Конспект занятия на тему: "Вредные последствия сквернословия".
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Гаврилова Людмила Георгиевна

 Тема нашего сегодняшнего информационного часа "Вредные последствия сквернословия".Сегодня мы поговорим с вами о проблеме сквернословия.Это вредная привычка,которая будет существовать всегда,пока каждый из нас не задумается о том,какой вред наносят бранные слова нашему здоровью и здоровью окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

26 октября, понедельник.

i.Работа с коллективом.

1.Беседа о плане на день.

2.Информационный час. Тема: «Вредные последствия сквернословия».

    Цель: Знакомство ребят с губительным влиянием сквернословия на здоровье.

3.Самоподготовка.

    Цель: проконтролировать выполнение письменных и устных домашних заданий.

ii.Организационно-педагогическая работа.

   

  -      Встреча ребят с уроков;

    -   Проконтролировать санитарное состояние спален;

    -   Организовать ребят на кружки, спортивные занятия.

    -   Проконтролировать ребят во время дневной и вечерней прогулки;

    -    Проконтролировать ребят во время помывки;

      -  Проконтролировать выполнение  письменных и устных домашних заданий;

    -    Проконтролировать мытье объектов.

iii.Индивидуальная работа.

       Рома- беседа на тему: «Как нужно планировать свою учебную деятельность?»

                  Цель: учить равномерно распределять свои силы.

       Лера    – беседа об успеваемости .

                  Цель: мотивация учебной деятельности.  

                                           



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС «ВРЕДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СКВЕРНОСЛОВИЯ»

Цель: Знакомство ребят с губительным влиянием сквернословия на здоровье.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего сегодняшнего классного

часа «Вредные последствия сквернословия».

Сегодня мы поговорим с вами о проблеме сквернословия. Сквернословие, к сожалению, было,

есть и будет проблемой нашего общества. Это вредная привычка, которая будет существовать

всегда, пока каждый из нас не задумается о том, какой вред наносят бранные слова нашему

здоровью и здоровью окружающих.

            Прежде чем перейти к теме нашего классного часа, я прошу вас посмотреть на плакаты,

расположенные на доске, которые отражают данную проблему “Мат укорачивает жизнь”,

“Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое

лицо”.

Беседа с уч-ся, обсуждение увиденного.

                                                                          «Речь – это показатель ума»

                                                                                                                         Сенека

Воспитатель: Что же такое сквернословие?

Файл 3  Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными

словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные

выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле

матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля

сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное,

нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное».

Ученик 1 В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно

острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности

не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой

принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным

кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Ученик 2  Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие – это хамство, оружие

неуверенных в себе людей.  Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает

их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному

поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей,

шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить

собственную эмоциональную независимость от них.

 Воспитатель: Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика

свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков,

выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.

Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Ученик 1  Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами,

как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

                  В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против

нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы

настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Ученик 2  Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу:

леший может обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

      Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось

одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы,

многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Ученик 1-2     В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение

ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Воспитатель: Так уж безобидна эта вредная привычка?

Ученик 3     Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он

является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется

в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство,

и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек

может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Ученик 4   В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что

охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала

вслух, медведь обиделся, ушёл.  Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь

топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и

охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу  и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих

пор саднит мне сердце”.

Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своём  стихотворении:

Ученик 5

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Ученик 3   Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и

физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь

каждый 10 выпускник школы.

       Увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие

матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500

человек в день.

        По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди

мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны

окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них

играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые

люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров.

Учитель: Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья,

он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию

вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя

словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной

смерти.

       Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований.

Ученик 4  Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева

пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает

или разрушает свой генетический аппарат.

       Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате

человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к

вырождению человека.

      Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в

электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

      Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В

результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.

Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Ученик 3  Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный

тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.  Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все

они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный

эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

     На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают

информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

Ученик 4  Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли”

т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот

перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись.

Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает

даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Ученик 3 Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук

И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые

матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках

очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

  Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто

вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не

случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Учитель:  Вот такие, ребята, неопровержимые факты. В Библии сказано: “От слов своих

осудишься, от слов своих оправдаешься”. С православной точки зрения: «Сквернословие – это

грех!» Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой

зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Ученик 4   Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в

духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны

появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и

действиях человека.

    Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими

нравственными духовными качествами. Бездуховность – вот основная причина, как

психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может

явиться защитой от различных заболеваний.                                                                        

Воспитатель: Что такое духовность? Какие качества нужно развивать в себе? (Ответы ребят) До

необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к

знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

        Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10%

определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи,

на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50%

образом жизни.                      

        Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения

человека к самому себе.

        У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить

программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования,

путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь

хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей

жизни.

       Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье,

счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

  Воспитатель:  Запомните!

  -  "Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться".

• "Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих

губ.

• "Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим".

• "Сквернословие оскорбительно для многих".

• "Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведения

страдает репутация каждого из нас".

• "Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или

расовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но

могут также привести к серьезным проблемам с законом".

Ученик  6

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,                                                                                                                              

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.                                                                                                                                      

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!    

Воспитатель: Как борется с матом закон

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее

наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до

пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до

пятнадцати суток.

Воспитатель: Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться

владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.

Русские пословицы свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко

ценились на Руси.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.

Хорошее слово – половина дела.

С умным разговориться – что меду напиться.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Этим стихотворением мы и закончим нашу встречу.

Воспитатель:: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная

сила.

       Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная

волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не

произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

       А сейчас ответьте на вопрос

 «готовы ли вы отказаться от сквернословия?»

Воспитатель: Рефлексия.

А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить

предложения:

- Я сегодня задумался о….

- Мне сегодня понравилось…

- Я изменил мнение о …

- Нужно обсудить на следующем классном часе вопрос…(какой)

Воспитатель: Будьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!! И помните:

Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться! Ведь сквернословить - это то же самое,

что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто

сквернословит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "О вреде сквернословия"

Конспект занятия по профилактике сквернословия....

Конспект занятия. Тема "Вредные привычки"

Воспитывать стремление к  оздоровлению обществаПредоставить учащимся объективную информацию о последствиях курения, алкоголизма; наркомании.Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам....

Конспект занятия "Что такое сквернословие"

Конспект занятия "Что такое сквернословие"...

Конспект открытого занятия Тема «Вредные привычки - алкоголь и курение»

Цели.1.Формирование у воспитанников понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения и реализации репродуктивной функции.2.Побуждение к активному речевому контакту между собой.3.Расширен...

Конспект внеклассного занятия по теме:"Вредные привычки. О вреде курения".

         Цель занятия: изменение поведения школьников в сторону полного отказа от курения и мотивация к сохранению этого поведения в будущем....

Конспект занятия в 8 классе на тему"Вредные привычки"

Познакомить обучающихся с определением понятия «вредные привычки», описать процесс формирования вредных привычек. Учащиеся должны знать о последствиях курения, алкоголизма, нарко...