Программа развития УОУ "Азбука Земли"
методическая разработка на тему
Наша школа решила возродить пришкольный УОУ, как полноценное звено учебно-образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим и была составлена программа развития УОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРИШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА
«Азбука Земли»
Возраст детей: 8 – 17 лет
Срок реализации программы: 5 года (2012 -2017 г.г.)
Автор программы: Корешкова Ирина Александровна
учитель биологии и химии,
высшая квалификационная категория.
Девиз: Пришкольный участок - это «азбука» земли для учащихся!
- Общие сведения.
1.1. Учредитель – МБОУ «Пречистенская средняя школа им. И.И.Цапова»
1.2. Название программы –«Азбука Земли»
1.3. Автор программы – Корешкова Ирина Александровна
1.4.Руководство УОУ:
- Мелентьева Н.В.. – директор МБОУ « Пречистенская средняя школа им. И.И. Цапова»
- Марышева Т.Е. – заместитель директора по воспитательной работе
- Яковлева Т.В. – заместитель директора по учебной части.
- Корешкова И.А. – учитель биологии и химии
1.5. В реализации данной программы участвуют учащиеся 2-11 классов.
1.6. Срок реализации программы:5 лет (с января 2012 г. по декабрь 2017 г.).
1.7. Законодательная база для разработки программы УОУ:
1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
2. Положение о УОУ
3. Программно-методические материалы
4. Локальные акты, регламентирующие работу на УОУ
5. Инструкции по технике безопасности при проведении различных работ на УОУ.
1.8. Цели и задачи УОУ в учебном процессе.
Современные условия развития общества ставят перед школой ответственные задачи:
- Подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, участию во всех сферах жизни;
- Развитие творческой разносторонне развитой личности;
- Дать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, привить интерес и любовь к природе, научить бережно относиться к ней;
Чтобы любить природу, нужно хорошо знать ее и одними теоретическими знаниями здесь ничего не сделаешь. Поэтому важное место в познании природы отводится пришкольному учебно-опытному участку.
Учебно-опытный участок как важное звено в системе биологического и экологического образования позволяет достичь следующих целей:
- Создание у учащихся представления о научной картине живой природы;
- Раскрытие роли биологических знаний в сфере культуры;
- Усвоение норм и правил экологической этики;
- Выработка ценностного отношения к живой природе;
- Показ познаваемости явлений природы, выработка умений формулировать познавательные задачи, планировать и осуществлять доступные наблюдения и эксперименты, конкретизировать идеи;
- Формирование умения правильно ставить и решать задачи рационального использования живой природы;
- Раскрыть картину биологической реальности, показать сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальной картинами мира;
- Знакомство с научными принципами биологического познания (причинность, системность, историзм); развитие мыслительной деятельности, умение планировать наблюдения и эксперименты;
- Подготовка к трудовой деятельности в области сельского производства;
- Закрепление, расширение и углубление знаний, полученных на уроках биологии, трудового обучения.
1.9. Перспективный план внедрения программы
Название этапа | Содержание работы | Срок проведения |
1.Определение исходных позиций и разработка методики исследования | 1.Изучение научной и методической литературы. | С 01.01 2012 по 01.03.2012 г. |
2.Пилотный этап | 1.Проведение предварительной опытно-экспериментальной работы. 2.Уточнение методики исследования. | С 01.03.2012 по 01.10.2012 г. |
3.Основной этап | 1.Получение, обработка и систематизация экспериментальных материалов. | С 01.05.2013 г. по 01.10.2013 г. |
4.Оформление результатов. | 1.Обобщение результатов 2.Написание методических рекомендаций, статей, отчетов. | С 01.09.2013 по 01.01.2016 г. |
5.Внедрение результатов | 1.Организация работ с использованием результатов. | 2016 – 2017 уч. год |
1.10. Принципы реализации программы:
- Экологизации – развитие чувства ответственности и уважения к природе;
- Междисциплинарной интеграции – взаимосвязь областей «Биология», «Экология», «Технология», «География»;
- Системности – преемственность знаний, комплексность их усвоения;
- Увлекательности – заинтересованность детей исследовательской работой;
- Доступности – доступность материала для усвоения учащимися; учет возрастных особенностей;
- Дифференциации – выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей по разным направлениям.
1.11. Проблемы, на решение которых направлена программа:
В последнее время учебно-опытный участок нашей школы несколько утратил свое назначение. Поэтому в данное время выдвинута проблема возрождения учебно-опытного участка, имеющего большое теоретическое и практическое значение для учебно-воспитательного процесса школы, через поднятие урожайности культур, выращиваемых на участке и усиления исследовательской и опытнической работы.
Данная программа признана решить и такие вопросы:
- вовлечение детей в общественно-полезный производительный труд;
- организация занятости детей в период летнего отдыха;
- обеспечение школьной столовой овощами для удешевления питания;
- повышение благосостояния школы;
- обеспечение всех детей школы полноценным, бесплатным питанием.
1.12.Краткая характеристика путей решения проблем.
Данная программа призвана дать теоретические знания по биологии и экологии, а так же помочь овладеть практическими навыками основ сельскохозяйственного производства на пришкольном участке и выполнить ряд работ направленных на повышение урожайности культур, через создание бригады ЛТО и производственной бригады.
Собранный урожай сдать в школьную столовую, тем самым, удешевив питание школьников и воспитанников детского сада. Реализовав излишки сельскохозяйственной продукции, повысить материально-техническую базу школы.
1.13. Препятствия для выполнения программы:
- Слабая материально-техническая база УОУ;
- Низкое плодородие почвы УОУ;
- Недостаточное финансирование.
Пути преодоление препятствий:
- Повышение плодородия почвы через внесение органических удобрений, мульчирование;
- Моральное и материальное стимулирование учащихся и учителей по реализации программы;
- Повышение материально-технической базы УОУ через привлечение спонсорской и родительской помощи.
1.14. Режим и форма.
Занятиябудут осуществлятьсяв условиях летней трудовой практики (ЛТП и производственной бригады), а так же в процессе изучения соответствующих тем по природоведению, биологии, технологии (девочки и мальчики) в форме теоретических и практических занятий и во внеурочное время.
1.15. Сохранение и укрепление здоровья учащихся во время работ на УОУ
Направления | Цель | Мероприятия | Сроки |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни | Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни | 1. Формирование умений и навыков сохранения здоровья. 2. Ознакомление с правилами санитарно-гигиенического режима и их соблюдение. 3. Соблюдение техники безопасности при выполнении с/х работ. 4. Постоянное слежение за осанкой во время проведения теоретических и практических занятий. 5. Организация ежедневного 2 разового питания для ослабленных здоровьем детей. 6. Витаминный стол. | Весь период |
1.16. Финансовое обеспечение программы:
Выполнение программы обеспечивается за счет бюджетных ассигнований, средств, полученных от реализации сельхозпродукции, дополнительные привлеченные средств (спонсорские средства, добровольные пожертвования).
1.17. Кадровое обеспечение:
Корешкова И.А..- заведующая пришкольного участка, образование высшее – СГПИ, 1990 г.
Кудинов Н.Н..-зам. дир. по хозяйственной части школы.
Классные руководители 2-11 классов.
Учителя-предметники согласно графику работ на УОУ.
2.Учебно-опытный участок
2.1.Характеристика УОУ :
Пришкольный учебно-опытный участок имеет площадь 1,9 га.
Участок хорошо освещен, имеет источник водоснабжения – водопровод. Такое положение участка дает возможность, не нарушая расписания занятий, затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ.
В состав участка входит подсобные помещения, в которых хранится хозяйственный инвентарь и с/х техника, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.
- Площадь каждого отдела определяется директором школы по согласованию с заведующим учебно-опытным участком.
- В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
Участок частично огорожен.
2.2. Экологическое состояние УОУ
УОУ расположен с двух сторон школы, одна из которых хорошо освещена солнцем, вторая только во второй половине дня. Цветники и клумбы расположены перед фасадом школьного здания. Есть источник водоснабжения – водопровод.
Почва определяется как дерново-подзолистая, требующая постоянного внесения удобрений и мульчирования. Кислотность почвы близка к нейтральной. Почва бедна азотом, фосфором, калием.
Содержание свинца определяется как малое.
Юго-Западная часть участка переувлажнена, плотность почвы составляет 0,97 г/см3, что характеризует уплотненную почву;
Северо-Восточная часть- влажность равна – 27,6%, что является низким показателем;
Влияние реки, расстояние до которой около 300 метров нами не выявлено.
2.3. Занятия на УОУ
Работа на УОУ ведется во время учебного процесса (изучение теоретического материала и практические работы, во внеурочное время) и прохождения летней трудовой практики.
Направления работы:
- - исследовательско-опытническое;
- - природоохранное.
Мероприятия по работе исследовательско-опытнического направления ведутся строго по плану. ( Приложение 1)
Мероприятия по природоохранной работе
- благоустройство школьной территории; обрезка кустарников; удаление больных, усохших ветвей; скашивание травы;
- декоративное оформление газонов на территории школы: подбор и посадка цветочно-декоративных культур, уход за ними в течение лета;
- поддержка чистоты на территории, прилегающей к школе;
- участие в экологических акциях « Чистый берег- Чистая вода», «Белый аист», «Бобр» , «Подари школе растение», «Каждой пичужке- кормушка», «Птичий домик», операция «Борьба с королем Мусором», « Чистый дом, чистый двор, чистое село- чистая Родина!».
2.4. Материально-техническая база УОУ
Трактор | Водо провод | Газоно косилка | Рассадник | Сельхозинвентарь | |
Поливочный | Лопаты, грабли и т.д. | ||||
1 МТЗ-80 | 1 | 2 | 1 | Лейка 1 Ведро 8 Шланг 30 м 1 | Лопаты- 5 Вилы-2 Грабли -6 Мотыги -2 Рыхлители-6 Секатор-2 Носилки 2 Тележка 1 |
2.5. Развитие внешних связей УОУ
2.6. Годовая циклограмма работ на учебно-опытном участке.
Январь | Проверка всхожести семян цветов, сохранности клубней георгинов, луковиц монбреции. |
Февраль | Определение видового состава цветочно-декоративных растений в соответствии с их ростом, колористической гаммой, сроками цветения. Подготовка и ремонт инвентаря. Подготовка ящиков и почвы для рассады. Посев сальвии, цинерарии, петунии на рассаду. |
Март | Составление плана цветника. Проверка всхожести семян. Посадка лука в ящики на зелень. Формирование кроны у декоративных кустарников (обрезка). |
Апрель | Изготовление рассадника. Планирование севооборота. Посев и выращивание рассады капусты. Пикировка рассады цветочных культур. Уборка растительного мусора с участка. Защита плодовых деревьев. |
Май | Обработка клумб. Посев в грунт однолетников и многолетников. Уход за рассадой теплолюбивых однолетников Посадка овощей (лук, свекла, морковь, зеленные культуры). Подготовка клубней картофеля и его посадка. Оформление газонов. |
Июнь | Выкапывание луковиц тюльпанов. Высадка в открытый грунт цветочной рассады, рассады капусты; Посев семян огурцов, кабачков, тыквы, фасоли и уход за ними (полив, прополка, подкормка). Первое прореживание моркови. Заготовка щавеля и укропа на зиму. Окучивание капусты и картофеля. Поддержание почвы в рыхлом состоянии. Оформление газонов. Работа в цветнике. |
Июль | Полив, подкормка растений в период бутонизации, борьба с сорняками и вредителями, поддержание почвы в рыхлом состоянии. Второе прореживание моркови. Заготовка петрушки на зиму (для замораживания). Оформление газонов. Уборка урожая черной смородины и крыжовника. |
Август | Уход за растениями (полив, прополка). Удаление отцветших соцветий (агератум, петуния, циннии, георгины и др.) для улучшения декоративности цветника и вторичного цветения. Сбор урожая лука и подготовка его к зимнему хранению. Сбор урожая огурцов, кабачков, фасоли. Оформление газонов. Сбор и сушка семян однолетних цветочно-декоративных культур. |
Сентябрь | Высадка тюльпанов, сбор семян. Сбор урожая картофеля, свеклы, моркови. Сбор и сушка плодов шиповника коричного (для витаминизации учащихся в зимнее-весенний период). |
Октябрь | Сбор семян, подготовка участка к зиме – однолетние растения удаляем; многолетние (георгины, монбреция) выкапываем; вырезаем надземные стебли всех многолетних растений. Сбор урожая капусты. Осенняя обработка почвы. Обрезка кустарников. |
Ноябрь - Декабрь | Производим стратификацию семян цветочных культур. Подготовка огорода к зиме. Уборка инвентаря. |
3.Структура и содержание отделов УОУ
Состав УОУ:
На учебно-опытном участке действуют отделы:
- полевой;
- овощной;
- плодово-ягодный;
- цветочно-декоративный;
- метеорологическая площадка(в стадии разработки);
- дендрарий;
3.1. Отдел полевыхрастений. На участке выращивается картофель сортов «Аврора», «Невский», «Синеглазка».
3.2. Отдел овощных растений состоит из двух частей: на одной выращивается капуста разных сортов, на другой:
- луковичные (чеснок, лук);
- плодовые (огурцы, тыква, кабачки);
- корнеплоды (морковь, свекла, редис);
- бобовые (фасоль);
- зеленные (петрушка, щавель, укроп, салат)
Работы в овощном и полевом отделах начинаем весной по плану.
Март | Проверка всхожести семян. Посадка лука в ящики на зелень. |
Апрель | Изготовление рассадника. Планировка огорода с учетом севооборотов. Посев семян капусты на рассаду. |
Май | Подготовка семян картофеля и посадка картофеля в открытый грунт. Посев семян моркови, свеклы, зеленных культур. Посадка лука. |
Июнь | Высадка рассады капусты в грунт. Уход за высаженной рассадой – поливка, прополка, подкормка. 1 прореживание моркови. Высадка свеклы рассадой. Прополка картофеля. Посев огурцов, кабачков, тыквы. Заготовка щавеля и укропа на зиму. |
Июль | Полив, прополка, борьба с сорняками и вредителями. Окучивание картофеля и капусты;. 2-е прореживание моркови. Заготовка петрушки на зиму(для замораживания). |
Август | Сбор урожая лука и подготовка его к зимнему хранению Борьба с сорняками. Сбор урожая огурцов и кабачков. |
Сентябрь | Сбор урожая картофеля, свеклы, моркови. |
Октябрь | Сбор урожая капусты. Осенняя обработка почвы. |
Ноябрь | Подготовка огорода к зиме. |
При выращивании овощей необходимо соблюдать севооборот или плодосмен, т.е. - обязательное чередование культур.
Чередование культур в севообороте продумывается заранее. При этом учитывается отношение растений к удобрениям. При составлении севооборота стараемся разместить культуры так, чтобы представители одного семейства возвращались на старое место не раньше чем через 2-3 года.
Допустимые и недопустимые предшественники овощных культур
Культуры | Лучшие предшественники | Минимальный срок возврата на старое место, лет | Недопустимые предшественники |
Капуста | Лук, огурцы, морковь, свекла, картофель, томаты | 3-4 | Крестоцветные |
Картофель | Морковь, свекла, лук | Пасленовые | |
Лук, чеснок | Морковь, огурцы, укроп, салат, капуста | 3-4 | Томаты |
Морковь, петрушка | Картофель, томаты, огурцы, горох, капуста | 2-3 | |
Огурцы, кабачки, тыква, патиссоны | Картофель, лук, морковь, капуста, горох | 2-3 | |
Репа, редька, редис | Картофель, лук, морковь, свекла | 3-4 | Капуста |
Свекла | Картофель, огурцы, лук | 2-3 |
3.3. Плодово-ягодный участок состоит из плодового яблоневого сада и ягодных растений. В ягодном отделе выращиваем смородину, крыжовник, вишню и сливу. Сад – сложная экологическая система, даже если он состоит лишь из нескольких деревьев и кустарников, растущих на школьном участке.
Декабрь-январь | Снегозадержание. |
Февраль | Растения находятся в относительном покое. Планирование работ. |
Март | Формирование кустов, обрезка. |
Апрель | Размножение отводками. Рыхление почвы. |
Май | Защита растений от болезней (фаза бутонизации). |
Июнь | Полив и подкормка. |
Июль | Сбор урожая (крыжовник, смородина), культивация почвы с удалением сорняков. |
Август | Сбор урожая (крыжовник). |
Сентябрь | Сбор урожая (шиповник). |
Октябрь | Перекопка междурядий с внесением органических удобрений. |
Ноябрь | Подготовка сада к зиме. |
3.4. Цветочно-декоративный отдел. Цветники украшают школьную территорию в течение всего вегетационного периода. Это клумбы, бордюры, где представлено видовое разнообразие цветочно-декоративных культур, которые ежегодно пополняются. Цветочно-декоративный отдел вынесен перед школой и делится на два раздела: многолетние и однолетние растения.
Однолетние | Многолетние |
Агератум, Альпийская астра, Амарант хвостатый. Бархатцы. Кохия. Львиный зев. | Аквилегия (водосбор). Барвинок малый, Купена обыкновенная. Лилейник. Мак альпийский, Маргаритка многолетняя, Монбреция. Нарцисс, Нивяник обыкновенный. Тюльпан. Физалис декоративный, Флокс метельчатый. Хризантемы. |
3.5. Дендрарий насчитывает больше десятка пород деревьев и кустарников и дает представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры.
Деревья Береза бородавчатая Липа Лиственница Туя | Кустарники Снежноягодник |
Специально выделять отделы начальных классов, общей биологии, а так же коллекционный отдел нет необходимости. Учащиеся начальных и старших классов работают и ставят опыты во всех отделах участка. Коллекционные посевы можно также размещать в каждом отделе.
- Результаты выполнения программы
4.1. Ожидаемый результат
- повышение роли УОУ как центра опытнической и исследовательской деятельности по биологии, экологии, географии;
- Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся ориентированной деятельности охраны окружающей среды;
- повышение урожайности культур, выращиваемых на УОУ;
- обеспечение школьной столовой овощами и удешевление питания, как школьников, так и воспитанников детского сада, находящегося при школе.
- По итогам работы на УОУ обучающиеся должны:
Уметь:
- Собирать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
- Использовать органические и минеральные удобрения;
- Проводить работу по размножению и пересадке комнатных растений, распознавать их виды;
- Проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;
- Проводить механическую, химическую и биологическую борьбу с вредителями растений;
- Проводить простейшие опыты с растениями, наблюдать и объяснять результаты, анализировать;
- Создавать проекты.
Знать:
- Что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
- Способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;
- Зерновые технические, кормовые, овощные, лекарственные растения, цветочно-декоративные растения, комнатные, плодово-ягодные культуры;
- Способы размножения растений;
- Значение зеленых растений для других живых организмов на Земле;
- Основные сельскохозяйственные профессии в растениеводстве.
Информационное обеспечение программы
1. Быков И.П. Методические рекомендации к проведению практических занятий по физиологии сельскохозяйственных растений. – Улан-Удэ, 1980. – 87 с.
2. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учебник для 6-7 классов /Т.И.Серебрякова и др. – М: Просвещение, 1994. – 224с.
3. Игнатьев Т.В., Вохмянина Л.А. Программы образовательных учреждений. Начальная школа (1-4 кл.) в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2001.
4. Исачник А.В., Воробьев Б..Н. Сортовой каталог. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 416.
5. Защита растений. - М.: Изд-во ЭКСМО, Изд-во Лик Пресс, 2002. – 112 с.
6.Основы агротехники полевых и овощных культур /под ред. П.Ф. Кононова - М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
7. Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства 10-11 кл. / Г.В. Пичугина, Н.В. Сорокина. – М.: Дрофа, 2002. – 272 с.
8. Методика постановки опытов с плодами, ягодами и декоративными растениями /под ред. В.А.Комиссарова – М: Просвещение, 1982
9. Мухин В.Д. Приусадебное хозяйство. Овощеводство. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, Изд-во ЛИК Пресс, 2000. – 368 с.
10. Основы агрономии /под ред.В.М. Степанова – М.: Просвещение, 1973. – 350 с.
11. Овощеводство. Приусадебное хозяйство– Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2000. – 300 с.
12. Огород. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2001. – 144 с.
13. Огород. Почвы и компосты. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2002. – 144 с.
14. Опытническая работа юных натуралистов. Сборник статей /под ред. В.А. Пономарева. – М:, 1962
15. Плешаков А.А. Тематическое планирование по программе «Зеленый дом» для начальной школы. – М.: Просвещение, 1999.- 79 с.
16. Подшивка журналов «Сельская новь», «Приусадебное хозяйство» за 2000-2002
17. Пономарев М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке – М: Просвещение, 1974
18. Природоведение: учебник для начальных классов /под.ред. И.Д. Зверева. – М.: Просвещение, 2001
19. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» - М: Просвещение
20. Программно-методические материалы. Биология: 6 – 11 кл.
21. Программно-методические материалы. Технология.
22.Постникова Е.А. основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: методические разработки для учителей: Поурочные разработки: 1 – 2 кл., - М.: Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2001 – 208 с.Справочник бригадира – овощевода /под ред. Н.А. Смирнова – М.: Россельхозиздат, 1980. – 190 с.
23. Почва и компомос. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. – 114с.
24. Раздымалин И.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы - М: Просвещение, 1976
25.Удобрения и стимуляция роста растений / О.С. Безуглова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.
26. Энциклопедия огородника. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 720 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/27/picture-66773-1374945423.jpg)
Программа проекта "Живи, земля, живи"
Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» предназначена для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательных школ. Она включает материал по экологическ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-186051-1360783646.jpg)
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-332915-1383443430.jpg)
Познавательная программа, посвященная Дню Земли "Я люблю свою Землю!"
На основе данного материала привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. В ходе мероприятия дети узнают много интересног о нашей планете, играют, отгадывают загадки....
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учитель истории МБОУ «Топканов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/30/picture-641833-1435667053.jpg)
Программа краеведческого кружка "Земля рождения - земля судьбы"
Программа краеведческого кружка способствует духовно-нравственному развитию личности подростка. Назначение программы -сформировать целостное представление о культурном пространстве родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1078546-1549353918.jpg)
Программа развития пришкольного участка "Азбука Земли"
В данной программе показана работа пришкольного участка...