"Математические забавы" 5 класс
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Математические забавы» 5 класс
Провела Баженова Н.И. учитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»г. Шадринска
Цели:
1. Формировать познавательную активность и широту кругозора учащихся.
2. Учить учащихся совместной деятельности, формировать дисциплинированность, ответственность за дело коллектива.
3.Учить рациональному использованию досуга.
Задачи:
- повышение уровня математического мышления,
-углубление математических знаний по предмету,
- воспитания стремления к совершенствованию своих знаний,
-формирование умения коллективного поиска ответов на вопросы,
- сплочение коллектива,
- формирование дружеских, товарищеских отношений,
- выявление творческих и организаторских способностей детей.
Оборудование:
1. Высказывания о математике
2. Презентации
3. Раздаточный материал.
Участвуют две команды по 7 человек
Остальные исполняют роль болельщиков и помогают набирать очки командам.
Задание командам: придумать название, и девиз команды.
Ведущий: «Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы проводим внеклассное математическое мероприятие в форме состязания. Ребята, вы много раз читали и слышали такие высказывания в адрес математики:
МАТЕМАТИКА- ЭТО ЦАРИЦА НАУК (С. КОВАЛЕВСКАЯ)
МАТЕМАТИКУ УЖЕ ЗАТЕМ УЧИТЬ НАДО, ЧТО ОНА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ (м.в. ломоносов)
СЧЕТ И ВЫЧИСЛЕНИЯ – ОСНОВА ПОРЯДКА В ГОЛОВЕ ( иоганн ПесталоцЦи)
ВЫСШЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ – НАХОДИТЬ ПОРЯДОК В ХАОСЕ, КОТОРЫЙ НАС ОКРУЖАЕТ ( Норберт Винер)
Все это верно!
Вступление. Стихи о математике( Рукавишникова, Ваньков, Курбатова)
1 Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?
В этом вы не правы, господа,
Знайте: математика - красива!
2 Вам приятно жить в опрятном доме,
Где у каждой вещи место есть?
Математика создать такой порядок может,
И за это ей хвала и честь!
3. Какой бы ни была задача сложной,
Математика решение найдёт.
Всё она по полочкам разложит,
Всё она в систему приведёт.
4. Сколько в ней самой изящных линий,
Мощных формул, строгих теорем,
Тот не назовёт её красивой,
Кто с наукой не знаком совсем.
5 Нет неблагодарнее занятья,
Чем красоту словами объяснять.
Не любить её нельзя, я точно знаю:
Можно только знать или не знать
ИТАК, МЫ НАЧИНАЕМ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ»
Строгая, любящая точности математика иногда страшит вас- учеников своей точностью и правильностью. Но, сегодня мы вместе постараемся, чтобы вы поняли, что математика может быть интересной, познавательной и веселой, а иногда и смешной.
Учитель: напоминаю вам простые правила поведения
• вести себя спокойно, но не отсиживаться;
• не выкрикивать (громко - это не значит красиво);
• быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
• быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам;
• задания выслушивать до конца.
Конкурсы будет оценивать жюри в составе:____________________
Учитель: А теперь давайте познакомимся:
- Чтоб игры не нарушать порядок
- Приветствия ваши мы выслушать рады
слово командам
Команда «КВАДРАТ», девиз: «У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны»
«Наша команда «Квадрат»
Приветствует собравшихся ребят.
Желаем всем победить.
А себе не проиграть»
2) Команда «КРУГ», девиз: «Думай, пробуй и ищи, будет трудно, не пищи!»
«Пожелаем всем друзьям
Сражаться дружно и отважно.
Кому достанется победа –
Совсем-совсем не важно.
«Позабыто все на свете, сердце замерло в груди:
Только цифры, только знаки
И победа впереди!»
РАЗМИНКА Чтоб все в игре прошло без заминки,
Её мы начнем, ну конечно же, с разминки!
Вопросы первой команде: | Вопросы второй команде: |
1 Результат сложения? (сумма) 2 Прибор для измерения длины отрезков? (линейка) 3 Сколько цифр вы знаете?(10) 4 Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время) 5 789*0=… 6 Наибольшее двузначное число.(99) 7 Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16см) 8 Сколько нулей в записи числа миллион?(6) | 1 Результат вычитания? (разность) 2 Прибор для измерения углов? (транспортир) 3 На какое число нельзя делить? (на 0) 4 Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость) 5 0*324=… 6 Наименьшее двузначное число.(10) 7 Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12см) 8 Сколько нулей в записи числа миллиард?( 9) |
Ведущий:
Число – как много в этом звуке
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без математики нельзя!
Все действия умеем делать,
И складывать, и вычитать,
И числа все мы перемножим,
Разделим и получим “пять”!
Конкурс 1 узнай название зверька зашифрованного в ответах
№1. Расшифруйте название зверька, который живет на юге Подмосковья. Для этого решите примеры и заполните таблицу
К 1338 : 6 =
Т 555 : 15 =
Н 58 · 3 + 254 =
Ч 89 · 5 – 300 =
А 100 – 4 · 13 =
И 48 : ( 125 – 41 · 3 ) =
У 10372 – 10300 =
Ш 53 + 88 + 98 =
37 | 72 | 239 | 223 | 48 | 428 | 145 | 24 | 223 |
№2. Узнайте название животного, которое бегает быстрее всех. Для этого решите примеры и заполните таблицу
Е 52 – 3 · 15 =
Д 567 – 14 · 19 =
Г 476 – 76 + 1267 =
П ( 570 + 430 ) : 50 =
А ( 158 + 13 – 114 ) – 12 =
Р 101 · 2 – 79 =
1667 | 7 | 20 | 684 | 123 | 301 |
А пока команды выполняют задания.
Загадки болельщикам о геометрических фигурах
А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...
(фигуры)
***
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)
***
Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...
(точек)
***
Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ...
(луч)
***
Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется ...
(прямая)
***
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее, дружок,
И получится ...
(кружок)
***
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
(овал)
***
Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, -
Что еще каким быть может?
(угол)
***
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(круг)
***
Четыре палочки сложил,
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (квадрат)
***
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга,
И называется -…(окружность)
Ведущий: 2 конкурс-Конкурс капитанов.
Как песня не может
Прожить без баяна,
Команда не может
Без … /капитана./
Задание капитанам нарисовать животное, используя геометрические фигуры (выдаются ватман и маркеры)
Сценка «Треугольник и квадрат» (Е. Панин).
Жили были два брата: треугольник с квадратом.
Старший – квадратный, добродушный, приятный.
Младший – треугольный, вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре».
Но квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я – квадрат».
И сказал еще нежней: «Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным, а проснешься без углов!»
Но наутро младший брат страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата. Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!
Как же так получилось, ребята?
Ведущий:
Иногда заумные вопросы
Встречаются на жизненном пути.
Но если взяться всей командой
Решение легко найти.
Условия конкурса. Ведущий зачитывает вопрос, а команда посовещавшись, дает верный ответ, ей начисляется 1 очко. В противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды.
Заморочки:
- Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30км)
- Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3кг)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 50)
- Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
- Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)
- Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? (4)
- Врач прописал три укола. Через полчаса – на укол. Через сколько часов будет сделан последний укол? (1 час)
- У Тимура было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Тимура? (9)
- Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? ( нет будет ночь)
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
- Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? ( угол)
- Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи )
- Что тяжелее 1кг гвоздей или 1 кг куриных перьев? (вес одинаковый)
- Сколько минут в часе? (60мин)
- Сколько лет в одном веке? (100лет)
- Существует ли самое большое натуральное число? (нет)
РЕБУСЫ ( команде выдаются ребусы через минуту один член команды выдаёт ответы)
Игра со зрителями.
- Предлагаю ребятам вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. Начнём с единицы:
• Один за всех, все за одного.
• Лжецу верят не более одного раза.
• Ум хорошо, а два - лучше.
• Два сапога - пара.
• Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает.
• За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
• Обещанного три года ждут.
• Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
• Жить в четырёх стенах.
• Знать как свои пять пальцев.
• Рассказывать с пятое на десятое.
• Семь раз отмерь, один раз отрежь.
• Семеро с ложкой - один с сошкой.
• Семеро одного не ждут.
• Восьмое чудо света.
• За тридевять земель, в тридесятом царстве.
• Не трусливого десятка.
• Без десятка и счёта нет.
Победителем в "Игре со зрителями" признан учащийся, назвавший наибольшее число пословиц и поговорок о числах. (Ему вручается грамота за активное участие)
ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ, где участвуют числа: (по четверостишью)
1. Пять мальчиков живут в тёмных чуланчиках ( перчатки)
2. Спинка, доска и четыре ноги – что я задумал, скорей назови! ( стул)
3. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. бабочка)
4. Отгадайте – ка, ребятки. Что за цифра – акробатка? Если на голову встанет. Ровно на три больше станет.( шесть)
5. Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом. Попрощается последний – появляется передний. (дни недели)
6. Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка – только раз, та, что выше - каждый час.( стрелки часов)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурсов, у нас в гостях маг и чародей.
Вам понадобится Бумага и ручка.
Рыжков . Фокус «Угадаю день твоего рождения»
- запишите число твоего рождения
-умножь его на 2
- к полученному результату припиши нуль
- к результату прибавь 73
-полученное число умножь на 5
- прибавьте номер месяца, в котором вы родились
- вычтете 365
- назовите полученный результат.
Финал:
1 Запомни, что Гаусс всем сказал
Наука математика - царица всех наук.
Не зря, поэтому он завещал -
Творить в огне трудов и мук.
2 Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов
Каких дала история до наших дней
3 Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть
Но будешь ты рабочим, иль ученым
И будешь честно Родине служить.
НАГРАЖДЕНИЕ. За участие в игре почетными грамотами награждаются обе команды
Для жюри:
Приветствие оценивается от 1 до 5 баллов
Разминка по количеству верно названных ответов
Конкурс 1 ( верный ответ 5 баллов, неверный 0 баллов)
Конкурс капитанов ( от 1 до 5 баллов)
Конкурс 3 по количеству верно названных ответов
Конкурс 4 за каждый ребус, разгаданный верно по 1 баллу
Класс | Приветствие | Разминка | Конкурс 1 Расшифровка | Конкурс 2 Конкурс Капитанов | Конкурс 3 Заморочки | Конкурс 4 Ребусы | Итог |
5 а | |||||||
5 б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" для учащихся 5 классов
Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" содержит увлекательные задания на каждом этапе игры. Вы остановитесь на станциях: "Разминочная", "Вычислительная", "Кроссвордная", "Историч...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Математическое соревнование для 7 класса "Математическая регата"
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов. Форма проведения - соревнование команд, "гонки". Кроме сценария представлены материалы, готовые к распечатке, которые необходимы для орг...
Задачи по теме "Математический язык.Математическая модель" 7 класс.
Задачи для 7 класса по теме "Математичекая модель. Математический язык" 7 класс Мордкович А.Г....
Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год
Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...
Математическое соревнование между 8-ми классами Игра "Что? Где? Когда?" (математический брейн-ринг)
Внеклассное мероприятие в рамках школьной недели математики. Математическое соревнование между 8-ми классами Игра "Что? Где? Когда?" (математический брейн-ринг)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» КЛАСС 11
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...