Особенности работы классного руководителя с неблагополучными семьями.
план-конспект занятия (8 класс) по теме
В данной методической разработке даны рекомендации по работе классного руководителя с неблагополучными семьями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shans.doc | 104.5 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx | 203.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Усть-Ишимский» лицей «Альфа»
Особенности работы классного руководителя с неблагополучными семьями.
Учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 8 «б» класса
МБОУ лицей «Альфа»
Снеткова Елена Леонидовна
2015 год
ПЛАН РАБОТЫПояснительная записка
Аннотация
Часть 1.
- Неблагополучная семья – что это?
1.2. Группы неблагополучных семей.
1.3. Основные направления работы с семьёй.
1.4. Этапы работы с неблагополучной семьёй.
.
Часть 2.
2.1. Из педагогического опыта.
2.2. Ступени работы.
2.3. План мероприятий работы с неблагополучной семьёй. 2.4.Кадровое обеспечение программы.
Часть 3.
3.1. Рекомендации.
3.2. Функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй.
3.3. Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
Заключение
Библиографический список
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта
Пояснительная записка.
Традиционно главным в воспитании ребёнка является семья. То, что ребёнок приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Важность семьи обуславливается тем, что большую часть времени ребёнок проводит именно в ней и по длительности своего воздействия на личность ребёнка с семьёй ничто сравниться не может.
Именно в семье закладываются основы личности ребёнка. Именно ребёнка мы называем «зеркало семьи». И когда ему предстоит выйти в общество, он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья - особого рода коллектив, который играет в воспитании основную, долговременную и важную роль. В семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает выводы о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях. Но не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что его окружают именно любящие его люди, которым он действительно дорог. А с другой стороны никакой объект воспитания не нанесёт столько вреда, сколько та же семья.
В последнее время много факторов влияет на неблагополучие семей. Проявляется настойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Это усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, сиротства при живых родителях. По-моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. Многие обучающиеся и их семьи нуждаются в поддержке. Работа социального педагога, психолога, классного руководителя в первую очередь должна быть направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям «группы риска» И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать учеников.
Аннотация
Неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы:
1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.
В 8 «б» классе, где я являюсь классным руководителем, есть две семьи типа: педагогической несостоятельности. В этих семьях родители в силу психологических причин утратили своё влияние на детей (вторая группа неблагополучия)
Целью данной совместной работы триединства-учитель-ученик-родители - является профилактика неблагополучия. Укрепление института семьи, возрождения семейных ценностей традиций, укрепление внутрисемейных связей.
Задачи:
-диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье;
- выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию;
- изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;
-организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
- оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и лицея
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность.
Основные направления работы с семьей:
1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а других ничем не проймёшь.
К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.
Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.
Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными. Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);
2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим окружением семьи.
3) заполнение социального паспорта, карты психологической помощи, карты психолого-медико-социальной помощи ребёнку
4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.
Целями диагностики являются:
- раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;
-координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;
-ознакомление семей с правовыми нормами.
С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка – мама, папа – ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.
2-й этап.
1)Изучение семьи.
Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
2) Диагностика причин семейного неблагополучия.
Средства:
- посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
- использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).
3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.
5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
ГЛАВА 2
Из педагогического опыта
Вот уже четвёртый год я являюсь классным руководителем, где двое учеников, Абрамов Александр и Махмутов Игорь, проживают в неблагополучных семьях. Эти семьи педагогически несостоятельные, родители утратили своё влияние на детей.
Игорь воспитывается в многодетной семье, где кроме него ещё два брата-подростка, которые тоже не подчиняются родителям. Дети плохо учатся, часто попадают в конфликтные ситуации, совершают правонарушения. Родители добросовестно выполняют свои обязанности по отношению к детям, стремятся дать им всё лучшее, однако дети их не воспринимают должным образом, потому что когда-то это была асоциальная семья.
Абрамов Александр – с детства был обделён вниманием родителей(отец с матерью разведены, каждый устраивал свою личную жизнь). Теперь контакт с родителями утерян напрочь. Они сами признаются, что подросток не подчиняется им. В результате ученик неуспевающий по шести предметам и требует особого внимания.
Чтобы решать проблемы учеников Абрамова Александра и Махмутова Игоря, мною были разработаны пять ступеней взаимодействия с семьями этих учеников:
1ступень: информационно-диагностическая.
Получение информации,
проверка её достоверности, первичная диагностика семьи, выявление внутреннего потенциала, сбор дополнительной информации, выявление проблем.
2ступень: прогностическая
Систематизация разносторонней информации, разработка индивидуальной программы реабилитации семьи. Выработка рекомендаций.
3ступень: активная
Работа с семьёй. Отслеживание динамики положительных результатов. Социальный патронаж, психолого- педагогическое сопровождение, оказание практической помощи.
Методическая работа.
1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.
2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.
3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.
Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые надо ориентировать родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».
- занятия, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в обществе;
- родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков;
- занятия по психологическому просвещению педагогов;
- формирование семейных ценностей
4 ступень: контрольная
Корректировка деятельности. Подведение итогов.
Неблагополучным семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны образовательного учреждения. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем…
В результате моей деятельности была проведена следующая работа с неблагополучными семьями
- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.
- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи. (Приложение 1)
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.
- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.
- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
- изучение личностных особенностей членов семьи.
- составление социальной карты семьи (Приложение 2)
- координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
- составлен план работы с неблагополучной семьей;
- сделаны выводы о результатах работы с неблагополучными семьями
План работы с неблагополучными семьями
Кадровое обеспечение:
Социальный педагог – Берендеева Лариса Анатольевна.
Педагог-психолог-Ложкина Светлана Александровна
Медицинская сестра- Андреева Надежда Сергеевна
Заместители директора лицея (по ВР и УВР) – Макаренко Светлана Сергеевна, Бубенщикова Елена Васильевна.
Классный руководитель – Снеткова Елена Леонидовна
Комиссия по делам несовершеннолетних – Сухатская Ирина Геннадьевна (председатель),Комарова Марина Владимировна.
Инспектор ПДН Микрякова Татьяна Юрьевна.
1 | Диагностика неблагополучных семей | Сентябрь, по необходимости в теч. года | Классный руководитель, социальный педагог |
2 | Составление карты неблагополучных семей. | Сентябрь, октябрь | Классный руководитель, социальный педагог |
3 | Индивидуальная работа: посещение семьи, составление акта | Постоянно | Классный руководитель, социальный педагог |
4 | Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей | Постоянно | Классный руководитель, социальный педагог |
5 | Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы: - вредные привычки детей и родителей; - совместное проведение свободного времени, выполнение домашнего задания. - личный пример родителей; - профилактика правонарушений;
|
1 раз в четверть | Классный руководитель, социальный педагог |
6. | Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с Социальной службой района, ПДН, КДН при администрации Усть-Ишимского района. - рейды по неблагополучным семьям; - вызов на КДН; - обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь. | Постоянно | Классный руководитель, социальный педагог |
7 | Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями: - анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия; - тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье; - тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации. | Постоянно | Социальный педагог, психолог |
8 | Помощь учащихся в работе с детьми из неблагополучных семей | Постоянно | Психолог, классный руководитель. |
9 | Помощь родительского комитета в работе с неблагополучными семьями. | Постоянно | Классный руководитель |
10 | Привлечение родителей для организации мероприятий с вовлечением детей из неблагополучных семей. | Постоянно | Классный руководитель |
ГЛАВА 3.
Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей.
1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.
2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
3. Планировать работу с неблагополучными семьями.
4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.
5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.
6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.
8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в занятость выходного дня.
9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.
3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.
5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:
1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность.
Заключение
Я работаю по данной проблеме ещё совсем мало времени (третий год), и пока можно говорить об экспериментальном уровне разработки. О больших результатах пока говорить рано, но продвижение к намеченной цели уже заметны( особенно в семье Махмутовых , Игорь стал стабильно учиться, не пропускает занятия без причины) Есть совместные мероприятия, проводятся лектории, психологические тренинги, есть заинтересованность со стороны детей, подростков и родителей и мы работаем, и будем продолжать свою не лёгкую и порой не благодарную работу. И пусть мы сможем помочь пока ещё одной семье из множества этих семей, но и этот результат будет дорог. Таким образом, я считаю, что основным направлением решения данной проблемы является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещён на работу с определёнными семьями. Причём эта работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с этой проблемой, должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти – любовь, ответственность, забота и профессионализм. Жизнью доказано, что отсутствие любви, сострадания и поддержки – главные ошибки человечества. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы, нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Педагог подобен священнику – так говорят старцы.
Библиографический список
- Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
- Журнал «Социальный педагог», 2009г., № 4
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001
- Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99
- Беличева С.А. «Основы превентивной психологии».
- ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья – коллектив, играющий в воспитании основную роль Приобретение первого жизненного опыта в семье Как положительный, так и отрицательный фактор в воспитании Ребёнок «Зеркало семьи»
Превентивные (проблемы имеют незначительное проявление) Противоречие обостряют взаимоотношения в семье Потерявшие жизненную перспективу 3 группы неблагополучных семей В 8 классе, где я являюсь классным руководителем, есть 2 семьи : педагогической несостоятельности (вторая группа неблагополучия)
Целью данной совместной работы: триединства учитель - ученик – родитель является профилактика неблагополучия, укрепления института семьи, возрождение семейный традиций, укрепление внутрисемейных связей Педагогическая несостоятельность семей
Диагностирование и определение проблем Выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию Формирование тактики в результате анализа семейной ситуации Организация просветительской работы Оказание помощи социальным педагогом и психологом Вовлечение родителей во внеурочную деятельность В соответствии с целями Были поставленный следующие задачи:
Изучение проблем причин семейного неблагополучия Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросу семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей Оказание практической помощи и психологической поддержки семьи … и определены основные направления работы с семьёй
Мною разработаны четыре ступени: Информационно диагностическая Прогностическая Активная Контрольная Ступени взаимодействия
1.Установление контакта, налаживание доверительных отношений, положительных основ для сотрудничества( беседы, микроклимат в семье ) 2.Посещение на дому, знакомство с родителями, ближайшим окружением. 3.Заполнение социального паспорта, составление ИПР( выбор форм и методов работы ) В начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды. Этапы работы.
Работа проходит в соответствии с планом, где за основу берут такие пункты, как родительский всеобуч, беседы на педагогические темы, совместная работа по реабилитации неблагополучной семей социальными службами района ПДН, КДН. Привлечение родителей для организации мероприятий с вовлечением детей из неблагополучных семей Составлен план работы
Изучение методической литературы по вопросам работы с неблагополучными семьями. Выявление, изучение и распространения наиболее ценного опыта взаимодействию с семьями. Выработка алгоритма деятельности. Совместно с психологом используем методы: «поиска ресурсов», «выстраивания будущего». Основные вопросы, н а которые надо ориентировать родителей: «Что может произойти с Вашей семьёй в будущем» Что в вас самих может помочь Вам изменить Вашу жизнь к лучшему. Методическая работа.
« Как наладить микроклимат в семье» Проводятся беседы .направленные на формирование позитивных установок но ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в обществу. Взаимодействие с учителями предметниками. Формирование семейных ценностей. Методическая работа
Я работаю по данной проблеме совсем мало времени (3-й год). О больших результатах говорить рано, но продвижение к намеченной цели, уже заметны. В одной из семей (в классе наблюдается 2 неблагополучных семьи), подросток стал стабильно учиться, не пропускает уроки без причины, есть заинтересованность со стороны родителей и самого подростка. Ученик намерен закончить 11 классов. И пусть мы сможем помочь только одной из множества семей, но этот результат будет дорог. Заключение
Таким образом, я считаю, что основным направлением решением данной проблемы является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы, должен быть перемещён на работу с определёнными семьями. Причём эта работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы, нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом смысл нашей деятельности Выводы
Буянов М.И. «Ребёнок из неблагополучной семьи: записки детского психолога» Журнал «Социальный педагог», 2009г.№4 Журнал «Классный руководитель»,2012г. №5 Понятие типы неблагополучных семей: книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС,2009 Библиографический список
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа классного руководителя с трудными семьями
Работа классного руководителя с трудными семьями...
Работа классного руководителя с трудными семьями. Презентация.
Работа классного руководителя с трудными детьми и семьями. Решение проблем....
"Работа классного руководителя с проблемными семьями"
Тема по самообразованию классного руководителя...
Доклад на тему "Работа классного руководителя с неблагополучными семьями".
Доклад на тему "Работа классного руководителя с неблагополучными сеиьями"....
Презентация по теме "СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ"
Данная презентация знакомит классных руководителей с понятием, проблемами и типами неблагополучных семей...
Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
выступление на родительском собрании...