ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ «Я ОБРАЩАЮСЬ С ТРЕБОВАНЬЕМ ВЕРЫ И С ПРОСЬБОЙ О ЛЮБВИ» 11 класс
план-конспект занятия (11 класс) на тему
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ «Я ОБРАЩАЮСЬ С ТРЕБОВАНЬЕМ ВЕРЫ И С ПРОСЬБОЙ О ЛЮБВИ»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
«Я ОБРАЩАЮСЬ С ТРЕБОВАНЬЕМ ВЕРЫ
И С ПРОСЬБОЙ О ЛЮБВИ»
Цели:
Образовательные:
- расширение знаний школьников о личности Марины Цветаевой;
- показать красоту и необычность ее поэтического творчества.
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей;
- развитие исполнительского мастерства при чтении стихотворений;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русской поэзии, к творчеству М. Цветаевой;
- воспитывать патриотизм, чувство сопричастности истории, культуре, литературе нашей страны.
Оборудование:
- Сцена украшена рябиновыми ветками, на сцене немного в глубине и сбоку стол с книгами.
- Мультимедийное оборудование, презентация «М.И. Цветаева».
- Музыкальное сопровождение:
записи песен на стихи М. Цветаевой, муз. М. Таривердиева: «Мне нравится, что вы больны не мной…», «У зеркала», (из к/ф «Ирония судьбы, или с легким паром»); «Генералам 12-го года» муз. А. Петрова на стихи М. Цветаевой, посвященные Сергею Эфрону, «Уж сколько их упало в эту бездну…» (в исполнении А. Пугачевой); «Я тебя отвоюю…» (в исполнении И. Аллегровой; Ванесса Мей «Шторм», «Paganini’s Capris», 3-й концерт С. Рахманинова.
- Исполнители: Марина Цветаева в строгом, темном простом платье; ее дочь Ариадна Эфрон, Марина Цветаева в юности в светлом платье; чтецы.
Сценарий композиции
- На экране портрет М, Цветаевой.
М. Цветаева за столом.
Звучит композиция Ванессы Мей «Paganini’s Capris».
М. Цветаева встает, выходит на авансцену.
Закинув голову и опустив глаза,
Пред ликом Господа и всех святых – стою.
Сегодня праздник мой, сегодня – суд.
Сонм юных ангелов смущен до слез.
Бесстрастны праведники. Только ты
Над троном облака глядишь как друг.
Что хочешь – спрашивай. Ты добр, ты стар,
И ты поймешь, что с этаким в груди
Кремлевским колоколом лгать нельзя.
И ты поймешь, как страстно день и ночь
Боролись Промысел и Произвол
В ворочающей жернова – груди.
Так, смертной женщиной опущен взор,
Так, гневным ангелом – закинут лоб,
В день Благовещенья, у Царских врат,
Перед лицом твоим – гляди! – стою.
Звучит композиция Ванессы Мей «Paganini’s Capris».
- Выходит Ариадна Эфрон.
Моя мать, марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, тонка в талии…легки и стремительны движения.
Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта».
Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть – и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом; светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цвета винограда.
Во время чтения на экране меняются портреты Цветаевой.
3-й чтец:
Черты лица и контуры его были точны и четки: никакой расплывчатости, ничего недодуманного мастером…Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нем.
Руки были крепкие, деятельные.
Голос девически высок, звонок, гибок.
4-й чтец:
Речь – сжата, реплики – формулы.
Умела слушать, никогда не поправляла собеседника, но в споре была опасна: молниеносным выпадом сражала оппонента.
Была блестящим рассказчиком, читала темпераментно – самое сложное прояснялось в ее исполнении. Читала стихи охотно, доверчиво, по первой просьбе, а иногда и не дожидаясь ее.
5-й чтец:
Была действительно добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.
Беспомощна не была никогда, но всегда – беззащитна. Снисходительна к чужим; с близких – друзей, детей – требовала как с самой себя: непомерно.
6-й чтец:
Не отвергала моду, как считали некоторые ее поверхностные современники, но, не имея возможности следовать ей, брезгливо отвергала нищие подделки под нее и в годы эмиграции с достоинством носила одежду с чужого плеча.
7-й чтец:
Ненавидела быт – за неизбывность его, за то, что отнимает время, необходимое для основного.
Праздность, паразитизм, потребительство были органически противны ей, равно как расхлябанность, лень, пустозвонство.
Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.
- 8-й чтец:
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать?
М. Цветаева ( протягивает сборник стихов): «Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь».
Звучит композиция В. Мей «Шторм».
М. Цветаева:
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти, -
Тем гроб и надгробные плиты…
В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
8-й чтец:
Она родилась 26 сентября 1892 года почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке. Отец – Иван Владимирович Цветаев, профессор истории искусства, всю жизнь посвятивший созданию Музея изящных искусств (ныне Музей им. А.С. Пушкина). Мать – Мария Александровна Мейн – талантливая пианистка.
(Чтение сопровождается показом слайдов презентации.)
Марина Цветаева в юности (с веткой рябины):
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
- 3-й чтец:
Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, символом России.
4-й чтец:
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина –
Судьбина
Горькая.
Рябина
Седыми
Спусками!
Рябина!
Судьбина
Русская.
3-й чтец:
На чужбине, корчась от тоски по родине, Цветаева прохрипит, как раненое животное:
М. Цветаева:
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма…
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино…
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…
3-й чтец:
Стихотворение обрывается. Может быть, не хватило дыхания, а может, вовсе нет таких слов, чтобы выразить трагедию человека, оторванного от родины.
- 5-й чтец:
Она и в доме русской поэзии, разделенном на гостиные, салоны, не очень-то уживалась. От совсем еще юной Цветаевой шел тревожный запах огня.
1911 год. Освещенный люстрами зал Азовского банка. Литературный вечер, сияние восторженных лиц, охваченных такой любовью, что в зале жарко дышать, а за окнами – шум моря.
Звучит шум моря, под который читает стихи юная М. Цветаева (берет со стола книгу):
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед!
5-й чтец:
А за 2 года до этого, в 1909г., в не менее счастливые времена юности, в Тарусе, Марина пишет стихотворение «Молитва».
7-й чтец:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день!
6-й чтец:
Цветаева явилась в Дом поэзии как цыганка, уже в первых стихах – неизвестная в русской женской поэзии резкость, жесткость, сплошные острые углы.
8-й чтец:
Другие – с очами и с личиком светлым,
А я-то ночами беседую с ветром,
Не с тем – италийским
Зефиром младым, -
С хорошим, с широким,
Российским, сквозным!
Другие всей плотью по плоти плутают,
Из уст пересохших дыханье глотают…
А я – руки настежь! – застыла – столбняк!
Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!
Другие – о, нежные, цепкие путы!
Нет, с нами Эол обращается круто.
- Небось, не растаешь! Одна-мол-семья! –
Как будто и вправду – не женщина я!
5-й чтец:
Что другим не нужно – несите мне!
Все должно сгореть на моем огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В легкий дар моему огню.
Птица – Феникс – я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю – и горю дотла!
И да будет вам ночь - светла!
- 6-й чтец:
Летом 1911 года Марина и сестра Ася отдыхают на даче М.Волошина в Коктебеле. Здесь, в Крыму, Цветаева встретила Сергея Эфрона – темноволосого зеленоглазого рыцаря – и вскоре стала его женой.
Юная Цветаева:
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна, -
Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы и идут на плаху.
Ариадна Эфрон:
Я, первая дочь Марины Ивановны и Сергея Яковлевича, родилась 5 сентября 1912 г.
Меня назвали Ариадна, Аля.
13 апреля 1917 г. Родилась вторая дочь – Ирина, которая прожила совсем недолго, умерев в Москве от голода и холода.
- 3-й чтец:
1917-1921 годы. Сергей Эфрон – в Добровольческой белой армии.
Звучит песня «Генералам 12-го года».
Она – в Москве, одна, с двумя детьми на руках, не приспособленная к быту, не умеющая продавать и покупать, вести хозяйство экономно.
Именно в это время она отчетливо понимает, что особенно важно ее душе:
4-й чтец:
Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца – неразрывно-слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!
Марина Цветаева:
И что тому костер остылый,
Кому разлука – ремесло!
Одной волною накатило,
Другой волною унесло.
Ужели в раболепном гневе
За милым поползу ползком –
Я, выношенная во чреве
Не материнском, а морском!
Когда-нибудь морские струи
Выглядывая с корабля,
Ты скажешь: «Я любил – морскую!
Морская канула – в моря!»
Звучит песня «У зеркала».
Цветаева за столом читает письмо.
5-й чтец:
В июле 1921 года Марина Ивановна получает известие о том, что ее муж жив и находится в Чехословакии.
Цветаева:
«Если вы живы, я спасена…Все мои мысли – о Вас…Если Богу нужно от меня покорности – есть, смирения – есть…но отнимая Вас у меня, он бы отнял жизнь…»
6-й чтец:
Все круче, все круче
Заламывать руки!
Меж нами не версты
Земные – разлуки
Небесные реки, лазурные земли,
Где друг мой навеки уже –
Неотъемлем.
Стремит столбовая
В серебряных сбруях.
Я рук не ломаю!
Я только тяну их –
Без звука! –
Как-дерево-манит-рябина-
В разлуку,
Во след журавлиному клину.
5-й чтец:
11 мая 1922 года Марина с дочерью Алей покидают Россию. Началась новая разлука – 17-летняя разлука с родиной.
Звучит 3-й концерт С. Рахманинова.
- 6-й чтец:
Цветаева была женщиной с головы до пят, отчаянной в любви, но сильной в разрывах. Она, как никто другой из женщин-поэтов, боролась за право иметь сильный характер.
Звучит песня «Я тебя отвоюю».
Взаиморастворение друг в друге – это она принимала как свободу и так умела радоваться пусть недолгому счастью.
7-й чтец:
Мой! – и ни о каких наградах.
Рай – когда в руках, у рта –
Жизнь: нечаянная радость
Поздороваться с утра.
5-й чтец:
Она не только могла быть счастливой, но умела и страдать, как самая обыкновенная женщина.
3-й чтец:
Не мать, а мачеха – Любовь!
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
5-й чтец:
И все-таки счастью подчиненности в любви она предпочитала несчастье свободы. Мятежница, «цыганская страсть разлуки», просыпалась в ней.
Цветаева:
Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло –
Но вихрь встает – и бездна пролегла
От правого – до левого крыла!
5-й чтец:
Она требовала достоинства в любви, достоинства при расставании.
Цветаева:
…Будь той ему, кем быть я не посмела:
Его мечты боязнью не сгуби!
Будь той ему, кем быть я не сумела:
Люби без мер и до конца люби!
Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной».
6-й чтец:
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь
Рок, что повсюду через всю
Даль – всю ее с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!»
- 7-й чтец:
В 1939 году Цветаева восстановила свое советское гражданство и вернулась в Россию, без которой не мыслила себя. Тяжело дались ей 17 лет, проведенные на чужбине. Ранее возвратились на родину дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон, но вскоре были репрессированы.
Цветаева:
Захлебываясь от тоски
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
Звучит 3-й концерт С. Рахманинова.
Превратности эвакуации 1941 года забросили Цветаеву в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг ее «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 г. Марина Ивановна покончила счеты с жизнью. Могила ее не была отмечена, поэтому никто не знает, где обрела вечный покой женщина-поэт, не знавшая покоя при жизни и не желавшая его. Анастасия Ивановна Цветаева установила крест в том месте елабугского кладбища, где захоронили ее сестру. Теперь вместо креста там стоит скромный памятник.
Все выходят на авансцену.
Ариадна Эфрон:
Мой отец, Сергей Яковлевич Эфрон, ненамного пережил свою жену – он был расстрелян в октябре 1941 г.
Мур, Георгий Эфрон, любимый сын, в феврале 1944 г. был призван в армию и погиб в этом же году.
Аля, Ариадна, красавица дочь, 17 лет провела в ГУЛАГе и сибирской ссылке. Ее реабилитировали лишь в 1955 г. Она много сил посвятила реабилитации отца и изданию работ матери. Скончалась Ариадна Сергеевна в 1975 г.
Анастасия Цветаева, сестра, была арестована в 1939 г., а освобождена только в 1959 г. Она вместе с племянницей отдала много сил собиранию и публикации произведений сестры, писала о прошлом. Умерла в 1993 г., дожив до 99 лет, намного пережив своих родных и близких.
5-й чтец:
После смерти Марины Цветаевой ее произведения словно вычеркнули из русской литературы. Только через 20 лет, в 1961 г., вышла тонкая книжка избранных произведений, а в 1965 г. Уже солидный том ее стихотворений. Это издание послужило сигналом о том, что запрет на публикацию произведений поэта снят: Цветаеву открыли заново. Открываем ее и мы: ее чувства и мысли, ее жизнь взахлеб и вопреки.
Звучит песня «Уж сколько их упало в эту бездну…».
Список литературы
- Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой…» (Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М.И. Цветаевой). – «Литература в школе», №3, 1991.
- Павловский А. Куст рябины: О поэзии марины Цветаевой. – Л., 1989.
- Саакянц А.А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества. (1910-1922). – М., 1986.
- Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. –М.: «Художественная литература»,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"
Проводится в форме вечера для старшеклассников....
Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда
Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой Победы «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой Победы «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 400 - летию со дня смерти У.Шекспира (в рамках предмета английская литература, 10 класс)
Наступающий 2016 год объявлен Годом языка и литературы Великобритании и России. Его центральной темой станет 400-летие со дня смерти Уильяма Шекспира. Со дня рождения легендарного английского др...
План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»
План-конспект урока по литературе в 11 классе Учитель : Абибуллаева Венера АзизовнаТема: Марина Цветаева : жизнь и творчество...
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...