"Умники и умницы"(интеллектуальная игра)
методическая разработка (7 класс) на тему

домнина тамара анатольевна

Данное мероприятие предлагается как внеклассная работа по предмету и рекомендовано для учащихся 6-7 классов после изучения творчества Пушкина А.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Умники и умницы»

Интеллектуальная игра по повестям А.С. Пушкина в 6-м классе

Правила игры

Игра состоит из трёх агонов, в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое.

 За каждый правильный ответ агонисту и ученикам из “теоретиков” вручается орден Шёлкового Умника.

 В игре 3 дорожки: зелёная — 4 квадрата (на этой дорожке можно ошибиться два раза), жёлтая — 3 квадрата (на ней можно ошибиться только один раз), красная — 2 квадрата (на этой дорожке ошибаться нельзя).

Судит соревнование Высокий ареопаг. В роли теоретиков выступают болельщики.

Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий производит розыгрыш.

 Агонисты читают любимые стихи А.Пушкина. Высокий ареопаг оценивает выразительность чтения.

                                                          Первый агон (на материале повести “Барышня-крестьянка”)

Зелёная дорожка

1. “Вижу, что ты сам барин”, — сказала Лиза Берестову при встрече. — “Почему же ты так думаешь?”

Что ответила Лиза? (“И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему”.)

2. “Как тебя зовут, душа моя?” — спросил Алексей. (Акулина.)

3. “На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её...”

Что именно? (“...Она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы”.)

4. “Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осенённой с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на неё”.

Покажите реакцию Лизы. (“Лиза испугалась и закричала”.)

                                                       

Жёлтая дорожка

1. “...На третьем уроке Акулина разбирала уже по складам...”

Какую книгу Алексей дал Акулине? (“Наталья, боярская дочь”.)

2. “Алексей был, в самом деле, молодец. <...> Смотря, как он на охоте скакал всегда первый, не разбирая дороги, соседи говорили...”

Вспомните, что же говорили соседи? (“...Что из него никогда не выйдет путного столоначальника”.)

3. “...На другой день утром Лиза не замедлила явиться в рощу свиданий: “Ты был, барин, вечор у наших господ? — сказала она тотчас Алексею. — Какова показалась тебе барышня? <...> Правда ли говорят, будто бы я на барышню похожа?””

Что ответил Алексей? (“Какой вздор! Она перед тобой урод уродом”.)

Красная дорожка

1. “...Отец начал было представление гостей, но вдруг остановился и поспешно закусил себе губы... Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава по-дурацки торчали как фижмы у Madame de Pompadour, а талия была перетянута, как буквы икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах”.

Какие действия последовали со стороны отца? (“Григорий Иванович вспомнил своё обещание и старался не показать и виду удивления”.)

2. “Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю...”

Что же случилось с Муромским? (“...Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу...”)

                                                                  Вопросы теоретикам

1. Какой эпиграф взял А.Пушкин к “Барышне-крестьянке”? (“Во всех ты, Душенька, нарядах хороша”. Богданович.)

2. Без чего, по мнению Жан-Поля, не существует человеческого величия? (Особенность характера, самобытность.)

3. “— Ну, Лизавета Григорьевна, — сказала она [Настя], входя в комнату, — видела молодого Берестова; нагляделась довольно; целый день были вместе.

— Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

— Извольте-с: пошли мы — я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька...

— Хорошо, знаю. Ну потом?

— Позвольте-с, расскажу всё по порядку. <...> Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле неё... а дочери и надулись, да мне наплевать на них...

— Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями.

— Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола... а сидели мы часа три, и обед был славный: пирожное бланманже синее, красное и полосатое... Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в...”

Во что? (В горелки.)

                                                       Второй агон (на материале повести “Метель”)

Зелёная дорожка

1. Расскажите, чем Марья Гавриловна была занята накануне побега? (“...Увязывала бельё и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, её подруге, другое к своим родителям”.)

2. После выздоровления Марья Гавриловна “никогда не упоминала о Владимире. Несколько месяцев уже спустя, нашед имя его в числе отличившихся и тяжело раненных под Бородином, она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка её не возвратилась. Однако, слава Богу, обморок не имел последствия. Другая печаль её посетила...” (“...Гаврила Николаевич скончался, оставя её наследницей всего имения”.)

3. “Я Вас люблю, — сказал Бурмин, — я Вас люблю страстно...”

Какой был ответ Марьи Гавриловны? (“Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову ещё ниже”.)

4. Марья Гавриловна отличала Бурмина. “При нём обыкновенная задумчивость её оживлялась. Нельзя было сказать, чтоб она с ним кокетничала; но поэт, заметя её поведение, сказал бы...”

Что сказал бы поэт? (“Если это не любовь, так что же?..”)

Жёлтая дорожка

1. Вспомните то время, когда закончилась война 1812 года и Бурмин возвратился домой. Кто его встречал и как? (“Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали”.)

2. Как вы думаете, что “более его нежности, более приятного разговора, более интересной бледности, более перевязанной руки, привлекало Марью Гавриловну в Бурмине? (“...Молчание молодого гусара более всего подстрекало её любопытство и воображение”.)

3. “Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаёте меня?”

Покажите, что сделал Бурмин. (“Бурмин побледнел... и бросился к её ногам...”)

Красная дорожка

1. Вспомните, Владимир “один без кучера отправился в Жадрино, куда часа через два должна была приехать и Марья Гавриловна. Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут”. Что же помешало ему доехать до церкви? (“Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел”.)

2. В каком звании вернулся Бурмин с войны? (Гусарский полковник.)

                                             

Вопросы теоретикам

1. Как называется деревня, в которой Владимир и Марья Гавриловна должны были обвенчаться? (Жадрино.)

2. Какие пословицы и поговорки встречаются в повести? (Бедность не порок; Жить не с богатством, а с человеком; Суженого конём не объедешь.)

3. “...[Бурмин] казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что...”

В чём же она уверяла? (“...Некогда был он ужасным повесою...”)

Повеса — молодой человек, проводящий время в легкомысленных затеях, в проказах, бездельник.

4. Чем был награждён Бурмин во время войны? (Георгий в петлице.)

Третий агон (на материале повести “Выстрел”)

Зелёная дорожка

1. Я [Сильвио] спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою, как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии (не хочу называть его). <...> Я его возненавидел <...> стал искать с ним ссоры <...> Наконец однажды на бале у польского помещика, видя его предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки... я сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость”.

Какова была реакция молодого человека? (Он вспыхнул и дал Сильвио пощечину.)

2. И вот дуэль. Покажите, что делал молодой человек на дуэли. (“Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки, которые долетали” до Сильвио.)

3. Расскажите о действиях графа в последней дуэли. (Граф вытащил первый номер из фуражки. “Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить... но — я выстрелил и попал вот в эту картину”.)

4. Вспомните слова Сильвио, когда он увидел смятение своего соперника. (“...Я доволен: я видел твоё смятение, твою робость... <...> Предаю тебя твоей совести”.)

                                                             

                                                                                     Жёлтая дорожка

1. “Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж...”

Что же отличало Сильвио от офицеров? (“Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным”.)

2. “Никто не знал ни его состояния, ни его доходов, и никто не осмеливался о том его спрашивать. У него водились книги, большею частью военные, да романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад, зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой”.

Какая же единственная роскошь была заметна в бедной мазанке, в которой жил Сильвио? (“Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью...”)

3. Расскажите о меткости Сильвио. (“Бывало, увидит муху и кричит: Кузька, пистолет! Кузька и несёт ему заряженный пистолет. Он хлоп, и вдавит муху в стену!”)

Красная дорожка

1. Однажды Сильвио поссорился с поручиком из-за того, что тот нечестно играл в карты, “в рассеянности загнул лишний угол”. “Офицер... схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел отклониться от удара”. На следующий день офицеры пошли к нему и нашли его на дворе. Что делал Сильвио? (“Мы пошли к Сильвио и нашли его на дворе, сажающего пулю на пулю в туза, приклеенного к воротам”.)

2. Какую характеристику даёт сам себе Сильвио? (“...Я привык первенствовать... В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии. Мы хвастались пьянством: я перепил славного Бурцова, воспетого Денисом Давыдовым. Дуэли в нашем полку случались поминутно... я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом”.)

Вопросы теоретикам

1. Какие строки берёт Пушкин для эпиграфа к повести “Выстрел”? (“Стрелялись мы”. Баратынский. “Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался ещё мой выстрел)”. Вечер на бивуаке.)

2. Чем занимался Белкин в бедной деревеньке Н**, когда вышел в отставку? (“Занимаясь хозяйством, я не переставал тихонько воздыхать о прежней моей шумной и беззаботной жизни <...> Малое число книг, найденных мною под шкафами и в кладовой, были вытвержены мною наизусть. Все сказки, которые только могла запомнить ключница Кирилловна, были мне пересказаны; песни баб наводили на меня тоску. Принялся было за неподслащённую наливку, но от неё болела... голова...”)

3. Какое событие из жизни А.С. Пушкина послужило основой для сюжета повести “Выстрел”? (Его дуэль в 1922 году в Кишинёве с Зубовым.)

4. Лакей ввёл Белкина в графский кабинет. “Между тем я стал ходить взад и вперёд, осматривая книги и картины. В картинах я не знаток, но одна привлекла моё внимание. Она изображала какой-то вид из Швейцарии, но поразила меня в ней не живопись, а то...”

Что же поразило Белкина? (“...Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна на другую”.)  

                     

Игра закончена.

                                        Высокий ареопаг подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию  Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...

УМНИКИ И УМНИЦЫ. Интеллектуальная математическая игра (9-10 классы).

Интеллектуальная игра проводится поле уроков.Это неформальный срез знаний в ходе решения логических математических заданий.  По мере игры происходит накопление фишек "Умняра". Состоит из:1. Разми...

УМНИКИ И УМНИЦЫ Интеллектуальная игра по русскому языку

Игра по русскому языку для учащихся сатриш классов...

"Умники и умницы" познавательная игра

Эта  игра в форме интеллектуального путешествия в страну Знаний.Способствует развитию у детей любознательности; формирует положительное отношение к знаниям, книгам; развивает у детей умение работ...

"Умники и умницы". Интеллектуальная игра.

Игра разработана для учащихся 5 класса с целью закрепления темы "Фонетика"...

"Умники и умницы" -интеллектуальная игра по разделу Древняя Греция

Обобщающее повторение раздела "Древняя Греция" представлен в виде интерактивной игры "Умники и умницы".  Задания  проверяют знания  учащихся по основным темам раздел...