Методическая разработка классного часа «Моя малая родина –Медногорск»в 5 классе
классный час (5, 6, 7 класс)

Боченина Марина Михайловна

Цели:

  1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
  5. Содействовать моральному развитию детей.

Форма проведения:

Час общения.

Оформление:

Мультимедийная презентация; рисунки (фотографии) учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_zanyatiyaklassnyy_chas_moya_malaya_rodina.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа «Моя малая родина –Медногорск»

Подготовил: учитель английского языка, классный руководитель 5 класса «МБОУ Гимназия г Медногорска»            

Цели:

  1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
  5. Содействовать моральному развитию детей.

Форма проведения:

Час общения.

Оформление:

Мультимедийная презентация; рисунки (фотографии) учащихся.

Ход занятия.

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

  1. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.

 Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми

Ученики прослушивают стихотворение А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученики  читают стихотворения

 З. Александрова

РОДИНА

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

 

Родина


Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Татьяна Бокова 

 РОДИНА

Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке – 
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

Людмила КУДРЯВЦЕВА

Я люблю свою Родину малую

Любовь Богдан

Я люблю свою Родину малую,
От ветров и от зноя усталую.
Все же милую, светлую, добрую,
Со своею природою скромною.
С мутной речкой и косыми берегами,
С заводью заросшей камышами.
С ее побритыми полями,
С полынной проседью местами.
С курганами веков поросшими,
А главное с людьми хорошими.

- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?


- Чем дорог вам  Медногорск ?

- Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

 -Предлагаю заочно провести экскурсию по нашему городу. 

Ведущий 1: Вы, наверное, знаете, что 11 апреля город Медногорск отмечает 75-летний юбилей.

Ведущий 2: Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения Медногорска.

Ведущий 1: Большой знаток истории Урала русский писатель Евгений Пермяк писал: «Мне иногда кажется, что главной резиденцией сказочной хозяйки Медной горы был не Средний Урал, а его юг. Именно здесь задолго до начала нашей эры она показала степным племенам медь. Археологи подтверждают своими находками... древность металлургии нынешнего Оренбуржья. Как же не назвать эту южную оконечность Урала исконной медной землей...».

Ведущий 2: Одна из легенд гласит о том, что в давние-давние времена в Губерлинских горах башкирский парень Рамазан искал камни, которыми можно было бы точить косы, ножи и другой инструмент скотоводов. На берегу горной речушки он оставил коня на лужайке с сочной шелковистой травой, а сам стал бродить по увалам.

 «Бейляу (оселок)!» — восторженно крикнул он, обнаружив, наконец, целую россыпь нужных ему камней. Набрал в мешок, вскинул на плечи и пошел к речке. Коня не было. Кинулся Рамазан влево-вправо, звал и криком, и свистом — не пришел скакун.

Ведущий 1: Загоревал Рамазан: конь — все богатство бедного пастуха. То находил джигит след, то снова терял его, долго шел, выбиваясь из сил. Ночь застала его в горах, уснул Рамазан, пристроившись в затишке за огромным камнем. Сон был тревожным, беспокойным, не раз вскакивал пастух, услышав во сне знакомый перестук копыт. А чуть рассвело — пошел дальше с горы на гору. По долинам клубились сизые клочья тумана. Но вот из-за гор выглянуло солнце, и туман словно растаял, лег росой на травы. Рамазан оглянулся — забрел он в совершенно незнакомое, но благородное место — заросшую лесом долину, которую рассекала речушка с прозрачной, как слеза, ключевой водой— по берегу богатое разнотравье. Травы мягкие, сочные. Только щебетанье птиц да журчащая песня речки нарушали тишину. И как-то на душе вроде полегчало, а тут и конь заржал. Из тысячи лошадиных голосов узнал бы он его голос. Радость била через край, и тогда сказал он речке — «Кувандычка» — радостная.

Ведущий 2: На ее берега привел потом Рамазан людей из своего племени. Согласились они-с тем, что это место действительно радостное, и обосновались тут. Первым поселилось на берегах Кувандычки семейство Мимбитеевых, и потом стали звать по их имени небольшую деревушку (примерно район улицы Кирова в Кувандыке).

Чуть дальше обосновалась другая деревушка — Кашкук.

Так одна легенда объясняет сразу два названия, а может быть и три, так как есть неподалеку село Рамазаново. Слово «бейляу» со временем трансформировалось в нынешнее — Блява. А долину Кувандычки стали звать «Долиной радости», а потом и «Долиной счастья».      

   Ведущий 1: Позднее, в конце 19 века, неподалеку от здешних мест обосновались украинцы. В поисках лучшей доли они переселились сюда из Полтавской и других губерний и привезли с собой названия тех мест - Херсонка, Новокиевка, Ракитянка. Заметно оживились эти края в начале 20 столетия с началом прокладки железной дороги Орск - Оренбург.

 Ведущий 2: 1 января 1915 года на железнодорожной ветке Оренбург - Орск был открыт первый и единственный туннель. Тогда же примерно на месте нынешнего вокзала была поставлена будка путевого обходчика. Возникшие при строительстве рабочие посёлки, которые положили начало современному городу, первое время назывались разъезд №10, затем - им. Пятакова, с 1938 года - разъезд Медный.

Ведущий 1: 8 апреля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Поселки разъезда Медный Кувандыкского района Чкаловской области преобразовались в город Медногорск с выделением его в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с непосредственным подчинением Чкаловскому областному Совету».

Так на карте Оренбуржья появился город, названный именем металла, давшего ему жизнь, - город Медногорск.

Ведущий 2: Медногорск на карте страны найти очень трудно. Но здесь живут и работают люди, труд которых  является частью огромного дела всей страны.

(слайд 1) Это самый горный из всех городов Оренбуржья. Медь и горный рельеф дали название городу. Они же изображены на гербе. В 2008 году Медногорск получил новый герб. Он составлен в полном соответствии с законом  геральдики, утвержден решением Медногорского Совета депутатов от 26.08.2008 г. № 401.

(слайд 2) Ведущий 1: Теперь давайте совершим экскурсию по городу. И начнем мы с Дома Культуры «Металлургов». Это шестиколонное здание построено в 1961 году. Сегодня здесь работают кружки художественной самодеятельности, проходят обряды бракосочетания.

(слайд 3) Ведущий 2: Рядом находится одна из главных площадей города -  это площадь им. В.И. Ленина, которая была торжественно открыта 4 ноября 1960 г., В центре ее находится скульптура В.И. Ленина. 

(слайд 4) Ведущий 1: Выше площади построена средняя школа № 1 (сейчас носящая имя Шкирмана). Возвели ее всего лишь за 72 дня. В настоящее время на базе этой школы развивается кадетское движение.  Мы видим кадетов на парадах, посвященных Дню Победы, митингах памяти, уроках мужества.

(слайд 5) Ведущий 2: На Аллее памяти около школы, 28 мая 1988 г. была открыта «Стела», увенчанная звездой, посвященная воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане. На мраморных плитах золотом написаны имена наших ребят, погибших в Афганистане.

(слайд 6) Другой обелиск, расположенный на аллее,  посвящен воинам, погибшим в Чечне. Он был открыт 30 ноября 2001 года. На мемориальной мраморной плите надпись: «Помните нас, мы защищали Отечество!». Ниже – имена погибших, даты жизни.

Ведущий 1: С ростом производства в Медногорске все острее ощущалась потребность в специальном учебном здании, которое готовило бы техников для главных местных предприятий. С 1946 года при заводе «Уралэлектромотор» действовал филиал Свердловского электромеханического техникума. В 1951 г. был открыт учебно-консультационный пункт  заочного отделения Свердловского горно-металлургического техникума имени И.Ползунова. Через год он был преобразован в филиал Орского индустриального техникума, но и это не могло решить проблему подготовки кадров. И вот 1 декабря 1959 г. оба филиала были объединены в Медногорский индустриальный техникум. Долгие годы это учебное заведение испытывало огромные трудности – не было своего помещения, слабо развивалась учебно-материальная база.

(слайд 7) Только спустя десять лет в самом центре города, на площади Ленина, построили четырехэтажное здание. Сейчас это уже всем нам знакомый Медногорский индустриальный колледж. Он принял новый облик и выпускает специалистов по разным специальностям.

(слайд 8) Ведущий 2:  Большое значение имеет для нас путепровод, называемый в народе виадук. Он  соединил части города, оторванные друг от друга, благодаря чему было сокращено наше время пребывания в пути. Решение о его строительстве было принято в 1991 году. В 1999 году был подписан акт государственного приема о приеме законченного строительства путепровода на станции Медногорск Южно-Уральской железной дороги.

(слайд 9) Ведущий 1: 2 августа 2007 г. состоялось долгожданное событие для жителей Медногорска. После торжественного митинга, показательных выступлений хоккеистов и фигуристов состоялось открытие первого планового объекта такого масштаба в нашем городе – открытие Ледового дворца «Айсберг». В подарок Медногорск получил 150 пар коньков.

Его строительство велось ускоренными темпами на базе воздухоопорного сооружения. Возводились монолитные стены и кирпичные перегородки под купол, поступало оборудование  (льдоуборочная машина, тренажеры,  холодильное оборудование и др.).

(слайд 10) Ведущий 2: Общая площадь «дворца» - 3600 кв.м. Кроме искусственного льда здесь предусмотрено место под трехъярусные трибуны на 260 посадочных мест. Непосредственно к ледовому полю примыкают боксы для спецтехники. Остальная площадь распределена между бытовыми, административными и хозяйственными помещениями. В здании имеются 2 раздевалки с душевыми кабинами, класс теоретической подготовки, тренажерный зал. Предусмотрены судейская комната, комнаты отдыха для тренерского состава, кабинеты врача и массажиста, места ожидания посетителей. Холл, расположенный с южной стороны здания, за счет витражей похож на огромный аквариум. В распоряжении посетителей здесь имеются раздевалка и буфет.

(слайд 11)Ведущий 1: Есть в нашем городе основное градообразующее предприятие нашего города - ООО «ММСК». Первая его продукция была получена 2 февраля 1939 г. В дальнейшем предприятие стало перерабатывать медный концентрат, мелкомедные руды, отходы и полуфабрикаты предприятий цветной металлургии. Сегодня в составе ММСК функционируют: медеплавильный цех, цех серной кислоты, брикетная фабрика, цех производства технологического кислорода, цех подготовки шихты, цех переработки пыли, цех горных работ, другие цехи и службы обслуживающего и вспомогательного назначения.

В начале 2001 года ММСК вошел в состав Уральской горно-металлургической компании.

(слайд 12)Ведущий 2: Другое крупное предприятие нашего города, мимо которого мы проезжаем -  «Уралэлектро». Оно - одно из крупнейших в России по выпуску электротехнической продукции. История его возникновения связана с Великой отечественной войной.                                                                        

 В начале войны, в 1941 г. в город был эвакуирован Тульский оружейный завод. На его базе и был создан «Ураэлектромотор» (ныне ОАО «Уралэлекро»).

19 ноября 1941 г. в Медногорске специально для Тульского оружейного завода организовали ремесленное училище № 7, в котором учились 1200 человек. Училище разместили в нескольких бараках.

Ведущий 1: Ребята были из Тулы, Ленинграда, Одессы, Полтавы, Смоленска и других городов страны. Часть молодежи из Оренбургской области учились по ускоренной программе. Возглавил училище Виктор Алексеевич Костромин. Будучи уже тяжелобольным, он все свои силы отдавал делу, и позднее по заслугам был награжден боевым орденом Красной звезды. Чтобы ребята, имеющие еще небольшой рост (в училище ребята поступали  после 7 класса), могли нормально работать на станках, им было изготовлено несколько сотен подставок.

«В цехе было очень тесно, из-за нехватки места станки стояли «елочкой» -  так вспоминал один из тогдашних юных рабочих Василий Федорович Шнуров.

Ведущий 2: Приходилось очень трудно, но несмотря ни на что, уже в декабре 41 г. завод стал давать фронту пехотные и снайперские самозарядные автоматические винтовки Токарева (СВТ – 40). Спустя год Уралэлектромотор стал выпускать скоростные крупнокалиберные 20 миллиметровые крыльевые четырехмоторные пушки (ШВАК), создатели которых - известные конструкторы-оружейники Борис Григорьевич Шпитальный и Семен Владимирович Владимиров. Пушки предназначались для установки на истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках

Ведущий 1: Завод работал стабильно, ежегодно увеличивал выпуск очень нужной для Красной Армии продукции. На заводе № 314 (такой номер был присвоен предприятию) в военное время трудилось 12,5 тыс. человек. Это было самое крупное предприятие в Медногорске, где действовало 32 цеха и 11 отделов. За годы войны изготовлено более миллиона винтовок и 20 тысяч пушек, часть винтовок – для снайперской стрельбы. Одна из них была подарена прославленному снайперу герою Советского Союза Людмиле Павличенко. Последняя партия винтовок была изготовлена для парада Победы.

Ведущий 2: 22 октября 1945 г. по постановлению Совета народных комиссаров завод № 314 передали наркомату электротехнической промышленности с коренной перестройкой профиля производства: стояла задача – освоить выпуск асинхронных двигателей, магнитных пускателей, кнопочных постов управления. Изменилось и название номерного завода на Уралэлектромотор, а уже 3 сентября 1976 года был выпущен электромотор за № 10000000. Послевоенные годы стали временем технического перевооружения промышленности, внедрения в производство новейших достижений науки и техники, передовых технологий. Тогда же началась подготовка к выпуску отечественных пылесосов.

Ведущий 1: В сквере у проходной в мае 1989 года был установлен в память о героическом труде заводчан, ковавших оружие победы в годы Великой Отечественной войны монумент «Тыл – фронту».

В октябре 2000 г. был  заключен договор о создании холдинговой структуры. В договоре стороны определили ЗАО «Уралэлектро-К» управляющей компанией холдинга «Уралэлектро» и его исполнительным органом.

Ведущий 2: Основными видами производственной деятельности холдинга «Уралэлектро» является производство электродвигателей, низковольтовой аппаратуры и комплектующих изделий.

Свою продукцию заводчане отправляют через сеть региональных складов во все уголки России и страны  СНГ.

Во многие страны дальнего зарубежья, в частности, Италию, Францию, Германию, Испанию поставляют электродвигатели. В настоящее время «Уралэлектро» оставил за собой статус градообразующего предприятия, но как и многие другие, переживает экономический кризис.

(слайд 13)Ведущий 1: Одно из последних, особенно значимых событий в городе произошло 24 ноября 2007 года. Стал действовать для прихожан Приход Святителя Николая Чудотворца по адресу: ул. Машиностроителей, 1. Престол был освещен Архиерейским гимном, правящим Архипастырем – Владыкой Валентином, митрополитом Оренбургским и Бузулукским.

2 ноября 2003 г. состоялся первый крестный ход для освещения места под строительство нового храма, а 16 ноября состоялся второй Крестный ход для закладки первого камня в основании будущего храма. А 22 мая 2006 г. была отслужена первая Божественная Литургия, а уже с 11 ноября стали совершаться постоянные Богослужения. При храме работает Воскресная школа.

(слайд 14)Ведущий 2:   Наша экскурсия подошла к концу. Надеемся, благодаря ей многие по-новому взглянули на этот маленький, но своеобразный, с богатой  историей городок.

  Ведущий 1:   Спасибо за внимание.

Просмотр презентации « Мой Медногорск»  

 Учитель: Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваются ответы учащихся, подводится  итог:

“Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

презентация классного часа "Моя малая Родина"

в презентации есть материал о Республике Бурятия и селе Петропавловка...

Разработка классного часа "Моя Малая Родина"

Классный час посвящен городу Барыш Ульяновской области.ссылка на видео о Барыше: http://www.youtube.com/watch?v=_1_ZnYAIEQo#t=22...

Методическая разработка классного часа "Моя малая Родина"

Пояснительная записка  Цель: Показать значение родины, семьи и школы в жизни каждого человека. Сопутствующая цель: изучение нравственных ценностей в жизни учащихся и их родителей для ул...

Сценарий классного часа "Моя малая родина" (5-9 классы)

Сценарий классного часа, посвященного малой родине, содержит интересный материал для проведения викторины, предусматривает использование различных форм работы с учащимися. Рассчитан на творческое испо...

Методическая разработка классного часа для обучающихся с ЗПР 2 класса "Цветок здоровья"

Материал поможет учителям начальных классов в формировании правильного отношения к здоровому образу жизни, содействие укреплению взаимоотношений в семье. Можно использовать во внеурочной деятельности ...