Программа развития УОУ "Азбука Земли"
методическая разработка на тему
Наша школа решила возродить пришкольный УОУ, как полноценное звено учебно-образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим и была составлена программа развития УОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_uou_azbuka_zemli.docx | 55.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРИШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА
«Азбука Земли»
Возраст детей: 8 – 17 лет
Срок реализации программы: 5 года (2012 -2017 г.г.)
Автор программы: Корешкова Ирина Александровна
учитель биологии и химии,
высшая квалификационная категория.
Девиз: Пришкольный участок - это «азбука» земли для учащихся!
- Общие сведения.
1.1. Учредитель – МБОУ «Пречистенская средняя школа им. И.И.Цапова»
1.2. Название программы –«Азбука Земли»
1.3. Автор программы – Корешкова Ирина Александровна
1.4.Руководство УОУ:
- Мелентьева Н.В.. – директор МБОУ « Пречистенская средняя школа им. И.И. Цапова»
- Марышева Т.Е. – заместитель директора по воспитательной работе
- Яковлева Т.В. – заместитель директора по учебной части.
- Корешкова И.А. – учитель биологии и химии
1.5. В реализации данной программы участвуют учащиеся 2-11 классов.
1.6. Срок реализации программы:5 лет (с января 2012 г. по декабрь 2017 г.).
1.7. Законодательная база для разработки программы УОУ:
1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
2. Положение о УОУ
3. Программно-методические материалы
4. Локальные акты, регламентирующие работу на УОУ
5. Инструкции по технике безопасности при проведении различных работ на УОУ.
1.8. Цели и задачи УОУ в учебном процессе.
Современные условия развития общества ставят перед школой ответственные задачи:
- Подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, участию во всех сферах жизни;
- Развитие творческой разносторонне развитой личности;
- Дать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, привить интерес и любовь к природе, научить бережно относиться к ней;
Чтобы любить природу, нужно хорошо знать ее и одними теоретическими знаниями здесь ничего не сделаешь. Поэтому важное место в познании природы отводится пришкольному учебно-опытному участку.
Учебно-опытный участок как важное звено в системе биологического и экологического образования позволяет достичь следующих целей:
- Создание у учащихся представления о научной картине живой природы;
- Раскрытие роли биологических знаний в сфере культуры;
- Усвоение норм и правил экологической этики;
- Выработка ценностного отношения к живой природе;
- Показ познаваемости явлений природы, выработка умений формулировать познавательные задачи, планировать и осуществлять доступные наблюдения и эксперименты, конкретизировать идеи;
- Формирование умения правильно ставить и решать задачи рационального использования живой природы;
- Раскрыть картину биологической реальности, показать сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальной картинами мира;
- Знакомство с научными принципами биологического познания (причинность, системность, историзм); развитие мыслительной деятельности, умение планировать наблюдения и эксперименты;
- Подготовка к трудовой деятельности в области сельского производства;
- Закрепление, расширение и углубление знаний, полученных на уроках биологии, трудового обучения.
1.9. Перспективный план внедрения программы
Название этапа | Содержание работы | Срок проведения |
1.Определение исходных позиций и разработка методики исследования | 1.Изучение научной и методической литературы. | С 01.01 2012 по 01.03.2012 г. |
2.Пилотный этап | 1.Проведение предварительной опытно-экспериментальной работы. 2.Уточнение методики исследования. | С 01.03.2012 по 01.10.2012 г. |
3.Основной этап | 1.Получение, обработка и систематизация экспериментальных материалов. | С 01.05.2013 г. по 01.10.2013 г. |
4.Оформление результатов. | 1.Обобщение результатов 2.Написание методических рекомендаций, статей, отчетов. | С 01.09.2013 по 01.01.2016 г. |
5.Внедрение результатов | 1.Организация работ с использованием результатов. | 2016 – 2017 уч. год |
1.10. Принципы реализации программы:
- Экологизации – развитие чувства ответственности и уважения к природе;
- Междисциплинарной интеграции – взаимосвязь областей «Биология», «Экология», «Технология», «География»;
- Системности – преемственность знаний, комплексность их усвоения;
- Увлекательности – заинтересованность детей исследовательской работой;
- Доступности – доступность материала для усвоения учащимися; учет возрастных особенностей;
- Дифференциации – выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей по разным направлениям.
1.11. Проблемы, на решение которых направлена программа:
В последнее время учебно-опытный участок нашей школы несколько утратил свое назначение. Поэтому в данное время выдвинута проблема возрождения учебно-опытного участка, имеющего большое теоретическое и практическое значение для учебно-воспитательного процесса школы, через поднятие урожайности культур, выращиваемых на участке и усиления исследовательской и опытнической работы.
Данная программа признана решить и такие вопросы:
- вовлечение детей в общественно-полезный производительный труд;
- организация занятости детей в период летнего отдыха;
- обеспечение школьной столовой овощами для удешевления питания;
- повышение благосостояния школы;
- обеспечение всех детей школы полноценным, бесплатным питанием.
1.12.Краткая характеристика путей решения проблем.
Данная программа призвана дать теоретические знания по биологии и экологии, а так же помочь овладеть практическими навыками основ сельскохозяйственного производства на пришкольном участке и выполнить ряд работ направленных на повышение урожайности культур, через создание бригады ЛТО и производственной бригады.
Собранный урожай сдать в школьную столовую, тем самым, удешевив питание школьников и воспитанников детского сада. Реализовав излишки сельскохозяйственной продукции, повысить материально-техническую базу школы.
1.13. Препятствия для выполнения программы:
- Слабая материально-техническая база УОУ;
- Низкое плодородие почвы УОУ;
- Недостаточное финансирование.
Пути преодоление препятствий:
- Повышение плодородия почвы через внесение органических удобрений, мульчирование;
- Моральное и материальное стимулирование учащихся и учителей по реализации программы;
- Повышение материально-технической базы УОУ через привлечение спонсорской и родительской помощи.
1.14. Режим и форма.
Занятиябудут осуществлятьсяв условиях летней трудовой практики (ЛТП и производственной бригады), а так же в процессе изучения соответствующих тем по природоведению, биологии, технологии (девочки и мальчики) в форме теоретических и практических занятий и во внеурочное время.
1.15. Сохранение и укрепление здоровья учащихся во время работ на УОУ
Направления | Цель | Мероприятия | Сроки |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни | Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни | 1. Формирование умений и навыков сохранения здоровья. 2. Ознакомление с правилами санитарно-гигиенического режима и их соблюдение. 3. Соблюдение техники безопасности при выполнении с/х работ. 4. Постоянное слежение за осанкой во время проведения теоретических и практических занятий. 5. Организация ежедневного 2 разового питания для ослабленных здоровьем детей. 6. Витаминный стол. | Весь период |
1.16. Финансовое обеспечение программы:
Выполнение программы обеспечивается за счет бюджетных ассигнований, средств, полученных от реализации сельхозпродукции, дополнительные привлеченные средств (спонсорские средства, добровольные пожертвования).
1.17. Кадровое обеспечение:
Корешкова И.А..- заведующая пришкольного участка, образование высшее – СГПИ, 1990 г.
Кудинов Н.Н..-зам. дир. по хозяйственной части школы.
Классные руководители 2-11 классов.
Учителя-предметники согласно графику работ на УОУ.
2.Учебно-опытный участок
2.1.Характеристика УОУ :
Пришкольный учебно-опытный участок имеет площадь 1,9 га.
Участок хорошо освещен, имеет источник водоснабжения – водопровод. Такое положение участка дает возможность, не нарушая расписания занятий, затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ.
В состав участка входит подсобные помещения, в которых хранится хозяйственный инвентарь и с/х техника, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.
- Площадь каждого отдела определяется директором школы по согласованию с заведующим учебно-опытным участком.
- В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
Участок частично огорожен.
2.2. Экологическое состояние УОУ
УОУ расположен с двух сторон школы, одна из которых хорошо освещена солнцем, вторая только во второй половине дня. Цветники и клумбы расположены перед фасадом школьного здания. Есть источник водоснабжения – водопровод.
Почва определяется как дерново-подзолистая, требующая постоянного внесения удобрений и мульчирования. Кислотность почвы близка к нейтральной. Почва бедна азотом, фосфором, калием.
Содержание свинца определяется как малое.
Юго-Западная часть участка переувлажнена, плотность почвы составляет 0,97 г/см3, что характеризует уплотненную почву;
Северо-Восточная часть- влажность равна – 27,6%, что является низким показателем;
Влияние реки, расстояние до которой около 300 метров нами не выявлено.
2.3. Занятия на УОУ
Работа на УОУ ведется во время учебного процесса (изучение теоретического материала и практические работы, во внеурочное время) и прохождения летней трудовой практики.
Направления работы:
- - исследовательско-опытническое;
- - природоохранное.
Мероприятия по работе исследовательско-опытнического направления ведутся строго по плану. ( Приложение 1)
Мероприятия по природоохранной работе
- благоустройство школьной территории; обрезка кустарников; удаление больных, усохших ветвей; скашивание травы;
- декоративное оформление газонов на территории школы: подбор и посадка цветочно-декоративных культур, уход за ними в течение лета;
- поддержка чистоты на территории, прилегающей к школе;
- участие в экологических акциях « Чистый берег- Чистая вода», «Белый аист», «Бобр» , «Подари школе растение», «Каждой пичужке- кормушка», «Птичий домик», операция «Борьба с королем Мусором», « Чистый дом, чистый двор, чистое село- чистая Родина!».
2.4. Материально-техническая база УОУ
Трактор | Водо провод | Газоно косилка | Рассадник | Сельхозинвентарь | |
Поливочный | Лопаты, грабли и т.д. | ||||
1 МТЗ-80 | 1 | 2 | 1 | Лейка 1 Ведро 8 Шланг 30 м 1 | Лопаты- 5 Вилы-2 Грабли -6 Мотыги -2 Рыхлители-6 Секатор-2 Носилки 2 Тележка 1 |
2.5. Развитие внешних связей УОУ
2.6. Годовая циклограмма работ на учебно-опытном участке.
Январь | Проверка всхожести семян цветов, сохранности клубней георгинов, луковиц монбреции. |
Февраль | Определение видового состава цветочно-декоративных растений в соответствии с их ростом, колористической гаммой, сроками цветения. Подготовка и ремонт инвентаря. Подготовка ящиков и почвы для рассады. Посев сальвии, цинерарии, петунии на рассаду. |
Март | Составление плана цветника. Проверка всхожести семян. Посадка лука в ящики на зелень. Формирование кроны у декоративных кустарников (обрезка). |
Апрель | Изготовление рассадника. Планирование севооборота. Посев и выращивание рассады капусты. Пикировка рассады цветочных культур. Уборка растительного мусора с участка. Защита плодовых деревьев. |
Май | Обработка клумб. Посев в грунт однолетников и многолетников. Уход за рассадой теплолюбивых однолетников Посадка овощей (лук, свекла, морковь, зеленные культуры). Подготовка клубней картофеля и его посадка. Оформление газонов. |
Июнь | Выкапывание луковиц тюльпанов. Высадка в открытый грунт цветочной рассады, рассады капусты; Посев семян огурцов, кабачков, тыквы, фасоли и уход за ними (полив, прополка, подкормка). Первое прореживание моркови. Заготовка щавеля и укропа на зиму. Окучивание капусты и картофеля. Поддержание почвы в рыхлом состоянии. Оформление газонов. Работа в цветнике. |
Июль | Полив, подкормка растений в период бутонизации, борьба с сорняками и вредителями, поддержание почвы в рыхлом состоянии. Второе прореживание моркови. Заготовка петрушки на зиму (для замораживания). Оформление газонов. Уборка урожая черной смородины и крыжовника. |
Август | Уход за растениями (полив, прополка). Удаление отцветших соцветий (агератум, петуния, циннии, георгины и др.) для улучшения декоративности цветника и вторичного цветения. Сбор урожая лука и подготовка его к зимнему хранению. Сбор урожая огурцов, кабачков, фасоли. Оформление газонов. Сбор и сушка семян однолетних цветочно-декоративных культур. |
Сентябрь | Высадка тюльпанов, сбор семян. Сбор урожая картофеля, свеклы, моркови. Сбор и сушка плодов шиповника коричного (для витаминизации учащихся в зимнее-весенний период). |
Октябрь | Сбор семян, подготовка участка к зиме – однолетние растения удаляем; многолетние (георгины, монбреция) выкапываем; вырезаем надземные стебли всех многолетних растений. Сбор урожая капусты. Осенняя обработка почвы. Обрезка кустарников. |
Ноябрь - Декабрь | Производим стратификацию семян цветочных культур. Подготовка огорода к зиме. Уборка инвентаря. |
3.Структура и содержание отделов УОУ
Состав УОУ:
На учебно-опытном участке действуют отделы:
- полевой;
- овощной;
- плодово-ягодный;
- цветочно-декоративный;
- метеорологическая площадка(в стадии разработки);
- дендрарий;
3.1. Отдел полевыхрастений. На участке выращивается картофель сортов «Аврора», «Невский», «Синеглазка».
3.2. Отдел овощных растений состоит из двух частей: на одной выращивается капуста разных сортов, на другой:
- луковичные (чеснок, лук);
- плодовые (огурцы, тыква, кабачки);
- корнеплоды (морковь, свекла, редис);
- бобовые (фасоль);
- зеленные (петрушка, щавель, укроп, салат)
Работы в овощном и полевом отделах начинаем весной по плану.
Март | Проверка всхожести семян. Посадка лука в ящики на зелень. |
Апрель | Изготовление рассадника. Планировка огорода с учетом севооборотов. Посев семян капусты на рассаду. |
Май | Подготовка семян картофеля и посадка картофеля в открытый грунт. Посев семян моркови, свеклы, зеленных культур. Посадка лука. |
Июнь | Высадка рассады капусты в грунт. Уход за высаженной рассадой – поливка, прополка, подкормка. 1 прореживание моркови. Высадка свеклы рассадой. Прополка картофеля. Посев огурцов, кабачков, тыквы. Заготовка щавеля и укропа на зиму. |
Июль | Полив, прополка, борьба с сорняками и вредителями. Окучивание картофеля и капусты;. 2-е прореживание моркови. Заготовка петрушки на зиму(для замораживания). |
Август | Сбор урожая лука и подготовка его к зимнему хранению Борьба с сорняками. Сбор урожая огурцов и кабачков. |
Сентябрь | Сбор урожая картофеля, свеклы, моркови. |
Октябрь | Сбор урожая капусты. Осенняя обработка почвы. |
Ноябрь | Подготовка огорода к зиме. |
При выращивании овощей необходимо соблюдать севооборот или плодосмен, т.е. - обязательное чередование культур.
Чередование культур в севообороте продумывается заранее. При этом учитывается отношение растений к удобрениям. При составлении севооборота стараемся разместить культуры так, чтобы представители одного семейства возвращались на старое место не раньше чем через 2-3 года.
Допустимые и недопустимые предшественники овощных культур
Культуры | Лучшие предшественники | Минимальный срок возврата на старое место, лет | Недопустимые предшественники |
Капуста | Лук, огурцы, морковь, свекла, картофель, томаты | 3-4 | Крестоцветные |
Картофель | Морковь, свекла, лук | Пасленовые | |
Лук, чеснок | Морковь, огурцы, укроп, салат, капуста | 3-4 | Томаты |
Морковь, петрушка | Картофель, томаты, огурцы, горох, капуста | 2-3 | |
Огурцы, кабачки, тыква, патиссоны | Картофель, лук, морковь, капуста, горох | 2-3 | |
Репа, редька, редис | Картофель, лук, морковь, свекла | 3-4 | Капуста |
Свекла | Картофель, огурцы, лук | 2-3 |
3.3. Плодово-ягодный участок состоит из плодового яблоневого сада и ягодных растений. В ягодном отделе выращиваем смородину, крыжовник, вишню и сливу. Сад – сложная экологическая система, даже если он состоит лишь из нескольких деревьев и кустарников, растущих на школьном участке.
Декабрь-январь | Снегозадержание. |
Февраль | Растения находятся в относительном покое. Планирование работ. |
Март | Формирование кустов, обрезка. |
Апрель | Размножение отводками. Рыхление почвы. |
Май | Защита растений от болезней (фаза бутонизации). |
Июнь | Полив и подкормка. |
Июль | Сбор урожая (крыжовник, смородина), культивация почвы с удалением сорняков. |
Август | Сбор урожая (крыжовник). |
Сентябрь | Сбор урожая (шиповник). |
Октябрь | Перекопка междурядий с внесением органических удобрений. |
Ноябрь | Подготовка сада к зиме. |
3.4. Цветочно-декоративный отдел. Цветники украшают школьную территорию в течение всего вегетационного периода. Это клумбы, бордюры, где представлено видовое разнообразие цветочно-декоративных культур, которые ежегодно пополняются. Цветочно-декоративный отдел вынесен перед школой и делится на два раздела: многолетние и однолетние растения.
Однолетние | Многолетние |
Агератум, Альпийская астра, Амарант хвостатый. Бархатцы. Кохия. Львиный зев. | Аквилегия (водосбор). Барвинок малый, Купена обыкновенная. Лилейник. Мак альпийский, Маргаритка многолетняя, Монбреция. Нарцисс, Нивяник обыкновенный. Тюльпан. Физалис декоративный, Флокс метельчатый. Хризантемы. |
3.5. Дендрарий насчитывает больше десятка пород деревьев и кустарников и дает представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры.
Деревья Береза бородавчатая Липа Лиственница Туя | Кустарники Снежноягодник |
Специально выделять отделы начальных классов, общей биологии, а так же коллекционный отдел нет необходимости. Учащиеся начальных и старших классов работают и ставят опыты во всех отделах участка. Коллекционные посевы можно также размещать в каждом отделе.
- Результаты выполнения программы
4.1. Ожидаемый результат
- повышение роли УОУ как центра опытнической и исследовательской деятельности по биологии, экологии, географии;
- Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся ориентированной деятельности охраны окружающей среды;
- повышение урожайности культур, выращиваемых на УОУ;
- обеспечение школьной столовой овощами и удешевление питания, как школьников, так и воспитанников детского сада, находящегося при школе.
- По итогам работы на УОУ обучающиеся должны:
Уметь:
- Собирать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
- Использовать органические и минеральные удобрения;
- Проводить работу по размножению и пересадке комнатных растений, распознавать их виды;
- Проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;
- Проводить механическую, химическую и биологическую борьбу с вредителями растений;
- Проводить простейшие опыты с растениями, наблюдать и объяснять результаты, анализировать;
- Создавать проекты.
Знать:
- Что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
- Способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;
- Зерновые технические, кормовые, овощные, лекарственные растения, цветочно-декоративные растения, комнатные, плодово-ягодные культуры;
- Способы размножения растений;
- Значение зеленых растений для других живых организмов на Земле;
- Основные сельскохозяйственные профессии в растениеводстве.
Информационное обеспечение программы
1. Быков И.П. Методические рекомендации к проведению практических занятий по физиологии сельскохозяйственных растений. – Улан-Удэ, 1980. – 87 с.
2. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учебник для 6-7 классов /Т.И.Серебрякова и др. – М: Просвещение, 1994. – 224с.
3. Игнатьев Т.В., Вохмянина Л.А. Программы образовательных учреждений. Начальная школа (1-4 кл.) в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2001.
4. Исачник А.В., Воробьев Б..Н. Сортовой каталог. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 416.
5. Защита растений. - М.: Изд-во ЭКСМО, Изд-во Лик Пресс, 2002. – 112 с.
6.Основы агротехники полевых и овощных культур /под ред. П.Ф. Кононова - М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
7. Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства 10-11 кл. / Г.В. Пичугина, Н.В. Сорокина. – М.: Дрофа, 2002. – 272 с.
8. Методика постановки опытов с плодами, ягодами и декоративными растениями /под ред. В.А.Комиссарова – М: Просвещение, 1982
9. Мухин В.Д. Приусадебное хозяйство. Овощеводство. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, Изд-во ЛИК Пресс, 2000. – 368 с.
10. Основы агрономии /под ред.В.М. Степанова – М.: Просвещение, 1973. – 350 с.
11. Овощеводство. Приусадебное хозяйство– Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2000. – 300 с.
12. Огород. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2001. – 144 с.
13. Огород. Почвы и компосты. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2002. – 144 с.
14. Опытническая работа юных натуралистов. Сборник статей /под ред. В.А. Пономарева. – М:, 1962
15. Плешаков А.А. Тематическое планирование по программе «Зеленый дом» для начальной школы. – М.: Просвещение, 1999.- 79 с.
16. Подшивка журналов «Сельская новь», «Приусадебное хозяйство» за 2000-2002
17. Пономарев М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке – М: Просвещение, 1974
18. Природоведение: учебник для начальных классов /под.ред. И.Д. Зверева. – М.: Просвещение, 2001
19. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» - М: Просвещение
20. Программно-методические материалы. Биология: 6 – 11 кл.
21. Программно-методические материалы. Технология.
22.Постникова Е.А. основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: методические разработки для учителей: Поурочные разработки: 1 – 2 кл., - М.: Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2001 – 208 с.Справочник бригадира – овощевода /под ред. Н.А. Смирнова – М.: Россельхозиздат, 1980. – 190 с.
23. Почва и компомос. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. – 114с.
24. Раздымалин И.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы - М: Просвещение, 1976
25.Удобрения и стимуляция роста растений / О.С. Безуглова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.
26. Энциклопедия огородника. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 720 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проекта "Живи, земля, живи"
Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» предназначена для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательных школ. Она включает материал по экологическ...
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...
Познавательная программа, посвященная Дню Земли "Я люблю свою Землю!"
На основе данного материала привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. В ходе мероприятия дети узнают много интересног о нашей планете, играют, отгадывают загадки....
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учитель истории МБОУ «Топканов...
Программа краеведческого кружка "Земля рождения - земля судьбы"
Программа краеведческого кружка способствует духовно-нравственному развитию личности подростка. Назначение программы -сформировать целостное представление о культурном пространстве родного края....
Программа развития пришкольного участка "Азбука Земли"
В данной программе показана работа пришкольного участка...