красные).
26)Высокая и крутая радуга – к вёдру, пологая и низкая – к ненастью.
Вопрос: В каком случае радуга будет крутая, а в каком пологая?
Ответ: Вид радуги зависит от формы капель. При падении в воздухе крупные капли сплющиваются, т.е. теряют свою сферичность. Чем сильнее сплющиваются капли, тем меньше радиус образуемой ими радуги (пологая).
27) «…На вершинах и склонах гор, будто фантастические стеклянные замки, торчали гигантские кристаллы, напоминающие по форме кристаллы горного хрусталя. Солнечный свет преломлялся в гранях этих кристаллов, благодаря чему они сверкали всеми цветами радуги».
Н. Носов «Незнайка на луне»
Вопрос: Почему же «они сверкали всеми цветами радуги»? Объясните это явление.
Ответ: Так кА солнечный свет имеет сложный состав, т.е. раскладывается в спектр и фиолетовые лучи отклоняются сильнее, чем красные, от первоначального направления, то после прохождения через прозрачные кристаллы лунного вещества наблюдается явление дисперсии. Солнечный луч сверкает при выходе из кристалла «всеми цветами радуги».
28)На тетради написано красным карандашом «отлично» и «зелёным» - хорошо. Имеется два стекла – зелёное и красное.
Вопрос: Через какое стекло надо смотреть. Чтобы увидеть слово «отлично»?
Ответ: Через красное
29)У вас имеется птичье перо.
Вопрос: Что вы увидите, посмотрев на электрическую лампочку сквозь птичье перо?
Ответ: Эффект будет подобен , как если бы мы посмотрели на лампочку через дифракционную решётку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блиц-опрос по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Этот материал можно использовать на итоговом уроке по изучению поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...
Блиц-игра по творчеству А. С. Пушкина в 9 классе (заключительный урок по теме).
Цель: - повторить творчество А. С. Пушкина; - научить проводить литературоведческий анализ произведений поэта; - активизировать...
Блиц-турнир, 5 класс Петерсон Л
В презентации представлено решение блиц-турнира по теме "Нахождение дроби от числа, и числа по его дроби" № 295 из учебника Петерсон Л. 5 класс. Также представлена презентация решения задачи на ...
Презентация - блиц-опрос по теме"Отмена крепостного права"
Презентация используется при повторении и закреплении изученного материала, содержит вопросы по основным понятиям темы....
Презентация - блиц -опрос по теме "Правление Александра I"
Презентация содержит вопросы по первому периоду правления Александра I...
Блиц-опросы по темам математики 6 класса
Блиц-опросы позволяют быстро (без сложных вычислений) проверить знания и умения по темам 6 класса. Блиц-опросы состоят из вопросов, в которых нужно либо вписать недостающеее, либо выбрать нужное...
Контрольная работа по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»
Контрольная работа направлена на контроль знаний учащихся по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» состоит из задач разного уровня сложности. Предлагается два в...