Классный руководитель и "трудные" семьи
учебно-методический материал по теме

Программа профилактической работы с семьями находящимися в социально-опасном положении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_semi.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

           Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

           Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

           Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

 

   Типы "трудных" семей: 

  1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
  2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
  3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
  4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
  5. Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.  

   Проблемы родителей; 

  1. Социально-медицинские:
  • физические недостатки, патологии самих родителей;
  • физические недостатки, патологии ребенка;
  • психические растройства одного из родителей;
  • психические заболования ребенка;
  • алкоголизм, наркомания и т.п. ;
  • нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
  1. Социально-педагогические:
  • гиперопека ребенка;
  • ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
  • расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
  • языковый барьер (двуязычие).
  1. Социально-психологические:
  • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
  • конфликты в семье.
  1. Социально-экономические:
  • низкий материальный уровень семьи;
  • плохие жилищные условия;
  • низкая предметная обеспеченность.
  1. Социально-юридические:
  • незнание своих прав и обязанностей как родителей;
  • юридическая некомпетентность.

   Этапы работы с семьей: 

  1. Диагностика проблем семьи.
  2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
  3. Содействие в получении социальной помощи.
  4. Диагностика результатов работы.

Цель программы:

   Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

         Задачи программы: 

  • повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
  • содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
  • коррекция внутрисемейных отношений.

   Принципы применяемые в работе с семьей:

  • повышение пристижа здоровой семьи;
  • повышение активной жизненной позиции;
  • коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
  • поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
  • социальное партнерство всех служб;
  • изучение и распространение новых технологий;
  • профилактика проблем.

 

   Методы: 

  • патронаж
  • беседа
  • диагностика
  • консультирование
  • занятия
  • тренинг
  • информационность
  • просвещение

           Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • принимать активное участие в жизни семьи;
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • уважать право ребенка на собственное мнение;
  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

 

 Прогнозируемый результат:

   Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.

 

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
  • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
  • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
  • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
  • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

  • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
  • Пробудить интерес к самообразованию.
  • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  • Изменить жизненную ориентацию родителей.
  • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
  • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

  • Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
  • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
  • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

 

 

 

11. Консультации для детей и родителей

Систематически

Администрация, психолог, врач

12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Администрация, социальный педагог

13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей

Систематически

Администрация, психолог, социальный педагог

14. Единый день отказа от курения

Ноябрь

Классные руководители, зам. директора по ВР

15. Единый день профилактики правонарушений

Декабрь

Администрация, классные руководители

16. Городская акция «Шаг в будщее»

Окрябрь - ноябрь

Администрация, классные руководители

17. Всемирный день здоровья

Апрель

Администрация, классные руководители

 

 

Карта оценки риска семейного неблагополучия школьника
при проведении обследования ЖБУ

Этапы изучения семьи

Симптомы

Индекс

1

Первичное наблюдение в условиях школы

-систематические опоздания в школу
-частое беспричинное отсутствие в школе
-неопрятный внешний вид ребенка
-отсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви
-следы побоев у ребенка
-родители приходят в школу в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически)
-жалобы ребенка (на голод / на недосыпание / на дискомфорт в семье / другое)
-частые длительные и хронические заболевания

1
1
2
2

3
2/3

2

1

2

Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребенка в семье

-запах в квартире (затхлый / алкоголя/ сырости / сигаретного дыма / мочи / другое)
-общий хронический беспорядок, грязь (грязь / пыль / паутина / разбросанные вещи)
-плохое состояние квартиры (повреждения входной двери / оборванные обои / разбитые окна / дряхлая мебель / люстры без плафонов / другое)

-антисанитарные условия в кухне (грязная посуда / битая посуда / пустые бутылки из-под алког. напитков / пищевые отходы / отсутствие необходимых бытовых предметов: холодильника, кранов, мебели / тараканы)
-неухоженные домашние животные
-антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели / грязное постельное белье / отсутствие постельного белья / отсутствие отдельного спального места у ребенка)

3

3

2

3

2
3

3

Оценка условий воспитания, атмосферы семьи

-отсутствие игрушек, книг
-отсутствие места для подготовки уроков ребенка (нет стола, стульев, книжных полок и т.д.)
-отсутствие необходимой мебели для хранения одежды ребенка, игрушек, школьных принадлежностей
-нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии (родителей / родственников / посторонних)
-следы побоев у членов семьи (у взрослых / у детей)
-наличие в доме родственников с тяжелыми формами физических и психических заболеваний
-проживание нескольких семей в одной квартире
-недоброжелательное отношение к посетителям
-недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу

3
2

2

3

3
2

2
2
2

при проведении обследования ЖБУ

Индекс 1 – необходимо выяснить причины данных симптомов
Индекс 2 – необходимо углубленное изучение ситуации в семье
Индекс 3 – необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по профилактике и коррекции семейного неблагополучия

Примерный перечень видов помощи семье, находящейся в социально опасном положении*

Вид помощи

Мероприятия

Социально-педагогическая
поддержка

Организация бесплатного питания для детей из семей в СОП (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу)
Организация летнего отдыха и оздоровления детей
Помощь в трудоустройстве родителей в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости

Медицинская помощь

Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей
Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований)
Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установлении инвалидности. Мед. обследование и лечение. Санаторное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской

Коррекционная помощь

Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб.

Правовая помощь

Помощь в реализации родительских прав
Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
Помощь в сборе документов и обращений в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам)
ТЦСОН выделить куратора семьи, осуществляющего социальный патронат

Материальная помощь

Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства)
Обеспечением топливом к зимнему периоду
Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд «Милосердие», фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, исполкомов местных советов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.)
Обеспечение детей одеждой, обувью из школьного фонда

Психологическая помощь

Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОиР, медицинских учреждений
Проведение тренинговых занятий с детьми и родителями

*без учета реального положения в семье и имеющихся ресурсов

помощи

Показатели неблагополучия семьи

1.Социально-экономические:
- длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
- длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
- расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
- отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
- необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
- задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
- частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2.Медико-санитарные:
- антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
- отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
- алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
- неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
- несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
- противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3.Социально-демографические:
- родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
- устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
- выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
- родители или один из них посещает деструктивную секту;
- родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4.Психолого-педагогические:
- полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
- непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
- систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
- насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
- устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
- повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи

5.Криминально-аморальные:
- постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
- нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
- аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
- проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи;
- наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
- попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
- оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
- вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

Учетная карточка обучающегося, находящегося в социально опасном положении

 Фамилия_______________________ имя ________________ отчество ______________________

Дата рождения ______________________________

Место фактического проживания ------------------------------------------------------

Место регистрации  ---------------------------------------------------------------

Социальный статус семьи:

                                     (полноценная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная,опекунская)

Сведения о родителях:

Мать: фамилия  имя отчество ------------------------------------------------------------------------       

           Место работы ------------------------------------------------------------------------          

Отец: фамилия имя отчество -----------------------------------------------------------------------        

          Место работы -----------------------------------------------------------------------

Опекун (попечитель): фамилия имя отчество    --------------------------------------------------------

          Место работы -----------------------------------------------------------------------------

В семье также проживают---------------------------------------------------------------------------------

(братья, сестры, бабушка, дедушка и т.д.)

Состоит на учете----------------------------------------------------------------------------     

(ПДН ОВД, КДН, причины, дата постановки)

Основания и дата постановки на внутришкольный учет------------------------------------

(причины, по представлению, дата решения Совета профилактики)

Снят с внутришкольного учета---------------------------------------------------------------

(основание, по представлению, дата решения Совета профилактики)

 

Заместитель директора по воспитательной (учебной) работе _______________
Классный руководитель_________________

«____»________________ 20___ г.


Учетная карточка семьи, находящейся в социально опасном положении

 

Семья _________________________________, учащегося __ класса.

                                                             (Ф.И. )

Дата постановки на внутришкольный учет  ______________________________________

Основания постановки на внутришкольный учет _________________________________ ___________________________________________________________________________

Мать ______________________________________________________________________

Место работы _______________________________________________________________
Отец   _____________________________________________________________________

Место работы _______________________________________________________________

Брак родителей _________________

Опекун (попечитель) _________________________________________________________

Место работы (на пенсии) _____________________________________________________
Количество детей ____________________________________________________________

(с указанием фамилии, имени, года рождения, где обучается или работает (не работает)
В семье также проживают: ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Семья фактически проживает по адресу: ________________________________________
Место регистрации __________________________________________________________

Социальный статус семьи______________________________________________________

(полноценная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская)

Жилищные условия ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Семья имеет:

Общий доход  _____________________  

Получает детское пособие  _________________

Получает пенсию по потере кормильца ______________________

Оказывалась социальная помощь ранее __________________________________________

                               (когда, кем, в каких размерах)

 

Краткая характеристика социально-психологической ситуации в семье

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 

 

Классный руководитель (социальный педагог)

 «_____» ___________________ 200    г.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...