"Великие люди России : основоположник мозаичного искусства М.В.Ломоносов"
план-конспект на тему

Смирнова Наталья Александровна

Предназначено для детей в возрасте 8 - 10 лет. В ходе занятия дети знакомятся с одним из видов декоративно - прикладного искусства -мозаикой и  мозаичной техникой М.В.Ломоносова,развивают мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия45.5 КБ
Office presentation icon приложение 21.63 МБ
Office presentation icon приложение 1861 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: обеспечить усвоение детьми понятий: мозаика, смальта; способствовать формированию представления об истории развития мозаики; пробуждать у воспитанников чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М.В.Ломоносову. Задачи: Образовательные:

1 .Познакомить с одним из видов декоративно -прикладного искусства - мозаикой.

2. Изучить приемы выполнения мозаичной техники.

3. познакомить с биографией М.В.Ломоносова.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие: воспитывать у детей усидчивость,

аккуратность.

Ход занятия:

1 .Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, потому что у нас в

гостях маленький человечек, зовут его Стеклышко. Сегодня

он поведет нас в свою необыкновенную страну, которая

называется Мозаика. Кто - нибудь слышал такое слово или

знает, что оно обозначает? ( высказывания детей)

Молодцы! Вы многое уже знаете о мозаике, но многое

предстоит еще узнать, ведь для этого мы сегодня и

собрались.

Справочный материал о мозаике.

Словарная работа: мозаика, смальта, (слова записаны на

доске)

Слово мозаика происходит от латинского слова mosaic, что

означает пестрая смесь.

Мозаика - вид искусства. Мозаикой называют изображение,

выполненное из частиц одного или нескольких материалов

(стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы и

др.).Кусочки материалов выкладываются на основе общей

прхности. Отдельные части набора подгоняются друг к

другу и скрепляются между собой. Она применяется для


оформления настенных панно, создания картин, украшения фонтанов, стен, садовых дорожек. Мозаика долговечна, поэтому до наших дней сохранились уникальные произведения искусства.

И вот поэтому в эту удивительную и красивую страну нас приглашает Стеклышко.(презентация 1). Мозаику называют вечной живописью- и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия. Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Римляне заимствовали его у греков. Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты- цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта считается классическим материалом для мозаичных работ и насчитывает сотни разных цветов и оттенков.

3.        Технология выполнения.

Сегодня на занятии мы будем знакомиться с прищипанной мозаикой. Для ее выполнения нам потребуется бумага, клей, карандаш. Заполнять кусочками бумаги мы будем буквы ( о-4 шт.,м, в, л, с, н,), а затем из этих букв составим слово. Чтобы выполгнить прищипанную мозаику необхродимо сначала нарвать узкие полоски бумаги наискосок листа. Затем намазать клеем небольшой участок буквы и приклеить кончик полоски бумаги, прижав его карандашом. После этого резко дернуть полоску бумаги, так, чтобы под карандашом остался небольшой кусочек полоски. Таким образом заполнить всю поверхность буквы.

4.        Подготовка к работе.

Перед началом работы прочтем народную мудрость-пословицы: (пословицы написаны на доске). « Без терпенья нет уменья». « За всякое дело берись умело». « И маленькое дело делай, как большое».


  • о чем говорят эти пословицы?
  • На какую особенность в труде обращают наше внимание эти пословицы?

Повторим правила рабочего человека:

! Во время работы содержи рабочее место в порядке.

! Береги время, работай сосредоточенно.

! Научился сам- помоги товарищу.

! Закончил работу- убери свое рабочее место.

Пальчиковая гимнастика.

У нашей кошки 10 котят.

Все они по парам сидят.

2 котенка, самых толстых,

2 котенка самых ловких,

2 котенка самых длинных,

2 котенка самых хитрых,

2 котенка самых маленьких, пугливых.

5.        Самостоятельное выполнение работы.
Физкультминутка.

Мы в « Мозаику» играли:

Собирали, собирали

Ксюша- дом, машину- Ваня.

Все украсили цветами...

Хороша картинка, братцы!

Приходите любоваться.

Складывание из букв слова ЛОМОНОСОВ

Что же за слово получилось? Что вы знаете об этом

человеке?

Давайте отправимся в виртуальное путешествие на его

Родину.(презентация 2).

6.        биографические сведения.

М.В.Ломоносов - годы жизни 1711 - 1765. В этом году наша страна отмечает юбилей этого гениального человека -300 лет со дня его рождения.


Родился Михаил Васильевич Ломоносов на далеком

холодном севере в деревне Денисовка Архангельской

области.

Семья рыбака жила очень скромно, все выполняли

нелегкую работу. Грамоте обучил Михаила дьячок местной

церкви. Желание учиться заставило Ломоносова оставить

родной дом и отправиться в Москву. С собой в дорогу

юноша взял две книги - арифметику и грамматику.

Опередивших на сто лет

Развитье мысли на Земле,

Науке новой дав рассвет.

На тихом острове он жил,

Наукой с детства дорожил,

И вот однажды в январе

В Москву поехал Михаил.

Через 3 недели добрался до Москвы. Пять лет учился

Ломоносов в школе, постигая науки и латинский язык.

Как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в

университет в город Санкт - Петербург.

А затем в Германию, для обучения разным наукам.

Но уезжает в Петербург.

Потом в Германию, в Марбург.

Пять лет живет за рубежом, Вернувшись, знаний багажом

Всех удивляет...

Ломоносову принадлежат открытия в области физики,

химии, астрономии, географии, филологии и других науках.

Он создал химическую лабораторию, в которой проводил

много опытов и делал научные открытия, в том числе

разрабатывал состав стекла, фарфора, которые использовал

для своих мозаик.

Наука вознеслась к верхам,

Здесь Ломоносов, тут и там!

Электроток и цвет стекла,

Наука вся его влекла.


Изучая цветное стекло в лаборатории, Ломоносов все время

думал о том, как использовать результаты своих открытий.

Он решил построить фабрику для производства стекла и

изготовления мозаичных работ. Возродилось « мозаичное

художество» в России благодаря работам, проведенным

Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Он был поражен

невиданным доселе искусством складывания картины из

множества кусочков цветного непрозрачного стекла -=

смальты. До Ломоносова смальта и цветное стекло не

производились. Он провел огромное количество опытов (

около четырех тысяч) и открыл способ получения смальты

любого цвета, известный только итальянским мастерам и

сохраняемый ими в тайне.

В 1754 году ломоносов заканчивает свою первую

художественную работу - портрет Петра ! , - блестящее

исполнение которой явилось шедевром мозаичного

искусства.

В марте 1764 года Ломоносов закончил мозаику «

Полтавская битва». Это самое выдающееся произведение

русского искусства за целое тысячелетие.

Позже ломоносов создает еще двенадцать мозаичных

картин, посвященных деятельности Петра! . Своими

мозаичными работами он стремился увековечить

историческое прошлое России.

Когда не стало света мысли,

Казалось, мир осиротел,

А Ломоносов так хотел

Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел достичь всего!

Но навсегда его ученья

Нам будут символом того,

Что с нами на земле жил ГЕНИИ!

7. итог занятия.

-Что мы смогли сделать на занятии?

-Что нового узнали?


-Ломоносовым было создано множество картин, значит он

...(художник).

Правильно, ребята, но не простой художник, а

МОЗАИЧИСТ.

-Ломоносовым было сделано множество открытий в разных

науках: физике, химии, геологии,минерологи, астрономии,

значит он еще и...( ученый), а также он был филисофом,

историком, поэтом.


Да, этот гений успел за свою жизнь сделать много открытий в разных областях науки, ведь не даром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. 300 лет отделяет нас от его жизни, его судьбы. Памятники Ломоносову- воплощение любви народной. На родине Ломоносова воздвигнут один из первых в России памятников ученому. Этот памятник стоит напротив Архангельского технологического университета. На родине Ломоносова дом его отца не сохранился. На его месте к 200 летию рождения Ломоносова была построена земская школа. Теперь здесь музей. Село денисовка переименовано в Ломоносово Архангельской области. В 1948 году город Ораниебаум был переименован в г. Ломоносов. В том же городе стоит памятник Ломоносову, открыт музей. Его именем назван теплоход, хребет во льдах Северного ледовитого океана. В России не забывают великого русского ученого. Уже вышел указ Президента РФ о праздновании 300 летия со дня рождения М.В.Ломоносова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)

Слайд 2

ДЕТСТВО Деревня Денисовка Архангельской области

Слайд 3

ДЕТСТВО "Быт поморской семьи 18в.", художник Румянцев А. Я.

Слайд 4

ПУТЬ В МОСКВУ Холмогоры Москва

Слайд 5

УЧЁБА В МОСКВЕ Спасские школы

Слайд 6

УЧЕБА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Слайд 7

УЧЕБА В ГЕРМАНИИ .

Слайд 8

ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ

Слайд 9

ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ

Слайд 10

ФАБРИКА ЛОМОНОСОВА

Слайд 11

МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ ЛОМОНОСОВА М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице

Слайд 12

МОЗАИЧНЫЕ РАБОТЫ М.В. ЛОМОНОСОВА Нерукотворный Спас.

Слайд 13

Портреты членов царской семьи МОЗАИЧНЫЕ РАБОТЫ М.В. ЛОМОНОСОВА

Слайд 14

Петр I МОЗАИЧНЫЕ РАБОТЫ М.В. ЛОМОНОСОВА

Слайд 15

Полтавская баталия. МОЗАИЧНЫЕ РАБОТЫ М.В. ЛОМОНОСОВА

Слайд 16

По проекту Ломоносова был основан Московский университет. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древняя мозаика

Слайд 2

МОЗАИКА

Слайд 3

Мозаика из стекла (смальты)

Слайд 4

Мозаика из яичной скорлупы

Слайд 5

Мозаика из бусин

Слайд 6

Мозаика из кафельной плитки

Слайд 7

Украшение мозаикой фасада дома и дорожек ванной комнаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие люди России

В презентацию вошли фотографии и коментарии о М.В. Ломоносове. Данный материал может быть использован как фрагмент урока или внеклассного мероприятиях о великих людях России....

Проект на тему:" Великие люди России Эдуард Успенский"

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Э. Успенского. Предшествующая работа заключается  прежде всего в чтении книг Успенского. Затем проводится викторина по его произведениям, конкур чтецов ...

Элективный курс "Великие люди России"

Элективный курс для учащихся 10 класса. Углубленное изучение личностей российской истории и роли этих людей в жизни страны....

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

Презентация "Великие люди России.М.В.Ломоносов"

Презентация посвящена выдающимуся сыну России,универсальному ученому,патриоту-Михаилу Васильевичу Ломоносову..Данная презентация ориентирована на учащихся 7 класса....

Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:  формировать представление  о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вкла...

Внеклассное мероприятие «Великие люди России»

Есть такая профессия- Родину Защищать!...