Структура школьного самоуправления
методическая разработка на тему

Спичкова Наталья Викторовна

Представленная ниже модель самоуправления рассчитана на достаточно большой коллектив взрослых и детей, работаю­щих в тесном сотрудничестве.

Деятельность школьного коллектива строится и осущест­вляется в разных направлениях:

-  учение;
-  труд;

- спорт и укрепление здоровья;

- общение;

- туризм и краеведение;

- общественно полезная работа.

Эта многонаправленность значительно расширяет сферу применения детских способностей и помогает скорейшему до­стижению воспитательных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Верхне-Талызинская  средняя общеобразовательная школа

Областной конкурс органов ученического самоуправления

Номинация: «Наше будущее»

Автор:

Старшая вожатая

Спичкова Н.В.

2013г.

  Представленная ниже модель самоуправления рассчитана на достаточно большой коллектив взрослых и детей, работающих в тесном сотрудничестве.

Деятельность школьного коллектива строится и осуществляется в разных направлениях:

-  учение;
-  труд;

- спорт и укрепление здоровья;

- общение;

- туризм и краеведение;

- общественно полезная работа.

Эта многонаправленность значительно расширяет сферу применения детских способностей и помогает скорейшему достижению воспитательных целей.

 В течение учебного года школьники всех ступеней обучения — и малыши, и подростки — являются равноправными участниками органов самоуправления наряду со взрослыми. Учет возрастных особенностей осуществляется, как правило, лишь в ходе организации и проведения конкретных мероприятий.

На время учебного года школа становится маленьким государством — Школьной страной. В ней существуют три штата — три учебных звена:

-начальные классы — штат «Детвора»;

-средние классы — штат «Фантазия»;

-старшие классы — штат «Ровесник».

Все учащиеся, жители Школьной страны, образуют свои города (классы). Классный руководитель также является равноправным жителем города. Жители придумывают название

своему городу, рисуют герб. В городе выбирается мэр, а также другие представители власти страны и города. Города-классы живут и действуют по законам Школьной страны, изложенным в ее Конституции, и строят свою работу в соответствии с планом воспитательной работы школы.

Участвуя в различных учебно-воспитательных мероприятиях, проводимых в школе, и проявляя себя при этом с лучшей стороны, жители получают денежные вознаграждения. Для выдачи денежных средств — «школяриков» — организуются Департамент финансов и Школьный банк. За нарушения Конституции Школьной страны с городов взимается штраф.

В конце учебного года на Празднике чести Школьной страны лучшие города получают специальные дипломы о присвоении звания «Лучший город Школьной страны». А заработанные «школярики» переводятся в настоящие деньги, которые дети могут тратить по своему усмотрению.

Кстати, деньги для обналичивания школьной валюты зарабатывают сами дети и благодаря продаже выращенной сельскохозяйственной продукции на пришкольном участке, общественно полезному труду в мастерских, сбору лекарственных трав, выставок-продаж изделий детского творчества и др.

Такая система поощрения стимулирует активность учащихся, проявление их инициативы и творчества, поскольку от этого зависит «благосостояние» жителей города.

Работа органов детского самоуправления строится на игровой основе. Совет учащихся преобразуется в Школьное правительство, учебный сектор — в Департамент образования, спортивный сектор — в Департамент спорта и т. д. Каждый  департамент определяет свою символику и систему работы.   .

Участвуя в органах самоуправления, учащиеся приобретают навыки делового общения, учатся управлению людьми, что способствует удовлетворению их потребностей в самоопределении и самовыражении.

Сплочению школьного коллектива помогает не только совместная деятельность школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в эту работу включаются взрослые. Члены педагогического коллектива являются руководителями департаментов, образуя Кабинет министров. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях учителя и родители выступают совместно с детьми, отводя им при этом ведущие роли.

При целенаправленной работе по реализации модели самоуправления «Наше будущее» можно достичь следующих результатов:

- повышения интереса учащихся к школьной жизни;

- улучшения взаимоотношений в школьном коллективе;

-  роста количества активистов;

- улучшения психологического климата в коллективе и др.

Общая схема самоуправления

Цели и задачи школьного самоуправления

Цель: создание условий для самопознания, самоопределения и самовыражения детей и подростков.

Задачи:

- развитие творческих способностей и повышение активности школьников в учении, труде, общественной работе;

- сплочение школьного коллектива;

- создание условий, способствующих гармонизации межличностных отношений;

- активное включение детей в творческие дела, требующие коллективной деятельности.

Система деятельности органов самоуправления

Высшим органом самоуправления Школьной страны является Конгресс, в состав которого входят все жители страны: учащиеся, педагоги, родители. Конгресс собирается дважды в учебном году для решения крупномасштабных проблем.

Школьное правительство

Задачи:

- решение проблем жизнедеятельности страны;

- разработка КТД жителей страны;

- определение размеров вознаграждений;

- контроль за функционированием органов самоуправления.

С о с т а в: по двое учащихся от 2—11-х классов, Президент ШС, премьер-министр ШС.

Школьное правительство собирается еженедельно по понедельникам в 13 часов для решения всех текущих вопросов.

Кабинет министров

Задачи:

- педагогическое обеспечение сюжетно-ролевой игры;

- руководство работой департаментов;

- выдвижение предложений о награждении жителей.

Состав: учителя, воспитатели, педагог-психолог, вожатая, администрация школы.

Кабинет министров собирается раз в четверть, поэтапно анализирует игру и разрабатывает стратегию ее развития.

Департамент образования

Задачи:

- организация и контроль учебной деятельности жителей;

- работа со слабоуспевающими учащимися;

- проведение познавательных мероприятий, викторин, конкурсов.

Состав: заместитель директора по УВР, по одному учащемуся от 2—11-х классов. Заседания проводятся еженедельно по понедельникам в 13 часов.

Департамент внутренних дел

Задачи:

- организация дежурства по школе;

- профилактика правонарушений;

- работа с детьми, стоящими на внутришкольном учете;

- контроль за посещением учебных занятий и дисциплиной.

Состав: педагог-психолог, по одному представителю от 5—11-х классов.

Заседания проводятся два раза в месяц. (На заседания МВД приглашаются члены родительского комитета школы, участковый полицейский.)

Департамент культуры

Задачи:

- организация и проведение культурно-массовых мероприятий;

- организация работы школьного радиоузла;

- выпуск школьной стенгазеты.

Состав: заместитель директора по ВР, вожатая, по двое представителей от 2—11-х классов: «затейники» и «корреспонденты».

Заседания проводятся раз в месяц и по мере необходимости в течение учебного года.

Департамент спорта

Задачи:

- организация и проведение спортивных соревнований в школе и классах;

- проведение работы по профилактике вредных привычек;

- пропаганда туризма и здорового образа жизни.

Состав: учитель физкультуры, по одному представителю от 2—11-х классов.

Заседания проводятся раз в месяц.

Депанртамент финансов

Задачи:

- контроль за накоплениями валюты;

 - выпуск денежных единиц и их хранение;

- оформление стенда «Денежные накопления городов». Состав: «бухгалтеры» — по одному учащемуся от 2— 11 -х классов.

Заседания проводятся раз в месяц.

Этапы становления и функционирования модели самоуправления

Подготовительный этап (август — сентябрь)

- Утверждение модели самоуправления решением педсовета.

- Изготовление атрибутов игры.

- Линейка «День знаний в Школьной стране».

- Выборы представителей в органы самоуправления.

- Выборы Президента Школьной страны.

- Подготовка к работе и открытие Школьного банка.

- Презентация Школьной страны.

-Составление Программы развития Школьной страны (план воспитательной работы школы).

Основной этап (октябрь апрель)

Деятельность по реализации воспитательных задач школы. Выделяются несколько тематических периодов:

- «Мы — горожане»;

- «Мы встречаем Новый год»;

- «Алло, мы ищем таланты!»;

- «Мы живем в стране друзей».

Непременным условием методики функционирования органов самоуправления является соблюдение игровой ситуации при проведении всех мероприятий. Классы всегда называются городами, учителя представляются министрами и т. д.

Игровые ситуации, используемые при реализации модели самоуправления

- Инаугурация Президента Школьной страны.

- Выставка достижений школьного хозяйства.

- Игры Доброй воли.

- Школьный фестиваль «Умелые руки не знают скуки».

- Чемпионат Школьной страны по волейболу.

Заключительный этап (май — июнь)

- Анализ и диагностика игры.

Заключительный этап предполагает коллективный анализ работы органов детского самоуправления с участием учителей, родителей и учащихся. Итоги анализа выносятся на Праздник чести Школьной страны, где самые активные дети награждаются почетными грамотами, а «школярики» переводятся в рубли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цель школы – формирование  высоконравственной, творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и обучающихся разных во...

Структура школьного самоуправления

В методической разработке дается описание структуры самоуправления в многопрофильной школе с презентацией....

Структура школьного самоуправления в малокомплектной школе.

В структуру школьного самоуправления "Школьное единство" входит президент, отдел "Учись учиться", отдел "Чистота и порядок" и отдел "Затейники"...

Структура Ученического самоуправления

Модель Ученического самоуправления...

Структура классного самоуправления

Структура классного самоуправления...

Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов.

В условиях демократизации школы учащихся должны иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих проблем, удовлетворение потребностей и  интересов в образовательном  процессе. Дл...