ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ «Я ОБРАЩАЮСЬ С ТРЕБОВАНЬЕМ ВЕРЫ И С ПРОСЬБОЙ О ЛЮБВИ» 11 класс
план-конспект занятия (11 класс) на тему

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ «Я ОБРАЩАЮСЬ С ТРЕБОВАНЬЕМ ВЕРЫ И С ПРОСЬБОЙ О ЛЮБВИ»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

«Я ОБРАЩАЮСЬ С ТРЕБОВАНЬЕМ ВЕРЫ

И С ПРОСЬБОЙ О ЛЮБВИ»

Цели:

 Образовательные:

- расширение знаний школьников о личности Марины Цветаевой;

- показать красоту и необычность ее поэтического творчества.

Развивающие:

             - развитие творческих способностей детей;

             - развитие исполнительского мастерства при чтении стихотворений;

Воспитательные:

      - воспитывать любовь к русской поэзии, к творчеству М. Цветаевой;

       - воспитывать патриотизм, чувство сопричастности истории, культуре, литературе нашей страны.

Оборудование:

  1. Сцена украшена рябиновыми ветками, на сцене немного в глубине и сбоку стол с книгами.
  2. Мультимедийное оборудование, презентация «М.И. Цветаева».
  3. Музыкальное сопровождение:

записи песен на стихи М. Цветаевой, муз. М. Таривердиева: «Мне нравится, что вы больны не мной…», «У зеркала», (из к/ф  «Ирония судьбы, или с легким паром»); «Генералам 12-го года» муз. А. Петрова на стихи М. Цветаевой, посвященные Сергею Эфрону, «Уж сколько их упало в эту бездну…» (в исполнении А. Пугачевой); «Я тебя отвоюю…» (в исполнении И. Аллегровой; Ванесса Мей «Шторм», «Paganini’s Capris», 3-й концерт С. Рахманинова.

  1. Исполнители: Марина Цветаева в строгом, темном простом платье; ее дочь Ариадна Эфрон, Марина Цветаева в юности в светлом платье; чтецы.

Сценарий композиции

  1. На экране портрет М, Цветаевой.

М. Цветаева за столом.

Звучит композиция Ванессы Мей «Paganini’s Capris».

М. Цветаева встает, выходит на авансцену.

Закинув голову и опустив глаза,

Пред ликом Господа и всех святых – стою.

Сегодня праздник мой, сегодня – суд.

Сонм юных ангелов смущен до слез.

Бесстрастны праведники. Только ты

Над троном облака глядишь как друг.

Что хочешь – спрашивай. Ты добр, ты стар,

И ты поймешь, что с этаким в груди

Кремлевским колоколом лгать нельзя.

И ты поймешь, как страстно день и ночь

Боролись Промысел и Произвол

В ворочающей жернова – груди.

Так, смертной женщиной опущен взор,

Так, гневным ангелом – закинут лоб,

В день Благовещенья, у Царских врат,

Перед лицом твоим – гляди! – стою.

Звучит композиция Ванессы Мей «Paganini’s Capris».

  1. Выходит Ариадна Эфрон.

Моя мать, марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, тонка в талии…легки и стремительны движения.

        Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта».

        Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть – и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом; светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цвета винограда.

Во время чтения на экране меняются портреты Цветаевой.

3-й чтец:

        Черты лица и контуры его были точны и четки: никакой расплывчатости, ничего недодуманного мастером…Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нем.

        Руки были крепкие, деятельные.

        Голос девически высок, звонок, гибок.

4-й чтец:

        Речь – сжата, реплики – формулы.

Умела слушать, никогда не поправляла собеседника, но в споре была опасна: молниеносным выпадом сражала оппонента.

        Была блестящим рассказчиком, читала темпераментно – самое сложное прояснялось в ее исполнении. Читала стихи охотно, доверчиво, по первой просьбе, а иногда и не дожидаясь ее.

5-й чтец:

Была действительно добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.

        Беспомощна не была никогда, но всегда – беззащитна. Снисходительна к чужим; с близких – друзей, детей – требовала как с самой себя: непомерно.

6-й чтец:

        Не отвергала моду, как считали некоторые ее поверхностные современники, но, не имея возможности следовать ей, брезгливо отвергала нищие подделки под нее и в годы эмиграции с достоинством носила одежду с чужого плеча.

7-й чтец:

        Ненавидела быт – за неизбывность его, за то, что отнимает время, необходимое для основного.

        Праздность, паразитизм, потребительство были органически противны ей, равно как расхлябанность, лень, пустозвонство.

        Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.

  1. 8-й чтец:

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать?

М. Цветаева ( протягивает сборник стихов): «Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь».

Звучит композиция В. Мей «Шторм».

М. Цветаева:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти, -

Тем гроб и надгробные плиты…

В купели морской крещена – и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

8-й чтец:

Она родилась 26 сентября 1892 года почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке. Отец – Иван Владимирович Цветаев, профессор истории искусства, всю жизнь посвятивший созданию Музея изящных искусств (ныне Музей им. А.С. Пушкина). Мать – Мария Александровна Мейн – талантливая пианистка.  

(Чтение сопровождается показом слайдов презентации.)

Марина Цветаева в юности (с веткой рябины):

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

  1. 3-й чтец:

        Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, символом России.

4-й чтец:

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина –

Судьбина

Горькая.

Рябина

Седыми

Спусками!

Рябина!

Судьбина

Русская.

3-й чтец:

        На чужбине, корчась от тоски по родине, Цветаева прохрипит, как раненое животное:

М. Цветаева:

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма…

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино…

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

3-й чтец:

Стихотворение обрывается. Может быть, не хватило дыхания, а может, вовсе нет таких слов, чтобы выразить трагедию человека, оторванного от родины.

  1. 5-й чтец:

Она и в доме русской поэзии, разделенном на гостиные, салоны, не очень-то уживалась. От совсем еще юной Цветаевой шел тревожный запах огня.

1911 год. Освещенный люстрами зал Азовского банка. Литературный вечер, сияние восторженных лиц, охваченных такой любовью, что в зале жарко дышать, а за окнами – шум моря.

Звучит шум моря, под который читает стихи юная М. Цветаева (берет со стола книгу):

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед!

5-й чтец:

        А за 2 года до этого, в 1909г., в не менее счастливые времена юности, в Тарусе, Марина пишет стихотворение «Молитва».

7-й чтец:

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

«Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал -  слишком много!

Я жажду сразу – всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень…

Чтоб был легендой – день вчерашний,

Чтоб был безумьем – каждый день!

6-й чтец:

Цветаева явилась в Дом поэзии как цыганка, уже в первых стихах – неизвестная в русской  женской поэзии резкость, жесткость, сплошные острые углы.

8-й чтец:

Другие – с очами и с личиком светлым,

А я-то ночами беседую с ветром,

Не с тем – италийским

Зефиром младым, -

С хорошим, с широким,

Российским, сквозным!

Другие всей плотью по плоти плутают,

Из уст пересохших дыханье глотают…

А я – руки настежь! – застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!

Другие – о, нежные, цепкие путы!

Нет, с нами Эол обращается круто.

- Небось, не растаешь! Одна-мол-семья! –

Как будто и вправду – не женщина я!

5-й чтец:

Что другим не нужно – несите мне!

Все должно сгореть на моем огне!

Я и жизнь маню, я и смерть маню

В легкий дар моему огню.

Птица – Феникс – я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю – и горю дотла!

И да будет вам ночь - светла!

  1. 6-й чтец:

        Летом 1911 года Марина и сестра Ася отдыхают на даче М.Волошина в Коктебеле. Здесь, в Крыму, Цветаева встретила Сергея Эфрона – темноволосого зеленоглазого рыцаря – и вскоре стала его женой.

Юная Цветаева:

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна, -

Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы и идут на плаху.

Ариадна Эфрон:

Я, первая дочь Марины Ивановны и Сергея Яковлевича, родилась 5 сентября 1912 г.

Меня назвали Ариадна, Аля.

13 апреля 1917 г. Родилась вторая дочь – Ирина, которая прожила совсем недолго, умерев в Москве от голода и холода.

  1. 3-й чтец:

        1917-1921 годы. Сергей Эфрон – в Добровольческой белой армии.

Звучит песня «Генералам 12-го года».

 Она – в Москве, одна, с двумя детьми на руках, не приспособленная к быту, не умеющая продавать и покупать, вести хозяйство экономно.

        Именно в это время она отчетливо понимает, что особенно важно ее душе:

4-й чтец:

Если душа родилась крылатой –

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей и что – Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца – неразрывно-слитых:

Голод голодных – и сытость сытых!

Марина Цветаева:

И что тому костер остылый,

Кому разлука – ремесло!

Одной волною накатило,

Другой волною унесло.

Ужели в раболепном гневе

За милым поползу ползком –

Я, выношенная во чреве

Не материнском, а морском!

Когда-нибудь морские струи

Выглядывая с корабля,

Ты скажешь: «Я любил – морскую!

Морская канула – в моря!»

Звучит песня «У зеркала».

Цветаева за столом читает письмо.

5-й чтец:

        В июле 1921 года Марина Ивановна получает известие о том, что ее муж жив и находится в Чехословакии.

Цветаева:

«Если вы живы, я спасена…Все мои мысли – о Вас…Если Богу нужно от меня покорности – есть, смирения – есть…но отнимая Вас у меня, он бы отнял жизнь…»

6-й чтец:

Все круче, все круче

Заламывать руки!

Меж нами не версты

Земные – разлуки

Небесные реки, лазурные земли,

Где друг мой навеки уже –

Неотъемлем.

Стремит столбовая

В серебряных сбруях.

Я рук не ломаю!

Я только тяну их –

Без звука! –

Как-дерево-манит-рябина-

В разлуку,

Во след журавлиному клину.

5-й чтец:

11 мая 1922 года Марина с дочерью Алей покидают Россию. Началась новая разлука – 17-летняя разлука с родиной.

Звучит 3-й концерт С. Рахманинова.

  1. 6-й чтец:

        Цветаева была женщиной с головы до пят, отчаянной в любви, но сильной в разрывах. Она, как никто другой из женщин-поэтов, боролась за право иметь сильный характер.

Звучит песня «Я тебя отвоюю».

        Взаиморастворение друг в друге – это она принимала как свободу и так умела радоваться пусть недолгому счастью.

7-й чтец:

Мой! – и ни о каких наградах.

Рай – когда в руках, у рта –

Жизнь: нечаянная радость

Поздороваться с утра.

5-й чтец:

        Она не только могла быть счастливой, но умела и страдать, как самая обыкновенная женщина.

3-й чтец:

Не мать, а мачеха – Любовь!

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

5-й чтец:

        И все-таки счастью подчиненности в любви она предпочитала несчастье свободы. Мятежница, «цыганская страсть разлуки», просыпалась в ней.

Цветаева:

Как правая и левая рука –

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло –

Но вихрь встает – и бездна пролегла

От правого – до левого крыла!

5-й чтец:

        Она требовала достоинства в любви, достоинства при расставании.

Цветаева:

…Будь той ему, кем быть я не посмела:

Его мечты боязнью не сгуби!

Будь той ему, кем быть я не сумела:

Люби без мер и до конца люби!

Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной».

6-й чтец:

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду через всю

Даль – всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись

Домой!»

  1. 7-й чтец:

В 1939 году Цветаева восстановила свое советское гражданство и вернулась в Россию, без которой не мыслила себя. Тяжело дались ей 17 лет, проведенные на чужбине. Ранее возвратились на родину дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон, но вскоре были репрессированы.

Цветаева:

Захлебываясь от тоски

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

Звучит 3-й концерт С. Рахманинова.

Превратности эвакуации 1941 года забросили Цветаеву в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг ее «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 г. Марина Ивановна покончила счеты с жизнью. Могила ее не была отмечена, поэтому никто не знает, где обрела вечный покой женщина-поэт, не знавшая покоя при жизни и не желавшая его. Анастасия Ивановна Цветаева установила крест в том месте елабугского кладбища, где захоронили ее сестру. Теперь вместо креста там стоит скромный памятник.

Все выходят на авансцену.

Ариадна Эфрон:

Мой отец, Сергей Яковлевич Эфрон, ненамного пережил свою жену – он был расстрелян в октябре 1941 г.

Мур, Георгий Эфрон, любимый сын, в феврале 1944 г. был призван в армию и погиб в этом же году.

Аля, Ариадна, красавица дочь, 17 лет провела в ГУЛАГе и сибирской ссылке. Ее реабилитировали лишь в 1955 г. Она много сил посвятила реабилитации отца и изданию работ матери. Скончалась Ариадна Сергеевна в 1975 г.

Анастасия Цветаева, сестра, была арестована в 1939 г., а освобождена только в 1959 г. Она вместе с племянницей отдала много сил собиранию и публикации произведений сестры, писала о прошлом. Умерла в 1993 г., дожив до 99 лет, намного пережив своих родных и близких.

5-й чтец:

После смерти Марины Цветаевой ее произведения словно вычеркнули из русской литературы. Только через 20 лет, в 1961 г., вышла тонкая книжка избранных произведений, а в 1965 г. Уже солидный том ее стихотворений. Это издание послужило сигналом о том, что запрет на публикацию произведений поэта снят: Цветаеву открыли заново. Открываем ее и мы: ее чувства и мысли, ее жизнь взахлеб и вопреки.

Звучит песня «Уж сколько их упало в эту бездну…».

 

Список литературы

  1. Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой…» (Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М.И. Цветаевой). – «Литература в школе», №3, 1991.
  2.  Павловский А. Куст рябины: О поэзии марины Цветаевой. – Л., 1989.
  3. Саакянц А.А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества. (1910-1922). – М., 1986.
  4. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. –М.: «Художественная литература»,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"

Проводится в форме вечера для старшеклассников....

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой Победы «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой  Победы  «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 400 - летию со дня смерти У.Шекспира (в рамках предмета английская литература, 10 класс)

Наступающий 2016 год объявлен Годом языка и литературы Великобритании и России. Его центральной темой станет 400-летие со дня смерти Уильяма Шекспира. Со дня рождения легендарного английского др...

План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»

План-конспект урока по литературе в 11 классе Учитель : Абибуллаева Венера АзизовнаТема: Марина Цветаева : жизнь и творчество...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...