Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов.
проект

В условиях демократизации школы учащихся должны иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих проблем, удовлетворение потребностей и  интересов в образовательном  процессе. Для этого в школе созданы органы самоуправления ученического коллектива: школьную ученическую конференцию, школьный ученический совет, рабочие органы школьного ученического  самоуправления, классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы, в также временные органы самоуправления. При всем разнообразии органы ученического самоуправления всегда вторичны, первична – деятельность, на основе которой и возникает самоуправление.

Задачи ученического самоуправления: выявление личностно и социально значимых потребностей учащихся,  отбор тех из них, которые реально выполнимы, трансформирование потребностей учащихся в содержание деятельности,  полезной для школы и значимой для учеников, определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся, организация деятельности органов ученического самоуправления,        предоставление педагогической поддержки и помощи, подведение итогов работы,  анализ ее результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_4.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект №4.

Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов. Структура самоуправления.

        В условиях демократизации школы учащихся должны иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих проблем, удовлетворение потребностей и  интересов в образовательном  процессе. Для этого в школе созданы органы самоуправления ученического коллектива: школьную ученическую конференцию, школьный ученический совет, рабочие органы школьного ученического  самоуправления, классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы, в также временные органы самоуправления. При всем разнообразии органы ученического самоуправления всегда вторичны, первична – деятельность, на основе которой и возникает самоуправление.

        Полномочия органов ученического самоуправления определяются школьными нормативными актами: Положениям о самоуправлении ученического коллектива, положениями о рабочих органах ученического самоуправления.

Органы ученического самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами:

  - равноправия,  выборности, открытости и гласности,  законности,  педагогической целесообразности;

- педагогического руководства развитием ученического самоуправления;

-добровольности деятельности и ее социальной значимости;

-сочетания организаторских и исполнительских функций;

-построения самоуправления снизу вверх;

-предметной деятельности и  согласия.

        Цель  ученического самоуправления - реализация интересов и потребностей учащихся, необходимых для формирования полноценной личности. Работа органов ученического самоуправления  начинается с выявления актуальных потребностей и интересов  учащихся, на основе которых определяются содержание, основные направления деятельности и организационная структура.

        Задачи ученического самоуправления: выявление личностно и социально значимых потребностей учащихся,  отбор тех из них, которые реально выполнимы, трансформирование потребностей учащихся в содержание деятельности,  полезной для школы и значимой для учеников, определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся, организация деятельности органов ученического самоуправления,        предоставление педагогической поддержки и помощи, подведение итогов работы,  анализ ее результатов.

        Содержание деятельности органов ученического самоуправления: познавательная деятельность; самообслуживание и трудовая деятельность; художественно-эстетическая, культурно-массовая и досуговая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность;  информационная, художественно-оформительская деятельность; шефская деятельность, оборонно-массовая и поисковая деятельность,  создание правового поля во внутришкольной жизни.  В начальный период в деятельности органов ученического самоуправления преобладает содержание, направленное на организацию досуга, отдыха и развлечений, то по мере его развития все больше место отводиться общественно-полезным делам и мероприятиям.

        Методами деятельности ученического самоуправления являются: общественное поручение, общественное мнение, позитивное стимулирование, авансированное доверие, традиции , личный пример, метод убеждения, игра, ответственное поручительство. Особое место  занимают методы педагогической инструментовки конкретного дела и управленческий цикл.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять. Ученическое самоуправление функционирует согласно теории социального управления.

        Основные функции социального управления - анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и корректировка и снова анализ. Указанные функции управления принимают на себя органы ученического самоуправления.

        Условиями эффективного функционирования и развития ученического самоуправления являются

- социально-педагогические условия:  направленность деятельности на реализацию потребностей и интересов учащихся;  включение в работу с органами ученического самоуправления как можно большего числа педагогов школы; активное использование теории социального управления, введение в действие управленческого цикла; формирование положительного отношения родителей к работе органов ученического самоуправления и привлечение их к участию в их деятельности; использование в работе органов ученического самоуправления разнообразных форм и методов;  позиция сотрудничества педагогов и учащихся в совместной деятельности.

-психологические условия: ценностно-ориентационное единство и сплоченность школьного и первичных коллективов учащихся; благоприятный психологический климат в школе; формирование и развитие «этических ориентиров школьников»;  предоставление каждому учащемуся такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации; развитие делового сотрудничества, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления; психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления.

  • правовые условия: наличие нормативных документов ученического самоуправления, таких как  Положение об ученическом совете, положения об активах и др.).

Целью программы реализации концепции ученического самоуправления является  построение и развитие системы ученического самоуправления как средства саморазвития личности.

Задачи:

  • выявление личностно и социально значимых потребностей учащихся,

отбор тех из них, которые реально выполнимы;

-трансформирование потребностей учащихся в содержание деятельности, полезной для школы и значимой для учеников;

  • определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
  • организация деятельности органов ученического самоуправления;
  • создание благоприятных условий для их функционирования, в том числе предоставление педагогической поддержки и помощи;  
  • анализ деятельности органов ученического самоуправления, корректировка содержания их деятельности и программы в соответствии с изменениями внешних и внутренних условий их функционирования.

Основные направления деятельности:

  1. Диагностика
  2.  Информирование
  3. Обучение
  4. Организация и управление
  5. Нормы и правила
  6. Анализ и корректировка

Этапы реализации программы:

1.  Подготовительный  этап.

2.  Этап становления.

3.  Этап стабильного функционирования.

4.  Этап модернизации.

Ожидаемые результаты

Мы рассматриваем ученическое самоуправление как движущую силу процесса демократизации школы. Реализация программы построения и развития системы ученического самоуправления

  • создаст условия для личностного роста и саморазвития учащихся,
  • наполнит новым содержанием деятельность органов самоуправления педагогов и родителей,
  • подготовит условия  для создания в  школе единой  системы школьного самоуправления,
  • создаст предпосылки для построения адаптивной воспитательной системы.

Таким образом, реализация программы станет важным шагом на пути становления правовой демократической самоуправляемой школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цель школы – формирование  высоконравственной, творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и обучающихся разных во...

КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цель школы – формирование  высоконравственной, творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и обучающихся разных во...

Методика создания и развития системы школьного самоуправления

Методика создания и развития системы школьного самоуправления   ...

Методика создания и развития системы школьного самоуправления

Методика создания и развития системы школьного самоуправления   ...