"Математические забавы" 5 класс
методическая разработка (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnek_mer_-5kl_2014g.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Математические забавы» 5 класс

Провела Баженова Н.И. учитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»г. Шадринска

Цели:

1. Формировать познавательную активность и широту кругозора учащихся.

2. Учить учащихся совместной деятельности, формировать дисциплинированность, ответственность за дело коллектива.

3.Учить рациональному использованию досуга.

Задачи:

- повышение уровня математического мышления,

-углубление математических знаний по предмету,

- воспитания стремления к совершенствованию своих знаний,

-формирование умения коллективного поиска ответов на вопросы,

- сплочение коллектива,

- формирование дружеских, товарищеских отношений,

- выявление творческих и организаторских способностей детей.

Оборудование:

1. Высказывания о математике

2. Презентации

3. Раздаточный материал.

Участвуют две команды по 7 человек

Остальные исполняют роль болельщиков и помогают набирать очки командам.

Задание командам: придумать название,  и девиз команды.

Ведущий: «Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы проводим внеклассное математическое мероприятие в форме состязания. Ребята, вы много раз читали и слышали такие высказывания в адрес математики:

МАТЕМАТИКА- ЭТО ЦАРИЦА НАУК (С. КОВАЛЕВСКАЯ)

МАТЕМАТИКУ УЖЕ ЗАТЕМ УЧИТЬ НАДО, ЧТО ОНА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ (м.в. ломоносов)

СЧЕТ И ВЫЧИСЛЕНИЯ – ОСНОВА ПОРЯДКА В ГОЛОВЕ ( иоганн ПесталоцЦи)

ВЫСШЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ – НАХОДИТЬ ПОРЯДОК В ХАОСЕ, КОТОРЫЙ НАС ОКРУЖАЕТ ( Норберт Винер)

Все это верно!

Вступление. Стихи о математике( Рукавишникова, Ваньков, Курбатова)

1  Кто сказал, что  математика  скучна,        

Что  она  сложна,  суха,  тосклива?

В этом  вы  не  правы, господа,

Знайте: математика -  красива!

                   2  Вам  приятно  жить  в  опрятном  доме,

                    Где  у  каждой  вещи  место  есть?

                    Математика  создать  такой  порядок  может,

                    И  за  это  ей  хвала  и  честь!

3.  Какой  бы  ни  была  задача  сложной,

  Математика  решение  найдёт.

Всё  она  по  полочкам  разложит,

Всё  она  в  систему  приведёт.

                    4. Сколько  в  ней  самой  изящных  линий,

                    Мощных  формул, строгих  теорем,

                    Тот  не  назовёт  её  красивой,

                    Кто  с  наукой  не  знаком  совсем.

5  Нет  неблагодарнее  занятья,

Чем  красоту  словами  объяснять.

Не  любить  её  нельзя, я  точно  знаю:

Можно  только  знать  или  не  знать  

ИТАК,  МЫ      НАЧИНАЕМ      «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ  ЗАБАВЫ»

Строгая,  любящая точности математика иногда страшит вас- учеников своей точностью и правильностью. Но, сегодня мы вместе постараемся, чтобы вы поняли, что математика может быть интересной, познавательной и веселой, а иногда и смешной.

Учитель: напоминаю вам простые правила поведения 
• вести себя спокойно, но не отсиживаться; 
• не выкрикивать (громко - это не значит красиво); 
• быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах); 
• быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам; 
• задания выслушивать до конца. 
Конкурсы будет оценивать
жюри в составе:____________________

Учитель:  А теперь давайте познакомимся:

- Чтоб игры не нарушать порядок

- Приветствия ваши мы выслушать рады
слово командам

Команда «КВАДРАТ», девиз: «У нашего «Квадрата»

                                                         Все стороны равны.

                                                         И наши все ребята

                                                         Дружбою сильны»

«Наша команда «Квадрат»

Приветствует собравшихся ребят.

Желаем всем победить.

А себе не проиграть»

 

2)      Команда «КРУГ», девиз: «Думай, пробуй и ищи, будет трудно, не пищи!»

«Пожелаем всем друзьям

Сражаться дружно и отважно.

Кому достанется победа –

Совсем-совсем не важно.

«Позабыто все на свете, сердце замерло в груди:

Только цифры, только знаки

И победа впереди!»

РАЗМИНКА    Чтоб все в игре прошло без заминки,
                       Её мы начнем, ну конечно же, с разминки!

 

Вопросы первой команде:

Вопросы второй команде:

1  Результат сложения? (сумма)

2 Прибор для измерения длины отрезков? (линейка)

3 Сколько  цифр  вы  знаете?(10)

4 Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)

5     789*0=…

6  Наибольшее двузначное число.(99)

7 Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16см)

8  Сколько  нулей  в  записи  числа  миллион?(6)

1 Результат вычитания? (разность)

       2 Прибор для измерения углов? (транспортир)

      3 На  какое число  нельзя  делить? (на 0)

     4 Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость)

      5     0*324=…

      6   Наименьшее двузначное число.(10)

      7   Чему равен периметр прямоугольника,

       если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12см)

     8  Сколько  нулей  в  записи  числа миллиард?( 9)

Ведущий:

Число – как много в этом звуке
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без математики нельзя!

Все действия умеем делать,
И складывать, и вычитать,
И  числа все мы перемножим,
Разделим и получим “пять”!

Конкурс 1           узнай  название зверька зашифрованного в ответах  

№1. Расшифруйте название зверька, который живет на юге Подмосковья. Для этого решите примеры и заполните таблицу

   К    1338 : 6 =

   Т    555 : 15 =

   Н    58 · 3 + 254 =

   Ч    89 · 5 – 300 =

   А    100 – 4 · 13 =

   И    48 : ( 125 – 41 · 3 ) =

   У    10372 – 10300 =

   Ш    53 + 88 + 98 =

37

72

239

223

48

428

145

24

223

№2. Узнайте название животного, которое бегает быстрее всех. Для этого решите примеры и заполните таблицу

   Е    52 – 3 · 15 =

   Д    567 – 14 · 19 =

   Г    476 – 76 + 1267 =

   П    ( 570 + 430 ) : 50 =

   А    ( 158 + 13 – 114 ) – 12 =

   Р    101 · 2 – 79 =

       

1667

7

20

684

123

301

 А пока команды выполняют задания.

 Загадки  болельщикам о геометрических фигурах

А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...
(фигуры)
***

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)
***
Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...
(точек)
***
Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ...
(луч)
***
Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется ...
(прямая)
***
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее, дружок,
И получится ...
(кружок)
***
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
(овал)
***
Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, -
Что еще каким быть может?
(угол)
***
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(круг)
***
Четыре палочки сложил,
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (квадрат)
***
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга,
И называется -…(окружность)

 Ведущий:    2 конкурс-Конкурс капитанов. 

Как песня не может
Прожить без баяна,
Команда не может
Без … /капитана./

Задание капитанам нарисовать животное, используя геометрические фигуры (выдаются ватман и маркеры)

Сценка «Треугольник и квадрат» (Е. Панин).

Жили были два брата: треугольник с квадратом.

Старший – квадратный, добродушный, приятный.

Младший – треугольный, вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри: ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три, у тебя же их четыре».

Но квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я – квадрат».

И сказал еще нежней: «Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным, а проснешься без углов!»

Но наутро младший брат страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет квадрата. Онемел, стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!

Как же так получилось, ребята?

Ведущий:    

Иногда заумные вопросы
Встречаются на жизненном пути.
Но если взяться всей командой
Решение легко найти.

Условия конкурса. Ведущий зачитывает вопрос, а команда посовещавшись, дает верный ответ, ей начисляется 1 очко. В противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды.

Заморочки: 

  1. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30км)
  2. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3кг)
  3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 50)
  4. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
  5. Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)
  6. Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? (4)
  7. Врач прописал три укола. Через полчаса – на укол. Через сколько часов будет сделан последний укол? (1 час)
  8. У Тимура было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Тимура? (9)
  9. Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? ( нет  будет ночь)
  10. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
  11. Какая  геометрическая  фигура нужна  для  наказания  детей? ( угол)
  12. Какие  геометрические  фигуры  дружат   с  солнцем? (лучи )
  13. Что тяжелее 1кг  гвоздей или  1 кг  куриных  перьев? (вес  одинаковый)
  14. Сколько  минут  в  часе? (60мин)
  15. Сколько  лет  в  одном  веке?  (100лет)
  16. Существует  ли  самое  большое  натуральное  число? (нет)

РЕБУСЫ  ( команде  выдаются  ребусы  через минуту  один  член  команды  выдаёт  ответы)

Игра со зрителями.
- Предлагаю ребятам вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. Начнём с единицы: 
• Один за всех, все за одного. 
• Лжецу верят не более одного раза. 
• Ум хорошо, а два - лучше. 
• Два сапога - пара. 
• Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает. 
• За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. 
• Обещанного три года ждут. 
• Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года. 
• Жить в четырёх стенах. 
• Знать как свои пять пальцев. 
• Рассказывать с пятое на десятое. 
• Семь раз отмерь, один раз отрежь. 
• Семеро с ложкой - один с сошкой. 
• Семеро одного не ждут. 
• Восьмое чудо света. 
• За тридевять земель, в тридесятом царстве. 
• Не трусливого десятка. 
• Без десятка и счёта нет. 

Победителем в "Игре со зрителями" признан учащийся, назвавший наибольшее число пословиц и поговорок о числах. (Ему вручается грамота за активное участие) 
ОТГАДАЙ  ЗАГАДКИ, где участвуют  числа: (по  четверостишью)

1. Пять  мальчиков  живут в  тёмных  чуланчиках ( перчатки)

2. Спинка, доска  и  четыре  ноги – что  я  задумал, скорей  назови! ( стул)

3. Шевелились у  цветка  все  четыре  лепестка. Я сорвать  его хотел, он  вспорхнул  и  улетел.       бабочка)

4. Отгадайте – ка, ребятки. Что  за  цифра – акробатка?  Если  на  голову  встанет.  Ровно  на  три больше станет.( шесть)

5. Братцев  этих  ровно  семь. Вам  они  известны  всем. Каждую  неделю  кругом ходят  братцы  друг  за  другом. Попрощается  последний – появляется  передний. (дни  недели)

6. Две  сестрицы  друг  за  другом  пробегают  круг  за  кругом: коротышка – только  раз, та, что  выше -  каждый  час.( стрелки  часов)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурсов, у нас в гостях маг и чародей.

 Вам понадобится Бумага и ручка.

 Рыжков  . Фокус «Угадаю день твоего  рождения»

- запишите число твоего рождения

-умножь его на 2

- к полученному результату припиши нуль

- к результату прибавь 73

-полученное число умножь на 5

- прибавьте номер месяца, в котором вы родились

- вычтете 365

- назовите полученный результат.

Финал:

1 Запомни, что Гаусс всем сказал

Наука математика - царица всех наук.

Не зря, поэтому он завещал -

Творить в огне трудов и мук.

2 Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

Каких дала история до наших дней

3 Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы может быть

Но будешь ты рабочим, иль ученым

И будешь честно Родине служить.

НАГРАЖДЕНИЕ. За участие в игре почетными грамотами награждаются  обе  команды

Для    жюри:

Приветствие оценивается от 1 до 5 баллов

Разминка по количеству верно названных ответов

Конкурс 1  ( верный ответ 5 баллов, неверный 0 баллов)

Конкурс капитанов  ( от 1 до 5 баллов)

Конкурс 3 по количеству верно названных ответов

Конкурс 4 за каждый ребус, разгаданный верно по 1 баллу

Класс

Приветствие

Разминка

 Конкурс 1 Расшифровка  

 Конкурс 2 Конкурс

Капитанов

 Конкурс 3 Заморочки

 Конкурс 4 Ребусы

Итог

5 а

5 б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" для учащихся 5 классов

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" содержит увлекательные задания на каждом этапе игры. Вы остановитесь на станциях: "Разминочная", "Вычислительная", "Кроссвордная", "Историч...

Математическое соревнование для 7 класса "Математическая регата"

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов. Форма проведения - соревнование команд, "гонки". Кроме сценария представлены материалы, готовые к распечатке, которые необходимы для орг...

Задачи по теме "Математический язык.Математическая модель" 7 класс.

Задачи для 7 класса по теме "Математичекая модель. Математический язык" 7 класс Мордкович А.Г....

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Математическое соревнование между 8-ми классами Игра "Что? Где? Когда?" (математический брейн-ринг)

Внеклассное мероприятие в рамках школьной недели математики. Математическое соревнование между 8-ми классами  Игра "Что? Где? Когда?" (математический брейн-ринг)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» КЛАСС 11

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...