Методическая разработка "Моя Малая Родина"
методическая разработка на тему
Методическая разработка "Моя Малая Родина" в помощь руководителям школьных музеев, как можно организовать внеклассную работу в школе, используя экспонаты музейной комнаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Моя Малая Родина" | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Авиловская средняя общеобразовательная школа»
Автор методических материалов:
Слабуха Елена Владимировна
МБОУ «Авиловская СОШ», учитель истории и обществознания,
Руководитель музейной комнаты «Память живёт»
Адрес: 346585, Ростовская область
Родионово-Несветайский район
х. Авилов
ул. Советская – 20 кв. 2
2015 год
Пояснительная записка
«Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов»
Шарль Луи Монтескье
Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своей деревни, быта своих предков, памятников архитектуры никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Именно поэтому я выбрала тему моей работы «Моя Малая Родина». Музейная комната в нашей школе создана усилиями всех в 2008 году. Этому предшествовала большая поисковая работа. Сплочение вокруг общего дела, совместное творческое дело объединило школьников, учителей, родителей, ветеранов, жителей близ лежащих деревень.
В результате длительной работы были созданы экспозиции «Крестьянская изба», «Из бабушкиного сундука», «Они живут рядом», «Память сердца».
Цели и задачи:
Цель: Создание условий для развития гражданских инициатив учащихся и формирование у них патриотического отношения к Малой Родине, сопричастности к ее истории;
Задачи:
· утверждать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего района, своего хутора;
· формировать у подростков и юношей позитивное отношение к Вооруженным Силам Отечества, готовности к службе в армии;
· прививать школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества;
· создавать условия для самовыражения, самореализации каждого ребёнка через конкретные дела патриотической направленности;
· воспитание уважения к героям и защитникам Отечества, ветеранам-землякам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям – сиротам войны;
· воспитание уважения к ветеранам труда, трудовым подвигам жителей села;
· знакомство с традициями и обрядами русского народа и вовлечение детей и их родителей в организацию и проведение праздников и досуга.
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Основным направлением и актуальностью деятельности школьной музейной комнаты считаем возобновление утерянных традиций нашей школы:
- встреча трех поколений (дает возможность расширить круг общения школьников, что способствует формированию чувства гордости за принадлежность к коллективу своего объединения, своей школы, своего села, своей страны);
- поисковая деятельность (способствует осознанию и ощущению школьниками сопричастности к истории жизни страны, участие в экспедиционных отрядах .).
- к работе музея привлекаются творческие объединения, действующие на базе школы
На базе школьной музейной комнаты проводятся занятия:
- групповые
- классные
- индивидуальные
- работа с аудиторией
Основными формами работы являются:
- организация и проведение экскурсий;
- оформление новых экспозиций и выставок;
- организация исследовательской работы;
- работа над проектами;
- работа в библиотеке;
- проведение мероприятий к праздникам (Митинги, уроки Мужества, концерт и др.);
- встречи с ветеранами и участниками событий;
- участие в районных и областных и региональных конкурсах;
- вовлечение в работу музея значительного числа творчески работающих детей.
Основная часть:
В сознании детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Здесь можно «ощутить» его, «окунуться в его атмосферу», «перенестись в него» из настоящего. А потому отличительной чертой (и преимуществом) музея большинство учащихся считают возможность увидеть: «старинные», «давние», «древние», «исторические» («доисторические»), а также «редкие» или «ценные» экспонаты («предметы», «вещи», «памятники», «ценности», «достопримечательности»).
Три особенности нашей музейной комнаты:
-это адресность («Он адресован детям и интересен для них»,
«Он может рассказывать об истории нашего края»),
-доступность («В нем экспонаты можно брать в руки», «Сюда можно чаще приходить чем в другие музеи»)
-прямое участие детей в его создании («В нем можно рисовать, мастерить, проводить мастер-классы», «Часть экспонатов для него создается руками детей»).
Главной чертой специфики школьного музея «музей для детей и руками детей». Последнее (руками детей), трактуется широко и подразумевает участие школьников во всех видах деятельности музея.
Деятельность музея «Малая Родина» велась по нескольким направлениям.
Поисковая и исследовательская работа.
В 2014 -2015 учебном году большое внимание было уделено поисковой и исследовательской работе.
Музейными экспонатами стали творческие и исследовательские работы учителей и учащихся.
Проведена большая поисковая работа по сбору информации о воинах – земляках ,воевавших в локальных войнах для создания стенда.
Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода нашей школы, учителях, находящихся на заслуженном отдыхе.
Проводится и исследовательская деятельность. К 65-летию Великой Победы был объявлен конкурс в школе исследовательских работ «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Многие ребята приняли участие в этом конкурсе, их работы пополнили музейный фонд. В 2015 году учащаяся 7 класса Кочковая Елена заняла 1 место в районе в конкурсе исследовательских работ «Человек в истории».
Экспозиционная работа
Целый год наши активисты собирали и систематизировали данные, благодаря чему смогли составить фотоэкспозицию «Деревенька моя», «Они живут рядом».
В нашем музее планируется оформление сменных экспозиций, над пополнением которых мы работаем сейчас. Готовится экспозиция к 20 – летию нашей школы: «История создания школы», «Учителя - работавшие в нашей школе».
Планируется проведение экскурсий для учащихся начальной школы.
Экскурсионная работа
В этом учебном году планируем проведение экскурсий к 20 – летию школы для учащихся начальной школы, к Дню защитника Отечества и Дню Победы .
Взаимодействие с педагогами при проведении занятий по краеведению
В своей работе тесно сотрудничаем с педагогами школы. Учителя нашей школы вносят посильный вклад в пополнение музейный экспонатов. В свою очередь, активом музея была оказана методическая помощь при проведении классных часов .
Связь музея с местным сообществом
Особую роль в системе общественных связей играют семьи обучающихся, а также выпускники школы, которые оказывают музеям самую разнообразную помощь. Начато сотрудничество с выпускниками школы по вопросам исследования истории школы.
Данная деятельность имеет ярко выраженный нравственный аспект, позволяет учащимся осознать значимость своих действий, приобщиться к истории поколений, выстроить систему ценностей.
Прогнозируемыми результатами осуществления работы музейной комнаты можно считать:
1. Выработку у учащихся комплекса качеств, характерных для патриота и гражданина
2. Развитие школьного музея как центра патриотического и духовно-нравственного воспитания
3. Повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей села
4. Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей
5. Корректировку и совершенствование учебно-воспитательной работы в школе.
Для оценки результативности деятельности музейной комнаты могут быть использованы следующие индикаторы:
· нравственно-духовные параметры:
– преодоление социально-общественного инфантилизма учащихся, формирование умений принимать решения и брать ответственность за их исполнение
– проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
– уровень реализации творческого потенциала учащихся
· количественные параметры – это количество:
– проведенных учебно-исследовательских работ, конференций по проблемам краеведения
– проведенных выставок патриотической направленности;
– проведенных фестивалей, конкурсов по патриотической тематике
- публикации на сайте школы
- участие в конкурсах школьных музеев
Заключение
Благодаря работе музейной комнаты чувствуется уже сейчас уважительное, трепетное отношение учащихся к истории своего поселения, желание работать дальше, совершенствоваться и привлекать ребят более младшего возраста. Видно как с каждой успешно проделанной работой сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось узнать, над чем пришлось работать в процессе кропотливой исследовательской работы.
В этом учебном году наш состав пополнился учащимися 5 класса, которые активно включились в работу.
Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями.
В заключении нельзя не признать, что работа в данном направлении несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.
Список литературы:
Для педагогов:
- Кудрина Т.А. «Музей и школа». Москва Просвещение» 1985.
- Новожилова Т.Ф. Интервью, как форма общения. - М.,1996.
- Орешкина Т.А. «Героико-патриотическое воспитание в школе».- Волгоград: Учитель, 2007.
- Столетова В.Н., Кашина М.П. «Школьные музеи». Москва «Просвещение» 1977.
- Фоломеев Б.А., ШкуркоА.И. Учет и хранение фондов школьных музеев. -М.,1976.
- Шулепова Э.А. Основы музееведения. - М.,2009.
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. -М., 2001.
· «Воспитание школьников» теоретический и научно-методический журнал 5,2007.
· «Воспитание школьников» теоретический и научно-методический журнал 6,2007.
· «Воспитание школьников» теоретический и научно-методический журнал 7,2007.
· «Ментор» научно-методический журнал 2,2006.
· «Ментор» научно-методический журнал 3,2006.
- «Ментор» научно-методический журнал 1,2007.
Для учащихся:
- Баранова Е.Ю., Колосова С.А. «Музейная азбука от А до Я». – М.: Изд-во ГДМ, 2006.
- Камкин А.В. «Истоки» М.,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"
Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....
Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».
В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных для родного края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....
Методическая разработка классного часа "Моя малая Родина"
Пояснительная записка Цель: Показать значение родины, семьи и школы в жизни каждого человека. Сопутствующая цель: изучение нравственных ценностей в жизни учащихся и их родителей для ул...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)
Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»в образовательных организациях Санкт-Петербурга(01 сентября 2017 года)...
Методическая разработка классного часа «Моя малая родина –Медногорск»в 5 классе
Цели:Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.Задачи:Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.Воспитывать у...
Методический материал для проведения итоговой диагностическая работы по программе «Моя малая Родина»
етодическая разработка для определения уровня знаний по Кубановедению....