Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин"
рабочая программа (5 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу «Я - гражданин»
общекультурное направление
(наименование учебного предмета, курса)
5-6 классы
основное общее образование
(уровень образования)
2015-2016 год
(срок реализации первого этапа программы)
программа составлена учителем
истории и обществознания
(предмет)
Астраханцевой Еленой Александровной
первая квалификационная категория
(Ф.И.О, квалификационная категория)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5_klass_ya-_grazhdanin.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ СОШ № 7
от 22 июня 2015 г. № 333
\
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу «Я - гражданин»
общекультурное направление
(наименование учебного предмета, курса)
5-6 классы
основное общее образование
(уровень образования)
2015-2016 год
(срок реализации первого этапа программы)
программа составлена учителем
истории и обществознания
(предмет)
Астраханцевой Еленой Александровной
первая квалификационная категория
(Ф.И.О, квалификационная категория)
г. Черногорск.
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
- Приказом директора МБОУ СОШ № 7 от 09.02.2015 года № 424 «Об утверждении положения о рабочих программах (курсах) учебного плана, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования»;
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 7, утвержденной приказом от 22.06.2015 г. № 333.
1.2. Цели и задачи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и, в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Для интеграции данных аспектов была разработана программа внеурочной деятельности Я - гражданин», основной целью которой является:
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
- познакомить учащихся c основными законами, символами, культурой и историей нашего государства;
- привлекать детей к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- способствовать формированию активной жизненной позиции; знанию и соблюдению норм правового государства;
- воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
2. Общая характеристика курса
2.1. Распределение учебного времени
Срок реализации программы внеурочной деятельности «Я - гражданин» два года. Программа рассчитана на 34 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 35 минут (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях») в 5-6 классах.
Общее количество - 68 часов.
Классы | Объем часов |
5 | 34 ч. |
6 | 34 ч. |
Итого | 68 ч. |
2.2. Формы организации работы
В основу программы положены идеи педагогики сотрудничества.
Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую, самостоятельную познавательную деятельность. Сотрудничество с родителями, как детей, так и педагога.
Для реализации программы внеурочной деятельности «Я - гражданин» используются следующие формы работы:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Теоретические:
- беседы;
- сообщения;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии;
- просмотр видео фильмов и электронных презентаций.
Практические:
- конкурсы;
- выставки;
- соревнования;
- праздники;
- викторины;
- участие в школьных и городских мероприятиях.
3. Описание программы внеурочной деятельности «Я - гражданин»
3.1. Специфика курса (основополагающие принципы)
Программа построена на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах:
- личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей; создание условий для реализации творческих возможностей школьника;
- природосообразность рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей, обеспечение помощи учащимся; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых детей;
- принцип педоцентризма предполагает отбор содержания программы, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для учащихся 5-6 классов. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли);
- принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.
3.2. Межпредметная интеграция
Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин» тесно связана со следующими учебными дисциплинами:
- «История»;
- «Обществознание»;
- «Литература»;
- «География;
- «ИЗО»;
- «Музыка»;
- «Физическая культура»;
Внеурочная деятельность интегрирует учебные действия по денным предметам.
3.3. Возможности курса
В ходе изучения данного курса учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
В ходе планирования и выполнения заданий учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки, получат возможность развивать ИКТ - компетентность.
При работе над проектами учащиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.
- Социальный портрет моего сверстника.
- Знай свои права (пособие для подростка).
- Защита правопорядка.
- Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
- Бизнес (иллюстрированный словарь).
- Как работает современный рынок.
- Здоровый образ жизни.
- Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
- Мой город - город для всех.
- Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей
- Человек долга - кто он, каков он?
4. Личностные и метапредметные результаты
4.1. Личностные
- осознание себя членом большой семьи, знание традиций уклада своей семьи;
- понимание того, что семья есть часть государства;
- самодисциплина, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;
- умение видеть и ценить прекрасное в окружающем мире;
- понимание того, что гражданин должен гордиться своей Родиной, изучать её историко-культурное, духовное наследие, быть верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4.2. Метапредметные
- умение учиться: навык поиска, анализа и интерпретации информации;
- знания о различных источниках информации;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- умение выделять существенную информацию из различных видов текстов.
4.3. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Я - гражданин» (5-6 классы)
Учащийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
В результате прохождения курса должны прослеживаться:
Сформированность гражданских навыков
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- уважение чести и достоинства других граждан.
4.4. Формы подведения итогов
Формами подведения итогов работы по программе внеурочной деятельности
«Я - гражданин» могут быть:
- выставки работ учащихся (рисунки, плакаты);
- конкурсы чтецов, знатоков;
- праздники;
- защита проектов.
5. Основное содержание курса
5.1. Распределение учебного времени (68 часов)
5 КЛАСС
Наименование разделов | Кол-во часов |
Я живу в России | 7 ч. |
Из прошлого в будущее | 8 ч. |
Россия становится близкой | 6 ч. |
Россия и мир | 10 ч. |
Заключение. Россия - моя Родина | 1 ч. |
Проектная деятельность | 2 ч. |
Итого | 34 ч. |
6 КЛАСС
Наименование разделов | Кол-во часов |
Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? | 1 ч. |
Древняя Русь | 6 ч. |
Московское государство | 6 ч. |
Российская империя | 5 ч. |
Россия в XIX веке | 5 ч. |
XX–XXI века. История и современность | 8 ч. |
Заключение | 1 ч. |
Проектная деятельность | 2 ч. |
Итого | 34 ч. |
5 класс. Я – моя страна – мой мир. (34 часа)
Раздел I. Я живу в России (7 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина. Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи. Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах). Гражданин России. Конституция. Права и обязанности
граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел II. Из прошлого в будущее (8 часов)
Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.
Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Раздел III. Россия становится близкой (6 часов)
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.
Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.
Раздел IV. Россия и мир (10 часов)
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света» (искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.
Заключение. Россия – моя Родина (1 час)
6 класс. Мое настоящее и далекое прошлое (34 часа).
Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1 час)
Раздел I. Древняя Русь (6 часов)
Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык
Раздел II. Московское государство (6 часов)
Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.
Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке
Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп,ополчение, сотник, дворяне.
Раздел III. Российская империя (5 часов)
Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета. Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.
Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.
Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.
Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.
Раздел V. XX–XXI века. История и современность (8 часов)
Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).
Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.
Заключение (1 час)
6. Система оценки достижения планируемых результатов
Два раза в год отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
- усвоение знаний по базовым темам программы;
- овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
- формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
- игра-конкурс;
- викторина;
- выставки (тематические, праздничные);
- конкурсы (школьные, муниципальные, республиканские, всероссийские);
- защита проектов.
7. Тематическое и календарно-тематическое планирование
(см. Приложение № 1, 2)
8. Описание учебно-методического и матриально-технического обеспечения образовательного процесса
8.1. Список литературы, использованной учителем при реализации рабочей программы
- В. Я. Бутанаев Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. – Абакан: Хакасское кН. Изд-во, 1996. – 224 с.
- Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие/ И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО, 2013 – 224с.
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2010. – № 7.
- Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
- Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Экономика, 1993. – 399 с.
- Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. М., 2006 – 180 c.
- Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2004. - 32 с.
8.2. Список литературы для учащихся
- Энциклопедия для детей. Т. 13 Страны. Народы. Цивилизации/ Глав. Ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2012. – 704 с.
- Чутко Н. Я. Я - гражданин России (Я - моя страна – мой - мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 160 с.
- Чутко Н. Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 192 с. ЦОР.
8.3. Перечень наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения, имеющихся в кабинете и используемых в образовательном процессе:
- портреты политических и исторических деятелей;
- таблицы и схемы по основным разделам курса (отражающие причинно-следственные связи событий, явлений и процессов) 5-6 классы;
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, (компьютер, мультипроектор);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС. "Я гражданин"
Рабочая программа " Я _ГРАЖДАНИН" по внеурочной деятельности по ФГОС.Для учащихся 5-6 классов.Программа предназначена в целях гуманитарного развития детей.Привития чувства патриотизма к РОДИ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Программа содержит пояснительную записку к курсу и тематическое планирование на 34 часа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социал...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России."
Программа внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Рабочая программа «Я – гражданин России» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 6 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы, запросами р...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов
Программа воспитательной работы по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов....