"Великие люди России : основоположник мозаичного искусства М.В.Ломоносов"
план-конспект на тему
Предназначено для детей в возрасте 8 - 10 лет. В ходе занятия дети знакомятся с одним из видов декоративно - прикладного искусства -мозаикой и мозаичной техникой М.В.Ломоносова,развивают мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 45.5 КБ |
приложение 2 | 1.63 МБ |
приложение 1 | 861 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: обеспечить усвоение детьми понятий: мозаика, смальта; способствовать формированию представления об истории развития мозаики; пробуждать у воспитанников чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М.В.Ломоносову. Задачи: Образовательные:
1 .Познакомить с одним из видов декоративно -прикладного искусства - мозаикой.
2. Изучить приемы выполнения мозаичной техники.
3. познакомить с биографией М.В.Ломоносова.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие: воспитывать у детей усидчивость,
аккуратность.
Ход занятия:
1 .Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, потому что у нас в
гостях маленький человечек, зовут его Стеклышко. Сегодня
он поведет нас в свою необыкновенную страну, которая
называется Мозаика. Кто - нибудь слышал такое слово или
знает, что оно обозначает? ( высказывания детей)
Молодцы! Вы многое уже знаете о мозаике, но многое
предстоит еще узнать, ведь для этого мы сегодня и
собрались.
Справочный материал о мозаике.
Словарная работа: мозаика, смальта, (слова записаны на
доске)
Слово мозаика происходит от латинского слова mosaic, что
означает пестрая смесь.
Мозаика - вид искусства. Мозаикой называют изображение,
выполненное из частиц одного или нескольких материалов
(стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы и
др.).Кусочки материалов выкладываются на основе общей
прхности. Отдельные части набора подгоняются друг к
другу и скрепляются между собой. Она применяется для
оформления настенных панно, создания картин, украшения фонтанов, стен, садовых дорожек. Мозаика долговечна, поэтому до наших дней сохранились уникальные произведения искусства.
И вот поэтому в эту удивительную и красивую страну нас приглашает Стеклышко.(презентация 1). Мозаику называют вечной живописью- и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия. Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Римляне заимствовали его у греков. Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты- цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта считается классическим материалом для мозаичных работ и насчитывает сотни разных цветов и оттенков.
3. Технология выполнения.
Сегодня на занятии мы будем знакомиться с прищипанной мозаикой. Для ее выполнения нам потребуется бумага, клей, карандаш. Заполнять кусочками бумаги мы будем буквы ( о-4 шт.,м, в, л, с, н,), а затем из этих букв составим слово. Чтобы выполгнить прищипанную мозаику необхродимо сначала нарвать узкие полоски бумаги наискосок листа. Затем намазать клеем небольшой участок буквы и приклеить кончик полоски бумаги, прижав его карандашом. После этого резко дернуть полоску бумаги, так, чтобы под карандашом остался небольшой кусочек полоски. Таким образом заполнить всю поверхность буквы.
4. Подготовка к работе.
Перед началом работы прочтем народную мудрость-пословицы: (пословицы написаны на доске). « Без терпенья нет уменья». « За всякое дело берись умело». « И маленькое дело делай, как большое».
- о чем говорят эти пословицы?
- На какую особенность в труде обращают наше внимание эти пословицы?
Повторим правила рабочего человека:
! Во время работы содержи рабочее место в порядке.
! Береги время, работай сосредоточенно.
! Научился сам- помоги товарищу.
! Закончил работу- убери свое рабочее место.
Пальчиковая гимнастика.
У нашей кошки 10 котят.
Все они по парам сидят.
2 котенка, самых толстых,
2 котенка самых ловких,
2 котенка самых длинных,
2 котенка самых хитрых,
2 котенка самых маленьких, пугливых.
5. Самостоятельное выполнение работы.
Физкультминутка.
Мы в « Мозаику» играли:
Собирали, собирали
Ксюша- дом, машину- Ваня.
Все украсили цветами...
Хороша картинка, братцы!
Приходите любоваться.
Складывание из букв слова ЛОМОНОСОВ
Что же за слово получилось? Что вы знаете об этом
человеке?
Давайте отправимся в виртуальное путешествие на его
Родину.(презентация 2).
6. биографические сведения.
М.В.Ломоносов - годы жизни 1711 - 1765. В этом году наша страна отмечает юбилей этого гениального человека -300 лет со дня его рождения.
Родился Михаил Васильевич Ломоносов на далеком
холодном севере в деревне Денисовка Архангельской
области.
Семья рыбака жила очень скромно, все выполняли
нелегкую работу. Грамоте обучил Михаила дьячок местной
церкви. Желание учиться заставило Ломоносова оставить
родной дом и отправиться в Москву. С собой в дорогу
юноша взял две книги - арифметику и грамматику.
Опередивших на сто лет
Развитье мысли на Земле,
Науке новой дав рассвет.
На тихом острове он жил,
Наукой с детства дорожил,
И вот однажды в январе
В Москву поехал Михаил.
Через 3 недели добрался до Москвы. Пять лет учился
Ломоносов в школе, постигая науки и латинский язык.
Как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в
университет в город Санкт - Петербург.
А затем в Германию, для обучения разным наукам.
Но уезжает в Петербург.
Потом в Германию, в Марбург.
Пять лет живет за рубежом, Вернувшись, знаний багажом
Всех удивляет...
Ломоносову принадлежат открытия в области физики,
химии, астрономии, географии, филологии и других науках.
Он создал химическую лабораторию, в которой проводил
много опытов и делал научные открытия, в том числе
разрабатывал состав стекла, фарфора, которые использовал
для своих мозаик.
Наука вознеслась к верхам,
Здесь Ломоносов, тут и там!
Электроток и цвет стекла,
Наука вся его влекла.
Изучая цветное стекло в лаборатории, Ломоносов все время
думал о том, как использовать результаты своих открытий.
Он решил построить фабрику для производства стекла и
изготовления мозаичных работ. Возродилось « мозаичное
художество» в России благодаря работам, проведенным
Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Он был поражен
невиданным доселе искусством складывания картины из
множества кусочков цветного непрозрачного стекла -=
смальты. До Ломоносова смальта и цветное стекло не
производились. Он провел огромное количество опытов (
около четырех тысяч) и открыл способ получения смальты
любого цвета, известный только итальянским мастерам и
сохраняемый ими в тайне.
В 1754 году ломоносов заканчивает свою первую
художественную работу - портрет Петра ! , - блестящее
исполнение которой явилось шедевром мозаичного
искусства.
В марте 1764 года Ломоносов закончил мозаику «
Полтавская битва». Это самое выдающееся произведение
русского искусства за целое тысячелетие.
Позже ломоносов создает еще двенадцать мозаичных
картин, посвященных деятельности Петра! . Своими
мозаичными работами он стремился увековечить
историческое прошлое России.
Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел
Добиться своей цели в жизни.
Эх! Не успел достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил ГЕНИИ!
7. итог занятия.
-Что мы смогли сделать на занятии?
-Что нового узнали?
-Ломоносовым было создано множество картин, значит он
...(художник).
Правильно, ребята, но не простой художник, а
МОЗАИЧИСТ.
-Ломоносовым было сделано множество открытий в разных
науках: физике, химии, геологии,минерологи, астрономии,
значит он еще и...( ученый), а также он был филисофом,
историком, поэтом.
Да, этот гений успел за свою жизнь сделать много открытий в разных областях науки, ведь не даром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. 300 лет отделяет нас от его жизни, его судьбы. Памятники Ломоносову- воплощение любви народной. На родине Ломоносова воздвигнут один из первых в России памятников ученому. Этот памятник стоит напротив Архангельского технологического университета. На родине Ломоносова дом его отца не сохранился. На его месте к 200 летию рождения Ломоносова была построена земская школа. Теперь здесь музей. Село денисовка переименовано в Ломоносово Архангельской области. В 1948 году город Ораниебаум был переименован в г. Ломоносов. В том же городе стоит памятник Ломоносову, открыт музей. Его именем назван теплоход, хребет во льдах Северного ледовитого океана. В России не забывают великого русского ученого. Уже вышел указ Президента РФ о праздновании 300 летия со дня рождения М.В.Ломоносова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕТСТВО Деревня Денисовка Архангельской области
ДЕТСТВО "Быт поморской семьи 18в.", художник Румянцев А. Я.
ПУТЬ В МОСКВУ Холмогоры Москва
УЧЁБА В МОСКВЕ Спасские школы
УЧЕБА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
УЧЕБА В ГЕРМАНИИ .
ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ
ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ
ФАБРИКА ЛОМОНОСОВА
МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ ЛОМОНОСОВА М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице
МОЗАИЧНЫЕ РАБОТЫ М.В. ЛОМОНОСОВА Нерукотворный Спас.
Портреты членов царской семьи МОЗАИЧНЫЕ РАБОТЫ М.В. ЛОМОНОСОВА
Петр I МОЗАИЧНЫЕ РАБОТЫ М.В. ЛОМОНОСОВА
Полтавская баталия. МОЗАИЧНЫЕ РАБОТЫ М.В. ЛОМОНОСОВА
По проекту Ломоносова был основан Московский университет. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МОЗАИКА
Мозаика из стекла (смальты)
Мозаика из яичной скорлупы
Мозаика из бусин
Мозаика из кафельной плитки
Украшение мозаикой фасада дома и дорожек ванной комнаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великие люди России
В презентацию вошли фотографии и коментарии о М.В. Ломоносове. Данный материал может быть использован как фрагмент урока или внеклассного мероприятиях о великих людях России....
Проект на тему:" Великие люди России Эдуард Успенский"
Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Э. Успенского. Предшествующая работа заключается прежде всего в чтении книг Успенского. Затем проводится викторина по его произведениям, конкур чтецов ...
Элективный курс "Великие люди России"
Элективный курс для учащихся 10 класса. Углубленное изучение личностей российской истории и роли этих людей в жизни страны....
Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"
лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...
Презентация "Великие люди России.М.В.Ломоносов"
Презентация посвящена выдающимуся сыну России,универсальному ученому,патриоту-Михаилу Васильевичу Ломоносову..Данная презентация ориентирована на учащихся 7 класса....
Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»
Цели: формировать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вкла...
Внеклассное мероприятие «Великие люди России»
Есть такая профессия- Родину Защищать!...