Фольклорная программа для детей "МАТРЁШКИНЫ ЗАБАВЫ"
материал по теме

Программа разработана для досуга детей. Эта программа позволяет познакомить ребят с народным фольклором в игровой форме. Может быть использована для проведения праздников в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matryoshkiny_zabavy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

С Ц Е Н А Р И Й

Фольклорной игровой программы для детей

«МАТРЁШКИНЫ ЗАБАВЫ».

Звучит народная музыка. Ребята сидят на стульях.

Выходят Ведущая и Матрёшка.

Вед. Добрый день, дорогие ребята!

М-ка. Здравствуйте, доброго вам здоровьечка!

Вед. Наша сегодняшняя программа называется «Матрёшкины забавы», и  вы

        все, наверное, догадались, о чём пойдёт речь.

М-ка. Сегодня мы с вами немного вспомним о наших русских народных

            традициях, о народных играх, забавах и конечно игрушках, которые

            сохранили сою значимость и в наш прогрессивный 21 век.

Вед. А мне бы вот очень хотелось узнать у вас, какие вы знаете народные

         игры? Игрушки? (отвечают). Правильно, а может кто-нибудь знает как

         появилась матрёшка? (отвечают).

М-ка. Тогда послушайте. «В некотором царстве, в нашем государстве жил-

            был богатый и мудрый купец. Однажды отправился он в дальние

            страны, и приехал в страну восходящего солнца – Японию. Удачно

            торговал он соболями да куницами, жемчугом скатным и другим

            красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что

            тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку –

            монаха, да не простой был монах, дотронешься до него – он качается,

            как будто своему богу Будде молится.

            Когда приехал купец домой, пошёл он к мастеру-игрушечнику и

            показал ему затейливую игрушку, да попросил  сделать  к утру такую

            же игрушку. Мастеру игрушка очень понравилась, да только

            показалась она непонятной нашим детям. Тут в избу прибежала

            мастерова дочка Матрёна, с любимым другом петушком, взяла

            игрушку и стала играть ей. Смотрит мастер на Матрёну и думает: Вот

            Матрёне моей завтра (9 апреля) именины, дай-ка я ей подарочек

            сделаю». И стал точить из дерева куколку. Выточил, да расписал:

            платочек, сарафанчик – как у Матрёны, и даже петушок в руках. Одну

            куколку для купца сделал, одну для Матрёны. Вот так Матрёшка и

            появилась.

Вед. Да, но настоящая матрёшка внутри себя ещё подружек прячет, а в твоей

         сказке ничего про это не говорится.

М-ка. Слушайте дальше. Матрёна очень обрадовалась подарку, поцеловала

            отца и скорей – подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к

            Мастеру, все просят такую же матрёшку, сделал он всем по куколке, а

            сам задумался. Вон сколько у Матрёны подруг, дай-ка сделаю разных

            кукол и всех в одну вложу, будет Матрёшка с секретом. Выточил он

            кукол и расписал их нарядными, красивыми, будто они пришли к

            Матрёне на именины в цветных платочках и сарафанах.

Вед. А я знаю, что Матрёшка и по сей день празднует свои именины, 9  

         апреля. И на её именинах всегда водят хороводы, играют в разные игры.

         Думаю и нам пришло время начать веселье.

М-ка. А давайте играть деревня на деревню, как в старые времена.

Вед. Тогда одна половина зала будет деревней Сорокино и буду я в ней жить

        – другая половина – Воронино, где будет жить Матрёна. Согласны? Ну и

         прекрасно!

М-ка.  Как зовут нас вы все прекрасно знаете, а вот как зовут всех вас мы

            сейчас тоже узнаем!

Вед. А жителей моей деревни Сорокино величать будут ПЕТЬКИ.

М-ка. А жителей моей деревни Воронино звать будут ВАСЬКИ. Запомнили?

Вед. Проверим, жителей какой деревни больше. Кто громче и дружнее

         кричит, тот и победит.

Одна половина кричит: Петьки, другая половина: Васьки.

М-ка. По-моему и тех и других много. По одному очку каждая деревня

          получает.

Вед. Матрёна, на тебя посмотреть – глаз радуется. Сразу видно, что на

         праздник собралась, а вот ребята после школы пришли нарядиться не

         успели. Что же делать будем?

М-ка. А я сама нарядилась и ребятам кое-что прихватила. Вот каждой

          деревне по коробочке, в каждой коробочке  лежать ленточки, девочкам

          на голову, мальчикам на шею повязать можно.

Вед. Хорошо, каждая деревня получат по коробочке, и мы посмотрим, какая

         деревня быстрее и краше нарядится!

Конкурс «А МОЯ ДЕРЕВНЯ КРАШЕ».

М-ка. Ой, да молодцы! Какие нарядные да красивые.

Вед. Русская пословица говорит: «По одёжке встречают, по уму провожают».

М-ка. Ты к чему это клонишь?

Вед. Я к пословицам клоню, это ж народные мудрости, но не всегда их все

         знают и понимают.

М-ка. А давай мы проверим сейчас, какая деревня лучше в пословицах

           разбирается. У меня вот здесь пословицы на половинки разделились, а

           где начало, где конец, ничего не понятно.

Конкурс «НАРОДНАЯ ПОСЛОВИЦА».

Команды получают половинки пословиц, нужно правильно собрать пословицу.

М-ка. С пословицами ребята справились, всё распутали, а вот как они с моей

         змейкой справятся, даже не знаю.

Вед. Так давайте поиграем и узнаем.

Игра «ЗМЕЙКА».

Все играющие берутся за руки, впереди Матрёна, которая водит всю цепочку змейкой, обходя препятствия, делая петли, спирали, в конце большие закручивания и раскручивания спирали.

Вед. Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам стать на  время мастерами и

        сделать своими руками красивых матрёшек. Я думаю, что и в Сорокино,

        и в Воронино найдутся умельцы. (Выбрать из каждой команды по 3 – 4    

        человека).

Конкурс « НАРЯДИ МАТРЁШКУ».

Каждому умельцу выдаётся шаблон матрёшки, клей и цветные детали, цветы для украшения.

М-ка. А пока наши умельцы украшают матрёшку, мы немного поиграем.

 

ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ:

Любите загадки? (Да!) Отгадайте их тогда.

А в загадках есть секрет– дайте правильный ответ.

Медлить здесь совсем не нужно, отвечайте быстро, дружно!

На заборе по утру кукарекал….(петух).

Он зимой в берлоге спит, догадались – это…(медведь).

По морю плывёт фонтан – огромный чёрный….(кит).

Серый с хоботом добряк – неповоротливый….(слон).

На юг летят по небу клином поздней осенью….(журавли).

Громко крякает в пруду, утят купая…(утка)

Хвост, как веер, расписной, и зовётся он…(павлин).

Есть мух и комаров здорова, в болоте квакает…(лягушка).

Есть яд, очки и капюшон, берегись – опасен…(кобра)

Ходит с рыжей гривой он, царь зверей, конечно…(лев).

Он толстый, как кадушка, рог на носу…(носорог).

Уколешься – нельзя задеть! Колюч уж очень наш…(ёж).

Длинный хобот – это нос, перед вами добрый …(слон).

Полосатая рубаха, живёт в саванне…(зебра).

Уши длинный, он трус, спрятался под кустик…(заяц).

Он в малине знает толк! Ну конечно, это…(медведь0.

Хвост на веер так похож, знают все, что это…(павлин).

Полосатая, как мяч, всем известно. Это…(зебра).

Взгляд трусливый и косой, и зовётся он…(заяц).

На пальму с пальмы скок да скок, бананы любит этот…(обезьяна).

Голосисто по утрам на крыльце поёт…(петух).

Вед. Молодцы, а сейчас я предлагаю деревне Воронино и Сорокино игру на

        внимание. Но игра эта не простая, а эстафетная. Объясняю правила этой

        игры. Сейчас мы раздадим каждому по матрёшке, а на финише, в конце

        зала на полу  устроим, так называемую, «полянку с матрёшками». Ваша

        задача, подбежать к этой поляне со своей матрёшкой и найти ей пару.

Конкурс-эстафета «МАТРЁШКИ-ПОДРУЖКИ».

Ребятам раздают карточки с нарисованными матрешками, а в конце зала выкладывают на пол такие же карточки(парные). Задача ребят- найти свою пару.

М-ка. А теперь давайте поиграем ещё в одну игру на внимание и быстроту

           реакции. Сначала предлагаю поиграть деревне Воронино, а потом

           будет играть деревня Сорокино. Игра эта похожа на музыкальный

           стул, только вместо стульев на полу будут лежать Матрёшки, пока

           музыка играет все ходят вокруг матрёшек, как останавливается, нужно

            взять матрёшку. Но матрёшек на одну меньше, чем участников.

            Понятно?

Конкурс «МУЗЫКАЛЬНАЯ МАТРЁШКА».

Вед. Да, складывается у меня мнение, что в деревне Сорокино и Воронино

         ребята друг другу под стать. И не знаю даже что с ними ещё делать

         можно, всё-то они могут, всё умеют.

М-ка. Есть у меня одно хитрое задание, это поздравительные телеграммы,

         для Матрёшки, только слова в этих телеграммах растерялись, не все

         конечно, кое-что осталось. И задача каждой деревни – восстановить эти

         поздравительные телеграммы.

Конкурс «ТЕЛЕГРАММА ДЛЯ МАТРЁШКИ».

Вед. Матрёна, я ведь совсем забыла ещё об одной русской традиции, ведь в

         старину ни одного праздника не проходило без песен и  хороводов, а

        ещё устраивались состязания в пении, кто кого перепоёт, да чей

        гармонист переиграет.

М-ка. Ну, с гармонистами у нас дефицит, а вот петь деревня на деревню, да

            кто громче и дружнее, я думаю ребята смогут.

Конкурс «ЧАСТУШКИ».

М-ка. Молодцы, ребята. Со всеми моими заданиями справились, и осталось у

           меня для вас последнее задание с сюрпризом. Но постараться нужно

           нашим деревням всем вместе. В этом зале спрятаны буквы, которые

           вам нужно будет найти и сложить из них не просто одно слово, а

           несколько. Слова эти разного цвета, например, одно слово из синих

           букв, другое – из красных. И  когда вы их сложите, должны будете

           понять, что вам делать дальше.

Игра «СПРЯТАННОЕ УГОЩЕНИЕ».

Слова: «УГОЩЕНИЕ», «СПРЯТАНЫ», «ВАНЯ».

Ребят угощают найденным угощением, объявляют результаты игры, раздают карточки. Прощаются.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

_______________________________________________________

ДАРЁНОМУ КОНЮ       В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ.

______________________________________________

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ      ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.


БЕЗ ТРУДА         НЕ ВЫТАЩИТЬ И РЫБКУ

ИЗ ПРУДА.



ОДИН В ПОЛЕ            НЕ ВОИН.


С КЕМ ПОВЕДЁШЬСЯ      ОТ ТОГО И НАБЕРЁШЬСЯ.



НА БЕЗРЫБЬЕ         И РАК РЫБА.



ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ     ДОБРОЙ ССОРЫ.

МЯГКО СТЕЛЕШЬ      ЖЁСТКО СПАТЬ.



ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ     НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.


ШИЛА В МЕШКЕ      НЕ УТАИШЬ.

___________________________________________________

ЛЕС РУБЯТ        ЩЕПКИ ЛЕТЯТ.



ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС       ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ.



НА ВОРЕ           И ШАПКА ГОРИТ.



ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ,      ЛЮБИ И САНОЧКИ      

                             ВОЗИТЬ.



РАБОТА НЕ ВОЛК           В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ.

Программу разработала Карташова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная фольклорная программа "Подсолнух"

Программа для учащихся начальных и средних классов....

Фольклорная программа "Пришла Коляда"

Фольклорная программа «Пришла Коляда накануне Рождества»...

Фольклорная программа «Пришла Коляда накануне Рождества»

Фольклорная программа  «Пришла Коляда накануне Рождества»...

Авторская фольклорная программа

Авторская оброзовательная программа дополнительного образования "Возрождение". Духовно-нравственное воспитание детей на  традициях чувашского народа....

Спортивно-фольклорный праздник "Русские народные забавы"

Праздник "Русские народные забавы" включает в себя ассорти русских народных и православных праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Осенины, а также игр и забав, которыми они сопр...

"Колядки" - сценарий фольклорной программы.

Материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей подготовительных групп, учителей начальных классов и может быть использовании при проведении досуговых мероприятий во время рождествен...

Сценарии тематических и фольклорных программ.

Сценарии тематических и фольклорных программ....