Исследовательская работа "Какое счастье быть полезным людям, учить его величество Народ"
творческая работа учащихся (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakoe_schaste_byt_poleznym_lyudyam_uchit_ego_velichestvo_narod.doc | 860.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отечество – 2011
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования и науки Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бокситогорская гимназия»
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ Учащихся
«Отечество»
Номинация «Земляки»
Тема работы «Какое счастье быть полезным людям,
учить Его Величество Народ!»
Подготовил:
Шевчук Александра Евгеньевна
ученица 8 класса
МОУ «Бокситогорская гимназия»
187650 Ленинградская область
г. Бокситогорск, ул. Школьная 13
187650 Ленинградская область,
г. Бокситогорск, ул. Павлова 16 - 74
т.(881366)2-88-48, 89516544089
e-mail: sandraalex97@yandex.ru
Руководитель:
Чистякова Мария Юрьевна
учитель иностранных языков, классный руководитель 8 класса
МОУ «Бокситогорская гимназия»
187650 Ленинградская область
г. Бокситогорск, ул. Школьная 13
187650 Ленинградская область,
г. Бокситогорск, ул. Вишнякова 12-7
т.89602692896
e-mail: Maria04021982@yandex.ru
Бокситогорск, 2011
Оглавление
Введение……………………………………………………………………с.3-4
Педагогическая династия Осницких – Васильевых…………………….с.4-8
Заключение…………………………………………………………………с.9
Список источников и использованной литературы……………………..с.10
Приложение…………………………………………………………………с. 11-20
Введение
Бокситогорская гимназия (ранее Бокситогорская средняя школа №1) уже отметила своё семидесятипятилетие. Судьба школы неразрывно связана с историей и становлением современного Бокситогорска. Школа была основана в 1932 году, когда город ещё назывался посёлком. Ещё в те далёкие годы в ней закладывались и развивались лучшие традиции народного образования района: высокое чувство ответственности педагогов, профессионализм, уважение к личности ученика.
В школе с 1975 года существует школьный краеведческий музей, в котором представлен богатый материал, хранящий довоенную, военную и современную историю школы, её традиции, а главное - память о людях, учителях и учениках; о тех, кто прославил школу своим трудом и достижениями в различных сферах многообразной деятельности.
Таким представителем учительской династии является Лидия Александровна Васильева, учитель математики, основатель краеведческого школьного музея, отличник народного просвещения. Её отец А. С. Осницкий был одним из первых завучей школы; мать, Т. И. Поликарпова, всю жизнь отдала школе, была первым орденоносцем в районе, является почётным гражданином города.
В образовании многое меняется, но основные принципы преподавания и воспитания передаются из поколения в поколение. Поэтому очень важно сохранить память о тех людях, которые посвятили этому всю свою жизнь.
В нашем городе не так часто встречаются династии в различных профессиях, а среди учителей династии - большая редкость. Поэтому цель моего исследования - рассказать о жизни и деятельности Л. А. Васильевой, её родителях и детях, которые посвятили свою жизнь нашей школе и народному образованию Бокситогорского района.
Задачи исследования:
- Собрать сведения о жизни и деятельности всех членов педагогической династии.
- Выяснить, сколько лет члены семьи отдали профессии – учитель.
В исследовании я использовала газетные статьи, воспоминания Васильевой Лидии Александровны, Орловой Нины Константиновны (ученицы Татьяны Ивановны, одноклассницы Лидии Александровны), Максимовой Галины Петровны (ученицы Татьяны Ивановны), беседуя с ними, я много узнала интересного о жизни семьи Л.А. Васильевой. А также в своей работе я использовала материалы школьного краеведческого музея, документы, которые мне предоставила Л.А. Васильева (Трудовая книжка Осницкого А.С., Военный билет), дневник Поликарповой Татьяны Ивановны. Из книги Никольского М. «Народный учитель» я взяла биографию Поликарповой Т. И. Статьи газеты «Новый путь» также оказали мне большую помощь при исследовании этой темы.
Педагогическая династия Осницких – Васильевых
Можно считать, что эта династия берёт начало ещё с 1910 года, когда Осницкий Сергей Александрович (отец Осницкого Александра Сергеевича) стал первым директором Соминской школы, где проработал до 1915 года.
Его сын продолжил дело, начатое отцом. Осницкий Александр Сергеевич родился в деревне Хирово, Любытенского района, Новгородской области, закончил Спировское земское начальное училище, окончил Тихвинский педагогический техникум и работал учителем начальных классов, а затем – заведующим учебной частью в Бокситогорской средней школе №1 (Приложение №1).
Перед самой войной, Александр Сергеевич получил диплом о высшем образовании Ленинградского Государственного педагогического института имени Покровского. Началась Великая Отечественная война, которая стала огромным испытанием для семьи Осницких. Александр Сергеевич работал на строительстве аэродрома в Большом Дворе, немного позднее был призван в армию и прошел всю войну - участвовал в сражениях за Новгород, на Карельском перешейке, в Польше, а закончил войну в Чехословакии. За время службы был дважды контужен. Он часто писал жене и дочери о том, как он воюет, как их встречают в освобождённых городах, переживал, особенно за свою дочурку (1) (Приложение №2).
За участие в Великой Отечественной войне Александр Сергеевич был награждён медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За боевые заслуги».
После окончания войны Осницкий Александр Сергеевич вернулся в Бокситогорскую среднюю школу №1 и ещё 20 лет работал в ней, делясь своим богатым жизненным опытом с учениками. В 1965 году он вышел на пенсию. 38 лет в школе, наполненных напряжённой, но благодарной работой - обучением и воспитанием молодого поколения.
Его жена Поликарпова Татьяна Ивановна была учителем русского языка и литературы в той же школе; они вместе определяли, в значительной степени, нравственный климат в школе, и каждый из них являл собой личность.
Поликарпова Татьяна Ивановна родилась 16 апреля 1910 года в деревне Высокуши Новгородской области, росла в большой и дружной семье. Начальную школу Таня окончила на станции Пикалёво, а затем, чтобы продолжить образование, пришлось ездить в Тихвин, где находилась школа второй ступени с педагогическим уклоном (Приложение №3). «В 1926 году молодая страна Советов наступала на неграмотность. Открывались всё новые и новые школы. А учителей не хватало. Окончив Тихвинскую школу и получив два документа - один об окончании средней школы, другой о праве преподавания в начальной, Татьяна Ивановна была отправлена в маленькую трехклассную школу в деревню Сенно. Здесь прошли первые восемь лет её работы в школе» (5) (Приложение №4).
Через восемь лет Татьяну Ивановну провожали из Сенно в только что открывшуюся фабрично-заводскую школу-семилетку у месторождения
бокситов. Поселка еще не было, он только возникал. На первых порах два деревянных барака были отведены под классы, фундамент каменного здания только закладывался. Татьяна Ивановна довольно подробно описывает то трудное время в своем дневнике (Приложение №5).
В 1934 году в посёлке Бокситы открылась новая школа. Это была первая из новостроек, которые создавались здесь в связи со строительством завода. А уже через год школа стала средней. Шли годы. Народное образование, как и все отрасли, делало уверенные шаги вперёд. Учителя учили и учились сами. В 30-х годах только один учитель имел высшее образование» (6).
В 1940 году, после 15 лет учительской деятельности, она получила диплом Государственного педагогического института имени Покровского.
Было много планов на будущее. Но вот пришел 1941 год. Началась Великая Отечественная война. Это стало испытанием для Татьяны Ивановны (1) (Приложение №5). После окончания войны Поликарпова Татьяна Ивановна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
После войны Татьяна Ивановна продолжила свою педагогическую деятельность. Её коллега Н.К. Орлова очень хорошо отзывалась о деятельности Татьяны Ивановны (3) (Приложение №6).
Больше двадцати учеников Татьяны Ивановны нашли призвание в профессии учителя. Здесь преподаватели математики (в том числе собственная дочь), учителя иностранных языков, географии, начальной школы. Но, конечно, больше всего учителей литературы. Ее ученики всегда отзывались о Татьяне Ивановне только положительно (2) (Приложение №7).
Признанием её заслуг перед обществом стали: высшая правительственная награда - орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», знак «Отличник народного образования». Татьяна Ивановна и Александр Сергеевич посвятили в общей сложности 79 лет педагогической деятельности. Они воспитали ни одно поколение учеников, но главный ребёнок - это их дочь Осницкая Лидия, ставшая впоследствии прекрасным учителем, как и её родители.
Лидия Александровна Васильева отдала пятьдесят два года школе, воспитанию детей (Приложение №8). Ещё до того, как стать первоклассницей, очень любила она, прислушиваясь к скрипу паркета, гулять по коридорам первой школы. Той, которую величают «старой» с тех пор, как рядом в 1982 году выросло современное школьное здание. В «старом» здании начались школьные годы Лидии Осницкой, которые запомнились на всю жизнь (1) (Приложение №9).
Лидия Александровна очень часто вспоминает школу, как место, где всегда было уютно, весело и легко. Больше всего, конечно, запомнились уроки литературы и литературные вечера, которые вела её мама Поликарпова Татьяна Ивановна.
Все это определило дальнейший путь Лидии Александровны. Выпускница Бокситогорской средней школы №1, признанный лидер школьной комсомолии, Лидия Осницкая становится студенткой физико-математического факультета педагогического вуза.
Те далёкие годы учёбы в институте, естественно не обошлись и без испытаний на стойкость. Трудовой семестр Лидии Осницкой прошёл на далёкой целине.
В 1958 году Лидия Александровна окончила педагогический институт им. Герцена. В течение двух лет в посёлке Рощино Выборгского района проходила практику молодая учительница математики, затем обучала в Бокситогорской школе рабочей молодёжи «учеников», которые были гораздо старше самой Лидии Александровны.
С 10 февраля 1963 года Лидия Александровна преподавала в Бокситогорской школе №1 математику.
В 1975 году пионеры под руководством Лидии Александровны собрали документы и реликвии, так появились первые экспонаты музея. Каждый экспонат музея - это страница школьной истории, тесно переплетённой с историей города, района, страны. Сюда приходят и приезжают учащиеся других школ, ветераны войны. Десятки, сотни выпускников школы повзрослели в её стенах, поняв истинный смысл святого девиза «Никто не забыт и ничто не забыто» (7)
«Педагогика основана на любви к детям», - считает Лидия Александровна (1). На этом принципе и была основана вся деятельность отличника народного просвещения Лидии Александровны Васильевой, которой была вручена благодарность губернатора Ленинградской области.
Но на Лидии Александровне педагогическая династия не закончилась. Дочери Лидии Александровны Ольга и Татьяна, также стали педагогами. Ольга окончила Ленинградский педагогический институт им. Герцена и стала учителем начальных классов. Её педагогический стаж 18 лет. Татьяна Васильева стала педагогом-хореографом, работает в Санкт-Петербурге, её педагогический стаж 19 лет.
К этой династии можно отнести и сестру Поликарповой Т. И. Котельникову Антонину Ивановну - учителя математики. Антонина Ивановна жила и работала в Вологодской области, но в годы Великой Отечественной войны работала вместе с Татьяной Ивановной в нашей школе. Антонина Ивановна посвятила 40 лет образованию и воспитанию детей.
Заключение
Судьба этой династии неразрывно связана с историей становления образования в Бокситогорском районе и неразрывно связанна с историей Бокситогорской средней школы №1, а теперь МОУ «Бокситогорской гимназией».
Проследив историю династии семьи Осницких - Васильевых, я лучше узнала историю своей родной школы, историю края, узнала о том, какие люди стояли у истоков образования в нашем районе. Судьба семьи Л.А. Васильевой тесно переплетается с историей России. На их долю выпали суровые испытания в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.
Я обнаружила закономерность: в этой семье каждый ребёнок становится учителем, а всё потому, что в ней всегда царила атмосфера любви к детям, тяга к воспитанию. Каждый из них видел в ребёнке личность, достойную любви и уважения. Их труд является прекрасным примером для подражания. Все они составили одну учительскую династию, которой в общей сложности 196 лет!
(Приложение №10)
Вся педагогическая система этой династии основана на любви к детям. Именно это отношение к ученикам и рождает такую самоотверженность, такое неистощимое трудолюбие, когда порой теряется счёт времени, исчезают границы между работой и отдыхом.
Судьба династии тронула меня и заставила задуматься о многом. Я считаю себя счастливым человеком, потому что мне лично представилась возможность познакомиться с некоторыми членами этой семьи.
Моя работа неоднократно использовалась на классных часах в школах города и каждый раз, я с удовольствием замечаю, что не только меня заставляет задуматься о многом история этой удивительной семьи.
Список используемой литературы:
Воспоминания.
- Воспоминания Л. А. Васильевой, 1937, г. Бокситогорск
- Воспоминания Г.П. Максимовой, 1948, г. Бокситогорск
- Воспоминания Н.К. Орловой, 1938, г. Бокситогорск
Литература.
- Ленинградская правда – 1996, 1 сентября
- Новый путь – 1968, 3 марта
- Новый путь – 1975, 16 июня
- Новый путь – 1986, 1 мая
- Никольский М. Народный учитель // Л. – 1968, стр. 264
- Федяев А.П., Калинин М.А. Бокситогорск-Пикалёво // Лениздат – 1983, 86
Приложение №1
Хроника жизни Осницкого Александра Сергеевича
13 сентября 1903 год – дата рождения Осницкого Александра Сергеевича 1915 год - закончил Спировское земское начальное училище
1927 год - окончил Тихвинский педагогический техникум и начал работать учителем начальных классов в Обринской, а затем в Сенновской начальной школе
1932 год - начал работать в Бокситогорской средней школе №1
сентября 1938 год - был назначен заведующим учебной частью
1941 год - получил диплом о высшем образовании Ленинградского Государственного педагогического института имени Покровского
лето 1941 года - работал на строительстве аэродрома в Большом Дворе
26 октября 1941 год - был призван в армию и служил в отдельном дорожно-сапёрном батальоне рядовым
август 1942 год - за хорошую службу был зачислен в офицерский состав и всю войну прошёл начальником арттехснабжения 99-ого отдельного дорожно-строительного батальона в звании старшего лейтенанта
октябрь 1945 - демобилизация
За участие в Великой Отечественной войне награждён медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За боевые заслуги».
1945 год - вернулся в Бокситогорскую среднюю школу №1
1965 год - вышел на пенсию
Общий стаж работы в школе – 38 лет.
Приложение №2
В одном из своих писем дочери (Лидии Александровне Васильевой) Александр Сергеевич писал: «...С Новым Годом, моя дорогая дочурка! Получила ли ты мою первую новогоднюю открыточку. Как провела Новый Год? Весело ли было на ёлке? Мы тоже делали ёлку, только она у нас была маленькая, стояла на столе в консервной банке. А вместо игрушек мы повесили звёздочки с погон и осыпали её ватой. Целую тебя крепко. Твой папа.»
(Данные из личного архива Васильевой Лидии Александровны)
Приложение №3
Хроника жизни Поликарповой Татьяны Ивановны
16 апреля 1910 года – дата рождения Поликарповой Татьяны Ивановны
1926 год - была отправлена в маленькую трехклассную школу в деревню Сенно
1934 год - работа в только что открывшейся фабрично-заводской школе-семилетке у месторождения бокситов
1940 год - получила диплом Государственного педагогического института имени Покровского
1941-1945 года – работа в тылу
После окончания войны Поликарпова Татьяна Ивановна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
1945 год – была бессменным председателем районного методического объединения, не раз участвовала в областных «Педагогических чтениях», обобщала свой опыт в методических статьях
Награждена «Орденом Ленина», «Орденом Трудового Красного Знамени», «Знаком Почёта», знаком «Отличник народного образования».
Общий стаж работы в школе – 40 лет.
Приложение №4
О работе Татьяны Ивановны в трехклассной школе в деревне Сенно:
«Ей дали сразу два класса: первый и третий: 56 школьников. Всеобщего обязательного обучения ещё не было, и дети начинали ходить в школу, только когда отпустят родители из дома. Так что в первый класс шли ребята 14-15 лет. А среди третьеклассников были ученики и постарше самой учительницы, ведь Татьяне Ивановне тогда было 16 лет. Стать хозяйкой в таких классах нелегко. Возраст и мешал и выручал учительницу. Недавней школьнице даже поиграть с ребятишками было самой интересно. Она принимала близко к сердцу заботу, радости, огорчения своей шумной, многоголосой, плохо одетой и ещё хуже обутой команды. Но вот как их научить? Учить надо было не только детей, но и родителей» (4). Днём по школе, под которую заняли помещичий дом, вечером по избам, она ходила с единственным букварём.
Ещё одно, казалось бы, не учительское дело помогало увереннее почувствовать себя в классе и деревне. Она стала режиссёром, актёром, гримёром и суфлёром драматического кружка сельской молодёжи. На сцене играли и дети и родители, репетировали в этом драмкружке самозабвенно, пока хватало керосина в лампах. Спектакли шли в самом большом классе. Зрители занимали места ещё днём и, раз заняв, оставались до конца спектакля - выйти было невозможно: битком набито.
А учеников уже больше шестидесяти и тетрадок соответственно больше ста двадцати. Хотя тетрадки - это совсем неточно. Сочинения писались и на обрывках обоев, и на оберточной бумаге то желтой, то синей, и между строк отжившего свой срок псалтыря. Чернил не хватало, поэтому карандаш разрезали на три части, чинили осторожно-осторожно, чтобы не сломать драгоценный грифель. Писали порой огрызком величиной с ноготь (8).»
Приложение №5
Из дневника Татьяны Ивановны: «Во всём Сенновском сельсовете, где я начинала свою педагогическую деятельность в 1926 году, только одна девушка имела шестилетнее образование. Это считалось большим достижением. Мы, учителя, вели уроки и занимались ликвидацией неграмотности среди взрослых. Время было трудное, очень многого не хватало. Но люди тянулись к знаниям. У них появлялся необыкновенный интерес ко всему, что их окружало, что совершалось. Они хотели во всём разобраться, всё понять, много читали.»
(Данные из личного архива Васильевой Лидии Александровны)
Из дневника Татьяны Ивановны: «Работать было очень трудно - зима 1941/1942 годов была очень суровой, снежной, стояли сильные морозы, топлива не было, за дровами сами ездили в лес, сами их распиливали и кололи. Школа размещалась в нескольких помещениях, в основном здании школы находился госпиталь. Уже в августе 1941 года посёлок стал подвергаться бомбардировкам врага, а когда немцы заняли Тихвин, он вообще оказался в прифронтовой зоне. Вскоре и голод дал о себе знать. Но я, как и многие другие учителя, не жаловалась. Вместе со своими сестрами ходила встречать поезда с ранеными бойцами. Приходилось вместе с ребятами ездить в лес за дровами для школы, ходить за торфяными брикетами для топки «пчёлок» (так назывались маленькие печурки, поставленные в классах, так как парового отопления не было). С ранней весны до поздней осени вместе с учениками помогала колхозу, а ведь приходилось работать и на своём огороде. Вместе с другими учителями впряглась в плуг, чтобы вспахать школьный огород, урожай с которого шёл на школьные завтраки, которые так нужны были ребятам, особенно эвакуированным из Ленинграда».
(Данные из личного архива Васильевой Лидии Александровны)
Приложение №6
Из воспоминаний коллеги Н.К. Орловой о деятельности Т.И. Поликарповой:
«Татьяна Ивановна обладает редким даром человека, которому суждено быть только учителем. Я уверена, что из тысячи учащихся, имевших счастье учиться у Татьяны Ивановны, ни один никогда даже в мыслях не мог сказать что-то плохое об уроках Татьяны Ивановны или о ней самой... Она добрый и отзывчивый человек, всегда готовый прийти на помощь. Татьяна Ивановна помогла молодым учителям, давала хорошие, полезные советы. Общение с ней как будто окончить второй институт…
Нельзя припомнить ни одного случая, когда бы она позволила себе закричать на ученика или даже просто повысила голос. Иногда Татьяна Ивановна казалась чересчур мягкой и доброй в то время, когда следовало вроде бы проявить строгость. И, тем не менее, она всегда добивалась того, что нужно, и пользовалась таким уважением, как ни один самый строгий и требовательный учитель...
Человек большой культуры, Татьяна Ивановна постоянно училась сама, очень много читала, была всегда в курсе того нового, что появлялась в литературе, педагогике, методике. А каким счастьем для молодых учителей было общение с нею! Именно от неё они узнавали то, что не успели постичь в институте, осваивали секреты педагогического мастерства. С ней всегда можно было посоветоваться, как построить урок, как подход к ученику, как провести классный час, диспут. И всё это делалось с неизменной доброжелательностью, с постоянным стремлением помогать людям.
В педагогическом коллективе Татьяна Ивановна являлась эталоном высокого профессионализма, порядочности, человечности. И в то же время она - замечательная мать, воспитавшая прекрасных детей и внуков.»
Приложение №7
Из воспоминаний бывшей ученицы Татьяны Ивановны, Максимовой Галины Петровны, учителя русского языка и литературы: «Уроки Татьяны Ивановны были, как нам казалось, обыкновенными. Объяснение шло ровно, спокойно, доброжелательно, она заставляла нас думать. Было очень стыдно прийти на урок, не выучив или не прочитав заданного…
А уж её уроки литературы - это подлинные уроки жизни! Татьяна Ивановна умела о самом сложном рассказать удивительно просто так, что это сразу западало в душу. И казалось, что это не о литературных персонажах Татьяне Лариной, Евгении Онегине, Печорине, Наташей Ростовой или Андрее Болконском шла речь, а о нас с вами…
В каждом ученике Татьяна Ивановна видела, прежде всего, человека с его внутренним миром, его болью, боязнью, растерянностью. У нее хватало времени поговорить по душам, помочь советом, делом. Знала она и наших родителей. Что удивительно, она никогда не повышала голос, одного укоризненного взгляда хватало успокоить самых шумных. К последнему звонку мы приготовили по букету ландышей - любимых цветов Татьяны Ивановны. Когда она вошла в класс, мы стоя приветствовали её. Потом разом вручили ей наши цветы. На её глазах слёзы. Она смотрела на нас, повзрослевших, притихших, плачущих. Нам было жалко расставаться со школой, учителями, друг с другом, с детством. В моей судьбе Татьяна Ивановна сыграла очень большую роль. Только благодаря ей я стала учителем».
Приложение №8
Хроника жизни Васильевой Лидии Александровны
25 апреля 1937 год – дата рождения Васильевой Лидии Александровны
1943 год – зачисление в первый класс
1944 год - принята в октябрята
1947 год – принята в пионеры
1951 год – принята в комсомол
1953 год – становится студенткой физико-математического факультета педагогического вуза
1958 год - окончила педагогический институт им. Герцена
1958 – 1959 года - проходила практику в посёлке Рощино Выборгского района
1960 – 1963 года - преподавала в Бокситогорской школе рабочей молодёжи 1962 год - назначина секретарём райкома комсомола
с 10 февраля 1963 года - преподаёт в Бокситогорской школе №1 математику.
1975 год - пионеры под руководством Лидии Александровны собрали документы и реликвии, так появились первые экспонаты музея
1975 - 1990 года - была организатором внеклассной и внешкольной работы
Приложение №9
Из воспоминаний Л.А. Васильевой: «Шла Великая отечественная война, школа была отдана под госпиталь. Занимались в бывшем клубе. В 1944 году госпиталь выехал, и школа вернулась в прежнее здание. Отопления не было, дети сами заготавливали дрова. Занимались в три - четыре смены. Классов было много в каждом по 40 человек. Занятия заканчивались поздно, и детям ближних деревень приходилось пешком возвращаться домой, но это их не пугало, т. к. всем, без исключения, нравилось учиться…
Самый памятный для меня день - принятие в комсомол. Райком комсомола был в г. Тихвине, а тогда поездка в районный центр была долгой и трудной. В Тихвин добирались на попутках. Все были взволнованы, нам четырнадцатилетним мальчишкам и девчонкам казалось, что более ответственного дня в жизни не будет…
Помимо уроков было много и внеклассной работы. Каждую неделю выпускали сатирическую газету, а раз в полгода и «световую газету». Детям очень нравилось в школе, поэтому засиживались в школе допоздна; на кружках, в школьном театре, литературных и научных вечерах. Начиная с четвёртого класса, были экзамены. В четвёртом классе, например, было всего два экзамена, а в пятом уже три, и так каждый год экзаменов становилось больше, а сами экзамены становились труднее и труднее. Зато знания, которые мы получали, были прочные и основательные. Дети всегда помогали друг другу, но никогда не давали списывать домашнее задание, тем более контрольные работы. Не сделанная домашняя работа, даже среди детей, считалось позором!»
Приложение №10
Генеалогическое древо
Осницкий Сергей Александрович Осницкий Александр Сергеевич
29+ 38+
Поликарпова Татьяна Ивановна Васильева Лидия Александровна
40+ 52+
Васильева Ольга Валентиновна Васильева Татьяна Валентиновна
19+
18+
= 196
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...
Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"
Современные психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содей...
Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"
Современные психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содей...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Классный час для девочек 8 класс "Счастье быть матерью"
Беседа с девочками о женских проблемах и не только......
Cтатья к юбилею школы "Какое счастье быть полезным людям, учить его величество -народ!"
Автор статьи является свидетелем открытия "новой школы", рассказывает о становлении педагогического коллектива, о людях которые стояли у истоков образования, которые отдали всё лучшее детям! Творили, ...