Воспитательское занятие "Многонациональная страна" для школы 8 вида
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogonatsionalnaya_strana.doc | 54.5 КБ |
mnogonatsionalnaya_strana.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска
Воспитательский час
«Россия — многонациональная страна»
7 класс
Воспитатель: Яценко Любовь Николаевна
г.Саянск. 2013г
Воспитательский час «Россия - многонациональная страна»
Цель: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей. речи;
I. Организационный момент. (7 мин)
Просмотр м/ф о «толерантности»
2.Чтение стихотворения В.Степанова.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
- Почему я выбрала это стихотворение для нашего сегодняшнего занятия?
II. Основная часть
Беседа .
1.Сегодня у нас пройдёт занятие на тему «Россия - многонациональная страна».
- Почему наша страна называется многонациональной?
Мы с вами сегодня поговорим о народах своей малой Родины. Познакомимся с некоторыми мифами и пословицами, поиграем и попробуем ответить на вопрос о том, как должны жить между собой люди разных национальностей в такой огромной стране, как наша.
Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где прошло наше детство. Родиной мы также называем Россию - страну, в которой мы все вместе живём. Есть в нашей стране горы, леса и степи, моря, реки и озёра. Богата наша земля нефтью, природным газом, углём и другими полезными ископаемыми. Но самое большое богатство страны - это её народ. (Предложить рассмотреть картинки с изображением народов России.)
По данным последней переписи населения, население России составляет более 145 миллионов человек.
- А как всех их можно назвать, одним словом? (Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. У каждого народа есть и свой национальный язык. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. У россиян единый государственный язык — русский. )
- Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?
- Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Это общая территория, единый язык, законы. Также у страны есть государственные символы: флаг, герб и гимн.)
- Чем отличается один народ от другого? (языком, историей, культурой и др.)
- Какие народы проживают у нас в Сибири?
-Кто является коренным жителем Сибири или первооткрывателем этих земель? (буряты, якуты, монголы, остяки, самоеды, тунгусы, калмыки, киргизы, алтайцы, татары )
Дружно живут на Иркутской земле народы разных национальностей. Есть великие большие народы и малые народности. Например; в Нижнеудинском районе проживают жители малой народности ТОФАЛАРЫ (около 400 человек)
Докажите, что первыми жителями нашей области были буряты? (Много названий имеют бурятские корни, например в нашем крае: Тулун – кожаный мешок, Гадалей – стрела, Шерагул– долина желтых песков, Гуран– горный козел, Манут– туман.)
2.Неизвестной и загадочной была Сибирь в давние времена: дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей – буряты, якуты, эвенки и другие – кочевали по необъятным сибирским просторам.
Русские появились в Сибири более четырехсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома.
Русские и буряты жили дружно на сибирской земле и знакомили друг друга со своими обычаями и традициями, народным фольклором.
Мифы…Что такое мифы? (Недостоверные рассказы, выдумка.)
Мифы придумывали не только буряты, но и русские.
Послушайте миф русского народа “Хозяйка Байкала” (рассказывает 1 ребенок)
«Море Байкал имеет свою хозяйку. Ольхонские буряты ее называют Байгал Далайн эхэ Абай-хатун, мать Байкала– моря– Абай-хатун.Это величественная всемогущая бабушка. Она добрая, если к ней относится с почтением и уважением. И она может быть гневной и сердитой, если проявляют к ней непочтительное отношение.
Хозяйке Байкала поклоняются все, ее просят о помощи и покровительстве. Она распоряжается всеми богатствами моря. Одним она дарит богатый улов рыбы, у других сети бывают пустыми.»
- Как вы думаете почему?
- Кто такие берегини, русалки?
Рассказывание бурятского мифа “Водяные жители” (2 ребенок)
Велесу и Яриле подчинены все речные и болотные жители. Водяной дедушка – хозяин вод. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров– сомов, карпов, лещей и других рыб.
Женские духи вод – берегини, русалки выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. По берегам рек живут берегини, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.
- О чем эти 2 мифа?
- Почему буряты и русские сочиняли мифы о Байкале? (Жили на одной земле)
3.(Работа парами) У представителей каждой национальности есть пословицы и поговорки о дружбе между народами. В них заложена народная мудрость.
Пословицы как бы неписаные законы жизни, составленные за долгие века. Вот как звучат пословицы о дружбе разных народов.
Прочитайте их про себя. Прочитайте вслух бурятские пословицы, а затем русские.
Был у друга, пил воду - показалась слаще мёду. (русская)
Был Филя в силе - все друзья к нему валили, а пришла беда - все прочь
со двора. (русская)
Друга на деньги не купишь. (русская)
Дружи с умным - не будешь дураком. (русская)
Нет друга, так ищи; а нашёл, так береги. (русская)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
В лесу бывают деревья высокие и низкие, среди людей бывают хорошие и плохие. (бурятская)
Дружные люди под бараньей шкурой помещаются.
Имеющий друзей подобен степи, не имеющий друзей - пригоршне.
У доброго коня хозяев много, а у хорошего человека - друзей.
* Чему учат нас эти пословицы?
Есть много пословиц у двух народностей, они все содержат общий смысл и призывают: любить Родину, ценить дружбу.
4.Игра.
Давайте поиграем в бурятскую народную игру: “Найзаа олох” т.е. “Нашел друга”. Выберем водящего – Сибиричка.
- Встаем в круг, беремся за руки, Сибиричок в центре. Мы ходим по кругу и говорим
Арам, шим-шим,
Арам, шим-шим,
Арамиса, Дульсия,
Покажите на меня!
И раз, и два, и три – замри!
Сибиричок в это время с закрытыми глазами и вытянутыми руками крутится вокруг себя, со словом замри – останавливается, на кого показывает рука, выходит в круг. Они встают спинами. Все кричат: “И раз, и два, и три!” поворачиваем голову. Если в одну сторону – друзья жмут друг другу руки и меняются местами. Если не в одну – все остаются на своих местах.
- А кто играл в такую игру?
- Отличаются ли правила? Играем в эту же игру, но по русским правилам.
В игру бурятского народа играют буряты и русские. И в русские народные игры играют буряты.
5. Решение кроссворда(практическая деятельность)
Объединяют людей и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.
Вопросы:
1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.
2. Преданность, неизменность в своих чувствах.
3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.
4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.
5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.
6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.
Ключевое слово кроссворда – дружба. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу.
У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» или «ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА - БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов.
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
III.Итог.
-Что помогает людям разных национальностей жить в мире?
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска
Воспитательский час
«Россия — многонациональная страна»
7 класс
Воспитатель: Яценко Любовь Николаевна
г.Саянск. 2013г
Воспитательский час «Россия - многонациональная страна»
Цель: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей. речи;
I. Организационный момент. (7 мин)
Просмотр м/ф о «толерантности»
2.Чтение стихотворения В.Степанова.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
- Почему я выбрала это стихотворение для нашего сегодняшнего занятия?
II. Основная часть
Беседа .
1.Сегодня у нас пройдёт занятие на тему «Россия - многонациональная страна».
- Почему наша страна называется многонациональной?
Мы с вами сегодня поговорим о народах своей малой Родины. Познакомимся с некоторыми мифами и пословицами, поиграем и попробуем ответить на вопрос о том, как должны жить между собой люди разных национальностей в такой огромной стране, как наша.
Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где прошло наше детство. Родиной мы также называем Россию - страну, в которой мы все вместе живём. Есть в нашей стране горы, леса и степи, моря, реки и озёра. Богата наша земля нефтью, природным газом, углём и другими полезными ископаемыми. Но самое большое богатство страны - это её народ. (Предложить рассмотреть картинки с изображением народов России.)
По данным последней переписи населения, население России составляет более 145 миллионов человек.
- А как всех их можно назвать, одним словом? (Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. У каждого народа есть и свой национальный язык. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. У россиян единый государственный язык — русский. )
- Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?
- Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Это общая территория, единый язык, законы. Также у страны есть государственные символы: флаг, герб и гимн.)
- Чем отличается один народ от другого? (языком, историей, культурой и др.)
- Какие народы проживают у нас в Сибири?
-Кто является коренным жителем Сибири или первооткрывателем этих земель? (буряты, якуты, монголы, остяки, самоеды, тунгусы, калмыки, киргизы, алтайцы, татары )
Дружно живут на Иркутской земле народы разных национальностей. Есть великие большие народы и малые народности. Например; в Нижнеудинском районе проживают жители малой народности ТОФАЛАРЫ (около 400 человек)
Докажите, что первыми жителями нашей области были буряты? (Много названий имеют бурятские корни, например в нашем крае: Тулун – кожаный мешок, Гадалей – стрела, Шерагул– долина желтых песков, Гуран– горный козел, Манут– туман.)
2.Неизвестной и загадочной была Сибирь в давние времена: дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей – буряты, якуты, эвенки и другие – кочевали по необъятным сибирским просторам.
Русские появились в Сибири более четырехсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома.
Русские и буряты жили дружно на сибирской земле и знакомили друг друга со своими обычаями и традициями, народным фольклором.
Мифы…Что такое мифы? (Недостоверные рассказы, выдумка.)
Мифы придумывали не только буряты, но и русские.
Послушайте миф русского народа “Хозяйка Байкала” (рассказывает 1 ребенок)
«Море Байкал имеет свою хозяйку. Ольхонские буряты ее называют Байгал Далайн эхэ Абай-хатун, мать Байкала– моря– Абай-хатун.Это величественная всемогущая бабушка. Она добрая, если к ней относится с почтением и уважением. И она может быть гневной и сердитой, если проявляют к ней непочтительное отношение.
Хозяйке Байкала поклоняются все, ее просят о помощи и покровительстве. Она распоряжается всеми богатствами моря. Одним она дарит богатый улов рыбы, у других сети бывают пустыми.»
- Как вы думаете почему?
- Кто такие берегини, русалки?
Рассказывание бурятского мифа “Водяные жители” (2 ребенок)
Велесу и Яриле подчинены все речные и болотные жители. Водяной дедушка – хозяин вод. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров– сомов, карпов, лещей и других рыб.
Женские духи вод – берегини, русалки выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. По берегам рек живут берегини, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.
- О чем эти 2 мифа?
- Почему буряты и русские сочиняли мифы о Байкале? (Жили на одной земле)
3.(Работа парами) У представителей каждой национальности есть пословицы и поговорки о дружбе между народами. В них заложена народная мудрость.
Пословицы как бы неписаные законы жизни, составленные за долгие века. Вот как звучат пословицы о дружбе разных народов.
Прочитайте их про себя. Прочитайте вслух бурятские пословицы, а затем русские.
Был у друга, пил воду - показалась слаще мёду. (русская)
Был Филя в силе - все друзья к нему валили, а пришла беда - все прочь
со двора. (русская)
Друга на деньги не купишь. (русская)
Дружи с умным - не будешь дураком. (русская)
Нет друга, так ищи; а нашёл, так береги. (русская)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
В лесу бывают деревья высокие и низкие, среди людей бывают хорошие и плохие. (бурятская)
Дружные люди под бараньей шкурой помещаются.
Имеющий друзей подобен степи, не имеющий друзей - пригоршне.
У доброго коня хозяев много, а у хорошего человека - друзей.
* Чему учат нас эти пословицы?
Есть много пословиц у двух народностей, они все содержат общий смысл и призывают: любить Родину, ценить дружбу.
4.Игра.
Давайте поиграем в бурятскую народную игру: “Найзаа олох” т.е. “Нашел друга”. Выберем водящего – Сибиричка.
- Встаем в круг, беремся за руки, Сибиричок в центре. Мы ходим по кругу и говорим
Арам, шим-шим,
Арам, шим-шим,
Арамиса, Дульсия,
Покажите на меня!
И раз, и два, и три – замри!
Сибиричок в это время с закрытыми глазами и вытянутыми руками крутится вокруг себя, со словом замри – останавливается, на кого показывает рука, выходит в круг. Они встают спинами. Все кричат: “И раз, и два, и три!” поворачиваем голову. Если в одну сторону – друзья жмут друг другу руки и меняются местами. Если не в одну – все остаются на своих местах.
- А кто играл в такую игру?
- Отличаются ли правила? Играем в эту же игру, но по русским правилам.
В игру бурятского народа играют буряты и русские. И в русские народные игры играют буряты.
5. Решение кроссворда(практическая деятельность)
Объединяют людей и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.
Вопросы:
1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.
2. Преданность, неизменность в своих чувствах.
3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.
4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.
5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.
6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.
Ключевое слово кроссворда – дружба. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу.
У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» или «ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА - БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов.
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
III.Итог.
-Что помогает людям разных национальностей жить в мире?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмета «Чтение» для 3 класса школы І вида (ЗПР) на 2012-2013 учебный год
Данный курс разработан для обучающихся, имеющих - тугоухость III-IV степени, глухоту - задержку психического развития - грубое недоразвитие речи...
Здоровьесберегающие технологии в школе. Виды учебной деятельности: рациональный уровень их продолжительности и чередования.
Как оптимально безвредно организовать учебный процесс? Рациональный уровень продолжительности и чередования видов учебной деятельности в рамках одного урока....
Самоподготовка в 7 классе специальной (коррекционной) школы вида
Конспект самоподготовки в 7 классе специальной (коррекционной) школы вида...
Воспитательское занятие для школы 8 вида по профориентации " Такая нужная профессия портной"
Воспитательский час: « Такая нужная профессия – портной» Цель: Расширять представления учащихся о профессии швеи (портного) и модельера; способствовать формированию осознанного выбора профессии. Корре...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ
Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.Виды проектов в школеМонопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учеб...
Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения
Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий....
Методы и приемы обучения в специальной коррекционной школе * вида.
В специальной (коррекционной) школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.Понятие «метод обучени...