«Воспитание творческой личности на уроках фортепиано с учащимися младшего дошкольного возраста».
статья на тему
Воспитание творческой личности на уроках фортепиано с учащимися младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств г. Конаково МО «Конаковский район»
Реферат на тему:
«Воспитание творческой личности на уроках фортепиано с учащимися младшего дошкольного возраста».
Автор: Воробьева Людмила Николаевна, преподаватель по классу фортепиано.
Г.Конаково Тверская область
2014г.
«Благодаря музыке в человеке пробуждается
представление о возвышенном величественном.
Прекрасном не только в окружающем мире,
но и в самом себе»
В.А.Сухомлинский
«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.»
Б.Асафьев
Музыка – сильное и яркое развитие творческой индивидуальности, начиная с раннего детского возраста. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать ее влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее, не выговариваемых глаголов, не запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по-своему -, не будут о ней разглагольствовать; но она наполнит гармонией их юные души». Мир для ребенка является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазий, и он живет в нем в своем стремлении жить в мире красок, звуков и различных форм. Окружающие взрослые оказывают большое влияние на формирование основ ценностных ориентаций детей. Мы все хотим увидеть наших детей творческими духовно богатыми, культурно образованными детьми с развитым эстетическим вкусом.
Эстетическое развитие ребенка будет гораздо гармоничнее, если рядом окажется тот, кто сам глубоко увлечен изобразительным искусством, музыкой, театром, кто видит и чувствует красоту окружающего мира, природы, человеческих отношений.
Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих переживаний и может стать понятна ребенку в раннем возрасте. «Музыка выражает все то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано», - писал П.И.Чайковский.
В результате общения с музыкой, ребенку передаются ее настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Именно музыка может стать эмоциональным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Формирование музыкальной культуры -актуальная задача, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Не подлежит сомнению, что большое значение для развития и формирования мышления со дня рождения и в течение всей жизни имеет общения с музыкой, в первую очередь классической, а также « пропевание» музыки в движении и голосом.
Одной из основной проблемой воспитания и обучения, является проблема развития мышления. Изучение личности ребенка осуществляется на основе теоретических, психологических и педагогических подходах. Основы мышления должны быть сформированы у детей в раннем возрасте. В воспитании мы должны исходить из потребности самого ребенка, а малыша особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, танцевать, прыгать. Это физиологическая особенность детского возраста, в этом выражается его активность, идет усиленный обмен веществ, развивается мышечный аппарат, совершенствуется работа нервных центров.
Чем меньше ребенок, тем больше нуждается он в движении. Эти движения должны научить ребенка свободно управлять органами своего тела, развить координацию движения, овладению собой (смелость, решительность, находчивость, сообразительность). Музыка, сливаясь с движением, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма.
Наряду с этим нельзя упускать из виду, что процесс непосредственно музыкального восприятия оказывает влияние на развитие и становление творческой личности. Подлинное эстетическое восприятие всегда связано с душевным волнением, переживанием эстетического удовольствия. «Погружение» в стихию звуков, красок, форм, в стихию стихотворения или пластику движения характерно для процесса художественного восприятия.
Требованием к репертуару, предъявляемому для слушания детям, уделяли внимание известные ученые, педагоги и выделяли общие черты и требования к репертуару для детей:
- Народное музыкальное творчество, классика и современная музыка;
- Произведения, воспитывающие доброту, проникновение в мир чувств детей, отражение их интересов, образность, доступность;
- Яркость, запоминаемость.
Очень важно способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики. Педагогическими условиями успешного развития музыкального развития в раннем детстве являются:
- художественное совершенство, яркость и эмоциональная доступность музыкального произведения;
- повторность впечатлений (многократное звучание);
- создание положительного, эмоционального фона общения ребенка и взрослого, поощрение успеха малыша;
- пробуждение детей к двигательной активности, вокализация.
Музыка, являясь одной из самых влиятельных форм искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности. Получая от художественных и музыкальных произведений огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности, тем самым они играют неоценимую роль в развитии творческой личности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано, что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по – своему, лучше.
Все знают, что в детстве закладывается основа развития личности.
«Час рождения ребенка является первым часом его обучения», - так писал в своей книге «Как Гертруда учит своих детей» швейцарский педагог-гуманист конца XVIII начала IX веков И.Г. Песталоцци. Далее он пишет о роли учителя - «Учитель и ученики смешиваются во время игр…поддерживают веселое, радостное и непринужденное настроение, знаменующее невинность и святое счастье детей»…Помимо непременной любви к детям, Песталоцци высоко ценит в учителе такие качества, как находчивость, жизнерадостность непосредственность, скромность и нравственную чистоту. Он решительно возражает против рутинной и однообразной работы учителя, но рассматривает ее как творческую деятельность.
Источники всего - в детстве. Почему мне нравится работать с самыми младшими учениками? Работая с ними, я возвращаюсь в свое детство, радуясь и удивляясь вместе с ними, танцую с ними и пою колыбельные, воображаю себя разными сказочными героями. Все получается легко, волшебно и радостно. Мы «входим» в музыку естественно и чисто! Из уст своих младенцев я каждый раз узнаю истину, они учат меня искренности и естественности. И только потом я их учу музыке и красоте. «Будьте как дети», (Мф.18,3)
Маленького ребенка надо воспринимать как наиболее «чистого» носителя замысла Творца. Ранее развитие не ставит целью воспитание гениев. Единственная цель раннего развития-дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, и сделать его смышленым и добрым.
Главное условие для меня подготовить себя к уроку с малышом эмоционально. Требование гуманизации образования предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к пониманию.
На первом уроке с малышом у нас происходит знакомство и дружба с инструментом. Я долго и подробно рассказываю ему о его новом друге (фортепиано), мы детально рассматриваем инструмент: гладим молоточки, щиплем струны, ласкаем клавиши, мягко «шагаем» на педалях, и когда все посмотрим, попросим рояль рассказать нам сказку «Теремок». Малыши сразу запоминают, где живет комар-пискун, а где медведь и с моей незаметной помощью они с радостью «рассказывают» пальчиками и голосом эту прекрасную детскую сказку. А когда на последних словах теремок сломался (две прямые ладошки ударяют по клавишам), и звери разбежались в рассыпную, дети приходят в восторг! Они уже сыграли целую сказку сами! На первом уроке, как правило, я не приглашаю родителей, но на всех остальных уроках я прошу их присутствовать, поскольку это оказывает незаменимую поддержку в домашних занятиях их ребенка. На уроках мы не говорим таких слов как «плохо», « не получается», «трудно», «не хочу», но всегда удивляемся, радуемся и пытаемся найти все интересное в наших занятиях.
В педагогике нет ничего статичного и ни одна педагогическая находка не может стать аксиомой пригодной для каждого ученика. Педагогика - это творческий поиск, яркость духа, воображение и игра! В младшем возрасте у ребенка велика жажда познания и творчества. И то, чем природа его озарила, необходимо извлечь из тайников детского сознания и подсознания. В этом мне помогает слушание музыки, но только в хорошем исполнении!
Творчество детей базируется на ярких, музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только то, что в ней содержится, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть, то, что создает его творческое воображение. К творчеству композитора и исполнителя присоединяется творчество слушателя. Так, например, в музыке Гайдна - по-детски радостная душа! Симфонии ведут в необозримую зеленую рощу, веселую пеструю толпу счастливых людей, где смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, блаженства, вечной юности: ни страдания, ни скорби…В произведениях Моцарта-больше занимает сверхчеловеческое чудесное, обитающее в глубине нашей души. В сочинениях Бетховена музыка дышит рычагами страха, трепета, ужаса и скорби. Дети прекрасно понимают хорошую классическую музыку, лучшие ее образцы. Они приходят в восторг от Бранденбургских концертов И.С. Баха, скрипичных концертов Мендельсона, инструментальной и фортепианной музыки П.И.Чайковского, Грига, Вивальди, Дворжака и др. Слушая музыку, малыши пытаются рисовать в альбом ее содержание. Получаются яркие и выразительные картинки природы. Этими рисунками мы украшаем классный уголок. При слушании танцевальной музыки мы пытаемся танцевать или отхлопываем сильную долю, а когда звучит торжественное Tutti - мы превращаемся в дирижеров и дирижируем, любуясь на себя в зеркало.
Очень важно не «перезагрузить» малыша, следует чутко следить за его состоянием, и малейшее нетерпение или неумение педагога может отпугнуть ребенка от занятий. Главное - поддерживать его интерес к занятиям. Через механизм сочувствия и сопереживания в общении с искусством ребенок получает недостающую часть воспитания. Чем больше, проверенной временем классики получит ребенок, тем глубже и нравственнее устои, прочнее основательность дальнейшей его жизни. Нет отсталых детей-все зависит от метода обучения.
Японец Масару Ибук в своей книге «После трех уже поздно» пишет о работе педагогов музыкантов с детьми трехлетнего возраста. Нетрадиционные методы развития богаты идеями, в них еще много резервов и для ученика и для педагога. Работать с каждым, искать способы, пытаясь найти не лежащую на поверхности «золотую жилу» способности. Теория Масару Ибука предполагает то, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда, как дети готовы учиться всегда.
«Не трудно представить себе каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями а поощрялось и развивалось. Не трудно представить себе, насколько лучше был бы мир если бы голод познания ребенка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирками, но и произведениями великих Микеланджело, Моне, Рембрандта, Ренуара и Леонардо да Винчи», - Масару Ибука. Пробудить в ребенке музыканта, развить способности и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, много петь и дирижировать, сочинять, рисовать и танцевать - это необходимые условия, чтобы развить в ученике творческую личность.
А вот известный итальянский психолог и педагог Мария Монтессори считает, что взрослым необходимо просто организовать условия для малыша.
- возбудить интерес к действию;
- индивидуально подходить к каждому ребенку;
- предоставить свободу выбору.
Малышам, считает Монтессори, порядок органически свойственен, но не всегда они могут сами это создать, поэтому на помощь должны придти взрослые.
«Педагогам и родителям учеников желательно иметь желание и возможность на протяжении в сей деятельности следить за всеми открытиями и данными наук, относящимися к пониманию личности и поведения человека. Очень важно пользоваться в своей работе существующими научными методами», - такие рекомендации давала блистательная пианистка, педагог поэтесса и художник Анна Даниловна Артоболевская. Ее сборники «Первая встреча с музыкой и «Хрестоматия маленького пианиста» служат в моей работе одними из самых востребованных. Ее девиз – «Если очень хочу-то, могу!»,- звучит оптимистически и утверждающе, а совет педагогам - «Поддерживать огонек интереса, раздувая его в пламени любви», - звучит незыблемым правилом жизни педагога.
В своей работе я использую приемы эйдетики. Популярная система эйдетики базируется на принципе образных ассоциаций, которые помогают человеку запомнить все с легкостью. Эйдес (греч.) – образ. У всех детей развито образное мышление. Система эйдетики помогает развивать у ребенка мышление и память. Эйдетика – это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают или представляют, какой либо предмет, они как бы видят его, чувствуют иногда даже ощущают его цвет и запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку. И термин «эйдетика» был впервые введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок-эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый. Проведя в 30-е годы свои эксперименты, ученые обследовали более 1500 школ в германии и обнаружили, что 100 % учащихся эйдетики, из них 40% явные, 60% скрытые. То есть все обследованные дети обладают образной памятью. Упражнение эйдетики развивают внимание, образное мышление и память, а также помогают воспринимать мир целостно, учат творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти. Которую почти невозможно разрушить. Основные цели и задачи эйдетики для малышей:
- развитие тактильной, зрительной памяти, образного мышления, представления, воображения, зрительного слухового внимания;
- развитие мелкой моторики рук, речи;
- активизация ресурсов познавательных процессов.
Система эйдетики - это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи. Например, 2-лебедь, 8- очки: 28 – лебедь в очках, мажор-светит солнышко, минор – крапает дождик, диез – самолетик полетел вверх, бемоль – пузатый человечек садиться на стульчик, скрипичный ключ – лебедь плавает по озеру, басовый ключ – крот роет норку.
В каждом ребенке музыкальность заложена природой. Образование и окружающая среда оказывает огромное влияние на малышей, но «роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них своих учеников», - сказал когда-то австрийский пианист и педагог А. Шнабель.
Нетрадиционные методы развития богаты идеями, в них еще много резервов и для ученика и для педагога. Работать с каждым, пытаясь найти выход из тупиковых ситуаций, подвергая себя постоянному сомнению, анализу своей деятельности, искать и находить новые методы и приемы работы. Такой подход к детям, такая работа с ними просто необходимы.
На своих уроках с малышами я использую систему синестезии или цветного слуха. «Слух для пианиста, что глаз для художника». У маленьких детей существует значительная вариабельность восприятии всех цветов и оттенков. Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха и возможностью его развития практически безгранично. Успешное развитие слуха зависит от многих факторов, особенно от своевременного как можно более раннего погружения в мир музыки. Я разработала на основе синестезии свою систему цветного слуха, которая служит мне на этапе обучения донотного периода. Малыши после 2-3 уроков уже различают на слух все нотки, быстро выучивают расположение клавиш на клавиатуре и по цветной ритмической схеме играют первые песенки и попевки.
Быстрых результатов в музыкальной педагогике не бывает, но я стараюсь, чтобы на каждом уроке появлялись яркие лучики солнышка и сияли улыбкой на лицах моих малышей. Разнообразный музыкальный материал всегда спасает своей свежестью, загадочностью и необыкновенной красотой. Для малышей нужна быстрая смена событий, темп и конечно же, все должно проходить в форме игры. Но главное и за этим мне постоянно приходится следить - это правильная посадка за инструментом и хороший певучий звук. « В звуке - душа русской фортепианной школы»,- Вадимир Горовец. Исполнив фразу или мотив, или даже одну ноту, я помогаю ребенку увидеть в этом звучании картину, ощутить образ, его особенный характер и тембр. Звук надо услышать там, откуда он рождается, то есть внутри рояля. Даже не слушать звук, а думать над звуком, что возможно только при работе воображения. Без воображения нет творчества! Самое главное в музыке не ноты, а то, что находится между нот. «Гармонию надо «нюхать» как цветы»,- сказал Владимир Горовец. Звук - как одно из самых важных составляющих - один из главных способов выражения мысли и чувств. Но звук это не самоцель, он должен быть подчинен художественному образу. Звук должен обладать глубиной и масштабом, хотя от детей нельзя и даже опасно требовать взрослый звук. Французский пианист Альфред Корто сказал: «Позвольте детям играть детским звуком». Но сам по себе звук вне образа - ничто. Только тогда он несет в себе колоссальный смысл, энергию, когда подчинен художественному образу. «Для музыканта звук - творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазиями музыкант» (Натан Перельман «Поэма о звуке»).
Мелодическое слияние звуков, красок, ароматов в единое гармоническое ощущение мира дарит нам поэзия наиболее «музыкального» поэта К Бальмонта у которого «звуки светят, а краски поют»!
И я, как свет, вскормленный тучей,
Блистаю вспышкой золотой
И мне открыт аккорд певучий
Неумирающих созвучий,
Рожденных вечной Красотой…
Идеи музыкальности наложили отпечаток на язык самих стихов:
Звук арфы-серебристо-голубой.
Всклик скрипки - блеск алмаза хрусталистый.
Виолончели - мед густой и мглистый.
Рой красных струй, исторгнутых трубой. (К. Бальмонт)
«Наилучший звук – тот, который наилучшим образом выражает данное содержание»,- Г.Нейгауз.
Воображаемый и реальный миры не отделимы у детей столь четкой границей, как у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серого козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и даже пытаться побить его, спасти бедного зайчика от хитрой лисы.
«Дети - прирожденные художники,- видят мир во всей красоте; каждый день заново придумывают свою жизнь», - писал в своей книге «Грамматика фантазий» Джани Родари. Я, как правило, подхватываю фантазии своих малышей. И нам всегда интересно сочинять разные истории, это особенно помогает при слушании музыки, когда создается какой-то художественный образ в воображении ребенка.
Важнейшей задачей учителя я считаю - это умений возбудить и поддержать интерес ученика к занятиям. Недавно мне попалась очень интересная книга Т.Э. Тютюниковой «Видеть музыку и танцевать стихи!». Как учить? Чему учить? И для чего учить? Во многом ее педагогические взгляды совпадают с моими, и ее учебная программа «Учусь творить» сродни с моей. Дух творчества, дух настоящей игры в музыку и игра музыкой- это основные принципы, необходимые для воспитания творческой личности в работе с малышами.
«Человек может больше, чем он может. Только надо всегда бежать впереди себя самого…» Эти слова Артоболевской очень четко отличают личность педагога в своем стремлении воспитать достойных учеников, а впоследствии гордиться ими, ибо самая высшая заслуга учителя тогда, когда ученик превзойдет своего учителя…Пройдет время и оглядываясь, мы поймем в полной мере: «Сети ловит только тот, кто их забрасывает», и еще: «Мы познаем лишь постольку, поскольку сами делаем». (Новалис, нем. писатель, конец IIX века)
Поскольку педагог должен обладать массой доблестей и познания, но главное, на мой взгляд - добротой сердца и чистотой ума. Маленькие дети не могут хитрить и злиться, но их восприятие жизни настолько обостренно, что мне приходится постоянно следить за собой, чтобы невзначай не оступиться. Музыка открывает сердца навстречу добрым и прекрасным начинаниям, а люди, посвятившие себя музыке, наполнены светом и пониманием. Любой ребенок, окруженный любовью и обладающий желанием заниматься, может проявить скрытые в нем таланты, чтобы дарить миру радость и красоту. З
Задача педагога раскрыть в ребенке его безграничные потенциальные возможности найти и понять все его индивидуальные способности. Это поможет найти правильные методы и формы работы с ними.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон. Творческое воображение, фантазия и потребность изобретать, все это является своеобразным мотором таланта, его психологического центра. По-другому мы говорим о креативности, а способность и креативность составляют основу таланта. «Любой человек носитель таланта, который лишь необходимо правильно развить. Музыкальность - не врожденный талант, а способность которая, как и любая другая может быть развита», - говорит японский скрипач и педагог Шимичи Сузуки. Главное в работе - вызвать интерес! Музыка открывает сердца навстречу добрым и прекрасным начинаниям, а люди, посвятившие себя музыке – носители и основа мира, наполненного светом и вниманием. Любой ребенок, окруженный любовью и пониманием и обладающий желанием заниматься, может проявить скрытые в нем таланты, чтобы дарить миру радость и красоту. Хочется привести основные принципы работы Шиничи Сузуки которому удавалось делать музыкантами детей трехлетнего возраста.
- Активное слушание – усиливает слуховые навыки и позволяет слушать музыку осознано.
- Мотивация - домашние занятия, которые приносят ребенку радость. Родители чутки к ощущениям ребенка.
- Повторение – ежедневные упражнения и прослушивания записи, которое обеспечивает качественный рывок вперед.
- Безнотное обучение – на уроке играть всегда без нот, это улучшает память и ускоряет процесс обучения. Учить читать ноты нужно тогда, когда у ребенка достаточно развито музыкальное чувство, навыки игры и память.
- Последовательность в обучении-после того, как выучен музыкальный текст идет работа над звуком, фразировкой и музыкальной чувствительностью. Качество зависит от работы педагога.
- Индивидуальные уроки- родители и дети должны наблюдать за ходом занятий других учеников, это мотивирует их. Длина урока зависит от концентрации внимания и нужно строго этому придерживаться, поскольку «перезагрузка» ученика может вызвать нежелание ребенка обучаться
Каждый проведенный урок неповторим. Каждый ученик меня побуждает на поиск новых путей, импровизацию, индивидуальный подход.
Музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое новое, необычное и невероятное- формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние и становиться содержательным выявлением детского «Я».
Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, «проживал» свое настроение в музыке. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветет в своих творческих проявлениях как внезапно раскрывается цветок.
Список литературы:
- Г.Нейгауз “Об истории фортепианной игры» Москва, «Музыка», 1982 г.
- Д. Дюбал «Вечера с Горовицем» «Классика XXI» «Музыка» 1982 г.
- «Уроки Разумовской» «Классика XXI» 2007г.
- «Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство» Диалог с Андреем Хитруком. «Классика XXI» 2006г.
- К.Вольф «Уроки Шнабеля» «Классика XXI» 2006г.
- С.О.Мильтонян «Педагогика гармоничного развития скрипача» Тверь-Дикси,1996г.
- Под. ред. Петровского «Психология, Словарь» Москва, Политиздат» 1990г.
- Фортепиано, Москва «Эпта» 2004г.№1,2004г.№2,2010г.№3-4, 2011г. № 3-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»
Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...
Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано
Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...
статья "Воспитание творческой личности на уроках технологии в 5 классе."
Статья посвящена теме воспитания творческой личности на уроках технологии. Сегодня эта тема актуальна в связи с введением новых образовательных стандартов. В статье даны основные определения понятий: ...
Доклад «Проектная деятельность учащихся младшего школьного возраста как средство развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка»
Технология опыта...
Воспитание творческой личности на уроках технологии.
Воспитание творческой личности учащихся (девочек) на уроках технологии по всем разделам учебной программы....
Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей младшего дошкольного возраста
План составлен на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...
Статья "Музыкально- дидактическая игра на уроке фортепиано, как средство музыкального развития учащихся младшего школьного возраста"
Данная статья рассказывает о важности применения игровых технологий на уроке фортепиано с младшими школьниками. В этом возрасте шаблонное изучение теоретических основ музки и небольших пье...