Воспитание гражданина и гражданственности у учащихся младшего, среднего возраста во внеурочное время.
материал на тему

Артюшина Лидия Вениаминовна

Воспитание гражданина и гражданственности у учащихся младшего, среднего возраста во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_grazhdanstvennosti.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданина и гражданственности у учащихся младшего, среднего возраста во внеурочное время.

В условиях нестабильности экономической сферы, социальной дифференциации общества, девальвации духовных ценностей очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

        Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

        Составной частью патриотического воспитания является гражданское воспитание.

        В Концепции модернизации российского образования на период 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

        Ведущая идея программы.

        Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранения межпоколенной преемственности.

        Цели программы.

        Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, главной ценностью которого является личность ребенка, а целью – воспитание в нем человека культуры, гражданина, патриота.

        Задачи программы.

  • Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.
  • Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
  • Разностороннее развитие детей и молодежи, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности.
  • Формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.
  • Формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыки поведения в социуме.
  • Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

Основные субъекты гражданского и патриотического воспитания:

  • Семья;
  • Непосредственное социальное окружение;
  • Коллективы, в которых происходит социализация личности;
  • Жизнеобеспечивающее пространство развития личности (микрорайон, район, улица и т.д.);
  • Образовательно-воспитательные учреждения;
  • Общественные организации и объединения.

Младшие школьники.

Цели и задачи: формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной истории и культуре, освоение родного языка, развитие трудолюбия.

Подростки.

Цели и задачи: формирование убежденности в том, что целостность государства – залог его могущества; развитие межпоколенной преемственности через знание своих корней, ознакомление с символами государства, региона, места проживания, социокультурная идентификация, аккумуляция переживаний героических событий в истории Отечества.

Основные формы деятельности системы воспитания в МОУ СОШ №68

  1. Учебная деятельность по предметам.

Урок Граждановедения, уроки Истории Отечества, уроки Всемирной Истории, уроки Краеведения, и т.д.

  1. Проведение нестандартных классных часов, нетрадиционных уроков – экскурсия в музей поселка Пыра, экскурсия в поселковую библиотеку, встречи с интересными людьми.
  2. Работа детских творческих кружков, секций, клубов – факультативные занятия «Истоки».
  3. Конференции, семинары, концерты, праздники – участие учеников 6класса в школьных мероприятиях («Новый год», «День Победы», «Мамин Праздник» и т.д.)
  4. Участие в районных, городских, областных конкурсах, смотрах - участие в городских «Рождественских встречах», участие в городской спортивно-патриотической игре «Зарница», семинар для преподавателей по региональной программе по Духовно-Нравственному Воспитанию.
  5. Организация родительского всеобуча – доклады и беседы на родительских собраниях по ДНВ, проведение анкетирования в начале учебного года и по итогам завершения обучения в 6 классе.
  6. Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, фольклорных, театрализованных праздников, спортивных мероприятий – участие родителей в Новогоднем карнавале, совместное участие родителей и учащихся в спортивных состязаниях.
  7. Выставки творческих работ – участие в городских выставках по теме Духовно-Нравственного воспитания.
  8. Участие учащихся 6 класса в работе школьного самоуправления.

Из опыта моей работы в МОУ СОШ №68

        Первая встречу с моим классом происходила так, я организовала беседу « Что означает мое имя?». Цели и задачи этого урока – познакомить учащихся с новым педагогом, а педагогу лучше узнать о каждом ученике. В непринужденной обстановке, сидя в кругу, каждый ребенок называет свое имя, рассказывает, почему именно это имя выбрали родители? Кто предложил выбрать это имя? И т.д., на следующих классных часах мы учимся составлять генеалогическое древо (хотя бы трех-четырех поколений).

        Активное участие наших учеников и родителей в общешкольных праздниках, спортивных мероприятиях развивает интерес к истории нашей Родины, прививает любовь и уважение к людям пожилого возраста и к младшему поколению, воспитывает гордость за страну, где мы все живем. Учащиеся самостоятельно находят интересную информацию и готовят выступления, каждому хочется поделиться и выступить перед сверстниками. Дети, которые умеют хорошо рисовать приносят свои рисунки (это и портреты своих близких, изображения любых животных, также костюмы и предметы домашнего обихода, фотографии из семейного альбома, фотографии военных лет).

        Очень интересно проходят экскурсии в поселковую библиотеку и краеведческий музей нашего поселка. Много нового узнаем о происхождении населенного пункта, названия поселка. Беседу заканчиваем небольшой письменной работой в виде Эссе.

        Организация классных экскурсий и походов приучает учащихся применять свои знания, навыки и опыт в общении в кругу друзей и сверстников. Именно в социальной среде дети учатся быть терпимыми, уважать мнение другого человека, быть ответственным в определенный момент.

        При планировании и организации своей работы стараюсь, чтобы учащиеся получили возможности:

  • Для заинтересованного и самостоятельного выбора вида деятельности;
  • Для активной и самостоятельной деятельности;
  • Для формирования определенных моральных ценностей, служащих базой для развития патриотических чувств;
  • Для формирования и развития патриотических чувств на четырех уровнях: моя семья, мой поселок, мой родной край, моя Родина.

Литература:

  1. Заместитель Директора по Воспитательной работе. Научно-методический журнал, №4 2007 года.
  2. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 2. Москва «Глобус» 2009 год.
  3. Героико-патриотическое воспитание в школе. Т.А. Орешкина. – Волгоград. Учитель, 2007год.
  4. Роль воспитания в школе. Нижний Новгород, 2008 год.
  5. Дни воинской славы России. Книга 1. Э.С. Иткин, Нижний Новгород 2007год.

МОУ СОШ № 6  

ДОКЛАД

Воспитание гражданина и гражданственности у учащихся младшего, среднего возраста во внеурочное время.

Подготовила: Артюшина Л.В.

                                г. Дзержинск  2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»

Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста.

В своей работе я отразила особенности, формы работы и методическую систему гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста....

«Воспитание творческой личности на уроках фортепиано с учащимися младшего дошкольного возраста».

Воспитание творческой личности на уроках фортепиано с учащимися младшего дошкольного возраста....

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных класс...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»

Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание гражданина России как основа гармоничного развития личности учащегося на уроках и во внеурочное время»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с основными  положениями:·        Общество нуждается в подготовке  нравственных людей.·...