Авторская фольклорная программа
рабочая программа на тему
Авторская оброзовательная программа дополнительного образования "Возрождение". Духовно-нравственное воспитание детей на традициях чувашского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовное воспитание на традициях чувашского народа | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БГООУ «Болгарская санаторная школа – интернат», для детей нуждающихся в длительном лечении.
Спасского муниципального района
Республики Татарстан
Авторская фольклорная программа
дополнительного образования
для обучающихся 1-9 класса
«Возрождение».
(Чувашская фольклорная студия «Болгарские подснежники)
Возраст детей – 7-16 лет
Срок реализации – 1 год
Автор:
педагог дополнительного образования
Якличева Валентина Михайловна
г. Болгар 2014
Образовательная программа чувашской фольклорной студии
«Палхар сеспелесем» (Болгарские подснежники)
Цель программы:
Духовное воспитание на традициях чувашского народа
Основные задачи программы:
- Изучение истории и культуры и быта чувашского народа.
- Знакомство с современным чувашским фольклором.
- Воспитание любви и уважения к чувашской национальной культуре.
Воспитательные задачи программы
1). Гуманистического мировоззрения, включающего: убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций) и в том, что жизнь – высшая ценность бытия.
2). Необходимых моральных ориентиров, почерпнутых из чистого родника народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей, так называемых «простых норм нравственности», а также высших социально-нравственных качеств.
3). Гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.
4). Социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений: толерантность к иному образу жизни и стилю мышления.
5). Эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эстетики народного быта.
6). Экологической культуры, включающей признание непреходящей ценности природы, убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии (на примере наших предков), сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы.
7). Образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
Пояснительная записка
«Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров» - сказал в конце ХIХ века патриарх духовного возрождения чувашского народа И.Я.Яковлев. Фраза эта стала крылатой, которой отражал народ свои духовные ценности.
Фольклор создает сам народ, в нем складываются самобытные национальные формы, система художественных выразительных средств. Фольклор весьма важен для познания древних истоков его родной культуры. Чувашская культура в программе воплощается в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно привлекает и то, что на кружках ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, узнавать сказочных героев, участвовать в различных викторинах – все эти возможности предоставляет изучение чувашской культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
Программа составлена таким образом, чтобы постепенно раскрыть черты, присущие народному исполнительству: сочетания пения с движением, элементами театрализации, игрой на музыкальных инструментах. Чтобы деятельность кружка была результативной, следует сочетать проведение коротких бесед с прослушиванием фольклорных произведений, с их разучиванием и исполнением. Главное в работе – активное творческое освоение полученных знаний.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности, разработана для обучающихся 1-9 классов и рассчитана на 1год.
Фольклорный материал дает возможность использование разнообразных видов деятельности. Дети, не имеющие достаточных музыкальных и вокальных данных, будут участвовать в обыгрывании песенных сюжетов, играть на доступных шумовых инструментах.
На протяжении учебного года дети участвуют в общешкольных , районных мероприятиях. В нашей проводятся праздники русской, татарской и чувашской народной культуры. Подготовка к этим мероприятиям и их проведение растянуты по всему учебному году. Каждое из этих двух дел имеет логическое завершение: недели этих культур.
Программа объединения включает в себя три курса:
- «Народные чувашские песни»
- «Праздники, традиции и обряды чувашского народа»
- «Национальная вышивка»
Работа студии рассчитана на один год для учащихся от 7 до 17 лет.
Прогнозируемые результаты
Данная программа способствует:
- приобщению к истории своей семьи, школы, села и культуре народов;
- приобретению знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
- приобщению к исследовательской деятельности;
- повышению уровня социальной комфортности в коллективе.
- воспитанию чувства гордости, любви к родному краю;
- проявлению уважительного отношения к старшим;
- формированию негативного отношения к вредным привычкам;
- активному участию родителей в жизни объединения «Болгарские подснежники».
- повышению степени удовлетворения родителей результатами работы объединения.
Обоснование актуальности
Во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное. Как это ни странно, но именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность оставляет нас равнодушными. Своеобразие же манит, заинтересовывает, заставляет стремиться проникнуть в суть. Поэтому национальную культуру и традиции следует изучать и сохранять. Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы изучаем культуру другого народа, чтобы увидеть его индивидуальность.
Культура создается сообща, она интернациональна, она принадлежит всему человечеству, имеет общие истоки, связана между странами и континентами; поэтому и цель, которая стоит перед культурой, состоит в том, чтобы служить объединению. Памятники культуры сильнее, чем что-либо другое, способствуют взаимопониманию между народами. Реальная цель воспитания – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средством достижения этой цели является освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное содержание воспитания – базовая культура личности. Школа работает в условиях этнического многообразия, что требует учета интересов и традиций не только русского, но и многих других народов
Новизна
Новизна данной программы заключается в том, что реализация этой программы позволяет на приоритетных началах представлять культуру разных районов так, как в нашей школе учатся дети со всех районов Республики Татарстан.
Она дает возможность педагогу шире использовать национально-региональные материалы в целях воспитания школьников.
Также повышает возможность участия родителей в жизни объединения.
Востребованность данной программы очевидна, так как данная программа направлена на активное приобретение детьми музыкального культурного богатства народов Республики Татарстан. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Проблема:
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.
Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.
1 курс «Народные чувашские песни» рассчитан на 144 часа.
Музыкальный фольклор, это музыка создаваемая самим народом, является наиболее древним по происхождению видам музыкального искусства. Народная музыка представляет собой глубокий и правдивый музыкальный «автопортрет» народа, его характер, взгляд на мир. В ней складываются и самобытные национальные формы, система художественных выразительных средств, используемые возникающими позднее видами музыки: культовой, профессиональной, бытовой.
2 курс «Праздники, традиции и обряды чувашского народа» рассчитан на 144 часа.
Традиционные народные праздники и обряды принято делить на календарные – связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые обусловленные рождением человека, его перехода из одной возрастной группы в другую, вступление в брак…
3 курс «Национальная вышивка» рассчитан на 144 часа.
Вышивка – один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение в современности среди подрастающего поколения.
Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. Вышивальное искусство несет в себе духовное богатство и художественную культуру чувашского народа.
В программу включены преимущественно те швы, которые чаще всего встречаются в современной чувашской вышивке. Представляют разную сложность исполнения, но, вместе с тем являются исконно народными. По технике исполнения швы разделены на простые и сложные. Подход к образовательному процессу носит интегрированный характер, то есть обеспечивает взаимопроникновение изучаемых предметов и тем: чувашские песни – праздники – вышивка.
Результаты реализации программы это:
- проявление устойчивого интереса к чувашской культуре
- умение разбираться в народном орнаменте, цветовых отношениях
- владение навыками коллективного творчества.
1 курс «Чувашские народные песни»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы | Теория | Практ | Индив. | Всего |
Итого: | 1 | 1 8 2 44 15 4 2 6 30 2 10 2 | 1 2 2 2 10 | 2 8 3 46 17 4 2 8 40 2 10 2 144 |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Наименование темы | Теория | Практ | Индив. | Экскур. | Всего |
| 1 | 1 8 2 2 2 2 2 1 1 40 2 4 2 2 2 2 2 4 2 4 4 4 2 15 7 8 4 4 1 6 30 8 8 6 8 | 1 1 1 1 2 1 1 2 10 2 2 4 2 2 | 6 1 | 2 8 3 46 17 4 2 8 40 2 2 |
2 курс «Праздники, традиции и обряды чувашского народа»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятий | Теория | Практ | Всего |
Итого: | 1 1 | 1 10 6 2 8 6 8 10 32 6 10 10 10 8 8 8 143 | 2 10 6 2 8 6 8 10 32 6 10 10 10 8 8 8 144 |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Наименование темы | Теория | Практ. | Всего |
3. Зимние посиделки:
12. Утаgи (сенокосная пора)
Итого: | 1 | 1 10
5 5 6 2 4 2 8 4 2 2 6 3 3 8 4 4 10 2 2 4 32 8 10 10 4 6 2 2 2 10 5 5 10 3 3 2 2 10 8 4 4 8 2 2 2 2 8 2 2 4 | 2 10 6 2 8 6 8 10 32 6 10 10 10 8 8 8 144 |
3 курс «Национальная вышивка»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы | Теория | Практ. | Индив. | Всего |
Итого: | 1 | 1 14 15 13 20 9 3 24 30 1 | 4 3 6 | 2 14 15 13 24 12 3 24 6 30 1 144 |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Наименование темы | Теория | Практ | Индив. | Всего |
Итого: | 1 1 1 | 1 14 1 1 1 1 2 2 2 2 2 15 2 2 2 2 4 3 13 1 2 4 4 4 20 2 2 4 4 4 4 4 9 2 2 2 4 3 1 2 24 2 8 4 4 3 2 1 6 31 |
4 2 2 3 2 1 | 2 1 1 14 1 1 1 1 2 2 2 2 2 15 13 24 13 3 24 6 31 1 144 |
Рекомендации по проведению традиционных общешкольных праздников
Неделя чувашской культуры (с 24 по 30 апреля):
1). «Путешествие в чувашскую народную сказку».
2). Конкурс рисунков по чувашским народным сказкам.
3). Знакомство с символикой Чувашской Республики.
4). «Улах» (Посиделки). Проводится в форме вечерних посиделок. Это традиционный праздник чувашской молодежи. Здесь звучат национальные песни, исполняются народные танцы, ребята выполняют традиционное рукоделие чувашей (вышивают, вяжут, ткут, плетут). Ребята шутят, разыгрывают друг друга, играют в народные игры, вовлекая во все это зрителей.
5). Театрализованный обряд «Салтака ăсатни». Дело проходит в форме инсценировки, где каждый выполняет свою роль строго по обычаям предков. Имеет очень большое воспитательное значение.
6). Конкурс «Тĕпел». Конкурс, где девушки демонстрируют свое умение в приготовлении национальных блюд и национальной вышивки, исполнения песен и танцев, знания чувашского фольклора.
7). «Акатуй». В этот день проводится состязания по чувашским народным играм, конкурс по исполнению чувашских народных песен, танцев и частушек, разнообразные конкурсы и аттракционы. День заканчивается традиционным чувашским молодежным развлечением «Чăваш вăййи» (Чувашские народные игры).
Работа с родителями.
- Знакомство с народной педагогикой (лекции и беседы).
- Привлечение родителей к ведению кружков.
- Подготовка совместно с родителями народных праздников, вечеров и других мероприятий.
- Поездки с родителями на экскурсии по родным местам.
- Сбор фольклорного материала.
- Организация встреч с народными умельцами.
Правовой базой для составления программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”;
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. № 90/30 -16).
- Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан». (С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Татарстан от 28 марта 1998г).
Условия реализации программы:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива;
- совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и районным краеведческими музеями.
Программа может быть реализована в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования.
Пользователями являются воспитатели, классные руководители, руководители кружков и учителя начальных классов.
ЛИТЕРАТУРА
- А. А. Анцигина «Учимся вышивать», Чебоксары 1992 г.
- Л. А. Ефимов «Школы чувашской диаспоры: выживание или исчезновение», Чебоксары.
- Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан».( С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Татарстан от 28 марта 1998г).
- О.А.Ильина «Национально-патриотическое воспитание детей и молодежи», Чебоксары 2009г.
- И. А. Патман «Песня радует, заставляет переживать», Канаш 1997 г.
- М.Г.Кондратьев «Чувашские национальные песни и татарские параллели», Чебоксары 1993 г/
- М.И.Скворцов «Культура чувашского края» часть 1, Чебоксары 1995 г.
- Н.Г.Краснов «Иван Яковлевич и его потомки», Чебоксары 1998 г.
- С.П.Ильин, Н.А.Зимин «Ассоциация композиторов Чувашской Республики», Чебоксары 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорная программа для детей "МАТРЁШКИНЫ ЗАБАВЫ"
Программа разработана для досуга детей. Эта программа позволяет познакомить ребят с народным фольклором в игровой форме. Может быть использована для проведения праздников в школе....
Музыкальная фольклорная программа "Подсолнух"
Программа для учащихся начальных и средних классов....
Фольклорная программа "Пришла Коляда"
Фольклорная программа «Пришла Коляда накануне Рождества»...
Фольклорная программа «Пришла Коляда накануне Рождества»
Фольклорная программа «Пришла Коляда накануне Рождества»...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
"Колядки" - сценарий фольклорной программы.
Материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей подготовительных групп, учителей начальных классов и может быть использовании при проведении досуговых мероприятий во время рождествен...
Сценарии тематических и фольклорных программ.
Сценарии тематических и фольклорных программ....