Путешествие в мир правового общества.
методическая разработка (7 класс) по теме
Данная разработка затрагивает актуальный вопрос – правовое воспитание детей. Позволит познакомить учащихся с международными документами, статьями Конституции РФ и Семейного Кодекса, защищающие права ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в мир правового общества. | 53.5 КБ |
Презентация.Путешествие в мир правового общества. | 164.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в мир правового общества.
Слайд №2
Цели:
- Знакомство с основными документами, в которых закреплены права детей.
- Воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
- Научить умению оценивать ситуацию и принимать верные решения, применяя полученные знания.
Структура урока.
1. Вступительное слово учителя.
2. Станция «Конвенция о правах ребенка».
3. Станция «Конституция РФ».
4. Станция «Семейный кодекс РФ».
5. Беседа с элементами дискуссии.
7. Заключение.
Предварительная подготовка. Учащиеся под руководством учителя изучают Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, главу 11 Семейного кодекса РФ.
Слайд №3
«Людям необходимо установить законы и жить по законам, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей»
Платон.
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир правопорядка и законности. Основные требования государства к своим гражданам содержатся в законах. Дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите, поскольку сами пока защитить себя не могут. Поэтому правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои, четко зафиксированные права. Детские права не только соответствуют правам взрослого человека, они еще учитывают возможности детского возраста, чисто детские проблемы и трудности. Это зафиксировано в Конвенции о правах ребенка.
Если государство подписало конвенцию, то оно обязано выполнять все записанные в ней нормы. Россия подписала этот правовой акт одной из первых. Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения, по сути дела, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Проводниками в мир правопорядка сегодня выступят учащиеся нашего класса.
2. Станция «Конвенция о правах ребенка».
Слайд №4
Учитель. Международное сообщество в этом году отмечает двадцатилетие уникального исторического документа. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Ребята осветят нам основные положения данного документа.
Слайд №5
1-й ученик. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка мы имеем
- право на жизнь (ст. 6);
- право на имя (ст.7);
- право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27);
- право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст.3);
- право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст.3);
- право жить и воспитываться в семье (ст. 9,12);
- право на гражданство (ст.7);
- право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32);
- право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.35);
- право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст.34).
Учитель. В реальной жизни, к сожалению, законы очень часто нарушаются. Приведу вам пример: после развода родителей одиннадцатилетняя Мария Щербакова стала проживать в новой семье отца, однако сама девочка хотела остаться с мамой.
Вопрос к классу.
Какие права ребенка нарушены в данном случае?
(Обсуждение проблемы с учащимися)
3. Станция «Конституция РФ».
Слайд №6,7
Учитель. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются свободы человека и гражданина не только международным сообществом, но и государством. Роль Конституции как юридического документа весьма велика. Она — основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с её положениями. Нарушения конституционных положений являются очень серьёзными правонарушениями. Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. — первая в нашей истории демократическая Конституция, заставляющая по-новому осмыслить роль права в жизни человека, общества, объявившая Россию правовым государством. Ребята познакомят вас со статьями данного документа в которых отражены права несовершеннолетних.
2-й учащийся.
- В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (гл.2 ст. 17);
- основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (гл.2 ст. 17);
- материнство и детство, семья находятся под защитой государства (гл.2ст.38);
- забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (гл.2ст.38);
- каждый имеет право на образование (гл.2 ст.43);
- гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (гл.2 ст.43);
- каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (гл.2 ст.43);
- основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (гл.2 ст.43).
Учитель. Давайте обсудим другой пример: Сережа, учащийся 5 класса одной из московских школ, устроил драку во время урока, администрация школы потребовала от его родителей забрать документы ребенка.
Вопрос к классу. Насколько правомерны действия администрации школы? Какие права учащегося были нарушены?
(Обсуждение проблемы с учащимися)
- Станция «Семейный кодекс РФ».
Слайд №8
Учитель. Семья - самое главное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви родителей и их заботы, не могут стать полноценными членами общества. Семья традиционно рассматривалась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав. В Семейном кодексе сформулированы основные принципы семейного законодательства, забота о благосостоянии и развитии детей, приоритетная защита их прав и интересов. Какими же правами и благами пользуются дети в соответствии с семейным законодательством РФ?
3-й ученик.
Слайд 9.
Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:
- Жить и воспитываться в семье.
- Общаться с родителями и другими родственниками.
- Защищать свои права и законные интересы.
- Выражать свое мнение.
- Иметь имя, отчество и фамилию.
- Изменить свое имя и фамилию.
- Получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка).
Учитель. Давайте рассмотрим еще один пример: так, Дима Тарасов самостоятельно написал заявление в суд о том, что хочет жить в семье Сергея Шалыгина, и что директор детского дома не отдает его документов, в результате чего он, Дима, не может получить паспорт, медицинский полис, перейти в школу рядом с новым домом. Однако принять у него заявление судья отказалась, сославшись на несовершеннолетие заявителя, а значит, его недееспособность.
Вопрос к классу. Какие права Димы были нарушены?
(Обсуждение проблемы с учащимися)
Слайд №10.
5. Беседа с элементами дискуссии.
А теперь давайте поговорим о том, каким должно быть гражданское общество и насколько актуальны законы, о которых мы говорили сегодня.
Вопросы для дискуссии:
- В чем вы видите значение права для любого человека?
- Приведите свои примеры из жизни нарушения прав несовершеннолетних?
- Какие основные требования, обеспечивающие права детей, прописаны в положениях Конвенции?
- Как эти требования отражены в Конституции России?
- Как вы думаете, какие права и обязанности возложены на несовершеннолетних граждан нашей страны?
6. Заключение.
Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие в мир гражданского общества. Вы узнали много нового о своих правах. Надеюсь, что вы станете достойными гражданами нашей страны, которые знают свои права и обязанности.
Возвращаясь к эпиграфу нашего урока необходимо отметить, что многие мыслители, признавая принцип верховности закона, не забывали о том, что за каждым законом стоят живые конкретные люди.
Придумайте свои проекты закона, защищающие права детей, которые вы считаете наиболее актуальными сегодня. Мы обсудим их на следующем классном часе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Знакомство с основными документами, в которых закреплены права детей. Воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Научить умению оценивать ситуацию и принимать верные решения, применяя полученные знания.
Эпиграф: « Людям необходимо установить законы и жить по законам, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей» Платон.
Станция «Конвенция оправах ребенка»
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка мы имеем право на жизнь (ст. 6); право на имя (ст.7); право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27); право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст.3); право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст.3); право жить и воспитываться в семье (ст. 9,12); право на гражданство (ст.7); право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32); право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.35); право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст.34).
Станция «Конституция РФ» В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (гл.2 ст. 17); основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (гл.2 ст. 17); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (гл.2ст.38);
забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (гл.2ст.38); каждый имеет право на образование (гл.2 ст.43); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (гл.2 ст.43); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (гл.2 ст.43); основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (гл.2 ст.43).
Станция «Семейный кодекс РФ» Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:
Жить и воспитываться в семье. Общаться с родителями и другими родственниками Защищать свои права и законные интересы. Выражать свое мнение. Иметь имя, отчество и фамилию. Изменить свое имя и фамилию. Получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка).
Вопросы для дискуссии : В чем вы видите значение права для любого человека? Приведите свои примеры из жизни нарушения прав несовершеннолетних? Какие основные требования, обеспечивающие права детей, прописаны в положениях Конвенции? Как эти требования отражены в Конституции России? Как вы думаете, какие права и обязанности возложены на несовершеннолетних граждан нашей страны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
Занятие:"Путешествие в город правовой культуры"
Закрепление прав и обязанностей детей...
Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему "Путешествие в мир гражданского общества". 6 класс
Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему "Путешествие в мир гражданского общества". 6 класс (методическая разработка и презентация)...
Игра-путешествие в Страну Правовых Знаний
Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.Задачи: - Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское об...
Классный час «Путешествие в страну правовых знаний» (деловая игра)
Разработка классного часа поможет классному руководителю воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки....
Игра по станциям «Путешествие в страну правовых знаний»
Цель: предупреждение совершения обучающимися противоправных поступков и деяний.Задачи:1. формирование правовой культуры, законопослушного поведения несовершеннолетних;2. формирование понятия о том, чт...