Структура школьного самоуправления
методическая разработка на тему
Представленная ниже модель самоуправления рассчитана на достаточно большой коллектив взрослых и детей, работающих в тесном сотрудничестве.
Деятельность школьного коллектива строится и осуществляется в разных направлениях:
- учение;
- труд;
- спорт и укрепление здоровья;
- общение;
- туризм и краеведение;
- общественно полезная работа.
Эта многонаправленность значительно расширяет сферу применения детских способностей и помогает скорейшему достижению воспитательных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Верхне-Талызинская средняя общеобразовательная школа
Областной конкурс органов ученического самоуправления
Номинация: «Наше будущее»
Автор:
Старшая вожатая
Спичкова Н.В.
2013г.
Представленная ниже модель самоуправления рассчитана на достаточно большой коллектив взрослых и детей, работающих в тесном сотрудничестве.
Деятельность школьного коллектива строится и осуществляется в разных направлениях:
- учение;
- труд;
- спорт и укрепление здоровья;
- общение;
- туризм и краеведение;
- общественно полезная работа.
Эта многонаправленность значительно расширяет сферу применения детских способностей и помогает скорейшему достижению воспитательных целей.
В течение учебного года школьники всех ступеней обучения — и малыши, и подростки — являются равноправными участниками органов самоуправления наряду со взрослыми. Учет возрастных особенностей осуществляется, как правило, лишь в ходе организации и проведения конкретных мероприятий.
На время учебного года школа становится маленьким государством — Школьной страной. В ней существуют три штата — три учебных звена:
-начальные классы — штат «Детвора»;
-средние классы — штат «Фантазия»;
-старшие классы — штат «Ровесник».
Все учащиеся, жители Школьной страны, образуют свои города (классы). Классный руководитель также является равноправным жителем города. Жители придумывают название
своему городу, рисуют герб. В городе выбирается мэр, а также другие представители власти страны и города. Города-классы живут и действуют по законам Школьной страны, изложенным в ее Конституции, и строят свою работу в соответствии с планом воспитательной работы школы.
Участвуя в различных учебно-воспитательных мероприятиях, проводимых в школе, и проявляя себя при этом с лучшей стороны, жители получают денежные вознаграждения. Для выдачи денежных средств — «школяриков» — организуются Департамент финансов и Школьный банк. За нарушения Конституции Школьной страны с городов взимается штраф.
В конце учебного года на Празднике чести Школьной страны лучшие города получают специальные дипломы о присвоении звания «Лучший город Школьной страны». А заработанные «школярики» переводятся в настоящие деньги, которые дети могут тратить по своему усмотрению.
Кстати, деньги для обналичивания школьной валюты зарабатывают сами дети и благодаря продаже выращенной сельскохозяйственной продукции на пришкольном участке, общественно полезному труду в мастерских, сбору лекарственных трав, выставок-продаж изделий детского творчества и др.
Такая система поощрения стимулирует активность учащихся, проявление их инициативы и творчества, поскольку от этого зависит «благосостояние» жителей города.
Работа органов детского самоуправления строится на игровой основе. Совет учащихся преобразуется в Школьное правительство, учебный сектор — в Департамент образования, спортивный сектор — в Департамент спорта и т. д. Каждый департамент определяет свою символику и систему работы. .
Участвуя в органах самоуправления, учащиеся приобретают навыки делового общения, учатся управлению людьми, что способствует удовлетворению их потребностей в самоопределении и самовыражении.
Сплочению школьного коллектива помогает не только совместная деятельность школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в эту работу включаются взрослые. Члены педагогического коллектива являются руководителями департаментов, образуя Кабинет министров. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях учителя и родители выступают совместно с детьми, отводя им при этом ведущие роли.
При целенаправленной работе по реализации модели самоуправления «Наше будущее» можно достичь следующих результатов:
- повышения интереса учащихся к школьной жизни;
- улучшения взаимоотношений в школьном коллективе;
- роста количества активистов;
- улучшения психологического климата в коллективе и др.
Общая схема самоуправления
Цели и задачи школьного самоуправления
Цель: создание условий для самопознания, самоопределения и самовыражения детей и подростков.
Задачи:
- развитие творческих способностей и повышение активности школьников в учении, труде, общественной работе;
- сплочение школьного коллектива;
- создание условий, способствующих гармонизации межличностных отношений;
- активное включение детей в творческие дела, требующие коллективной деятельности.
Система деятельности органов самоуправления
Высшим органом самоуправления Школьной страны является Конгресс, в состав которого входят все жители страны: учащиеся, педагоги, родители. Конгресс собирается дважды в учебном году для решения крупномасштабных проблем.
Школьное правительство
Задачи:
- решение проблем жизнедеятельности страны;
- разработка КТД жителей страны;
- определение размеров вознаграждений;
- контроль за функционированием органов самоуправления.
С о с т а в: по двое учащихся от 2—11-х классов, Президент ШС, премьер-министр ШС.
Школьное правительство собирается еженедельно по понедельникам в 13 часов для решения всех текущих вопросов.
Кабинет министров
Задачи:
- педагогическое обеспечение сюжетно-ролевой игры;
- руководство работой департаментов;
- выдвижение предложений о награждении жителей.
Состав: учителя, воспитатели, педагог-психолог, вожатая, администрация школы.
Кабинет министров собирается раз в четверть, поэтапно анализирует игру и разрабатывает стратегию ее развития.
Департамент образования
Задачи:
- организация и контроль учебной деятельности жителей;
- работа со слабоуспевающими учащимися;
- проведение познавательных мероприятий, викторин, конкурсов.
Состав: заместитель директора по УВР, по одному учащемуся от 2—11-х классов. Заседания проводятся еженедельно по понедельникам в 13 часов.
Департамент внутренних дел
Задачи:
- организация дежурства по школе;
- профилактика правонарушений;
- работа с детьми, стоящими на внутришкольном учете;
- контроль за посещением учебных занятий и дисциплиной.
Состав: педагог-психолог, по одному представителю от 5—11-х классов.
Заседания проводятся два раза в месяц. (На заседания МВД приглашаются члены родительского комитета школы, участковый полицейский.)
Департамент культуры
Задачи:
- организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
- организация работы школьного радиоузла;
- выпуск школьной стенгазеты.
Состав: заместитель директора по ВР, вожатая, по двое представителей от 2—11-х классов: «затейники» и «корреспонденты».
Заседания проводятся раз в месяц и по мере необходимости в течение учебного года.
Департамент спорта
Задачи:
- организация и проведение спортивных соревнований в школе и классах;
- проведение работы по профилактике вредных привычек;
- пропаганда туризма и здорового образа жизни.
Состав: учитель физкультуры, по одному представителю от 2—11-х классов.
Заседания проводятся раз в месяц.
Депанртамент финансов
Задачи:
- контроль за накоплениями валюты;
- выпуск денежных единиц и их хранение;
- оформление стенда «Денежные накопления городов». Состав: «бухгалтеры» — по одному учащемуся от 2— 11 -х классов.
Заседания проводятся раз в месяц.
Этапы становления и функционирования модели самоуправления
Подготовительный этап (август — сентябрь)
- Утверждение модели самоуправления решением педсовета.
- Изготовление атрибутов игры.
- Линейка «День знаний в Школьной стране».
- Выборы представителей в органы самоуправления.
- Выборы Президента Школьной страны.
- Подготовка к работе и открытие Школьного банка.
- Презентация Школьной страны.
-Составление Программы развития Школьной страны (план воспитательной работы школы).
Основной этап (октябрь — апрель)
Деятельность по реализации воспитательных задач школы. Выделяются несколько тематических периодов:
- «Мы — горожане»;
- «Мы встречаем Новый год»;
- «Алло, мы ищем таланты!»;
- «Мы живем в стране друзей».
Непременным условием методики функционирования органов самоуправления является соблюдение игровой ситуации при проведении всех мероприятий. Классы всегда называются городами, учителя представляются министрами и т. д.
Игровые ситуации, используемые при реализации модели самоуправления
- Инаугурация Президента Школьной страны.
- Выставка достижений школьного хозяйства.
- Игры Доброй воли.
- Школьный фестиваль «Умелые руки не знают скуки».
- Чемпионат Школьной страны по волейболу.
Заключительный этап (май — июнь)
- Анализ и диагностика игры.
Заключительный этап предполагает коллективный анализ работы органов детского самоуправления с участием учителей, родителей и учащихся. Итоги анализа выносятся на Праздник чести Школьной страны, где самые активные дети награждаются почетными грамотами, а «школярики» переводятся в рубли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Цель школы – формирование высоконравственной, творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и обучающихся разных во...
Структура школьного самоуправления
В методической разработке дается описание структуры самоуправления в многопрофильной школе с презентацией....

Структура школьного самоуправления в малокомплектной школе.
В структуру школьного самоуправления "Школьное единство" входит президент, отдел "Учись учиться", отдел "Чистота и порядок" и отдел "Затейники"...
Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов.
В условиях демократизации школы учащихся должны иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих проблем, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Дл...