Общешкольное мероприятие в рамках недели экологии Познавательно – развлекательная игра «Понемногу обо всем…» для учащихся 3 – 9 классов.
методическая разработка (5 класс) на тему

Мы очень часто  слышим и произносим слово «экология». Что же это за наука? – А это наука о взаимоотношениях в природе и об отношении к ней человека. Ребята, богатства нашей матушки  Земли расходуются быстрее, чем восстанавливаются. И мы можем предположить, что за последние дни с лица Земли исчезло ещё какое  -  то животное, возможно ещё одна птица, а может быть какое - то растение. Природу надо любить. Эта любовь  помогает человеку стать добрее, справедливее, а еще ответственнее и возможно великодушнее. И поэтому я смело могу предположить, что по-настоящему любит природу лишь тот, кто её знает и, конечно, понимает, кто её умеет видеть и слышать. А ведь, чтобы научиться этому, надо быть очень любопытным, любознательным и конечно, внимательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponemnogu_obo_vsem.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Общешкольное мероприятие в рамках недели экологии

Познавательно – развлекательная  игра

«Понемногу обо всем…»

 для учащихся 3 – 9 классов.

Ведущие:

Салтыкова Л. Н. – учитель технологии и математики,                        

Точилова  И. Н. – учитель английского языка

Цель: формирование экологических знаний, чувства ответственности за состояние окружающей среды,  воспитание любви к природе, родному краю, развитие внимания и наблюдательности, сплочение детского коллектива.

Оборудование: жетоны, разнообразные призы, необходимый инвентарь для конкурсов, ноутбук.

Условия  игры: во время проведения всех конкурсов победители награждаются сладкими призами. Итоги конкурсов подводит  жюри.

Ход мероприятия:

 

1. Ведущий: 

Дорогие ребята! Мы очень часто  слышим и произносим слово «экология». Что же это за наука? – А это наука о взаимоотношениях в природе и об отношении к ней человека. Ребята, богатства нашей матушки  Земли расходуются быстрее, чем восстанавливаются. И мы можем предположить, что за последние дни с лица Земли исчезло ещё какое  -  то животное, возможно ещё одна птица, а может быть какое - то растение. Природу надо любить. Эта любовь  помогает человеку стать добрее, справедливее, а еще ответственнее и возможно великодушнее. И поэтому я смело могу предположить, что по-настоящему любит природу лишь тот, кто её знает и, конечно, понимает, кто её умеет видеть и слышать. А ведь, чтобы научиться этому, надо быть очень любопытным, любознательным и конечно, внимательным.

 Итак, мы сегодня проводим игру, развлекательно – познавательную,  которая научит вас быть таковыми. Игра на экологическую тему!

Представление жюри.

2. Ведущий:  Держит в руках маленький кочан капусты и спрашивает ребят: «Почему кочан такой маленький? Что ему не хватило для созревания? – выясняют, что возможно виновата почва и др.

А знаете ли вы, что за много веков до нашей эры люди употребляли капусту, в том числе и как лекарство. А возделывать капусту начали еще во времена каменного и бронзового веков.

1. Ведущий: 

А знаете ли вы, чем русский лен знаменит?  Из него ткут прочные пожарные рукава, крутят веревки, делают паклю. Выжимают душистое масло из семени. А семя добавляют в самые дорогие конфеты, халву и печенье. И даже в медицине и в парфюмерии используют семя. Лен – это богатство земли русской, её украшение.

2. Ведущий: 

А знаете ли вы, что родина картофеля Перу и Чили. И рос он в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днем сушили его на солнце и называли «чунью»,  а клубни – «паппо».

1. Ведущий: 

 А знаете ли, что когда –то

Жил человек пещерный в дебрях седых времен.

Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.

Но вот однажды зверя к ужину не добыл

 И по причине этой голоден очень был.

Стал он жевать коренья, листву, траву жевать.

Ведь неприятно как - то лечь, не поевши спать.

Минули уж столетья с тех давних забытых пор,

И с ними овощи повсеместно соседствуют до сих пор

 И полезны, и вкусны  - ешьте овощи от души!

1 конкурс. «Отгадай, кто я…»   Для учеников 3- 4 классов

1. Рос ребенок - не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем.(капуста)

2. Орехи в земле, листья на земле (картошка)

3. Красная девица росла в темнице (морковь)

4. Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет (лук)

5. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой (огурец)

6. Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки (помидор)

7. Сидит Федосья, распустивши волосья (лук)

8. Кругла, да не луна, с хвостом, да не мышь, красна, а не девица (морковь)

Для лидеров  этого конкурса дополнительное задание – игра  на внимание:

«Что растет на грядке?»

Что растет на грядке: огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат  - наша грядка просто клад…

Если слушал ты внимательно – запомнил обязательно.

Отвечай – ка по порядку: что растет на нашей грядке?

2. Ведущий: 

2 конкурс: «Охраняем грядки…».  Приглашаются по 1 мальчику каждого класса. Нужен реквизит: большие пиджаки, кепки, шляпы или панамы. Жюри выбирает наиболее старательного   и исполнительного пугало.

Чтобы овощей было на грядке много, чтобы они были целые и невредимые,  их  нужно охранять от непрошеных гостей. Вот поэтому мы и проведем такой конкурс. Назовем его «Пугало». Мальчики, представьте себе, что вам надо сторожить овощи, чтобы воробьи да вороны их не поклевали.  Наденьте пиджаки и кепки или шляпы, кому что достанется.  Встаньте рядышком, руки в стороны. Каждый изображает пугало. Я буду называть птиц: «воробей» - вы машете руками, «ворона» - хлопаете  в ладоши, как будто прогоняете воришек. Если скажу: «синица» - снимаете кепку, шляпу, чтобы приветствовать гостей, потому что эти птицы первые помощники огороднику. Они вредных козявок поедают.

1. Ведущий: 

 3 конкурс. «Знатоки литературы».  Приглашаются ученики 6-7 класса (3девочки играют против 3мальчиков).

… Он входит как равный в землянку и в чум,

Ночной бродяга, старый драчун,

Служить человеку  - другу.

И спит у огня, тихонько храпя,

И лижет детскую руку.

П. Антокольский

Я надеюсь, что  вы поняли о ком идет речь. Правильно, это стих о лучшем друге человека - о его верной собаке. А насколько хорошо вы знаете героев этого произведения, мы сейчас убедимся. Задание:

Вставьте по смыслу пропущенные слова, чтобы получился авторский текст. Его нужно выразительно и правильно прочитать. Ответить на вопросы: как называется это произведение, и кто его написал? Время на выполнение 3-4 минуты (пока проходит игра со зрителями). Раздаются листы с текстами, ручки.

«Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на неё шел серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла, и бросилась к коту… Кот ещё сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове.       (А. Чехов. Каштанка.)

 

 «Она увидела нечто неожиданное и страшное.

Пригнув к земле ……….   и голову, растопырив ............      и шипя, прямо на неё шел… …… .

Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал............         ;

увидев............     , он вскочил, выгнул спину в дугу, .............          хвост, взъерошил ................    и тоже зашипел.    

.............    испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась…………..

     Кот ещё сильнее выгнул..............  , зашипел и ударил Каштанку .....................  по голове.

 Слова для вставок:

Задрал,  белый кот, лапой, Собака, к коту, Крылья, Шею, серый гусь, Каштанку, шерсть, спину.

2. Ведущий: Игра со зрителями.

Пока ребята выполняют задания, поговорим о приметах.

 Я начну, а вы закончите фразу:

1. Собака катается по земле – к дождю и снегу.

2. Лежит, свернувшись, - к холоду; вытянувшись,- к теплу.

3. Кошка клубком свернется – к морозу. Ложится на спину – к хорошей погоде. 

4. Кошка крепко спит – к теплу. Царапает стену – к ненастью. Старательно и долго умывается – к гостям.

5. В какую сторону ложатся спиною животные, оттуда и ветер будет. 

6. Если скот в кучу собирается, пойдет дождь.

7. Корова на земле лежит – к теплой погоде.

8. Свинья чешется -  к теплу; визжит - к ненастью. 

9. Чем больше бывают к осени муравьиные кучи, тем суровее зима.

10. Рыба не клюет перед дождем.

11. Когда кроты выходят из-под земли, жди дождя.

12. Если белка делает большой запас орехов, ожидай холодной зимы.

13. Комары толкутся роем – к хорошей погоде.

14. Сверчок кричит – к хорошей погоде, молчит – к дождю.

15. Лебедь летит к снегу, а гусь – к дождю.

1. Ведущий: 

4 конкурс.  Загадки старинные для 5- 6 класса  

1. Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Ребят, телят ищет. (волк)

2. Лежит соптей, идёт соптей. (медведь)

3. Через путь прядыш.(заяц)

4.Страх тепло волочит. (волк овцу украл)

5.Вертлява, а не бес.(белка)

6. Мала, а  никому не мила.(мышь)

7.Сидит титюшечка, ни зверь, ни птушечка. (лягушка)

8. Маленькая, легкая,

А за хвост не поднимешь. (ящерица)

9. Из куста шипуля, за ногу тянуля. (змея)

10. Под кустом, под ярусом

Лежит пояс гарусный. (змея)

11. Сапожник – не сапожник,

Портной – не портной,

Держит во рту щетинку,

В руках  - ножницы.(рак)

12. Над нами - вверх ногами,

Ходят - не страшатся,

Никого не боятся. (мухи)

13. Кто ткет без станка и рук? (паук)

14. Пришли мужички без топоров,

Срубили избу без углов. (муравьи)

15. Что за зверь,

Скажите, братцы,

Может сам в себя забраться? (улитка)

16. Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь,

Важен внешностью…… (снегирь)

Просьба

Жалейте птиц!

Они не оскорбятся жалостью.

Поймите птиц, пожалуйста.

Как жить

Зимой без червяка и мошки?

Бросайте птицам крошки!

Помочь певцам,

Покуда вьюги не растаяли!

Ведь песни гибнут

Стаями…

П. Елфимов

2. Ведущий: 

5 конкурс. «Собери пазлы».  Приглашаются по 2 ученика из 7- 9 класса

Задание: быстро собрать картинку (на осеннюю тематику с текстом об охране природы) и прочитать выразительно, что там написано.

6 конкурс.  «Скороговорки».  Пока ребята собирают картинки, проведем этот конкурс.  Приглашаем желающих (3-4 человека).  

Задание: произнести  громко, выразительно скороговорку без запинки три раза.

  • Варвара нарвала в овраге травы, а наврала, что не рвала.

1. Ведущий: 

7 конкурс. «Умники и умницы». Приглашаются ученики 7-9 классов.

Нужно правильно ответить на экологические вопросы.

        1. Для защиты от вредителей и болезней, борьбы с сорняками широко применяются пестициды. Почему применение пестицидов опасно для человека? (Ядохимикаты, попадающие в организм человека с пищевыми продуктами, вызывают тяжелые отравления и различные заболевания).

2. Экологи встревожены осушением и засыпкой значительных площадей в приливно – отливной зоне морей и устьях рек (где река впадает в море) с целью строительства в этих местах городов, курортов, создания обширных зон отдыха для развлечения туристов. Объясните  с научной точки зрения обоснованность беспокойства экологов. (Эти участки служат местами гнездования, кормежки и отдыха перелетных птиц. Разрушение этих  мест приведет к  вымиранию  или резкому  сокращению численности  дикорастущих растений и диких животных).

3. Человеку очень трудно собирать кокосовые орехи с высоких пальм. Применение техники не всегда возможно, да и дорого, как быть?  (В Таиланде существуют  специальные школы для обезьян, где их обучают собирать кокосовые орехи с пальм. Обученная обезьяна за день собирает до 1400 орехов.)

4. В какие цветы Зевс превратил любопытных людей, которые подглядывали из – за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась? ( В анютины глазки).

5. В красную книгу заносят исчезающие виды растений. А  куда  переводят спасенное растение? (В зеленую книгу спасенных).

6. Какое растение  кормит, лечит, одевает, наказывает? (Крапива).

7. Древние славяне считали, что на этом дереве растут молодильные яблочки. Что это за дерево? (Дуб)

8. Из какого материала, ежегодно собираемого на морских пляжах, бережливые немцы начали прессовать теплоизоляционные плиты? ( Из водорослей)

9. Как называется город, который стоит в устье небольшой речки, густо поросшей травой семейства осоковых? (Камышин)

2. Ведущий:  

Проводим заключительные конкурсы. «Найди лишнее» для 3 – 4  класса  и «Задачки  экологии» для 5-6 класса

8 конкурс. «Найди лишнее». Зачеркнуть лишние слова.

1. Волк, аист, орел, синица, земля, заяц, ласточка, гусь, воробей, синица, лебедь, стриж, кот, утка (птицы)

 2. Ерш, камбала, волк, окунь, дятел, пикша, кобра, сельдь, треска, плотва, горбуша, лиса, невод, карась (рыба)

9 конкурс. «Задачки экологии». Для  5-6 класса

1.Друзья пошли в лес. Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Толик.

- А зачем здесь? Пойдёмте вот под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.

И мальчики пошли туда, куда они показали. Выкопали яму, а землю кинули подальше, чтобы не мешала. Что сделано неправильно, расскажи как надо  делать.

2. Костя увидел в лесу гнездо. Расположено оно  невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, а что в нём находится? Он осторожно заглянул в гнездо. Там были маленькие, беспомощные птенцы. Очень уж хотелось мальчику взять их домой, но он этого не сделал. Что сделано неправильно, расскажи как надо  делать.

3. Школьники были  в походе. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. А Шурик бродил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего. Он хотел завернуть банку и положить ее  в рюкзак.

- Ну, чего ты носишься с этой банкой, - спросил его Олег. – Забрось её в озеро – и дело с концом. Что сделано неправильно, расскажи как надо  делать.

1. Ведущий:     

Ребята, послушайте очень хорошие слова, которые написал М. Пришвин:                                                              

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы,

а человеку нужна Родина, и охранять

природу – значит охранять Родину».      Задумайтесь над этим!

Подведение итогов. Слово жюри. Объявление победителей.

Используемая литература:

1. Интеллектуально – познавательные игры и викторины. 5-11 классы/авт.-сост. О. П. Дудкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 116с.

2.Классный час и в шутку, и всерьёз. / Малкова Н. Г., Гончукова О. П.; худож. Е. А. Афоничева,- Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.

3.Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры / авт.-сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 127с.

4.Стихи и рассказы о животных: Хрестоматия.- М.: АСТ-С80 ПРЕСС КНИГА, 2001.- 352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в рамках недели чтения "В гостях у сказки" для учащихся СКОУ VIII вида 1-2 классы

Внеклассное мероприятие для учащихся СКОУ VIII вида 1-2 классыЦели:В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению.Развитие навыков устной связной речи, обогаще...

Мероприятие в рамках недели математики, посвящённое 300-летию Ломоносова для учащихся ЦДО (5 – 6 классы)

P { margin-bottom: 0.21cm; } План мероприятия Вступительное слово (Ломоносов М.В.).Разминка «Что я знаю о Ломоносове».Викторина «Математическая эстафета».Весёлые вопросы.Мини-урок «Вычисли»....

Сценарий познавательной игры «Все обо всем» ( для учащихся 7-8 классов)

Игра расширит знания обучающихся об объектах живой природы, занесенных в Красную книгу Подмосковья, способствует формированию у подрастающего поколения стремления участвовать в действиях по защите окр...

Общешкольное мероприятие в рамках недели английского языка

При проведении предметной недели английского языка проходит тетатрыльный день, когда ученики декламируют стихотворения и поют песни на нглийском языке, а также инсценируют рассказ или сказку. В этот р...

Методическая разработка общешкольного мероприятия в рамках недели математики "Математика – царица всех наук".

Данная методическая разработка составлена для общешкольной игры по станциям в рамках Недели математики. Цель мероприятия: активизация познавательной деятильности, закрепление знаний математических тер...

Презентация мероприятия в рамках недели географии и биологии "Вода - чудо природы" для 6 класса

Презентация к интерактивной игре  "Вода чудо природы" составлена для обучающихся 6 класса (АООП, вариант1)...

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»

Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение  с...