Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов.
проект
В условиях демократизации школы учащихся должны иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих проблем, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Для этого в школе созданы органы самоуправления ученического коллектива: школьную ученическую конференцию, школьный ученический совет, рабочие органы школьного ученического самоуправления, классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы, в также временные органы самоуправления. При всем разнообразии органы ученического самоуправления всегда вторичны, первична – деятельность, на основе которой и возникает самоуправление.
Задачи ученического самоуправления: выявление личностно и социально значимых потребностей учащихся, отбор тех из них, которые реально выполнимы, трансформирование потребностей учащихся в содержание деятельности, полезной для школы и значимой для учеников, определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся, организация деятельности органов ученического самоуправления, предоставление педагогической поддержки и помощи, подведение итогов работы, анализ ее результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_4.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект №4.
Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов. Структура самоуправления.
В условиях демократизации школы учащихся должны иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих проблем, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Для этого в школе созданы органы самоуправления ученического коллектива: школьную ученическую конференцию, школьный ученический совет, рабочие органы школьного ученического самоуправления, классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы, в также временные органы самоуправления. При всем разнообразии органы ученического самоуправления всегда вторичны, первична – деятельность, на основе которой и возникает самоуправление.
Полномочия органов ученического самоуправления определяются школьными нормативными актами: Положениям о самоуправлении ученического коллектива, положениями о рабочих органах ученического самоуправления.
Органы ученического самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами:
- равноправия, выборности, открытости и гласности, законности, педагогической целесообразности;
- педагогического руководства развитием ученического самоуправления;
-добровольности деятельности и ее социальной значимости;
-сочетания организаторских и исполнительских функций;
-построения самоуправления снизу вверх;
-предметной деятельности и согласия.
Цель ученического самоуправления - реализация интересов и потребностей учащихся, необходимых для формирования полноценной личности. Работа органов ученического самоуправления начинается с выявления актуальных потребностей и интересов учащихся, на основе которых определяются содержание, основные направления деятельности и организационная структура.
Задачи ученического самоуправления: выявление личностно и социально значимых потребностей учащихся, отбор тех из них, которые реально выполнимы, трансформирование потребностей учащихся в содержание деятельности, полезной для школы и значимой для учеников, определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся, организация деятельности органов ученического самоуправления, предоставление педагогической поддержки и помощи, подведение итогов работы, анализ ее результатов.
Содержание деятельности органов ученического самоуправления: познавательная деятельность; самообслуживание и трудовая деятельность; художественно-эстетическая, культурно-массовая и досуговая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; информационная, художественно-оформительская деятельность; шефская деятельность, оборонно-массовая и поисковая деятельность, создание правового поля во внутришкольной жизни. В начальный период в деятельности органов ученического самоуправления преобладает содержание, направленное на организацию досуга, отдыха и развлечений, то по мере его развития все больше место отводиться общественно-полезным делам и мероприятиям.
Методами деятельности ученического самоуправления являются: общественное поручение, общественное мнение, позитивное стимулирование, авансированное доверие, традиции , личный пример, метод убеждения, игра, ответственное поручительство. Особое место занимают методы педагогической инструментовки конкретного дела и управленческий цикл.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять. Ученическое самоуправление функционирует согласно теории социального управления.
Основные функции социального управления - анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и корректировка и снова анализ. Указанные функции управления принимают на себя органы ученического самоуправления.
Условиями эффективного функционирования и развития ученического самоуправления являются
- социально-педагогические условия: направленность деятельности на реализацию потребностей и интересов учащихся; включение в работу с органами ученического самоуправления как можно большего числа педагогов школы; активное использование теории социального управления, введение в действие управленческого цикла; формирование положительного отношения родителей к работе органов ученического самоуправления и привлечение их к участию в их деятельности; использование в работе органов ученического самоуправления разнообразных форм и методов; позиция сотрудничества педагогов и учащихся в совместной деятельности.
-психологические условия: ценностно-ориентационное единство и сплоченность школьного и первичных коллективов учащихся; благоприятный психологический климат в школе; формирование и развитие «этических ориентиров школьников»; предоставление каждому учащемуся такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации; развитие делового сотрудничества, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления; психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления.
- правовые условия: наличие нормативных документов ученического самоуправления, таких как Положение об ученическом совете, положения об активах и др.).
Целью программы реализации концепции ученического самоуправления является построение и развитие системы ученического самоуправления как средства саморазвития личности.
Задачи:
- выявление личностно и социально значимых потребностей учащихся,
отбор тех из них, которые реально выполнимы;
-трансформирование потребностей учащихся в содержание деятельности, полезной для школы и значимой для учеников;
- определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
- организация деятельности органов ученического самоуправления;
- создание благоприятных условий для их функционирования, в том числе предоставление педагогической поддержки и помощи;
- анализ деятельности органов ученического самоуправления, корректировка содержания их деятельности и программы в соответствии с изменениями внешних и внутренних условий их функционирования.
Основные направления деятельности:
- Диагностика
- Информирование
- Обучение
- Организация и управление
- Нормы и правила
- Анализ и корректировка
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап.
2. Этап становления.
3. Этап стабильного функционирования.
4. Этап модернизации.
Ожидаемые результаты
Мы рассматриваем ученическое самоуправление как движущую силу процесса демократизации школы. Реализация программы построения и развития системы ученического самоуправления
- создаст условия для личностного роста и саморазвития учащихся,
- наполнит новым содержанием деятельность органов самоуправления педагогов и родителей,
- подготовит условия для создания в школе единой системы школьного самоуправления,
- создаст предпосылки для построения адаптивной воспитательной системы.
Таким образом, реализация программы станет важным шагом на пути становления правовой демократической самоуправляемой школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Цель школы – формирование высоконравственной, творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и обучающихся разных во...
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Цель школы – формирование высоконравственной, творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и обучающихся разных во...
Методика создания и развития системы школьного самоуправления
Методика создания и развития системы школьного самоуправления ...
Методика создания и развития системы школьного самоуправления
Методика создания и развития системы школьного самоуправления ...
Деятельностные механизмы профессионального развития. Организация рефлексии как условие подготовки к профессиональной деятельности. Система социальных коммуникаций образовательной организации как условие становления молодого специалиста.
Эссе о проблемах учителя в школе, особенно - молодого специалиста...
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Самостоятельная работа...
Презентация к выступлению на педсовете «Система школьного самоуправления»
О самоуправлении в школе...